Открытое внеклассное мероприятие "Холокост - путь к толерантности"
методическая разработка (6, 7, 8 класс) на тему

Шишкина Екатерина Сергеевна

Создание условий для осознания учащимися ужаса событий Холокоста, формирование толерантного отношения к представителям разных народов, важность идей гуманизма и человеколюбия в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание урока

Деятельность учащихся

  1. Актуализация темы – упражнение «картошка». Вряд ли кто – нибудь считает, что килограмм картофеля обладает уникальностью. Возьмите каждый себе по картофелине. Рассмотрите ее очень внимательно, выясните ее «особые предметы». На выполнение задания дается 1 минута. Потом картошка перемешивается. Ка ждый должен найти «свою» картофелину и описать ее.

Учитель: (СЛАЙД 1) Мы сейчас на примере килограмма картофеля осознали понятие «уникальность». Если у даже среди картошки можно найти особенность и неповторимость, то что уж говорить о людях.  Мы все с вами уникальны и неповторимы. Часто бывает так, что мы воспринимаем какую - нибудь группу, например, этническую, как целое и не задумываемся над тем, что каждый ее представитель – уникальный и неповторимый. Например, нам может казаться, что у всех китайцев одинаковой лицо, что все немцы – занудные, а финны – молчуны. Но если мы познакомимся ближе с конкретным человеком из этой группы, больше узнаем о нем, то его индивидуальность и неповторимость станут очевидными. И человеческая жизнь является важной ценностью всего мира. Но так, к сожалению, было не всегда. Сейчас внимание на экран, смотрим фрагмент фильма, и вы скажете, какая же тема классного часа сегодня.

  1. Формулирование темы занятия «Холокост – урок жизни…» СЛАЙД 2
  2. Работа с понятиями «холокост», «геноцид», «расизм», «фашизм», «гетто».

Учитель: Кто-нибудь из вас слышал слово «холокост»?

Давайте выясним происхождение слова «холокост». 

- В переводе с греческого языка оно значит всесожжение. 
- В религиозной литературе используется как жертвоприношение в храме. 
- В светской литературе впервые термин «холокост» появился в американской публицистике в 60-х годах 20-го столетия и символизировал крематории концлагеря Освенцима.

- Полученные новые сведения подтверждают наши ответы? А какое уточнение лучше поясняет значение слова «холокост»?

- Действительно, 27 января  день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвиц – немецкое название (Освенцим – польское название) - стал Международный день памяти жертв холокоста – днём светлой памяти всех узников концлагерей, обречённых на уничтожением нацизмом. СЛАЙД 3

Холокост - преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг.)..  СЛАЙД 4

Во время Катастрофы еврейства было истреблено 6 миллионов 100 тысяч человек. Лишь евреев (а также цыган ) умерщвляли только за их национальную принадлежность. Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение. СЛАЙД 5 

Гетто – в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов. СЛАЙД 6 

Геноцид евреев - явление небывалое, такого не было даже в самые мрачные эпохи мировой истории. 

Придя к власти в Германии 30 января 1933г. Гитлер объявил «превосходство немецкой расы». СЛАЙД 7 Фашисты считали, что только они достойны жить, быть хозяевами на этой земле. Все остальные народы были объявлены «недочеловеками, неполноценными», подлежащими уничтожению или превращению в рабов. Уничтожению подлежали славяне (к которым относятся и русские), евреи, цыгане и много, много других народов.

СЛАЙД 8 Вторжение гитлеровской армии в нашу страну 22 июня 1941 года ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса. Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы в 33 государствах.

  1. Примеры геноцида евреев (Бабий Яр). Музыкальное сопровождение - 13 симфония Д. Шостаковича «Бабий Яр»

СЛАЙД 10 Самые беззащитные дети войны – малолетние узники фашистских «лагерей смерти» и гетто. У них отняли не только дом, еду, семью – у них отняли Родину и свободу. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые страшные воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, расстрелы, кровь и люди в белых халатах со шприцами, которые брали у детей кровь для раненых немецких солдат. В фашистских концлагерях был – ад: в  душегубоки и печи отправлялись дети и женщины, старики и пленные мужчины. Висели плакаты, где было нарисовано детское сердце, а в центре был аккуратно нарисован кружочек – мишень. Надпись под ним гласила, что фашист, который попадет в сердце ребенка, получит дополнительные отпускные дни. Убийства евреев происходили не только в лагерях смерти. Есть много мест, названия которых болью отзываются в сердцах людей. Это места, где были убиты сотни и тысячи людей, не только евреев.

А) Работа со стихотворением Нателлы Болтянской «Бабий Яр»

«Мама, отчего ты плачешь,

Пришивая мне на платье

Желтую звезду?

Вот такое украшенье

Надо бы щенку на шею,

Я его сейчас же приведу.

А куда уводят наших,

Может, там совсем не страшно,

Может, там - игрушки и еда!

Мне сказал какой-то дядя,

Сквозь очки в бумажку глядя,

Что назавтра нас возьмут туда.

Посмотри, какая прелесть,

Вот оркестр играет "фрейлехс"…

Отчего так много здесь людей?

Мама, ну скажи мне, мама,

Кто тут вырыл эту яму

И зачем нас ставят перед ней?

Что ты плачешь, ты не видишь -

Их язык похож на идиш…

Но почему все пьяные с утра?

Может быть, в войну играют,

Раз хлопушками стреляют…

Мама, это вовсе не игра!

Мама, отчего ты плачешь, мама, отчего ты пла…»

Вопросы учителя:

1. Как вы думаете, почему стихотворение недописанное?

2. Какие эмоции оно у вас вызвало?

3. А кто знает, что означала желтая звезда, которую пришивала на платье мама девочки?

4. А как вам звучание Симфонии Д. Шостаковича?

5. А кто знает откуда произошло название стихотворения «Бабий Яр»?

Рассказ учителя: 29 сентября 1941 года навсегда останется одной из самых мрачных дат в истории человечества, потому что в этот день начались массовые расстрелы мирных жителей в Бабьем Яру. СЛАЙД 11

      Долгое время было вообще неизвестно, сколько погибло тут людей. В послевоенное время шепотом называлась очень приблизительная цифра, которая до сих пор выбита у подножья установленного тут памятника: “Бiльш нiж 100 тисяч громадян мiста Києва та вiйськовополонених”. Уже в 90-х годах стали говорить сначала о 200 тысячах, а по последним сведениям — о 260 тысячах расстрелянных.

После начала войны Киев был довольно быстро окружен и несмотря на героическое сопротивление, 21 сентября последние солдаты оставили столицу Украины. Эвакуация была проведена не полностью, так что “живого материала” для фашистских  «экспериментов». Для начала в Бабий Яр привезли и расстреляли два цыганских табора. СЛАЙД 12 Затем по городу были расклеены объявления без подписей, которые приписывали всем евреям Киева и окрестностей явиться 29.09.1941 в район Лукьяновского кладбища с вещами и документами. За неповиновение — расстрел.

       По официальным данным, с 29 сентября по 1 октября 1941 г. здесь погибло 52 тысячи человек. 17 тысяч стариков, женщин и детей в день! СЛАЙД 13

ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД 14

Учитель: Посмотрите пожалуйста на экран(на экране изображение иконы Богоматерь Равенсбрюкская, восстановленная по описаниям). Что это? Верно, это икона Богоматери Равенсбрюкской, к сожалению, оригинал не дошел до нас, это восстановленное по описаниям изображение. Обычно у икон автора определить невозможно, но автора этой называют  «святая наших дней и для наших дней».

У нее было несколько имен: Елизавета Пиленко – по рождению, Елизавета Кузьмина-Караваева – по первому браку, Елизавета Скобцова – по второму браку, мать Мария – в монашестве. СЛАЙД 15

Первая женщина, окончившая Санкт-Петербургскую духовную академию (заочно), поэтесса, художник, член партии эсеров, городской глава города Анапы, эмигрантка в Париже, мать троих детей, монахиня, основатель благотворительной и культурно-просветительной организации помощи русским эмигрантам «Православное дело». Спасла многих евреев от смерти, узница женского концлагеря Равенсбрюк.

Наверное, не случайно, родившись 8 декабря (по старому стилю), в день памяти Анфисы Римской, мать Мария, как и святая Анфиса Римская, мученически погибла – была сожжена.

В годы второй мировой войны была отправлена в немецкий концлагерь Равенсбрюк и там вышивала иконы, поддерживала добрым словом и молитвами узников лагеря. За несколько недель до своей гибели в 1945г. она стала вышивать очень необычную икону – Божью Матерь, обнимающую младенца Христа, уже распятого на кресте. Она и раньше вышивала иконы, которые дарила или обменивала на кусок хлеба. Теперь же не хотела отдавать эту икону никому. Как еее не просили. «вернемся домой, - говорила она, я ее отдам. Подарю, но не здесь. Если успею ее закончить, она поможет выйти живой отсюда. А не успею – значит, умру». Не успела…

Давайте мы с Вами представим себя на месте узников этого концлагеря. В тайне от нацистов они молились, чтобы обрести надежду на скорое освобождение из этого ада.

И молитва, обращение к Господу было практически единственной возможностью не сойти с ума. Встанем и прочтем фрагмент Равенсбрюкской молитвы. СЛАЙД 16

Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.

 

Так поступи же иначе,
Ниспошли Свою милость
Всем палачам, предателям и шпионам,
Всем людям злой воли,
Награди их храбростью и душевной силой.

 

И считать надо только добро, а не зло.

 

А в памяти наших врагов
Мы не должны остаться их жертвами,
Их кошмарами и пугающими призраками,
Но их помощниками,
Чтобы они смогли изгнать злобу из душ своих.

 

Учитель: Удивительная молитва не так ли? Скажите, в чем суть молитвы? А о чем просят в этой молитве?

Заметьте, не страшной кары для убийц и мучителей, а дать им «душевную силу». Вот она – человечность, доброта! То, чего не было у фашистских захватчиков. СЛАЙД 17

Б) СЛАЙД 18 Концлагерь Аушвиц (Освенцим). Тут можно попробовать несколько вариантов работы(в зависимости от уровня класса):

1. Виртуальная экскурсия в конлагерь Освенцим – просмотр видео фрагмента и последующее обсуждение.

2. Практическая часть – анализ  и обсуждение документов.

3. Выступление заранее подготовленных учеников с сообщениями.

Вопросы учителя:

  1. Озвучьте ваши впечатления от увиденного и прочитанного.
  2. Какого отношение к таким прецедентам в человеческой истории?

  1. Подведение итогов – анализ и обсуждение стихотворения.

ПОЗДНИМ ВЕЧЕРОМ СЛАЙД 19

Может, я сентиментален, может…

Но когда домой я прихожу,

На дочурки туфельки в прихожей,

Замирая, с нежностью гляжу.

Прежде чем («Ты спишь, моя родная!»)

Подойти к кровати, не дыша,

Я любуюсь ими, представляя,

Как она в них бегала, спеша…

Сбросила,

                  нырнув под одеяло

С головой, как птенчик под крыло.

В туфельках, мне кажется, осталось

Резвых ножек дочкиных тепло.

И знакомый запах детской кожи –

Сладкий, как в июне клевера.

Может, я сентиментален…

Может,

Даже слаб в такие вечера,

Сам собою даже не владею…

Но (уж ты мне, милая, прости!)

Жжет меня в тот миг одно виденье,

Неправдоподобное почти.

СЛАЙД 20

Туфельки. Ботиночки…

Их было,

Разноцветных, может, миллион.

И во мне все сжалось, все застыло,

Все окаменело.

Даже стон.

Я глядел на них и – вместе – слушал:

Вскрик… Огонь…

И вновь – огонь. Стеной.

Туфельки – они взорвали душу.

С той поры они навек со мной.

Синие – они через порожек

Прыгали, носились вдоль реки…

Розовые,

                сброшены в прихожей,

Отдыхали, словно лопушки.

А потом…

Глядел я и не верил:

Туфелек – гора под потолок…

Их (да люди ль это были? Звери!),

Гогоча, срывали с детских ног.

С исхудавших – эти вот ботинки,

Тапочки…

Срывали без стыда.

Нет тепла в них.

Высохли слезинки,

Что упасть могли на них тогда.

СЛАЙД 21

…Шли назад мы,

                              робко приминая

Жирную Освенцима траву.

Жаворонок в небе пел, играя,

И шиповник дикий цвел во рву.

Шли мы. Каменели наши лица,

Словно мы не летом шли – зимой.

…Может быть, и с вами так случится:

Вечером вернетесь вы домой

И, увидев детские в прихожей

Туфельки –

                    в шнурках и ремешках,-

Как и я, растрогаетесь тоже,

Нежно их подержите в руках…

СЛАЙД 22

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (дети встают, звучит метроном)

Светлая память погибшим на поле боя, замученным в фашистских застенках, безвинно убитым детям, мирным жителям…

Учитель: Пока мы помним  о том, что  вынес  еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста,  не может быть геноцида и рабства. Молодежь, студенты, школьники должны помнить, не забывать  страшные уроки истории. Вам жить, строить мир в XXI в. Мы должны сделать все, чтобы страшные события не повторились ни с одним народом.

СЛАЙД 23 Закончить, хотелось бы словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

(НА ПАРТАХ У УЧАЩИХСЯ ЛЕЖАТ ЗАВЕРНУТЫЕ В НЕПРОЗРАЧНУЮ БУМАГУ КУСОЧКИ ХЛЕБА И ЗАПИСКА С ПОЯСНЕНИЕМ, что это дневная норма для узников концлагерей) – учитель их выдает как секретный подарок, выдается после урока каждому ребенку)

Учащиеся пытаются выполнить задание.

Просмотр фильма П. Чухрая «Дети из бездны. Прерванное молчание». Ответы учащихся. 

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Просмотр презентации. Прослушивание рассказа учителя.

Работа со стихотворением.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся (1. просьбы, обращение к Богу и тп. 2.очистить от скверны и злобы души мучителей и мир среди людей )

Просмотр видеофрагмента.

Чтение и анализ документов (Воспоминания очевидцев). Мнение учащихся. Выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Память о Холокосте - путь к толерантности.

Урок - исследование в 9 классе...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

Сценарий внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»

      Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – ун...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почв...