Открытое внеклассное мероприятие Жизненный и творческий путь Н.М. Карамзина
материал по литературе по теме
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«СЛАВА ЕГО ПРИНАДЛЕЖИТ РОССИИ»
(Жизненный и творческий путь Н.М. Карамзина).
ЦЕЛИ:
- помочь учащимся изучить основные факты биографии писателя-земляка, поэта, историка Н. М. Карамзина; познакомиться с его литературным творчеством.
- создать условия для развития навыков выразительного чтения, устной монологической речи учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
портрет Н. М. Карамзина, презентация «Жизнь Карамзина», выставка книг.
Он здесь! Он вечно ваш!
Изображение Клио отныне передаст
В позднейшем времени
И дар Царя, и дань
Признательной России
К трудам Карамзина…
Д. М. Ознобишин
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Слайд 1.
Чтение стихотворения «Не помним мы истории своей…»
Не помним мы истории своей
Не ведаем, как жили наши предки,
Как будто мы совсем других кровей,
Другой любви,
Обычаев
И сметки.
Как будто бы до нас
И после нас
И не было
И никого не будет.
Живем мы суетливо,
Напоказ,
С гордынею…
Да что же с нами, люди?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. В этом стихотворении наш ульяновский поэт Владимир Дворянсков поднимает очень важную тему – тему памяти человеческой, когда люди в погоне за « хлебом насущным» забывают о самом главном: о душе, нравственности, не помнят истории своей Родины.
Сегодня в нашей литературной гостиной речь пойдет о Николае Михайловиче Карамзине, чья жизнь тесным образом связана с Симбирским краем и с историей нашей великой страны
Ведь именно Карамзин был первым историком на Руси и замечательным писателем, в произведениях которого оживала «история государства Российского».
Слайд 2.
СООБЩЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФАМИЛИИ КАРАМЗИНЫХ.
История рода Карамзиных начинается с 22 февраля 1606 года. Фамилия имеет тюркскую основу: «Кара» - черный, «Мурза» - титул человека знатного происхождения. В словаре «Русские фамилии» фамилия Карамзин трактуется как «чернявый». Под властью российской короны татарская знать сохранила свои привилегии и свои имена, которые были русифицированы обычным порядком, чаще всего путем прибавления суффикса – ов – или –ев – и реже -ин-.
Известно и то, что фамилия Карамзиных проникла через армян, среди которых распространены фамилии: Карахан, Карамурза. Но никаких документальных сведений нет.
ВЕРСИИ, СВЯЗАННЫЕ С МЕСТОМ РОЖДЕНИЯ КАРАМЗИНА.
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. Казалось бы, сам Карамзин ответил на вопрос, о котором до сих пор ведутся споры. Читаем в его автобиографической справке, составленной в 1805году: « Надворный советник Н.М.Карамзин родился 1 декабря в 1766 году в Симбирской губернии…» Карамзин, правда, не указал, где именно в Симбирской губернии он родился. И вот эта безобидная недосказанность со временем привела к спору о том, какую из двух губерний – Симбирскую или Оренбургскую – надо считать родиной первого историка Руси.
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. Известный историк Михаил Петрович Погодин, автор двухтомной биографии Н.М.Карамзина, указывает, что Карамзин родился: « в селе Богородском» ( это родовое имение Дмитриевых в Сызранском уезде Симбирской губернии), « в Михайловке» (Оренбургское имение Карамзиных), «в Карамзинке» (село Знаменское Симбирского уезда – родовая вотчина Карамзиных).
Слайд 3.
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. В статье «О месте рождения Н.М.Карамзина» («Ульяновская правда» от 24 мая 1994 года ) ульяновский краевед Жорес Трофимов постарался доказать, что Николай Михайлович родился не в глухом сельце, каким было Знаменское, а в городе Симбирске. Это убеждение основывается, прежде всего, на том, что большинство дворян вели сезонный образ жизни: с наступлением апрельского тепла из Симбирска устремлялись в деревню, а в ноябре – возвращались в городские особняки. Для Карамзиных же возвращение в Симбирск осенью 1766 года имело важное значение: ведь только в городе Екатерина Петровна (мать будущего историка и писателя) могла рассчитывать на жизненно необходимую помощь медика-акушера.
УЧИТЕЛЬ. «…Карамзин как человек принадлежит прежде всего
Симбирску. В сердцах симбирских уроженцев память о нем должна жить теплее и сердечнее, чем где бы то ни было…»,- так говорил казанский профессор Н.Булич 1 декабря 1866 года, когда отмечался столетний юбилей .
Слайд 4.
УЧЕНИК. Карамзин принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое начало от татарского князя Кара-Мурзы, поступившего на русскую службу.
Отец – Михаил Егорович, отставной капитан, имевший земли в Симбирской и Оренбургской губерниях. Мать – Екатерина Петровна, урожденная Пазухина (умерла в 1769 г.). Вторым браком отец Карамзина женился на Евдокии Гавриловне Дмитриевой, тетке И. И. Дмитриева.
Детские годы Карамзина прошли в Симбирском имении его отца селе Знаменском, расположенном в 40 верстах от Симбирска. Чуть позднее оно было переименовано в Карамзинку (Майнского района).
Село Знаменское с его теплой семейной обстановкой, окруженное красивой природой, легендами и сказаниями оказало огромное влияние на будущее писателя.
Здесь он познакомился с европейской классикой, книгами по древней и новой истории, жизнеописаниями великих людей. Среди друзей отца маленький Карамзин научился гордиться и любить свою историю, свой народ, свою Родину.
Руссо, Ричардсон, Сервантес, Вольтер – на книгах этих писателей воспитывался Карамзин.
Жизнь в Знаменском обогатила представления Карамзина о своей малой родине, о занятиях отца и его приятелей-соседей, здесь он познакомился с тяжелой жизнью простых людей и их страданиями, связанных с неурожайными годами. Здесь, в Знаменском, возможно, на самом деле происходили следующие эпизоды автобиографической повести «Рыцарь нашего времени»: случай с медведем, сражение Леона и др.
Слайд 5.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ПОВЕСТИ «РЫЦАРЬ НАШЕГО
ВРЕМЕНИ». В один жаркий день он, по своему обыкновению, читал книгу под сению древнего дуба; старик дядька сидел на траве в десяти шагах от него. Вдруг нашла туча, и солнце закрылось черными парами. Дядька звал домой Леона,
"Погоди", - отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик. Старик непременно хотел идти домой. Леон завернул книгу в платок, встал и посмотрел на бурное небо. Гроза усиливалась: он любовался блеском молнии и шел тихо, без всякого страха. Вдруг из густого лесу выбежал медведь и прямо бросился на Леона. Дядька не мог даже и закричать от ужаса.
Двадцать шагов отделяют нашего маленького друга от неизбежной смерти: он задумался и не видит опасности; еще секунда, две - и несчастный будет жертвою яростного зверя. Грянул страшный гром... какого Леон никогда не слыхивал; казалось, что небо над ним обрушилось и что молния обвилась вокруг головы его. Он закрыл глаза, упал на колени и только мог сказать:
"Господи!", через полминуты взглянул - и видит перед собою убитого громом медведя. Дядька насилу мог образумиться и сказать ему, каким чудесным образом бог спас его. Леон стоял все еще на коленях, дрожал от страха и действия электрической силы; наконец устремил глаза на небо, и несмотря на черные, густые тучи, он видел, чувствовал там присутствие бога - Спасителя.
Слайд 6.
УЧЕНИК. С большим удовольствием маленький Коля спешил с книгами на высокий берег Волги, где любовался, ее синим простором. Был привязан к ласковой мачехе, так как родную мать помнил смутно. Неизгладимое впечатление произвела на Карамзина Волга: «Волга, родина беспечная юность трогали душу, извлекали слезы. Кто не испытал нежность силы подобных воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства. Родина, апрель жизни, первые цветы весны душевной! Как вы милы всякому!».
ЧТЕЦ. ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВОЛГА».
Река священнейшая в мире,
Кристальных вод царица, мать!
Дерзну ли я на слабой лире
Тебя, о Волга! Величать,
Богиней песни вдохновенный,
Твоею славой удивленный?
Дерзну ль игрою струн моих,
Под шумом гордых струн твоих –
Их тонкой пеной орошаясь,
Прохладой в сердце освежаясь –
Хвалить красу твоих брегов,
Где грады, веси процветают,
Поля волнистые сияют
Под тению густых лесов…
Слайд 7.
УЧЕНИК. Зимой 1773 года Н.М.Карамзина был определен в лучший в Симбирске Дворянский частный пансион француза Пьера Фовеля.
Двенадцатилетнего Николая Карамзина отправляют в далекую Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, пользовавшегося широкой известностью. Принимая в свое заведение волжанина Карамзина, Шаден с самого начала подметил в юном ученике прекрасные свойства души и редкие способности в учении. В пансионе особенно большое внимание уделялось изучению иностранных языков: французскому, немецкому, греческому, латинскому, английскому и итальянскому. Карамзину, как одному из превосходнейших своих учеников, Шаден давал читать лучшие произведения европейских авторов, особенно французских, чтобы образовать его вкус, ибо уже предвидел в нем литератора.
ЧТЕЦ. ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВЕСЕЛЫЙ ЧАС».
Кто все плачет, все вздыхает,
Вечно смотрит сентябрем -
Тот науки жить не знает
И не видит света днем.
Все печальное забудем,
Что смущало в жизни нас;
Петь и радоваться будем
В сей приятный, сладкий час!
Слайд 8-9.
УЧЕНИК. По совету Шадена, Николай посещал некоторые университетские лекции, где получал основательные сведения по истории отечественной и всеобщей истории, иностранных литератур, теории изящной словесности, основам логики, психологии. Шадену хотелось, чтобы Карамзин дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. Юноша и сам желал этого, но судьба решила по-своему.
Приехав в Петербург в 1781 году, Карамзин начал службу в Преображенском полку (по обычаю времени, еще в детстве, в 1774 г., он был записан в армейский полк, а затем переведен в гвардейский Преображенский полк в чине подпрапорщика). В Петербурге Карамзин встретился с И. И. Дмитриевым, и между ними завязалась дружба. Они вместе обсуждали и первые собственные литературные опыты. В 1783 г. Карамзин впервые выступил в печати, опубликовав прозаический перевод с немецкого языка идиллии С. Геснера «Деревянная нога».
После смерти отца в январе 1784 г. Карамзин вышел в отставку в чине поручика и уехал в Симбирск. Здесь он вел светский образ жизни, но по-прежнему много читал.
Резкую перемену в жизнь Карамзина внесла встреча со старым знакомым семьи, известным любителем древностей и отечественной словесности Иваном Петровичем Тургеневым. Он уговаривает Карамзина ехать в Москву, что и случилось в конце 1784 года. Там Тургенев ввел своего друга в лучший и, пожалуй, единственный интеллигентный кружок того времени, собравшийся возле знаменитого книгоиздателя Н.И.Новикова. Здесь Николай Михайлович редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума».
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ Н.М.КАРАМЗИНА.
1. Какие вы знаете произведения Карамзина, написанные для детей? (Карамзин написал три сказки: две прозаические – «Прекрасная царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес»(1795); одну стихотворную – «Илья Муромец (1795).
2. Кто из героев сказок Карамзина «хорошо играл на арфе и гитаре, пел трогательные песни своего сочинения и мог прекрасным образом оживлять полотно и бумагу»? .
3. Сколько подвигов совершает Илья Муромец в одноименной сказке?
4. В какой сказке Карамзина мы встречается с Черномором?.
5.Как удается Илье Муромцу избавить красавицу от долгого сна и разрушить «очарование злого хитрого волшебника Черномора» ? .
6. В чем необычность сказки «Дремучий лес» ?
7. Почему люди в сказке «Дремучий лес» боялись ходить в лес?
8. Почему герой сказки отправился в дремучий лес?
9.Кого юноша встретил в лесу?
Слайд 10.
УЧИТЕЛЬ. Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России, над которым будет работать более двадцати лет – до конца своей жизни.
УЧИТЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТРУД КАРАМЗИНА «ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО».
Первые наброски плана «Истории государства Российского» относятся к 1800 году. Насколько он уже тогда был поглощен этим замыслом, можно судить по письмам, адресованным И. И. Дмитриеву и брату.
ЧТЕНИЕ ПИСЕМ.
«Я по уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором…»
«Занимаюсь только русской историей, - пишет он брату весной 1803 года, а в декабре этого же года сообщает: «Император пожаловал мне пансион в год по две тысячи рублей и сделал меня историографом».
« В труде моем бреду вперед, шаг за шагом, и теперь, описав ужасное нашествие татар перешел в 14 век. Хотелось бы мне до возвращения в Москву добраться до времен Дмитрия, победителя Мамаева. Иду голой степью; но от времени удается мне находить и места живописные. История не роман; ложь всегда может быть красива, а истина в простом своем одеянии нравится только некоторым умам опытным и зрелым».
УЧЕНИК. Теперь Карамзин мог всецело посвятить все свои силы на реализацию обширного плана. Главное заключалось даже не в пенсии, а в том, что перед государственным историографом открывались сокровища архивов.
Помимо государственных архивов Карамзин пользовался сокровищами целого ряда частных собраний Мусина – Пушкина, Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых, Толстого, Уварова, а также собранием книг и манускриптов университетской и синодальной библиотек.
Важным подспорьем в работе над «Историей…» была собственная библиотека Карамзина. Имелся в ней подбор ценных древних рукописей.
Слайд 11.
УЧЕНИК. Начало работы над «Историей…» совпало с изменением в семейном положении автора. В 1804 году (после смерти первой супруги) Карамзин сочетался браком с Екатериной Андреевной Колывановой (внебрачной дочерью своего друга и корреспондента князя А. Вяземского) и надолго поселился в Остафьеве – подмосковном имении Вяземских.
В лице Екатерины Андреевны историк обрел надежную подругу, умную, прекрасно образованную помощницу. Она помогала в переписке готовых глав, позже держала корректуру первого издания «Истории…», а главное - обеспечила тот душевный покой и условия для творчества, без которых был бы просто невозможен огромный труд мужа.
УЧЕНИК. «История государства Российского» появилась в годы, когда русский народ был воодушевлен победой над армией Наполеона, в обстановке патриотического подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года. Россия спасла Европу от порабощения. Откуда, где источники этой мощи,- спрашивали себя русские люди, откуда их род, каково их место и роль в семье европейских народов? Труд Карамзина отвечал на все эти вопросы. Он посвящен родному народу.
Слайд 12.
УЧЕНИК. В начале 1826 года, будучи тяжело больным, Карамзин писал Дмитриеву: «Списывая вторую главу Шуйского, еще три главы с обозрением до нашего времени и поклон всему миру… Близко, близко. Но можно еще доплыть до острова, жаль, если захлебнусь с пером в руке». Строки эти оказались пророческими. Последняя фраза незавершенного двенадцатого тома гласила: «Орешек не сдавался».
Утром 22 мая 1826 года Николай Михайлович скончался.
Похоронили Карамзина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Петербурге.
Карамзину предлагали стать министром народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего отказался, согласившись принять звание историографа. Это звание было настолько диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: «Граф Истории».
Теперь проверим ваши знания по истории России, проведем историческую разминку.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
1.Что называется летописью?
2.Как называется комната монаха в монастыре?
3.Бог грома и молнии у древних славян?
4.Как называются произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях?
5.Чей щит прибит на вратах Цареграда?
6.Старинная рукопись, документ? (Хартия, свиток).
7.В каком городе Древней Руси былп устроена первая библиотека?
8.Первая книга христианского мира
9.Кто такой Боян?
10. Назовите первых святых на Руси?
11.Что необходимо, чтобы стать толмачем? .
12.Сколько копеек в полушке? .
ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ «НАТАЛЬЯ,
БОЯРСКАЯ ДОЧЬ».
Наталья.( Нежным голосом)Ты плачешь?
Алексей. Ах! Я должен открыть тебе мое сердце, прелестная Наталья! Оно еще не совершенно уверено в своем счастии.
Наталья. Что ж ему надобно?
Алексей. Обещай, что ты исполнишь мое требование.
Наталья. Скажи, скажи, что такое? Исполню, все сделаю, что велишь мне!
Алексей. В нынешнюю ночь, когда зайдет месяц, - в то время, как запоют первые петухи, - я приеду в санях к вашим воротам, ты должна ко мне выйти и ехать со мною; вот чего я от тебя требую!
Наталья. Ехать? В нынешнюю ночь? Куда?
Алексей. Сперва в церковь, где мы обвенчаемся, а потом туда, где я живу.
Наталья. Как? Без ведома отца моего? Без его благословления?
Алексей. Без его ведома, без его благословления, или я погиб!
Наталья. Боже мой!.. Сердце у меня замерло. Уехать тихонько из дому родительского? Что же будет с батюшкою? Он умрет с горя, и на душе моей останется страшный грех. Милый друг! Для чего нам не броситься к ногам его? Он полюбит тебя, благословит и сам отпустит нас в церковь.
Алексей. Мы бросимся к ногам его, но через некоторое время. Теперь он не может согласиться на брак наш. Сама жизнь моя будет в опасности, когда меня узнают.
Наталья. Когда тебя узнают? Тебя, милого душе моей?.. Боже мой! Как люди злы, если ты говоришь правду! Только я не могу поверить. Скажи мне, как тебя зовут?
Алексей. Алексеем.
Наталья. Алексеем? Я всегда любила это имя. Что ж беды, если тебя узнают?
Алексей. Все будет тебе известно, когда ты согласишься сделать меня счастливым. Прелестная, милая Наталья! Время проходит, мне нельзя быть долее с тобою. Чтобы родитель твой, которого я сам люблю и почитаю за добрые дела его, - чтобы родитель твой не сокрушался и не почитал дочери своей погибшею, я напишу к нему письмо и уведомлю, что ты жива и что он может скоро увидеть тебя. Скажи, скажи, чего ты хочешь: жизни моей или смерти?
Наталья. Ты меня спрашиваешь? Разве я не обещала тебе повиноваться? С самого младенчества привыкла я любить моего родителя, потому что и он любит меня, очень, очень любит (тут Наталья обтерла платком слезы свои),- тебя знаю недавно, а люблю еще больше: как это случилось, не знаю.
Алексей (снял золотой перстень с руки своей, надел его на руку Наталье). Ты моя! (Уходит).
УЧИТЕЛЬ. Творчество Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории и литературе. Недаром Александр Сергеевич Пушкин говорил : «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…».
Слайд 13,14,15.
ЧТЕЦ. СТИХОТВОРЕНИЕ Н. М. ЯЗЫКОВА.
Он памятник себе воздвиг, чудесный, вечный,
Достойный праведных похвал,
И краше, чем кумир иль столб каменосечный,
И тверже чем литой металл!
Тот славный памятник, отчизну украшая,
О нем потомству говорит
И будет говорить, покуда Русь святая
Самой себе не изменит!
ЧТЕЦ. ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Д. М. Ознобишина «ОН
ЗДЕСЬ!..»
Он здесь! Он вечно ваш!
Изображение Клио отныне передаст
В позднейшем времени
И дар Царя, и дань
Признательной России
К трудам Карамзина…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.Хлебников. Жизненный и творческий путь
Презентация, посвященная биографии и творчеству В. Хлебникова...
Открытое внеклассное мероприятие "Мои жизненные ценности"
Материал содержит сценарий открытого внеклассного мероприятия (классного часа) "Мои жизненные ценности", проведенного с учащимися 8 класса. Цель - получить ответ на вопросы "Что является главной...
Презентация-опора к открытому внеклассному мероприятию "Мои жизненные ценности"
Данную презентацию можно использовать как опору к внеклассному мероприятию (открытый урок, классный час) "Мои жизненные ценности". Сценарий мероприятия можно посмотреть на моей странице....
Открытый урок - презентация по музыкальной литературе "В поединке с судьбой". Жизненный и творческий путь Л.Бетховена для обучающихся 5 классов.
В данном материеле представлен краткий обзор творческого наследия великого немецкого композитора Л.Бетховена и его вкладе в мировую музыкальную культуру. ...
Внеклассное мероприятие "Жизненный и творческий путь народного поэта Башкортостана Мустая Карима"
Разработка внеклассного мероприятия содержит краеведческий материал...
Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)
2019 год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...