Игровые технологии как форма воспитания детей.
статья на тему

В статье говориться, что специалисты службы сопровождения должны применять игровые технологии для воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_kak_forma_vospitaniya.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как форма воспитания детей.

        В современных условиях обучения школьников важной задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и её активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявить свои способности, демонстрировать знания и умения.

        Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра (она может быть предложена и в интерактивном виде) повышает умственную активность ребенка, и он может легче воспринимать полученную информацию. Но это не значит, что профилактические занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

        В настоящее время игра - это уже не забава, пустяк или развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности.

       Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание не только учителей, но социально-педагогические службы. Введение в структуру урока игровой деятельности влияет на качество усвоения учебного материала учащимися, дисциплинирует их, а также оказывает влияние на развитие ребенка как личности.

        Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования современной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения (18, с. 195). В школах недостаточно используют элементы игры и это замедляет процессы развития умственной деятельности и восприятие изучаемого материала.

       Под игровой технологией следует понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели. Данное понятие тесно связано с методикой. Но в отличие от нее предполагает разработку содержания и способов организации игровой деятельности учащихся (23, с. 39).

        Применяя игровые технологии на уроках социальные педагоги, психологи учат детей применять свои знания  и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение с одноклассниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни (23, с. 42). А также игровые технологии обладают большими воспитательными возможностями.

        В психолого-педагогической науке проблема использования игры в воспитательном процессе исследована достаточно широко. Проблемы детской игры интересовали психологов и педагогов различных времен. Исследованием игры занимались Э. Берн, Л.С. Выготский, Б.В. Куприянов, Е.В. Титова, Й. Хейзинг, С.А. Шмаков Д.Б. Эльконин и др. (16, с. 131). Внимание ученых привлекало использование игры в учебно-воспитательном процессе на различных возрастных этапах. На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности. В современной педагогической литературе практически не рассматривается вопрос, связанный с особенностями использования игровых технологий в старшем школьном возрасте. А игровые технологии на данный момент являются важным и эффективным средством в воспитание детей. На уроке в игре ребенок может воображать или реально показывать свою деятельность. В педагогической игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

           Подводя итог можно сказать, что игровая технология способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда вырастет. В игре проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности. В игре ребенок самореализуется, самовыражается, эмоционально благополучен. Ребенок может позволить реализовать различные стремления и желания.

         Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся - потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, экзистенциальной, морально-нравственной.

Литература

  1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика N5 1993г стр.12-16.
  2. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения//Советская педагогика N4, 1984г. с.117-122.
  3. Климович О.И. Командные интеллектуальные игры // Народная асвета. - Мн., 2006. - № 5. - 96 с.
  4. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография/ Под ред. И.И. Фришман.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - 120с.
  5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азаров Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В. и др.; под общей ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
  6. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2006. - 592 с.
  7. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии при обучении математике детей с нарушениями интеллекта.

Психолого-педагогическое обоснование использования игровых технологий в процессе обучения детей с нарушением интелекта. Применение игровых технологий на уроках математики в школе VIII вида....

Презентация "Игровые технологии в вокальном развитии детей"

Фотографии и краткое описание упражнений на развитие вокальных данных детей старшего дошкольного возраста....

"Экологическое, духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе"

Использование приемов и методов направленных на экологическое воспитание на уроках географии детей с ОВЗ...

Игровые технологии как формы и методы обучения учащихся на уроках технологии.

Для повышения эффективности обучения учащихся на уроках технологии, максимальной самореализации, открытие восприятия нового опыта, улучшения межличностных отношений учащихся необходимо включение игров...

Доклад на тему: «Использование игровых, коррекционно – развивающих технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ»

.  При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разно уровневого обучения и воспитания, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно...