Игра как вид деятельности и форма воспитания детей на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Игра как вид деятельности и форма воспитания детей на уроках физической культуры
Выполнил:
слушатель курсов по программе
«Содержание и методика преподавания
предмета «физическая культура»
Александр Николаевич Савкин, МБОУ Старорузской СОШ Рузского муниципального района Московской области
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
человековедения и физической культуры
Евгений Анатольевич Дегтярев
Москва, 2014 г.
Содержание
Введение........................................................................................................ ...3
ГЛАВА I. ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.................................................................6
1. Понятие и сущность игры...........................................................................6
1.2 Методика проведения подвижных игр.....................................................7
ГЛАВА II. Популярные игры в Старорузской СОШ....................................13
2.1 Народная игра "Русская лапта"..................................................................12
2.2 Спортивная игра"Волейбол"......................................................................15
2.3 Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре «волейбол»................................................................................................16
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.....................................................................20
3.1 Годичное планирование и технология проведения уроков....................21
ГЛАВА IV. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.................29
4.1 Методы исследований................................................................................29
4.2 Анализ научно-методической литературы...............................................29
4.3 Анкетирование............................................................................................29
4.4 Педагогическое наблюдение и эксперимент............................................30
4.5 Проведение исследований .........................................................................30
4.6 Характеристика испытуемых ....................................................................31
Выводы...............................................................................................................35
Заключение ........................................................................................................36
Приложения .......................................................................................................39
Список литературы............................................................................................42
Введение
Кардинальные изменения, происходящие в жизни общества, выдвигают принципиально новые задачи перед системой образования, которое однозначно признало приоритет прав личности школьника.
Совершенно очевидно, что улучшение здоровья детского населения напрямую связано с поиском средств физического воздействия, отвечающим психофизиологическим особенностям детей.
Сегодня основным звеном системы физического воспитания в нашей стране является базовая физическая культура, а важнейшей ее формой — школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий.
Уроки физической культуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной учебной программой. Однако существующая ныне программа строго регламентирует все виды, средства и методы физического воспитания и, к сожалению, создает слишком «заорганизованный» процесс проведения занятий, что противоречит естественным потребностям исследуемого контингента, не учитывает состояние здоровья учащихся и приходящую в негодность материально-техническую базу большинства школ.
Каждый человек – кузнец своего здоровья. И от него зависит, какое здоровье он выкует себе молотом, именуемым «физическая нагрузка». Но для этого нужны самостоятельность, плюс сознательность, плюс грамотность в вопросах физической культуры. Поэтому в процессе обучения, мы учителя физической культуры, должны не только развивать у учащихся такие двигательные качества как быстрота, сила, выносливость, гибкость, координация движений, но и решать воспитательные задачи. В решении этих задач помогает игровая ситуация. Именно в игровой ситуации дети показывают оптимальное внимание, мышечное напряжение, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить выход из трудных положений, быстро принимать решения и исполнять их, брать инициативу на себя. Значит, школьники приобретают качества, необходимые для самостоятельной жизни.
Объект исследования: процесс развития физических качеств обучающихся путем применения соревновательного, игрового метода.
Предмет исследования: воздействие соревновательного, игрового метода на физическую подготовку школьников.
Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры игровой направленности.
Гипотеза.
Предполагалось, что организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности, учитывающая особенности мотивов и потребностей подростков в двигательной активности позволяет заметно повысить интерес учащихся к занятиям, способствует успешному решению задач физического воспитания подрастающего поколения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Выявить мотивы и потребность в занятиях физической культурой и спортом (в частности спортивными и подвижными играми) учащихся общеобразовательной школы.
- Разработать тематические - поурочные планы проведения уроков физической культуры игровой направленности, включающие преимущественно обучение волейболу.
- Экспериментально определить характер воздействия уроков физической культуры игровой направленности на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении представлений о возможностях эффективности уроков школьной физической культуры путем реализации идеи игровой направленности занятий.
Практическая значимость.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы по разработанным учебным планам позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.
ГЛАВА I. ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
1. Понятие и сущность игры
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей старшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловушки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, школьники могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости.
Во время игры подростки действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх подростку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ему расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, подростки практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике.
1.2 Методика проведения подвижных игр
Подвижные игры следует выбирать такие, что воспитывают у учеников высокие морально волевые качества и, укрепляют здоровья, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений.
Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры сыграют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая есть непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила, которое есть из проявлений сознательной дисциплины.
В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, если учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами (воспитательными, оздоровительными и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.
Большинство подвижных игр имеет широкий диапазон : они доступные детям разных групп. Наибольшая близость той или другой игры предопределяется степенью ее доступности. Важное условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий.
Обучение детей целесообразно начинать с простых, некомандных игр. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученным раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку.
Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложных. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.).
Игры, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п.. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут в очередях необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины.
Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов:
- умение доходчиво и интересно объяснить игру;
- размещение игроков во время ее проведения;
- определение ведущих;
- распределение на команды;
- определение помощников и судий;
- руководства процессом игры;
- дозирование нагрузки в игре;
- окончание игры;
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучше действовать в том или в другом случае. Важно своевременно исправлять ошибки.
Ответственным моментом в руководстве подвижными играми есть дозирование физической нагрузки, определить которую более сложно, чем в физических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает игроков и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки.
Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; корректировать вес и количество предметов, усложнять или упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха.
Окончание игры должно быть своевременно (если игроки получили достаточную физическую и эмоциональную нагрузку). Преждевременное окончание игры вызовет неудовольствие у учеников. Во избежание этого, педагог должен правильно спланировать время, отведенное для игры.
После окончания игры необходимо подвести итоги и проанализировать допущенные ошибки, а также отметить положительные моменты в их игровой деятельности.
Для эффективного развития физических качеств учащихся так же необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того или иного физического качества. (Таблица № 1)Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств (Таблица № 1)
Морфофункциональные показатели, физические качества | Возраст, лет | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | И | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Длина тела | + | + | + | + | |||||||
Мышечная масса | + | + | + | + | |||||||
Быстрота | + | + | + | ||||||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | ||||||
Сила | + | + | + | ||||||||
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + | + | + | + | |||||
Анаэробные возможности | + | + | + | + | + | + | |||||
Гибкость | + | + | + | + | |||||||
Координационные способности | + | + | + | + | |||||||
Равновесие | + | + | + | + | + | + | + |
Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание. Также следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила). Так, оптимальные периоды у мальчиков и юношей для развития аэробных возможностей будут в 8-10 и в 14 лет; для развития анаэробно-гликолитических механизмов -возраст 11-13 лет и 16-17 лет; для развития креатинофосфатного энергетического механизма - возраст 15-18 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше.
ГЛАВА II. Популярные игры в Старорузской СОШ
2.1 Народная игра "Русская лапта"
Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. На современном этапе, при переходе школ на профильное обучение, требования к уровню квалификации учителя, естественно, возрастают. Существует острая потребность учителей физической культуры в оказании методической помощи при выборе тем и программ элективных курсов по предмету. Недостаточная двигательная активность, масштабы духовно-нравственного кризиса, чрезмерное увлечение компьютером, безусловно, влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности, деградацию подрастающего поколения. И поэтому очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность двигаться. Миссия учителей физической культуры, в частности и моя: донести до ребят красоту движения, своим примером увлечь, создать предпосылки к осознанной мотивации в приобретении компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, научить заполнять свой досуг, поверить в себя. Научить ребят быть здоровыми - вот первоочередная задача учителя. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации и находит отражение в многочисленных народных состязаниях и особенно в играх. К сожалению, мы об этом подзабыли. Моя методика заключается в том, чтобы как можно больше и шире использовать народные и спортивные игры, особенно во внеурочной форме деятельности. Применять игры не от случая к случаю, а планомерно включать их для развития двигательных качеств. Особое внимание нужно уделить играм не требующих специального инвентаря и условий. Мой девиз: «Просто! Доступно! Интересно!». Использование игровых образовательных технологий во внеурочной деятельности один из компонентов моей педагогической работы, позволяющий комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. В процессе педагогической деятельности с 1991 года я искал те игры, которые смогли бы увлечь всех ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечивали бы развитие двигательных способностей и мотивацию познавательной активности учащихся в большей степени.
Для изучения отношения обучающихся к уроку физкультуры мною, учителем Старорузской СОШ были проведены исследования с применением следующих методов:
Метод неоконченных предложений:
Цель: выявление отношения детей к уроку физкультуры. Выявление наиболее интересных детям видов деятельности, и вызывающих наибольшее отторжение.
Учащимся предлагалось закончить предложения:
А) Больше всего на уроках физкультуры мне нравиться…
Б) Иногда на уроках физкультуры мне не нравиться…
В) Мне хотелось бы на уроках физкультуры…
Обработка: на качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду деятельности на уроках физкультуры.
На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и «не популярных» видов и форм деятельности.
Рейтинговая оценка предметов.
По шкалам от 1 до 10 баллов обучающимся было предложено оценить предметы изучаемые в данном классе по программе.
1 балл – самая низкая оценка.
10 баллов – самая высокая оценка.
Обработка: были высчитаны рейтинговые баллы по предметам, а также проанализировано соотношение высоких баллов по физкультуре и низких.
В опросах участвовали:
Ученики 2 класса - 22 чел.
Ученики 3 класса - 19 чел.
Ученики 4 класса – 21 чел.
Ученики 5 класса – 22 чел.
Ученики 6 класса – 24 чел.
Всего 118 человек.
При обработке результатов было выявлено, что преимущественно учащиеся выбирают либо подвижные игры, либо спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, русская лапта, вышибалы).
Сто два человека из ста восемнадцати останавливают выбор на игровой деятельности, а семь говорит о том, что их устраивает все. Лишь отдельные дети выбирают конкретные направления, в которых, как выяснилось, они добились наиболее высоких результатов, или в меньшей степени видны качества, которые считаются ребенком плохо развитыми.
Самыми популярными играми в Старорузской СОШ учащиеся исследуемых классов признали волейбол и русская лапта.
Активное использование народной «Русской лапты» в работе позволило увеличить двигательную активность, совершенствовать двигательные навыки, расширять кругозор, приобретать социальный опыт, раскрывать творческие и организаторские способности, способствовать воспитанию морально-волевых качеств учащихся. Эту русскую народную игру я включаю в разделы программы (легкая атлетика - элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры - ловкость, ловля, передача мяча), что приводит к игровой рационализации урока, позволяет его сделать интереснее и насыщеннее.
Учащиеся также с удовольствием играют в эту увлекательную игру во внеурочное время, а именно в группе продленного дня, в летнем лагере и по месту жительства.
2.2 Спортивная игра "Волейбол"
Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников Старорузской школы, мною была предложена экспериментально обоснованная идея его эффективного использования на уроках физической культуры.
Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
2.3 Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на игре «волейбол»
Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости.
Волейбол как базовый вид спорта нашей программы выбран не случайно, т.к. имеет много достоинств. Это простота оборудования мест игры, правила ее ведения, большая зрелищность. Разнообразие двигательных навыков, отличающихся по интенсивности усилий и по координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Занятия волейболом содействуют развитию у занимающихся смелости, настойчивости, решительности и дисциплинированности. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи. Великолепно и эстетично воздействие волейбола на человека.
В силу универсальности волейбола как средства физического воспитания упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются практически во всех формах физического воспитания, предусмотренных школьной комплексной программой по физической культуре. В физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня средства волейбола применяются на удлиненных переменах и во время ежедневных физкультурных мероприятий в группах продленного дня. На уроках физической культуры в V—VII классах волейбол (8 ч) изучается вместе с другой, избранной из трех, спортивной игрой (баскетбол, гандбол, футбол). В VIII—XI классах может изучаться один волейбол (16 ч) — из четырех, включенных в программу игр (по выбору школы). Во внеклассной работе по волейболу организуются спортивные секции, а также группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ для учащихся, пожелавших заниматься волейболом. В общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях волейбол включается в ежемесячные дни здоровья, внутри школьные соревнования, физкультурные праздники и туристские слеты и походы. Выбор средств весьма широк: от отдельных упражнений и подготовительных к волейболу игр до двусторонней игры и соревнований по волейболу — в зависимости от названных выше форм физического воспитания и условий проведения занятий.
Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола,— содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время по месту жительства, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями. На уроках не готовят волейболистов, нельзя отдавать предпочтение тем учащимся, которые научились играть в волейбол в секции или спортивной школе. Более того, они должны помогать учителю в проведении уроков.
Изучение техники и элементарной тактики игры в волейбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и в спортивных секциях (внеклассная форма работы).
При проведении уроков по волейболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).
В подготовительную часть урока входят организация класса (построение, сообщение задач урока) и разминка (5-8 мин), в которую включают упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.
В основной части (30-35 мин) решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.
Учебной программой по волейболу должно быть предусмотрено изучение стоек и перемещений, нижних и верхних передач и подач мяча.
к возрасту ,част-
к меса„ жЯ видь, по„щрений
Прямого нападающего удара, одиночного блокирования, а также изучение простейших тактических действий в защите и нападении.
На уроках по волейболу учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, о личной гигиене, об основах техники и тактики игры.
При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоенного материала необходимо проводить соревнования внутри класса, между классами по мини волейболу, игры по упрощенным правилам, соревнованиям по исполнению технико-тактических приемов волейбола.
Спортивные секции по волейболу организуют для учащихся, желающих заниматься этим видом спорта. При отборе необходимо согласие родителей, разрешение классного руководителя и врача.
Секции по волейболу комплектуют раздельно для мальчиков и девочек (8-9,10-11,12-13 лет), юношей и девушек (14-15,16-17 лет).
Продолжительность занятий для детских групп - 60 мин не мет двух раз в неделю, для юношеских групп - 90 мин не менее трех раз в неделю.
В подростковых и юношеских группах учащиеся овладевают основами техники и тактики игры. Тренировочные занятия в секциях отличаю уроков по волейболу как повышенными нагрузками на организм учащихся, так и увеличенным объемом изучаемого материала.
В период соревнований учащиеся играют за свои классы на первенстве школы, за школу — на первенствах района, города и др.
Помимо соревнований по волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке и технике игры внутри групп и между группами.
Самостоятельная работа учащихся — это выполнение заданий по физической подготовке, по совершенствованию техники игры, изучение рекомендуемой литературы.
В режиме учебного дня упражнения из волейбола применяются на удлиненных переменах и во время физкультурных занятий в группах продленного дня. Основным ориентиром при выборе упражнений здесь будут упражнения, изученные по разделу «Волейбол».
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В последние годы наблюдается падение интереса школьников к урокам физической культуры и как следствие этого, низкая посещаемость занятий.
Излишняя регламентация существующих программ и поурочных планов почти не позволяет учитывать разнообразие возможностей различных регионов России и специфику самого предмета.
Направленность урока означает, что оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи школьной физкультуры все четыре учебные четверти будут решаться, в основном, средствами одного вида программного материала (например: гимнастики, легкой атлетике или спортивных игр). Выбор будет зависеть от местных условий, интересов учащихся и подготовленности преподавателей.
К настоящему времени имеется ряд исследований, посвященных изучению воздействия различных форм уроков физической культуры на организм школьника. Однако сведения, имеющиеся в литературе отечественных авторов не дают полного объяснения возможности эффективного проведения уроков физической культуры игровой направленности в течении учебного года или даже нескольких лет.
Учитывая вышеизложенное, в настоящем разделе исследования, рассматриваются вопросы обоснования и экспериментальной проверки эффективности разработанной для 6-7 классов средней общеобразовательной школы программы проведения уроков физической культуры, основанной на преимущественном использовании средств волейбола.
3.1 Годичное планирование и технология проведения уроков
Игровая направленность уроков физической культуры не означает отказа от средств гимнастики, легкой атлетики и других дисциплин, просто парциальный вклад видов программного материала в общем объеме учебного времени изменяется. В нашем варианте программы занятий доля волейбола составляла около 70 процентов от общего объема учебного времени, отводимого в течение года на физическую культуру.
Материалы других разделов учебной программы занимали около 30 процентов. Такое соотношение базовой и вариативной частей программы приводится в ряде исследований (37) как эффективное, позволяющее ученикам успешно выполнять задачи школьной физической культуры.
Раздел "Легкая атлетика" включал в себя метание малых мячей в цель и на дальность, бег на 60, 1500 и 2000 метров, прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание", в длину способом "согнув ноги", метание мяча весом 150 грамм. Программный материал этого раздела школьники осваивали в начале и в конце учебного года, что создает благоприятные возможности для контроля за их физическим развитием.
Раздел "Кроссовая подготовка" занимал одно из основных мест в учебной программе по физической культуре. Учащиеся на каждом "кроссовом уроке" пробегали до 3000 м по периметру школьного стадиона, отрабатывая при этом элементы преодоления полосы препятствий в ее различных вариантах. Начинался этот раздел с середины первой четверти, после того как школьники сдадут все нормативы по легкой атлетике.
Таким образом, кроссовой подготовке посвящался каждый четвертый урок, который обязательно проводился на открытой школьной площадке . В оставшееся время урока учащиеся проводили учебную игру, эстафеты с элементами волейбола на гимнастической площадке или в зале.
Идея раздела "Контрольные упражнения" состояла в том, чтобы во время урока свободные от учебной или двусторонней игры учащиеся готовились и сдавали разработанные для каждого класса нормативы по ОФП, которые вывешиваются на стенде перед входом в спортивный зал. Нормативы являлись также ориентиром при выполнении домашних заданий. Зная результаты выполнения нормативов, ученик самостоятельно должен контролировать свой уровень физической подготовленности и, при необходимости, дополнительно может заниматься в домашних условиях.
Учебный материал раздела "Гимнастика" состоял из общих упражнений для мальчиков и девочек (строевые и общеобразовательные упражнения, упражнения в равновесии), а также из упражнений только для мальчиков и только для девочек (висы и упоры, опорные прыжки, акробатика).
Учитывая особую координационную сложность учебного материала этого раздела, а также трудности, связанные с перестановкой снарядов, гимнастику изучали компактно в III четверти с 33-го по 46-й урок.
Раздел "Волейбол" включал в себя изучение и совершенствование ряда технических приемов, доступных, как показывает опыт, для учащихся данного возраста. При изучении раздела осуществлялось опережающее обучение игре (31-33), связанное не только с увеличением объема времени, отводимого на волейбол, но и с необходимостью устранения ряда методических несогласованностей, выявленных при анализе существующих учебных программ. В них, начиная с V класса, предусмотрена учебная игра, а ученики не изучили еще введение мяча в игру. Этот технологический разрыв был учтен и ликвидирован. Поэтому в VI классе изучались нижняя боковая и нижняя прямая подачи, волейбольные перемещения по площадке.
Подача мяча ( нижняя прямая ) по комплексной программе (29) изучается с VI класса, а прием подачи- только в VIII классе. Чтобы отмеченные несогласованности не нарушили принципа последовательности в изучении учебного материала, мы предусмотрели в VI классе изучение приема мяча с подачи. Таким образом, учебный материал, рассчитанный комплексной программой на 7 лет, ученики изучали и закрепляли за 4 года, обучаясь в V-VШ классах, а затем в 1Х-Х1 классах, в основном, совершенствовали навыки в игровых формах с применением тактических вариантов игры.
Рассматривая распределение программного материла по физической культуре для 6 класса на учебный год, подробнее остановимся на анализе материала раздела "Волейбол".
Один из первых технических приемов, изучаемых в 6 классе — чередование способов перемещений (боком, лицом, спиной вперед, скачком). Основными средствами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры.
Учитывая специфику перемещений в волейболе, на уроках постоянно уделялось внимание совершенствованию исходных положений, а также способов перемещений до принятия исходного положения.
Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Данный технический прием изучался в V классе, поэтому на первых уроках волейбола в VI классе шло повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте, затем начиналось изучение, закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещений. В ходе обучения обращалось внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствованию данного приема на уроках способствовали игровые упражнения, подвижные игры.
Прием мяча снизу двумя руками на месте после перемещения. Техника выполнения этого игрового элемента на месте, так же как и передачи мяча сверху двумя руками, изучалась в V классе, поэтому технология повторения обучения приему мяча снизу двумя руками после перемещения аналогична рассмотренной выше.
Нижняя боковая подача. Данный технический прием, к сожалению, незаслуженно забыт при начальном обучении школьников волейболу, хотя и является, на наш взгляд, самым естественным и доступным. Опыт показывает, что изучение нижней боковой подачи — один из нужных этапов на пути к изучению более сложной нижней и верхней прямой подачи. Рассматриваемый способ введения мяча в игру облегчает проведение учебных игр и повышает моторную плотность урока.
Нижняя прямая подача. Этот прием изучался после овладения нижней боковой подачей.
Прием мяча с подачи. Закономерно в методическом плане обучение введению мяча в игру нижней боковой и нижней прямой подачами сочетать с приемом мяча с подачи, так как подача и прием мяча с подачи взаимосвязаны. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоили передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависела от траектории и скорости полета мяча.
Особое место на уроках занимали подвижные игры и игровые упражнения с элементами волейбола, помогавшие совершенствовать как индивидуальные качества, так и групповые и командные взаимодействия игроков. Использование разнообразных подвижных игр и эстафет позволяло, на наш взгляд, добиться от учеников хорошего технического исполнения элементов волейбола и ясного понимания тактической сути этой спортивной игры.
Несколько слов об учебной игре в VI классе. Обычно учебные игры проводятся после того, как учащиеся освоят передачи мяча двумя руками снизу и сверху. Вначале мяч вводят в игру верхней передачей, выполняемой из-за линии нападения. По мере овладения техникой нижней боковой подачи и приема мяча снизу двумя руками учебные игры проводились с использованием этих приемов. С самого начала включения учебных игр в уроки волейбола надо постоянно добиваться от учащихся ведения игры в три касания.
Для повышения эффективности обучения волейболу целесообразно широко использовать домашние задания. Так, при закреплении и совершенствовании какого-либо технического приема на уроках волейбола мы в качестве домашнего задания предлагали учащимся несколько подготовительных упражнений на развитие необходимых физических качеств. Проверяли же выполнение домашнего задания на уроках, используя для этого эстафеты и подвижные игры, включающие в себя заданные упражнения. Например, ученикам, неуверенно выполнявшим передачу мяча сверху двумя руками, предлагалось в качестве обще развивающего упражнения выполнять дома сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Пользу от выполнения домашнего задания определяли на уроке по результатам выполнения учениками эстафеты "Гонка тачек".
В седьмом классе распределение учебного материала по физической культуре на учебный год имело свои отличительные особенности (Приложение №2). В большей мере это относилось к разделу "Волейбол". Наряду с совершенствованием изученных в 6 классе технических приемов, в 7 классе этот раздел включал изучение следующих учебных тем: сочетание различных способов перемещений с передачей мяча сверху и приемом снизу двумя руками, передача мяча сверху двумя руками во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку, передача мяча в прыжке через сетку, отбивание мяча кулаком через сетку, нижняя прямая подача в левую и правую часть площадки, верхняя прямая подача.
Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры строилось в следующей последовательности: подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема; подводящие упражнения, которые служат для овладения техникой приема в целом или его отдельных элементов; упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт; совершенствование технического приема в учебной игре.
Обозначенная последовательность обучения достигалась благодаря продуманному подбору упражнений и системе специальных заданий, которые ставились перед учащимися в игре.
В подготовительной части урока игровой направленности решались задачи кроссовой подготовки, а также формировались легкоатлетические умения и навыки. Например, старт группой, передвижение по твердому и скользкому грунту, преодоление препятствий, на местности наступая, перешагивая, прыжком и т.д. Пробежки на каждом уроке до 1000 метров на свежем воздухе само по себе давало большой эмоциональный и оздоровительный заряд.
В начале основной части урока все ученики, без исключения, выполняли упражнения с мячами, овладевая техникой новых элементов игры или закрепляя ранее изученный материал. Примерно 50-60 процентов основной части урока отводилось на закрепление и совершенствование пройденного материала в учебной или двусторонней игре при условии освоения основных технических приемов. Все ученики делились на 4 команды. Две команды играли, а остальные в это время выполняли упражнения, направленные на развитие двигательных качеств и формирование умений и навыков, сдавали контрольные нормативы. Причем, если четверть гимнастическая или легкоатлетическая, то и упражнения на уроке физической культуры в этой четверти подбирались аналогичные, а если игровая, то и средства использовались игровые. Например, пока с двумя командами на волейбольной площадке проводилась учебная или двусторонняя игра, остальные учащиеся прыгали в длину с разбега способом согнув ноги или отрабатывали стартовый разгон.
Во время гимнастической четверти использовались средства гимнастики и акробатики. Например, учащиеся, ожидая своей очереди играть, выполняли кувырки вперед слитно или мост из положения стоя.
Из игровых средств использовались как упражнения с мячом, так и без мяча. Были разработаны учебные нормативы по волейболу (таблица 1), позволявшие учащимся самостоятельно контролировать уровень своей игровой подготовленности.
Получалось, что каждый ученик в основной части урока в течение 10-12 минут занимался не только играми, но и упражнениями из других разделов школьной программы, что способствовало формированию гимнастических и легкоатлетических умений и навыков в пределах требований для школьников 6 и 7 классов. Для более полного освоения различных видов программного материала в неигровых четвертях предусмотрены чисто гимнастические или легкоатлетические уроки.
Таблица 1. Учебные нормативы по волейболу для учащихся 6-7 классов (количество раз)
№ п/п | Нормативы | Оценка | 6 класс | 7 класс | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||
1. | Передача мяча сверху двумя руками над головой (к-во) | 5 4 3 | 30 20 10 | 20 15 10 | 40 30 20 | 30 20 15 |
2. | Передача мяча сверху двумя руками в парах | 5 4 3 | 25 15 10 | 20 15 10 | 40 30 20 | 30 20 15 |
3. | Передача мяча снизу двумя руками перед собой | 5 4 3 | 25 15 10 | 20 15 10 | 40 30 20 | 30 20 15 |
4. | Подача мяча нижняя или верхняя прямая (6 подач) | 5 4 3 | 3 2 1 | 3 2 1 | 4 3 2 | 3 2 1 |
Таким образом, изучение опыта работы учителей-новаторов, публикаций ведущих ученых и специалистов и результаты собственных исследований позволили сделать заключение о том, что учебный материал по разделу "Волейбол", рассчитанный комплексной программой по физической культуре для 1-11 классов общеобразовательной школы ( 29 ) на 7 лет, учащиеся могут изучить за 4 года. Обучение и закрепление игровых элементов осуществляется в 5-8 классах, а совершенствование - в 9-11 классах в различных игровых формах.
Предлагаемая технология проведения уроков игровой направленности, в которой на волейбол отводится до 70% времени занятий, позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысить эффективность школьной физической культуры.
ГЛАВА IV. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
4.1 Методы исследований
Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы.
- Анкетирование.
- Педагогические наблюдения и эксперимент
- Педагогическое тестирование.
- Математическая статистика.
4.2 Анализ научно-методической литературы
При анализе научно-методической литературы по изучаемой проблеме и обобщении полученных сведений, в основном, рассматривалась палитра мнений относительно мотивов и потребностей учащихся в различных (в том числе игровых) формах двигательной активности, изучалась возрастная динамика физической подготовленности и состояния здоровья школьников, а также вопросы распределения учебного материала по физической культуре в школьных программах, включая проблемы организации и построения уроков физкультуры игровой направленности в средней школе.
4.3 Анкетирование
Двигательная активность, мотивации к занятиям физическими упражнениями во взаимосвязи с возрастом, полом и уровнем физической подготовленности участников исследования изучались с помощью анкетирования.
Физическая активность школьников изучалась по таким параметрам, как вид спорта, мотивация к занятиям, регулярность, частота занятий, организационные формы занятий (самостоятельная, дома с родителями, в школьной секции и т.д.).
Анализировалось также мнение учащихся о целесообразности занятий тем или иным видом спорта.
4.4 Педагогическое наблюдение и эксперимент
На протяжении всего периода исследований были организованы систематические наблюдения за различными сторонами деятельности школьников во время учебных занятий физической культурой. Учитывалось отношение учащихся к занятиям и различным (в том числе и нетрадиционным) методикам организации физических упражнений, потребность в уроках физической культуры, а также их объем и условия про ведения.
Естественный педагогический эксперимент осуществлялся на базе Старорузской школы. Проводился он с целью апробации положений, полученных в результате теоретического анализа и обобщения литературных источников и данных педагогических наблюдений по проблеме организации и построения уроков физической культуры игровой направленности.
4.5 Проведение исследований
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (апрель –август 2012г.) главным образом проводился начальный теоретический анализ опубликованных у нас в стране работ по теме дипломной работы. Помимо этого осуществлялось педагогическое наблюдение за проведением уроков физкультуры в средних школах, осуществлялось анкетирование учащихся, а также разрабатывались учебные планы-графики уроков физической культуры игровой направленности.
В ходе второго этапа (сентябрь 2012г – май 2013г.) осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанных учебных планов, а также устанавливался характер взаимосвязи между параметрами уроков физической культуры игровой направленности и результатами выполнения контрольных нормативов учащимися 6-х и 7-х классов.
Педагогическое тестирование проходило на базе Старорузской СОШ Всего было обследовано 50 учащихся 6-х и 7-х классов, разбитых на контрольную и экспериментальную группы.
Третий этап (ноябрь – декабрь 2013г.) был посвящен анализу, обобщению результатов исследования, внедрению их в практику и написанию дипломной работы.
4.6 Характеристика испытуемых
В исследованиях в качестве испытуемых принимали участие учащиеся 6 класса, учитель Савкин А.Н. и учащиеся 7 класса, учитель Тен С.Н.
Учащиеся 6 класса проходили обучение по экспериментальной программе, из них: девочек - 11 человек, мальчиков - 13 человек.
Учащиеся 7 класса проходили обучение по обычной программе, из них девочек - 12 человек, мальчиков – 14 человек.
Для определения уровня физической подготовленности учащихся использовался ряд контрольных испытаний, согласно требованиям приведенных в таблице № 2.
Требования к учащимся по развитию двигательных качеств (таб.№ 2)
Виды упражнений | 5 класс | 6 класс | 7 класс | |||||||||||||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||||||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег 30 м(сек) | 5.1 | 5.5 | 6.0 | 5.2 | 6.0 | 6.5 | 5.0 | 5.6 | 6.1 | 5.1 | 5.8 | 6.2 | 4.9 | 5.4 | 6.1 | 5.1 | 5.7 | 6.1 |
Бег 60 м(сек) | 10.0 | 10.6 | 11.2 | 10.4 | 10.8 | 11.4 | 9.8 | 10.4 | 11.1 | 10.3 | 10.6 | 11.2 | 9.4 | 10.2 | 11.0 | 9.8 | 10.4 | 11.2 |
Бег 1000 м(мин.сек) | 4.30 | 5.00 | 5.35 | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 4.20 | 4.50 | 5.30 | 4.40 | 5.25 | 5.50 | 4.20 | 4.45 | 5.25 | 4.40 | 5.20 | 5.45 |
Бег 1500 м 8 класс 2000 м | 8.50 | 9.30 | 10.0 | 9.00 | 9.40 | 10.3 | 7.30 | 7.50 | 8.10 | 8.00 | 8.20 | 8.40 | 7.00 | 7.30 | 8.00 | 7.30 | 8.00 | 8.30 |
Челночный бег 3х10м(сек) | 8.6 | 9.1 | 9.6 | 8.9 | 9.5 | 10.0 | 8.4 | 8.9 | 9.4 | 8.8 | 9.4 | 10.0 | 8.3 | 8.8 | 9.3 | 8.7 | 9.3 | 10.0 |
Прыжок в длину с места (см) | 185 | 175 | 160 | 175 | 160 | 140 | 185 | 165 | 155 | 180 | 160 | 145 | 190 | 175 | 160 | 185 | 165 | 150 |
Прыжок в длину с разбега (см) | 320 | 300 | 260 | 270 | 260 | 220 | 340 | 320 | 270 | 300 | 280 | 230 | 380 | 350 | 290 | 350 | 300 | 240 |
Прыжок в высоту с разбега (см) | 105 | 95 | 85 | 100 | 90 | 80 | 115 | 105 | 95 | 105 | 95 | 85 | 120 | 110 | 100 | 110 | 100 | 90 |
Метание мяча 150г (м) | 30 | 25 | 20 | 20 | 18 | 13 | 35 | 30 | 25 | 23 | 20 | 15 | 39 | 32 | 28 | 26 | 21 | 17 |
Поднимание туловища за 1 мин.(к-во раз) | 33 | 30 | 23 | 30 | 25 | 20 | 35 | 30 | 25 | 32 | 27 | 22 | 35 | 31 | 26 | 32 | 27 | 23 |
Сгибание и разгибание рук | 18 | 12 | 8 | 7 | 5 | 3 | 20 | 15 | 10 | 8 | 6 | 4 | 22 | 20 | 18 | 9 | 7 | 5 |
Подтягивание на переклад. (для дев.-низкая) | 6 | 4 | 2 | 16 | 10 | 6 | 7 | 5 | 4 | 19 | 15 | 9 | 8 | 6 | 4 | 19 | 15 | 9 |
Прыжки ч\з скак за 1 мин. | 110 | 90 | 75 | 125 | 110 | 90 | 115 | 95 | 80 | 130 | 115 | 95 | 120 | 110 | 85 | 135 | 115 | 100 |
Наклон вперёд из пол\сидя (см) | 9 | 7 | 5 | 11 | 9 | 7 | 10 | 8 | 6 | 12 | 10 | 8 | 11 | 9 | 7 | 13 | 11 | 9 |
Приседания на одной ноге | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 2 | 5 | 4 | 2 | 6 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
После приема контрольных испытаний и обработке данных были составлены диаграммы качества успеваемости 6 класса, обучающегося по экспериментальной программе и 7 класса по обычной программе.
Качество успеваемости 6 класс Качество успеваемости 7 класс
Таким образом, нам удалось отследить положительную динамику развития физических качеств посредствам применения соревновательно-игрового метода у школьников и прийти к выводу, что он способствует успешному выполнению учебных задач урока, проявлению положительных эмоций, совершенствованию функциональной деятельности организма, развивает умственную и двигательную активность, а значит, укрепляет здоровье.
Так же хотелось бы отметить, что сборные команды по волейболу (юноши и девушки) неоднократно занимают призовые места, а чаще всего становятся чемпионами района по волейболу.
С 2003 года Старорузская СОШ защищает честь района на областных соревнования по волейболу, где завоевывает призовые места, а в 2006 году и 2009 году юноши заняли первые места в зональных областных соревнованиях.
Выпускники школы продолжают активно заниматься волейболом и участвовать в различных соревнованиях.
Выводы
1. Проведенные исследования свидетельствуют, что правильная организация и умелое методическое обеспечение занятий, разработанной программы, основанной на игре "Волейбол" способствует развитию двигательной активности и физической подготовленности школьников.
2. Удалось подтвердить, что применение данной программы на уроках физической культуры и во внеурочное время, направлен на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков.
3. Определён список тестовых испытаний, направленных на развитие физических качеств школьников, а также представлена подборка подвижных, групповых, командных игр с детьми, составлены методические рекомендации по их применению и требования к их организации.
4. Обработка материалов исследования, проводимых в Старорузской СОШ позволила выявить хорошие результаты уровня общей физической подготовленности учащихся 6 класса.
Таким образом, нам удалось отследить положительную динамику развития физических качеств посредствам применения соревновательного, игрового метода основанном на базе игры "Волейбол" и прийти к выводу, что он способствует успешному выполнению учебных задач урока, проявлению положительных эмоций, совершенствованию функциональной деятельности организма, развивает умственную и двигательную активность, а значит, укрепляет здоровье.
Заключение
Игровой метод основанный на базе игры "Волейбол" – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании обучающихся. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.
Важным достоинством данного метода является так же возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.
Применение игрового метода основанного на базе игры "Волейбол" в учебном процессе, по физическому воспитанию обучающихся, по сравнению с общепринятыми методами, позволяет мне добиться более высоких показателей их физической подготовки при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными.
В своей работе придерживаюсь советов, заповедей, откровений, которые помогают в создании ситуаций успеха на уроке и во внеурочной деятельности:
- Ученик, не сосуд , который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!
- Люби детей! Шепелявых, конопатых, чумазых и порою злых. Часто несправедливых. Не соответствующих твоим ожиданиям и мечтам. Помни, дети – это лучший народ в каждом народе!
- Раскрывайся постепенно и постоянно, становись выше, мудрее, образованнее, лучше во всем. Умный, честный, доброжелательный, все умеющий учитель – мечта школы!
- Век живи – век учись! Учитель учит, пока он учится. Когда перестает учиться, в нем умирает учитель. Педагогическая копилка – в голове и в папке-картотеке. Не забывай – и у детей есть чему поучиться!
- Золотое правило: учитель физической культуры играет вместе с детьми. Как играем, так и живем!
- Совершенствуйся, работай творчески, не дай никаким инструкциям задавит в себе индивидуальность. Помни: кроме шипов, на розе есть прекрасные цветы.
- Эталон – разносторонняя физическая подготовка, компетентность, информированность во всех областях жизни, теоретическая и практическая (все об одном и обо всем понемногу).
- Работая с мальчишками, воспитывай мужественность, с девочками – женственность.
- Не бойся быть смешным и непонятным! Помни, что в любом усталом, понуром и разочаровавшемся взрослом живет детская душа, которая верит в сказку и верит, что утро вечера мудренее.
- «Если бы дети чаще задумывались, какими они станут взрослыми, а взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькие, то старость не спешила бы к людям, а мудрость не запаздывала бы». (Лев Кассиль)
- В жизни бывают не только молодость, взлеты и успех, но и сокрушительные падения, трагедии, болезни старость. Не теряй себя! Не падай духом, где попало! Иди к людям: хороших всегда больше, чем плохих, всегда найдется дружественное плечо и рука помощи. Помни, надежда не умирает никогда.
- Не завидуй чужой славе, должности, деньгам.
- Труд – единственные весы, мерило человеческого бытия. Реализуй себя в самом благородном деле – деле воспитания детей!
- «Лишь истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество. Вот почему из всех вопросов жизни, волнующих людей, самый важный, мировой вопрос – воспитание детей!» (Л. Толстой).
- "Учусь у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом».
Приложение
Конспект урока
Тема: Волейбол 6 класс
Задачи урока:
- Обучение передачи мяча двумя руками снизу
- Совершенствование передачи сверху
- Развитие физических качеств: ловкость, координация движений, скоростно-силовые качества.
Инвентарь: волейбольные мячи
Содержание | Дозировка | Метод указания |
Подготовительная часть урока 1. Построение. Сообщение темы и задач урока 2. Перестроение, расчет 3. Ходьба по заданию а) на носках б) на пятках в) внутренней и внешней части стопы г) быстрая ходьба 4. Медленный бег (бег по заданию) а) приставными шагами левым, правым боком спиной вперед б) бег с поворотом на 360° в) бег «змейкой» г) бег «змейкой» д) бег в обратном направлении 5. ОРУ в парах: а) И.п. - стоя лицом друг к другу, руки в стороны, прижаты к друг другу, повороты головы вправо, влево, вперед, назад б) И.п. - стоя спиной друг к другу в) И.п. - стоя спиной друг к г) И.п. -тоже, круговое д) И.п. - стоя спиной друг к е) И.п. -тоже, наклоны ж) И.п. - сед. на полу, ноги з) стоя лицом друг к другу, 6. СБУ а) бег с высоким подниманием бедра б)захват голени в) бег в шага, через шаг г) бег на прямых ногах д) выпрыгивание вверх на | 8 минут 7-8 р. 5-6 р. 5-6 р. 5-6 р. 5-6 р. 7-8 р. 7-8 р. 20+20 1 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин 1 мин | спина прямая, руки за голову, руки в стороны, прямые руки за спину, руки согнуты в локтях ноги полусогнуты, руки на пояс, смотреть через левое плечо, соблюдать дистанцию руки не отпускать, не расцеплять руки не расцеплять руки не расцеплять руки не расцеплять руки не расцеплять колени не сгибать ноги менять, колени не сгибать руки на уровне пояса, касание колен частое выполнение колено к груди спина прямая, руки на поясе помощь рук |
Основная часть урока: 1. Челночный бег (бег по 2. Передачи в/мяча над собой а) на месте, касание рукой пола б) с продвижением вперед в) на месте с поворотом 3. Работа в парах а) передача мяча двумя руками снизу; 4. Передача сверху, снизу в колонне, через одного учащегося; 5. Передачи сверху, снизу со сменой в колоннах 6. Учебная, двухсторонняя игра. Заключительная часть урока Построение. Подведение итогов урока. Оценка за урок. Домашнее задание | 27 мин. 3 мин 4 мин. 3 мин. 6 мин. 9 мин. 5 мин 3 мин 1 мин 1 мин | касание рукой каждой линии правильное положение рук, кисти в момент передачи напряжены Стараться, чтоб мяч не упал ,нижняя прямая передача, прием в/м второй линией игроков, совершенствовать технику передачи и подачи мяча отметить учеников овладевших приемами нижней, верхней передачи, старательных учеников мальчики: упражнения на пресс, девочки: упражнения на осанку |
ЛИТЕРАТУРА
- Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996,№1.- с.23 – 25.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. – 1990. - №1. с. 22-26.
- Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол, учебник для институтов физической культуры. М6ФиС,2006.
- Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.; ФиС, 2007.
- Берещук Г.В., Слупский Л.Н. Предпочтение отдали волейболу // Физическая культура в школе. – 1989 - №8. – с. 17-19.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.; Физкультура и спорт, 1985 – 192с.
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М: ФиС, 1987.-208с.
- Большенков В.Г. Для сельских начальных малокомплектных школ // Физическая культура в школе. – 1993. - №3. – с.8-11.
- Возможное направление работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура в школе. – 1991, №6. – с. 3-8.
- Воробьев И.П. Спортивные игры. М.; Просвещение 1975.
- Грищенков С.С., Возняк С.В.. Динамические наблюдения за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом // Начальная подготовка юного спортсмена.- М.; 1966. –с. 38-40.
- Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.; ФиС 1978.
- Железняк Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет. М. ФиС 1961.
- Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. Волейбол в школе. М. Просвещение, 1989.
- Завьялов Л.К. Формы и методы изложения теоретического материала // Физическая культура в школе. – 1982. - №12. – с. 18-20.
- Иванов А.А. Совершенствуя комплексную программу // Физическая культура в школе. – 1990. №9. –с. 23-27.
- Ивойлов А.В. Волейбол. Минск: Вышэйш. шк. 1985.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов общеобразовательной школы. М.; Просвещение, 1985. – с. 50.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов общеобразовательной школы. М.; Просвещение, 1987. – с. 48.
- Комплексная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М: ФиС, 1993.
- Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VII класс. // Физическая культура в школе. – 1994. №2. – с. 23-25.
- Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VIII класс. // Физическая культура в школе. – 1995. №1. – с. 28-32.
- Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. IX класс. // Физическая культура в школе. – 1996. №1. – с. 10-13.
- Костюков В.В., Лпазурак Г.И. Поставив во главу угла волейбол и футбол // Физическая культура в школе. – 1990. - №10. – с. 24-27.
- Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. // Теория и практика физической культуры. – 1990, №9. –с. 10-14.
- Лях В.И., Мейксон Г.Б. Базовый компонент необходим // // Физическая культура в школе. – 1991, №1. с. 2-7.
- Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – 1996, №1. – с. 53-58.
- Носоновская А.В. Урок физической культуры – каждый день // Физическая культура в школе. – 991. - №3. –с. 28-29.
- Об активности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. – 1996, №1. – с. 2.
- Оинума С. Уроки волейбола, М: ФиС, 1985.
- Переверзин И.И., Кутепов М.Е. Потребности школьников в занятиях физической культурой и спортом и требования к их программно-методическому обеспечению // Организация физкультурно-массовой работы по месту жительства населения. – М.; 1979. – Вып. 1. – с. 27-42.
- Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.; Физкультура и спорт. – 1984. с.104.
- Подольский В.Г., Фомин С.К. Уроки физической культуры в сельской школе – 5-7 классы, под ред. В.И. Корневского. – Л.; Учпедгиз, Ленингр. отд-ие, 1958. – с. 168.
- Программа средней школы. Физическая культура для учащихся IV – X классов. – М.; Просвещение, 1984. с. 3.
- Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей. Подг. В.И. Ляхом, Г.Б. Мейксоном. – М.; Просвещение, 1993.с. 64.
- Рыцарев В.В. Волейбол Попытка причинного истолкования приемов в игре и процесса подготовки волейболистов, М: 2005.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для институтов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: под.ред. Б.А. Ашмарина.- М: просвещение, 1990.-287с.
- Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителей / В.П. Богословский, М.И. Давыденко, В.И. Дробышев и др.; Под ред. М.Д. Рипы – М.; Просвещение, 1985.
- Фомин Е.В. Чем выше прыгнешь. Спортивные игры. 1984. №7. с. 13.
- Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М: ФиС, 1972.
- Фурменов А.Г. Начальное обучение волейболистов, Мн; 1976.
- Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособие для учителей // Г.П. Богданов, Н.Ж. Булгаков, Н.Н. Власов и др. под ред Богданова. – 2-е изд., допи перераб. – М.; Просвещение, 1984. – с. 204 (б-ка учителя физ. культуры).
- Шаулин В.Н., Мейксон Г.Б. По программе или без? // Физическая культура в школе. – 1994. - №2. – с. 2-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание выносливости на уроках физической культуры в школе
Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности. Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков яв...
Воспитание выносливости на уроках физической культуры в школе
Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности. Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков яв...
статья "Воспитание патриотизма на уроках физической культуры в начальной школе"
воспитание патриотизма приоритетная задача...
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры как эффективное средство физической подготовленности слабовидящих детей....
ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры как эффективное средство физической подготовленности слабовидящих детей....
Доклад Методы, средства и формы организации применяемые на уроках физической культуры
В докладе описаны разнообразные методы, средства и формы организации проведения уроков физической культуры. Использованы современные методы....
Доклад «Использование нестандартных форм домашнего задания на уроках физической культуры в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ»
Домашние задания являются неотъемлемо важной ступенью в учебном процессе любого предмета. Они дают ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельност...