Сценарий занятия об инвалидах около нас
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему
Очень важный разговор. Кто такие инвалиды, почему они стали появляться рядом с нами. Зачем нам, здоровым, нужно, чтобы они были рядом, а не сидели по своим домам. Сценарий разработан так, чтобы серьезный разговор чередовался с игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobroty_stsenariy.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Очень важно про каждую историю прочитать хотя бы ссылку, а лучше все, что удастся найти об этом человеке. Не только то, что написано в сценарии. Рассказать можно короче, но знать много, как будто это почти ваш знакомый. Или подобрать другие истории, которые вам ближе.
Приготовить цветные квадратики (половинки, треугольники), мишку Тедди, белую трость, листочки квадратные белые для записей и карандаши по числу участников, мелкие деньги, билетики.
Скачать все фото и видео на флешку.
Основная мысль: надо смотреть глубже, не на ограничения, а за ограничениями видеть людей – их возможности и личности и вообще.
Тематическая часть | Содержание |
Вводная часть: разговоры-игра | В каждом из нас есть что-то, что делает нас непохожим на других. А есть общее. А вам больше нравится быть похожими на других или непохожими? Было бы ужасно скучно, если бы все были одинаковыми, правда? Я задам несколько вопросов, кто считает, что ответ «да» про него, выходит и берет один листочек, одно утверждение = один вид квадратиков (половинок) - я люблю мороженое - у меня есть кошка - я люблю читать книги - я люблю сидеть вконтакте - я хорошо рисую - обожаю бегать и орать - не люблю спать в темноте - я выше своих ровесников - я терпеть не могу бегать и вообще физру Покажите, у кого какие карточки. Как вы думаете, есть ли среди вас люди, у которых наборы карточек совершенно одинаковые? Скорее всего, нет. Все мы отличаемся, но нормально понимаем друг друга, общаемся, хоть и не все со всеми друзья. Но сегодня мы собрали вас, чтобы поговорить о людях, которые отличаются сильно. Иногда настолько сильно, что мы не можем с ними общаться без специальных усилий. |
Актуальность обосновываем | Почему мы хотим говорить о них вообще? Зачем это? Может быть, вы заметили, что в последнее время инвалидов стало как-то больше. Не замечали такого? На самом деле их, конечно, не стало больше, но они стали чаще выходить на улицы, ходить в магазины, в кино, летать на самолетах. Дети-инвалиды появляются в обычных школах и кружках. Все это называется сложным словом «интеграция» (от слова integer – целый, означает «объединять»). Кому она нужна? Как думаете, нам с вами нужна зачем-нибудь эта интеграция? Для чего? Как ни странно, нам есть чему у инвалидов поучиться. |
Учимся у инвалида, имеющего физические недостатки | Чаще всего при слове инвалид мы представляем себе значок человека в коляске на желтом фоне. И вообще инвалида на коляске, кто не может ходить. (фото) Вот например Никита Трофимович. Он может ходить только с костылями или ездить в коляске. С детства очень любил читать и думал, что здоровые люди читают гораздо больше, ведь им нетрудно дойти до библиотеки. Только в институте он понял, что знает гораздо больше, чем однокурсники. Работает социологом, правозащитником, серьезная профессия, правда? В статье о нем сказано, что ему в жизни не нравится, как вы думаете, что именно? Когда с ним разговаривают, как с маленьким, обращаются к сопровождающему. Вот это стоит иметь в виду, если вы общаетесь с человеком на коляске, он обычно прекрасно все понимает и можно прямо у него спросить, какие он любит мультфильмы и игрушки, а не у его мамы. Как вы думаете, чему мы могли бы поучиться у Никиты? http://neinvalid.ru/natalya-barhatova-dotyanutsya-do-mechtyi/ (показать мишку) Наталья Бархатова поет лежа. Не знаю, что у нее за болезнь, но вот так. Она очень любит истории о мишке Тедди, это в Америке культовый персонаж. А у мишки в мультфильмах есть голос, как например у нашего Вини-Пуха. И это голос живого человека, его зовут Фил Бэрон, он много-много лет озвучивает мишку, пожилой уже человек. И вот представьте, эта смелая женщина, лежа в кровати, записывает видеообращение к этому знаменитому актеру и дуэтом с его фонограммой поет. По-английски, конечно же. И он ей очень быстро ответил, и они вместе записали несколько песен. Это удивительная особенность нашего времени, что лежачая певица из России и даже не из Москвы, а из Екатеринбурга, может петь дуэтом со знаменитым американским актером. Чему мы могли бы поучиться у Натальи? |
Учимся у глухого | Глухих лучше не называть глухонемыми. Многие из них умеют разговаривать голосом, это им ужасно трудно дается, но многие справляются. Игра: Вы сейчас своей командой должны сделать карету. Каждый человек должен быть задействован. При этом с этой минуты вам запрещено говорить, вы не можете издавать никаких звуков (смеяться можно), переписка тоже исключается. Карета должна быть функциональной, то есть она должна ехать. У вас пять минут. Время пошло. Итак вы построили (или хотя бы постарались построить) карету. Как вам далось это задание. Легко? Трудно? Что было самым трудным? А если бы у вас была возможность говорить, было бы вам легче? На первый взгляд кажется, что глухие находятся в более выигрышном положении, чем другие инвалиды. Ведь они внешне совсем не отличаются от нас. Вы не понимаете, что перед вами глухой, пока не заговорите с ним. На самом деле глухие сильнее других инвалидов оторваны от нашего мира, потому что они лишены главного, что нас объединяет - речи. Что мешает, раздражает глухих? Когда кричат на ухо, говорят, как с дураком. Обычно они хорошо читают по губам, достаточно просто обычно говорить, не закрывая руками лицо и не отворачиваясь. В чем-то инвалид может быть круче нас именно из-за своей особенности. Например, я читала рассказ «Сто лиц тишины», где слабослышащая девочка дружит с обычными ребятами. И в их деревне взрослый затеял махинацию, они наблюдают за ним издалека, но не могут понять, что он говорит. А девочка умеет читать по губам, ей все понятно, и благодаря этому они раскрывают махинацию. |
Учимся у слепого | Игра: Автобус. 2 пары слепых в двух автобусах. Кто быстрее. 1-й человек набирает денег для билета. 2-й протискивается к кондуктору, берет билет, находит обратный путь. Обсуждение. Наверное страшнее всего представить себя слепым. Лично я очень боюсь. Но и такие люди есть, и многие из них отлично справляются с жизнью, учатся, работают, создают семью.
http://people-on-plate.ru/2333/ https://www.youtube.com/watch?v=X3__RFBCYgE (фрагмент видео) Евгения Малышко. Совершенно слепая, она много путешествует, плавает на яхте, не пассажиром, а членом команды. А еще работает экскурсоводом в программе «Прогулка в темноте». Она говорит гостям: «Вы пришли посмотреть не на то, как живут слепые, а на то, что происходит у вас внутри». То есть эта программа дает людям возможность больше обратить внимание на звуки, запахи, ощущения от предметов и даже вкусы. Интересно, что в своих интервью она говорит, что ей не нужно никаких приспособлений, кроме белой трости (показать трость). А кто жалуется, что город не приспособлен, те так и будут сидеть дома и ждать, пока их пожалеют. Кстати, вам нужно знать, что если идет человек с белой тростью, это значит, что он слепой. И это наша задача его обойти, он-то нас не видит. Можно придержать дверь, но не стоит быть слишком навязчивым, предлагая помощь. Евгения говорит, что ей не нравится, когда люди думают, что раз она не видит, то и соображает плохо. И еще, что не нужно бояться в разговоре со слепым произносить слова «видеть», «смотреть». Как вы считаете, чему мы можем научиться у Евгении? |
Учимся у ментальников | Иногда я слышу, как подростки ругаются словами даун, аут или аутист. Это очень некрасиво. Да, есть люди, у которых есть такой диагноз – синдром Дауна или аутизм. Есть и другие заболевания, при которых у людей разум не такой, как у нас, но эти самые частые. СД – генетическая особенность. Такой ребенок может родиться в абсолютно любой семье, молодой или старой, алкоголиков или совершенно здоровых родителей. Про причины аутизма известно очень мало, этим людям трудно общаться, но умственная отсталость у них может быть, а может и не быть. Эта тема очень трудная: нам гораздо легче пожалеть безногого, чем человека, который как-то не так себя ведет. Они могут раздражать, фу, глупый, а если еще и кричит, то вообще неприятно, на них чаще мы можем смотреть свысока, кажется, что он вообще ничего не понимает. Но каждый человек важен и ценен. И если подойти с умом, то можно сделать так, что они будут очень нужны обществу. Например, на Западе часто нанимают взрослых с СД в качестве сиделок, нянечек в больницах. Это простая работа, на которую здоровые не очень-то стремятся, а людям с СД она нравится. http://nest.moscow/family/relations/143-inspiration/698-vlad (фото) Поднимите руки, у кого больше 100 подписчиков в какой-нибудь соцсети. У кого больше 50? Это Влад Ситдиков, у него 18 тысяч подписчиков. И он спортсмен, КМС по жиму штанги лежа. И еще он любит стихи Твардовского. И у него синдром Дауна. Я специально сказала о синдроме в последнюю очередь. Я хочу, чтобы мы с вами научились видеть в первую очередь человека, что он любит, что умеет, чем интересуется. А про синдром так, к сведению. Как вы думаете, чему мы могли бы научиться у Влада? |
Учимся у умирающих | https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1913396782259886&id=100007687481047 (фото) Это Дима. Ему 13 лет. Он, как все мальчишки, воображает себя крутым и сам себе придумал прозвище «Дракон». Но у него СМА. Это врожденное заболевание, от которого нет лекарства, вернее совсем недавно появилось, но не в России и только для маленьких детей. Он должен умереть, не став взрослым, и он знает об этом. Но пока он жив, он живет полной жизнью – учится, шутит, дружит и даже дерется. Однажды он сказал, что если бы ему осталось три дня жизни, то в первый день устроил бы вечеринку с друзьями, во второй прощание с родными, а в третий пошел бы в церковь для встречи с Богом. Игра: напишите 5 дел, которые вы бы сделали за жизнь. Пусть это будут только самые важные дела. А если бы времени осталось только на 3 дела? Поставьте плюсики около трех самых важных дел. А если только на одно? Что было бы самым-самым важным? Обведите его. Обсуждение – кто позволит, у тех зачитать их дела. |
Рефлексия | Садимся в кружочек и спрашиваем: «Что было интересным, может быть даже открытием на этом занятии?» |
Дополнительные ссылки, которые не вошли в сценарий.
http://neinvalid.ru/13-letniy-basketbolist-bez-ruk-vpechatlil-sotsseti-svoim-masterstvom/
http://neinvalid.ru/no-tyi-ne-pohozha-na-invalida/
http://neinvalid.ru/aleksandr-genievskiy-poteryat-sluh-v-avganistane-i-nayti-sebya-v-amerike/
http://neinvalid.ru/gluhonemyie-ispolniteli-oshelomili-zhyuri-i-zriteley-na-shou-talantov-nichieri/
http://neinvalid.ru/myi-tolko-chto-uznali-kak-umer-samyiy-populyarnyiy-chelovek-na-zemle/
https://www.youtube.com/watch?v=IgmcU3Mn_PA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия по спецкурсу "Литературное Ставрополье"
Использование регионального компонента в преподавании литературы. Знакомство с особенностями творчества ставропольского поэта И.В.Кашпурова....
Сценарий занятия по теме "Парламентаризм России"
Занятие с элементами игры....
Сценарий проведения «Дня инвалида»
Цели: создать комфортную, доброжелательную обстановку; развивать психо - физические способности детей-инвалидов, эмоциональную сферу; формировать эстетическую культуру; воспитывать в детях чувства соп...
Сценарий праздник "День инвалида"
Данный сценарий разработан для родителей и детей с ограниченными возможностями. ...
Сценарий ко Дню инвалида
Сценарий подойдет к концерту ко Дню инвалида в школе, детском саду....
Сценарий ко "Дню Инвалида"
Сценарий составлен по скаке "Красная шапочка". К детям приходят сказочные персонажи: Красная Шапочка, Волк, Лиса, Медведь. Они с детьми играют, танцуют, загадывают загадки, веселятся. В конц...
Сценарий ко дню инвалида «Добру откроются сердца!»
06.12.2020...