Эффективность воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Косыгина Вера Владимировна

Формирование личности по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_deyatelnost.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность воспитательной деятельности

в условиях реализации ФГОС

(из опыта работы)

:

Талантливые дети – это достояние нации...

И для того, чтобы сформировать это национальное достояние, необходимо обратить внимание на образование и воспитание.

В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-фз от 29.12.2012 г. определено, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...», а «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Тем же законом (ч.1 ст. З) установлены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: «...воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Формирование личности по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой.

Анализ ценностных ориентиров, уровня удовлетворенности учащихся и педагогов школьной жизнью выявил противоречия:

  • между желанием каждого быть успешным и неопределенными представлениями о сфере своей успешности, неполным осознанием путей достижения цели;
  • между потребностью личности в общественном признании и наличием в школе непризнанных, незаметных учащихся;
  • между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы и несовершенством имеющихся средств;
  • между потребностью учащихся в индивидуальной траектории образования и единым содержанием образования.
  • между высоким уровнем информатизации образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров в конкретных условиях.

 

Филиал работает по программе  разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Приоритетными направлениями работы являются:

  1. Воспитание социальной ответственности и компетентности
  2. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
  3. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
  4. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
  5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание
  6. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Повышение социальной активности учащихся как в школе, так и на уровне города.
  2. Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности
  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, широким кругозором;
  4. Создание открытой воспитательной системы.
  5. Создание широких возможностей для самореализации учителей и учащихся.
  6. Повышение степени удовлетворенности качеством образовательного процесса его участниками;
  7. Положительная динамика развития межличностных отношений;
  8. Повышение общественной активности;
  9. Увеличение творческих способов самореализации во всех видах деятельности;
  10. Выполнение социально - значимых, творческих проектов.


Модель будущего выпускника – здоровая, конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:

  • умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;
  • умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;
  • умеющая продуктивно общаться на уровне приобретенного опыта;
  • умеющая сознательно организовать свой образ жизни в конкретной социальной среде и проработать перспективы своего культурного роста;
  • знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;
  • умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя должна обеспечивать новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства.

Деятельность классных руководителей предусматривает:

  1. индивидуальную работу по изучению и коррекции развития личности ребенка;
  2. организацию досуга учащихся, свободного общения;
  3. спортивно-оздоровительную работу;
  4. приобщение учащихся к   достижениям, культуры  
  5. развитие творческих способностей через внеурочную деятельность;
  6. связь с семьей, работу с родителями;
  7. вовлечение учащихся своего класса в систему дополнительного образования.

Воспитательный потенциал реализуется через

  • внеклассную и внеурочную творческую деятельность;
  • традиции;
  • систему дополнительного образования;
  • систему самоуправления  ;
  • урочную деятельность;
  • работу с родителями;
  • работу с детьми, требующими особого внимания;
  • научно-исследовательскую деятельность учителей и учащихся.

 Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы на 2017-18 уч. Год. Каждый классный руководитель имеет план воспитательной работы в классе. Согласно которому проводятся классные часы, родительские собрания, индивидуальная работа с детьми из неблагополучных семей. (это семьи Мельниковы., Сорокины, и  семья Степаненко Ал). В школе проводятся традиционные мероприятия, а также постоянно принимаем участие в различных акциях (спид, наркотики, уроки мужества и т. ученики посещают музыкальную школу, мини футбол

Филиале в 2017-18 учебном году отведено 15 часов на внеурочную деятельность, из них-7 часов в младшем звене и 8 в  5-7 классах. По сравнению с прошлым учебным годом количество часов возрасло. Но давайте посмотрим за счет чего-  в 5-7 классах третий час физической культуры заменен ОФП, выполнение закона об образовании  заставило ввести за счет внеурочной деятельности второй иностранный язык. Таким образом- по сравнению с прошлым учебным годом количество внеурочной деятельности увеличилось по сути лишь на 2 часа- в 5 классе- история казачества, в 7 классе- экология животных. В начале учебного года  был сформирован казачий отряд из учащихся 5-7 классов. Пока  ребята принимают участие мероприятиях (шубинские чтения, в качестве приветствующей стороны на конкурсе вперед мальчишки,  Областной ассамблеи казакок в г. Липецке) и 17 марта планируется муниципальный семинар по истории, одним из вопросов которого будет  мероприятие «В своих сердцах мы сохраним былую славу казаков»

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов только 50% внеурочных мероприятий может реализовываться в классно-урочной системе: мероприятия дополнительного образования тоже направлены на реализацию основных направлений ФГОС. (ДПиШ)

При выявлении занятости ребят учитывается участие их в проектной деятельности в классе, в школе, в социуме, участие в научно-практической деятельности.

Об эффективности организации воспитательной деятельности свидетельствуют значительные результаты конкурсов: за 1 полугодие 2017-18 учебного года

На олимпиадах муниципального этапа – 3 призера(физика, немецкий, биология);

Творческие конкурсы-  8 призеров, 11 победителей на муниципальном этапе и на региональном- победитель  «В мире языков и культур», кроме этого учителя начальных классов активно принимают участие в заочных межпредметных и предметных олимпиадах  .

Эффективность работы органов ученического самоуправления

 в каждом классе созданы и функционируют органы самоуправления.в прошлом году я говорила  о проблемах в данном направлении и в 2017-18 учебном году мы с классными руководителями решили    старшеклассников привлечь более активно к данному вопросу и первые же уроки в 5-9 классах 1 сентября были подготовлены и проведены учениками:удачно  был организован  День самоуправления на день учителя   концертные выступления, различные   опросы, оформление классных кабинетов к празднику и проведение уроков  в 1-7 классах. Причем задействованы были в данном проекте не только лучшие ученики- а абсолютно все учащиеся 8-9 классов.

Продолжается достаточно тесная работа с МЧС, а вот сотрудничество с домом культуры выходит как то однобоко- наши дети принимают участие во всех мероприятиях, а вот помощи со стороны клубных работников мы и не видим.СЕМИНАР ПО КАЗАЧЕСТВУ

 


 

Но были выявлены и проблемы:

  1. Классные руководители не всегда могут сформировать у школьников активную гражданскую позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье.
  2. Недостаточно активно работает самоуправление в классах.
  3. Относительно низок уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся.

 

  1. Снижается ответственность родителей за воспитание детей.
  2. Слаба заинтересованность родителей учащихся старшего звена в школьных проблемах.

 

 

Для эффективного управления качеством образования и воспитания необходимо решать следующие задачи:

  1. Работать над повышением уровня воспитанности учащихся: формировать у детей основы культуры поведения.
  2. Продолжить работу по созданию условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
  3. Использовать активные формы сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, социумом, родителями.
  4. Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее их число для активного участия в самоуправлении.
  5. Обеспечить социальное, психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением.
  6. Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.
  7. Классным руководителям продумывать новые формы проведения родительских собраний, качественно улучшить их содержание.
  8. Продолжить работу по организации полной занятости трудных подростков.

Мы отдаем себе отчет, что, с вступлением в силу ФГОС общего образования, нам предстоит сложная и кропотливая работа в плане воспитания учащихся, их успешной социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»...

Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

Данный материал освещает некоторые вопросы, связанные с конструированием образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (предметная область -русский язык)....

Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Презентация, лекция курсов повышения квалификации по программе"Модернизация районной системы образования: Реализация ФГОС", для заместителей руководителя по УВР,ВР, кадрового резерва. Главная цел...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...