Основы исследовательской деятельности
рабочая программа (7, 8 класс) по теме

Старицына Ольга Васильевна

 Программа является одним из этапов эколого-биологического образования в основной школе. Основная идея программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся  методов биологических наук. Результатом работы является исследовательская работа ученика, выполненная в течении года и представленная на  конкурс.

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Основы исследовательской деятельности»

(ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Для ______ классов
( основное общее образование)

        Количество часов: ___35_____

                              Составитель:  Старицына О.В.
                                     

                             учитель  биологии

                          МБОУ гимназии г. Советский


Основы исследовательской деятельности.

Пояснительная записка

        В настоящее время все большую значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. И задача школы - воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. Для этого необходимо сделать творческим обучение. Биология - это школьный курс, в котором имеются реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования должны стать неотъемлемой частью преподавания этого предмета. Исследовательской работой учащиеся занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время. Универсальных методик такого обучения нет. А практика показывает, что самостоятельные научные исследования школьникам вполне доступны. Для развития навыков исследовательской работы учитель должен четко осознавать, что исследования и наблюдения должны быть систематическими и планомерными. Программа является одним из этапов эколого-биологического образования в основной школе. Основная идея программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся  методов биологических наук. После прохождения курса увлеченным биологией учащимся предоставляется возможность продолжить свое биолого-экологическое образование в профильном классе.

         Программа учитывает общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний и умений.

Цель: формирование у учащихся знаний о способах и методах исследовательской деятельности, умений проявлять их на практике.

Задачи: 1.Углубить и расширить круг знаний об исследовательской деятельности

              2. Научить выявлять и формулировать проблему

              3. Научить правильному оформлению своего исследования

              4. Формировать умение выступать перед публикой.

Программа рассчитана на учащихся … классов, заинтересованных в продолжении обучения в средней школе в профильном классе. Программа рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю. Срок реализации программы 1 год.

Личностные результаты

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей  индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы).
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.
  • Формирование экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
  • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (в тексте учебника, в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
  • Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе при работе над проектом.
  • Формирование ИКТ-компетенции.

Содержание курса

Раздел

Содержание раздела

Кол-во

часов

Формы

учебных

занятий

Виды учебной деятельности

Теоретическая часть

Введение.

Термины и понятия, используемые при написании работы.

Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования.

Формулировка целей и задач исследования.

Формулировка исходной гипотезы.

Методы исследования в школе. Метод наблюдения.

Методы исследования в школе. Метод эксперимента.

Метод мысленного эксперимента.

Написание проекта .

Творчество как составной элемент исследования.

Учебно-наглядный доклад. Составление доклада по работе.

Подготовка к публичному выступлению. Изготовление наглядности.

15

Вводное занятие

Теоретическое занятие

Практическая работа Учебный проект:

Изучать основные понятия.

Конспектировать за учителем.

Оформлять в тетради цели, задачи.

Отработать методику эксперимента.

Слушать выступление товарищей, учится задавать вопросы по теме выступления

Практические занятия по отработке элементарных навыков исследования.

Урок-диспут по выбору тем исследования.

Урок-игра по выработке умения формулирования цели и задачи исследования.

Урок-беседа по выбору методов исследования.

Подготовка и планирование эксперимента.

Проведение эксперимента, финансирование результатов.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа в библиотеке.

Виды специального чтения специальной литературы.

Составление реферата.

Разбор типового реферата.

Разбор типового учебно-научного доклада.

Разбор типового отчета по НИР.

Тренировка в изложении реферата, доклада, отчета.

Составление заключения реферата.

Правила составления списка литературы.

Урок-игра в семинар.

Защита собственных проектов и исследований.

18

Теоретическое занятие

Практическая работа

Урок-диспут Урок-игра Урок-беседа

Урок-игра в семинар

Работать с дополнительной литературой,  подбирать литературные источники по теме.

Работать в группе, распределять обязанности. Корректировать полученные результаты.

Составлять план и последовательность действий.

Слушать объяснение учителя.

Выступать с докладом.

Задавать вопросы по теме выступления.

Резервные уроки

2

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Введение.

1

2.09

2.09

2

Термины и понятия, используемые при написании работы.

1

9.09

9.09

3

Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования.

1

16.09

16.09

4

Формулировка целей и задач исследования.

1

23.09

23.09

5

Формулировка исходной гипотезы.

1

30.09

30.09

6

Методы исследования в школе. Метод наблюдения.

1

7.10

7.10

7

Методы исследования в школе. Метод эксперимента.

1

14.10

14.10

8

Метод мысленного эксперимента.

1

21.10

21.10

9-10

Написание проекта .

2

28.10-11.11

28.10-11.11

11

Творчество как составной элемент исследования.

1

18.11

18.11

12-13

Учебно-наглядный доклад. Составление доклада по работе.

2

25.11

2.12

25.11

2.12

14

Подготовка к публичному выступлению

1

9.12

9.12

15

Подготовка презентации к докладу

1

16.12

16.12

Практические занятия по отработке элементарных навыков исследования.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

16

Подготовка и планирование эксперимента.

1

23.12

23.12

17

Проведение эксперимента, фиксрование результатов.

1

13.01

13.01

18

Работа с литературой.

1

20.01

20.01

19

Самостоятельная работа в библиотеке.

1

27.01

27.01

20

Составление реферата

1

3.02

3.02

21

Оформление реферата

1

10.02

10.02

22

Защита собственных проектов и исследований

1

17.02

17.02

23

Защита собственных проектов и исследований

1

24.02

24.02

24

25

Разбор типового учебно-научного доклада.

 Разбор типового отчета по НИР.

1

3.03

10.03

3.03

10.03

26

Тренировка в изложении реферата, доклада, отчета.

1

17.03

17.03

27

Составление заключения реферата.

1

24.03

24.03

28

Правила составления списка литературы.

1

7.04

7.04

29

Урок-игра в семинар

1

14.04

14.04

30

Карантинное занятие. Составление аннотации к работе

1

21.04

21.04

31

Подготовка работы к конкурсу

1

28.04

28.04

32

Представление работы на школьной конференции

1

5.05

5.05

33

Анализ деятельности за год

1

12.05

12.05

34

Планирование следующего года

1

19.05

26.05

35

Резервный урок

1

26.05

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"

Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Элективный курс по выбору профильного обучения для учащихся 10 классов (17 часов)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"

  Методологической основой данной Программы является личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. Применение современных образовательных технологий позволяет опреде...