Формы работы по правовому информированию учащихся
материал на тему

Формы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ИНФОРМИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1–4 классы)

Задачи:

1. ознакомление учащихся с основными нормативными документами, регулирующими права и обязанности детей;

2. ознакомление с основами социальных норм и основными правами ребёнка;

3. формирование у учащихся представления о правах человека как главной ценности человеческого общества;

4. донесение до учащихся важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни;

5. формирование системных правовых знаний и использование конкретных правил и норм — информирование о наиболее важных правах ребёнка, правилах, обеспечивающих безопасность человека (в особенности правилах дорожного движения);

6. ознакомление с этическими правилами и нормами (правилами поведения в общественных местах, образовательном учреждении, транспорте);

7. ознакомление с правилами, регулирующими жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения.

1 класс

Тематический план:

1. Я — человек. Как жить среди людей. Правила вокруг нас. Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила в школе. Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка — документ, который тебя защищает.

2. Правила в моей школе. Мой класс и мои друзья. Права учащихся в нашей школе и нашем классе. Ответственность.

3. Я — пешеход. Участники дорожного движения. Виды пешеходных переходов. Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. Виды транспорта. Я — пассажир. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

1. Конкурс рисунков — «Мои права и обязанности»;

2. Конкурс рисунков «Я и моя школа»;

3. Конкурс рисунков — «Азбука пешехода».

2 КЛАСС

Тематический план:

1. Право на образование. Наши добрые дела. Устав школы — основной закон её жизни. Знакомство с внутренним распорядком школы. Права и обязанности учащихся в школе. Ответственность учащихся в школе.

2. Права ребёнка от момента рождения до 8 лет. Права и обязанности членов семьи. Право ребёнка на защиту от жестокого обращения. Ребёнок оказался в трудной ситуации (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).

3. Движение пешеходов и их обязанности. Правила перехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

1. Конкурс проектов — «Моя школа»;

2. Конкурс рисунков — «Моя семья»;

3. Конкурс рисунков — «Я — пешеход».

3 КЛАСС

Тематический план:

1. Наши нравственные ценности. Мы — граждане России. Правила поведения на каждый день. Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Правила поведения в гостях.

2. На экскурсии. Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места. Правила поведения в общественных местах.

3. Дорожные знаки — безопасность пешеходов. Правостороннее, двухстороннее и одностороннее движение транспортных средств. Опасные ситуации на дорогах. Шалости на дороге. Правила безопасного поведения в транспорте. Встреча с работником ГИБДД, Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН.

Конкурсы:

1. Конкурс проектов, рисунков — «Моя родина»;

2. Конкурс рисунков — «Я на улице»;

3. Конкурс сочинений — «Я знаю о своих обязанностях».

4 КЛАСС

Тематический план:

1. Что такое закон? Основной закон государства. Документы, регулирующие права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Защита прав ребёнка. Защита прав ребёнка в школе. Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН.

2. Моя родина — Россия. Гражданство. Президент и федеральные органы власти. Для чего нужны органы власти, органы местного самоуправления, в чьи обязанности входит защита прав ребёнка.

3. Берегись автомобиля. У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

1. Конкурс проектов — «Россия — моя родина»;

2. Конкурс рисунков — «Я рисую свои права»;«Я — пешеход»; «Я на транспорте»;

3. Конкурс сочинений — «С чего начинается Родина»; «Я знаю свои права и обязанности»; «Мои обязанности в школе».

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5–11 классы)

Задачи:

1. формирование отношения к праву как социальной ценности и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

2. формирование знания и грамотного использования в речи детей элементарных правовых понятий («нормативный правовой документ», «закон», «право», «права человека», «права ребёнка», «норма права», «правонарушение», «ответственность» и др.);

3. формирование готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

4. ознакомление с основными отраслями права, наиболее важными источниками права и формирование умения их использовать для решения практических задач.

5. формирование умения выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

6. обучение разработке собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);

5 КЛАСС

Тематический план:

1. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Школьное самоуправление. Право ребёнка на участие в управлении образовательным учреждением. Устав школы о школьном самоуправлении. Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора (завучем) по воспитательной работе.

2. Права человека и права ребёнка. Моральные ценности общества и нравственные ориентиры человека. Как создаются законы в нашей стране. Государственная Дума и Совет Федерации. Вето Президента. Отличие законов от правил. Нормы морали.

3. Нарушен уговор: что делать? Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта.

Конкурсы:

1. Конкурс сочинений — «Если бы я был директором школы»; «О правах и обязанностях человека»;

2. Конкурс проектов — «Мой первый законопроект»;

3. Конкурс сказок — «Сказочные права человека» (Какими правами пользовались герои сказок и какие права при этом нарушались?).

6 КЛАСС

Тематический план:

1. Права и свободы человека и гражданина. Основные конституционные права человека и гражданина. Что такое свобода? Свободы ребёнка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребёнка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребёнка на свободное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.

2. Конвенция о правах ребёнка. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Встреча с приверженцами здорового образа жизни (члены антинаркотических организаций, врачи, наркологи)

3. Правонарушение. Государство на страже закона (правоохранительные органы). Правонарушитель — это тот, кто нарушил закон. Нарушения прав ребёнка. Правонарушения несовершеннолетних и юридическая ответственность. Встреча с представителями правоохранительных органов.

Конкурсы:

1. Конкурс проектов — «Вредные привычки. Мы против курения»;

2. Конкурс сочинений — «Если бы я был директором школы»;

3. Конкурс «юридическая консультация»(готовятся интересные правовые вопросы, определяется лучший правовой ответ).

7 КЛАСС

Тематический план:

1. Имею право и могу им воспользоваться. Конвенция о правах ребёнка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам человека, адвокаты).

2. Моё право на образование. Конвенция о правах ребёнка о праве на качественное образование. Право на выбор образовательного учреждения. Виды образовательных учреждений. Возможности получения дополнительного образования.

3. Обязанности и ответственность. Конституционные обязанности. Ответственность и её виды. Виды юридической ответственности несовершеннолетних. Ответственность граждан за настоящее и будущее своей Родины. Встречи с представителями правоохранительных органов.

Конкурсы:

1. Конкурс проектов — «Несу ответственность по закону»;

2. Конкурс сочинений — «Я и мое будущее …»;

3. Конкурс — «Турнир знатоков права», «КВН» (создаются по 3-4 команды по 6 человек, готовятся правовые вопросы).

8 КЛАСС

Тематический план:

1. Мои первые документы. Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина Российской Федерации. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

2. Как не стать жертвой преступления. Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности.

3. Моя семья. Конвенция о правах ребёнка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Права и обязанности в семье. Встреча с Уполномоченным по правам ребёнка.

Конкурсы:

1. Конкурс сочинений — «Моё будущее …»;

2. Конкурс проектов — «Моё право на образование. Кем хочу стать?»;

3. Ситуационная игра «Ученик года».

9 КЛАСС

Тематический план:

1. Защита права собственности. Что такое право собственности? Формы собственности. Авторское право и интеллектуальная собственность. Как стать собственником? Порядок защиты права собственности и гражданско-правовая ответственность. Встреча с юристами.

2. Человек как высшая ценность. Нравственные основы поведения человека. Регулирование российским законодательством системы общественных отношений. Отрасли права. Уголовное законодательство. Гражданское право. Административное право. Семейное право. Трудовое право.

3. Право на труд. Конвенция о правах ребёнка о праве на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работ, представляющих опасность для ребёнка. Права несовершеннолетних по Трудовому кодексу РФ. Куда обращаться в случае нарушения прав работника. Трудовой договор: обязательные составляющие документа. Случаи прекращения трудового договора. Составление образцового договора. Встречи с людьми различных профессий.

Конкурсы:

1. Конкурс сочинений — «Я выбираю профессию»; «Мое будущее в моих руках»;

2. Конкурс работ — «Мое право на труд», «Мое резюме»;

3. Конкурс проектов — «Мир моих обязанностей»; «Правовая регламентация жизни школьника».

10-11 КЛАССЫ

Тематический план:

Человек и общество. Роль социальных норм в жизни общества. Моральные ценности человека. Граждане России в системе экономических, политических и правовых отношений. Связь человека с Отечеством. Ответственность граждан за настоящее и будущее своей Родины.

Конкурсы:

1. Конкурс сочинений – «Золотое правило нравственности»; «Я люблю свою родину»;

2. Конкурс работ — «Я — будущий избиратель»; «Для чего нужны выборы»;

3. Диспут — «Выбор гражданской позиции»;

4. Конкурс — «Турнир знатоков права», «КВН» (создаются по 3-4 команды по 6 человек, готовятся правовые вопросы).

5. Ситуационная игра «Выпускник года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции

Классный час «Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции» Внеклассные мероприятия я стараюсь проводить вне классного кабинета. В зависимости от тематики мероприятия это может быт...

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

Методы и формы работы учителя математики,с учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта.

Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математичес...

Карта Монахова - форма работы по развитию мышления учащихся на уроках математики

Педагогическая технология  В.М. Монахова  гарантирует достижение конечного результата обучения. "Войдя" в педагогическую технологию В.М. Монахова с проблемами математического разви...

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО КОРЕКЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

         Пословица гласит: на ошибках учатся. Вспоминается также расхожая истина - умные люди учатся на чужих ошибках. Но в математике приходиться учиться в основном на...