Сценарий внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
проект (9 класс) на тему

Рощупкина Ирина Александровна

        Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – уничтожение целого народа – Холокост, никого не оставляет равнодушным. Формирования у современных детей, которых все чаще обвиняют в черствости, духовности и осознания ценности человеческой жизни - является одним из приоритетных направлений федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сегодня много говорят о необходимости духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническим многообразии. Социальной солидарности и  вытекающей из этой  базовой ценности  понятию толерантность, в современный период уделяют много времени. Человечество на данном этапе развитие истории просто обречено на толерантность. В современном мире необходимо выработать систему стратегии согласия людей, различающихся  цветом кожи, вероисповеданием, взглядами. Холокост, это трагедия, которую учащиеся должны осознать. Не просто узнать об этом явлении, как о данности, как о факте. Они должны узнать факты, и сами для себя сделать выводы: что это за явление, причины, движущие силы, и его влияние на историческое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenriy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx240.71 КБ

Предварительный просмотр:

       

Управление образования администрации Губкинского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №6» город Губкин Белгородской области

                                                                      Методическая разработка сценария внеклассного                                                                     мероприятия,  посвященная теме ХолокостаH:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\ru_a7500_32.7uoz69k84zggsc4ss0kc80wkk.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

«Память о Холокосте – путь к толерантности»

Сценарий подготовила: Дмитриева Т.Н.,                                                                                             Старший вожатый

Рощупкина И.А. учитель русского языка и литературы

                                                                                 МАОУ «Гимназия №6»

г. Губкин

2016 г.

Пояснительная записка.

        Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – уничтожение целого народа – Холокост, никого не оставляет равнодушным. Формирования у современных детей, которых все чаще обвиняют в черствости, духовности и осознания ценности человеческой жизни - является одним из приоритетных направлений федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сегодня много говорят о необходимости духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническим многообразии. Социальной солидарности и  вытекающей из этой  базовой ценности  понятию толерантность, в современный период уделяют много времени. Человечество на данном этапе развитие истории просто обречено на толерантность. В современном мире необходимо выработать систему стратегии согласия людей, различающихся  цветом кожи, вероисповеданием, взглядами. Холокост, это трагедия, которую учащиеся должны осознать. Не просто узнать об этом явлении, как о данности, как о факте. Они должны узнать факты, и сами для себя сделать выводы: что это за явление, причины, движущие силы, и его влияние на историческое развитие.

Цель: ознакомление учащихся  с историческим фактом трагедии Холокоста и толерантным поведением в межэтнических отношениях.

Задачи:

  • ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”;
  • формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида, воспитание у обучающихся стремлению противостоять насилию и жестокости в современном мире;
  • формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных ценностей;
  • формирование у обучающихся интереса к малоизученным страницам истории Великой Отечественной войны.

Оборудование:

ПК, мультимедиа проектор, колонки, презентация, видеоролик, георгиевские ленты,

Ход внеклассного мероприятия

1 трек. (Заставка)

Ученик 1.  Как хорошо влюбляться и смеяться,

Ученик 2.  Как хорошо порою погрустить,

 Ученик 3. Как хорошо встречаться и прощаться,

 Ученик 4. И просто хорошо на свете жить!

 Ученик 1. Как хорошо проснуться на рассвете,

Ученик 2.  Как хорошо, что ночью снятся сны,

Ученик 3.  Как хорошо, что кружится планета,

Вместе:  Как хорошо на свете без войны.

2 трек. (Вставай, страна огромная!)

1.Ведущий: Страшные военные годы….

Как они изменили судьбы!

Обагрили кровью и слезами детство.

Сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок.

Разрушили светлые мечты…

2.Ведущий: 1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война.

1.Ведущий: Во время Второй мировой войны германские нацисты и их союзники убили около шести миллионов евреев.

2.Ведущий: Слышали ли вы слово “холокост”? Эту методичную, организованную на государственном уровне операцию по преследованию и истреблению называют Холокостом. Слово "холокост" — греческого происхождения, оно означает "жертва всесожжения". Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия.

1.Ведущий: На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.

2.Ведущий: Нацисты, пришедшие к власти в Германии в январе 1933 и утверждавшие, что немцы — "высшая раса”, считали евреев “низшей” расой, представляющей угрозу так называемому Германскому расовому обществу.

1.Ведущий: В период Холокоста нацисты преследовали также и другие группы людей, которых считали "неполноценными": цыган, людей с умственными и физическими отклонениями, некоторых славян (поляков, русских и других). Число жертв программы “эвтаназия” приближается к

200 000.

2.Ведущий: “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.”

1.Ведущий: После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

2.Ведущий: Фашисты заживо сжигали целые деревни с мирными жителями, не жалея  ни детей, ни женщин, ни стариков.

Звучит еврейская музыка – doyna

(стих) Автор: Н.  Коржавин читает учащаяся:

  Мужчины мучили детей.                                                                                              

  Умно. Намеренно. Умело.                                                                                            

  Творили будничное дело,      

  Трудились – мучили детей.                                                                                          

  И это каждый раз опять, –                                                                                                

  Кляня, ругаясь без причины…                                                                                              

  И  детям было  не понять,                                                                                              

  Чего  хотят от них мужчины.

  За что – обидные слова.                                                                                                    

  Побои, голод, псов рычанье?                                                                                            

  И дети  думали сперва,                                                                                                          

  Что это за непослушанье.  

 Они представить не могли                                                                                              

 Того, что было всем открыто:                                                                                                  

 По древней логике земли,                                                                                                

 От взрослых дети ждут защиты.    

 А дни всё шли, как смерть страшны,                                                                                

 И дети стали образцовы,                                                                                                    

 Но их всё били. Так же. Снова.                                                                                          

 И не снимали с них вины.

 Они хватались за людей.                                                                                              

 Они молили. И любили.                                                                                                    

 Но у мужчин «идеи» были,                                                                                            

 Мужчины мучили детей.

1.Ведущий: Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

2.Ведущий: “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.

1.Ведущий: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Песня «Молитва» Ave Maria исполняет учащаяся:

2.Ведущий: В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

( отрывок из поэмы Л.Озерова «Бабий Яр») читает учащаяся:

 А люди подходят и падают в яму, на камни…                                                        

 Дети – на женщин и старики – на ребят.                                                                    

 И,  как  пламя, рвущимися к нему руками                                                                  

 За воздух хватаются  и, обессилев, проклятья    хрипят.                                

 Девочка  снизу: – Не сыпьте землю в глаза мне!                                          

 Мальчик: – Чулочки тоже снимать?                                                                              

 И замер, в последний раз обнимая мать.                                                                      

 И тут же рядом – девочка или мальчик? –                                                                        

 Дядя, не  трогай, я песенки петь тебе буду!..                                                          

 И вдруг, подпрыгнув, как мячик,                                                                                  

 Упал   туда – в ещё беспокойную груду.

Александр Розенбаум «Бабий яр» (видео)

Из сочинения Эммы Хаевой читает учащаяся:

 «Утро. Необычайная тишина в небе. Но что это? Сладкая, едва уловимая музыка... Это запел жаворонок. А ведь сверху так интересно смотреть на людей. Вот в этом доме зажгли свет, а из этого выбежали трое босых ребятишек. Слышно стало, как лает собачка, кричат петухи. Звуки заполнили тишину. А я все лечу, лечу и лечу по небу... Я — облако».

1.Ведущий: После нападения на Советский Союз в июне 1941 года айнзатцгруппы (оперативные карательные отряды) и, в дальнейшем, военные батальоны полиции, следуя за германской армией по мере ее продвижения, стали проводить операции по массовому уничтожению евреев, цыган, а также советских государственных и партийных работников. Отрядами СС и полиции, поддержанными регулярной армией и элитными частями Германии, было убито более миллиона еврейских мужчин, женщин и детей, а также сотни тысяч людей других национальностей. С 1941 по 1944 год еще миллионы евреев, живших в Германии, в странах-союзниках Германии, а также на оккупированных территориях, были отправлены нацистами в гетто и в лагеря смерти, где их убивали в специально оборудованных газовых камерах.

“Бухенвальдский набат” (3 куплет)

Стих собственного сочинения читает учащаяся:

Об этом, люди, мы забыть не в праве …

Себя они назвали «высшей расой»

Те выродки. И план был очень прост:

Евреев истребить  Адольф собрался

Фашисты объявили Холокост.

Как звери жертву в ярости хватали.

Детей хватали! Дети здесь причем?

Терзали, издевались, убивали,

Сжигали, не жалея ни о чем…

А немцы в городах и селах дальних

Не знали даже будто ничего.

Знать не хотели просто! И не знали…

Но мы расскажем всем до одного.

О! Как о жизни малыши молили,

Но выжить под прицелом не смогли.

А «Deutsch  Kinder» дома спать ложились,

Уже немецкий «Ordnung» навели.

А бабий яр стонал, стонал устало…

И падал, падал!  «Господи, прости!»

Вдруг девочка свой бантик потеряла,

Нагнулся мальчик, чтоб его найти...

Все это не забыть и не исправить...!

Плач женщин, слышишь…?  Стариков с детьми…?

Об этом, люди, мы забыть не в праве,

Чтоб продолжать на свете быть людьми.

2.Ведущий: В последние месяцы войны, в попытке предотвратить освобождение огромного числа узников Союзными войсками, эсэсовцы перемещали заключенных поездами или пешими маршами (так называемыми “маршами смерти”). В своем продвижении по Европе, во время наступательных операций против фашистской Германии, союзные войска освобождали десятки тысяч узников концентрационных лагерей и участников маршей смерти.

1.Ведущий: Молитвою начать должны мы этот день,

Чтоб память жертв нацистских мы почтили,

Пусть души их поднимутся все выше,

Чтоб они точно знали — мы их не забыли.

Мы вспомним всех, хоть это так не просто,

В Международный день памяти жертв Холокоста.

Метроном. Минута молчания. Фоновая музыка

Ариозо матери исполняет Орлова Анастасия

2.Ведущий: Эти марши продолжались до 7 мая 1945 года – дня безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Для западных союзников официально Вторая мировая война в Европе закончилась на следующий день – 8 мая, Советская армия объявила Днем Победы 9 мая 1945 года.

1.Ведущий: После Холокоста многие оставшиеся в живых нашли прибежище в лагерях для перемещенных лиц, находившихся в ведении Союзников. Между 1948 и 1951 годами почти 700 000 евреев иммигрировали в Израиль, включая 136 000 перемещенных лиц еврейской национальности из Европы. Другие из них иммигрировали в Соединенные Штаты или другие страны.

2.Ведущий: Последний лагерь для перемещенных лиц был закрыт в 1957 году. Преступления, совершенные во время Холокоста разрушили большинство европейских еврейских общин и полностью уничтожили еврейские общины в восточной части оккупированной Европы.

Ученик 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

 Ученик 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

 Ученик 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

 Ученик 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

1.Ведущий: Российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтер писал…

 Ученик 1.:  «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Ученик 2.:  Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Ученик 3.:  Это – память, противящаяся забвению.

Ученик 4.:  Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

2.Ведущий: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Ученик 1.  По - разному зовутся дети, -

 Нас очень много на планете...

 Есть Вани, Гансы, Джоны, -

 Детей повсюду миллионы!

Ученик 2. По-разному зовутся дети,

 Для нас - все лучшее на свете!

 Нужны нам яркие игрушки -

 И Буратино, и Петрушки.

 Ученик 3. Нужны нам книжки, песни, пляски

 И увлекательные сказки.

 Бассейны, горки, турники,

 Сады, фонтаны, цветники.

Ученик 4. Пусть всюду светлый детский сад

 Встречает радостно ребят,

 Пусть всем, везде хватает школ,

 Чтоб каждый утром в школу шел!

Ученик 5. Хотим мы вырасти врачами,

 Строителями, скрипачами,

 Учителями, и артистами,

 И летчиками, и связистами!

Ученик 6. Хотим под мирным небом жить,

 И радоваться, и дружить,

 Хотим, чтоб всюду на планете

 Войны совсем не знали дети!

1.Ведущий: День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из самых почитаемых праздников, как в России, так и в странах СНГ.

2.Ведущий: По славной традиции последних лет, повсеместно волонтерами раздаются георгиевские ленточки, которые не только ветераны, но и молодежь повязывают и носят как символ связи поколений и памяти о Великой победе.

Вместе: Всем желаем мира и добра!

(Марш победы) (Раздаем георгиевские ленточки)

 

Источники

1. http://www.calend.ru/holidays

2. https://www.ushmm.org/wlc/ru/article

3. http://eajc.org/page

4. http://yanenson.ucoz.ru

5. http://festival.1september.ru

6. http://www.prodlenka.org/vneklassnaja-rabota

Литература

  1. Н.И.Харьковская. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов-на-Дону “Феникс” 2005.

  1. Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.:  Текст,  2001.

  1. Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Память о Холокосте - путь к толерантности.

Урок - исследование в 9 классе...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Память о Холокосте - путь к толерантности."

В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе  с молодежью стараемся показать, насколько ...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почв...