Сценарий занятия по спецкурсу "Литературное Ставрополье"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Сыч Наталья Ивановна

Использование регионального компонента в преподавании литературы. Знакомство с особенностями творчества ставропольского поэта И.В.Кашпурова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speckurs.rar66.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия по спецкурсу «Литературное Ставрополье»

«Ах, Ставрополье, синий край России…»

Жизнь и творчество Ивана Васильевича Кашпурова

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №3

ст. Бекешевской

Сыч Наталья Ивановна

Цели:

  1. образовательные: дать сведения о жизни и творчестве И.В.Кашпурова;
  2. развивающие: развитие умения выразительного чтения стихотворений, навык публичного выступления;
  3. воспитывающие: воспитание любви к литературе.

Задачи:

  1. Подготовить учеников к правильному восприятию произведений.
  1. Изложить в кратком виде биографию писателя.
  1. Перечислить основные особенности творчества поэта.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ставропольского поэта Ивана Васильевича Кашпурова.

14 октября 2006 года нашему земляку, известному поэту Ивану Васильевичу Кашпурову, автору 27 поэтических сборников, исполнилось бы 80 лет…

Иван Васильевич Кашпуров был человеком своего времени, поэтому его жизнь и творчество во многом отражали этапы истории нашей страны и судьбы людей, включенных в тот исторический процесс.
Однако, нет, пожалуй, другого художника слова, чья поэзия бы впитала в себя столько звуков, красок и голосов «души» Ставропольского края. Не зря И. В. Кашпуров получил общественное звание «поэта Ставрополья». И действительно, это ему принадлежат полюбившиеся всем стихотворения: «Поющая степь», «В родном краю», «Берёзка», «Ставрополье», «Стрижамент», «На склонах Машука», «На Домбае», «Песня Ставрополю», и много другие, где поэт признавался в любви к своей малой родине, к её природе, людям и истории.

В
память о замечательном мастере поэтического слова, патриоте родного края мы посвящаем наш урок.

2. Выступления учащихся.

Пусть будет счастье испытаньем,
Пусть испытанием – беда.
Но в полшага жить,
В полдыханья
Не научусь я никогда!

Эти строчки из стихотворения поэта «Мне говорят…» вполне можно отнести к его жизненному кредо.
Родился Иван Кашпуров 14 октября 1926 года в селе Калиновском Александровского района Ставропольского края в крестьянской семье. Отец его, уроженец Украины, перебравшийся на Ставрополье еще в 1908 году из-за тяжелой нужды и безземелья, а мать – коренная казачка. От отца, хорошего печника и сапожника, Иван Васильевич перенял серьёзное отношение к труду, а от матери – нежную влюбленность в родную природу.
«… Детства у меня не было. Был сплошной голод,- писал о себе Кашпуров.- О юности тоже сказать нечего. Началась война, а с ней снова голод, холод, лишения. В семнадцать с половиной лет меня призвали в армию. Было это весной 1943 года. Начал службу в самых трудных войсках – кавалерии, а закончил в самых легких – артиллерии». По окончании Великой Отечественной войны его часть была направлена в Иран, где и прослужил до 1949 года.

 После демобилизации учился в вечерней школе рабочей молодежи, а затем в Ставропольском педагогическом институте. В 1959 по рекомендации Ставропольского отделения Союза писателей Кашпуров поступил в Литературный институт имени Алексея Максимовича Горького, который окончил в 1957г. В том же году начал работать в редакции Карачаево-Черкесской областной газеты. “Ленинское знамя”; В 1959-1961 сотрудничал в газете “Запорожская правда”. С 1958г. Кашпуров был принят в члены союза писателей СССР. В 1963г. Кашпуров вступил в члены Коммунистической партии. Его первые стихи были опубликованы в 1949г. в армейской газете Закавказского военного округа, а в 1956г. вышел первый сборник стихов “Дыхание степи”. Родина, народ, время – основные темы произведений Кашпурова.

 Истоки поэзии Ивана Кашпурова – в любимой его Калиновке, где он родился.

И если б где-нибудь меня спросили,
Ответил бы спокойно и светло,
Что в самом лучшем уголке России
Стоит моё заветное село.

 Калиновка в окружении степного простора всегда оставалась местом, вызывающим наибольший взлет его творческого вдохновения. «Любовь к родине естественна, как дыхание. Земля, где ты родился, некрасивой не бывает. Она прекрасна уже тем, что живет в твоей душе, а степь это или горы, леса или пустыня – значения не имеет. Моя Родина – Ставрополье. А если конкретнее – степное село Калиновское. Я очень люблю его и горжусь им. Это – моя молитва, песнь любви моей малой родине», - писал поэт.

Спит моя Калиновка в низине.

Лунный свет искрится на реке.

Ходит сторож возле магазина

С ижевской двустволкою в руке.

А напротив паренек несмело

Стал у освещенного окна.

Сторожу, конечно, мало дела,

Отчего кому-то не до сна…

Кашпуров приветствует процесс сближения родной деревни с городом. В этом процессе он видит громадные перспективы развития села.

Во всем, и прежде всего в духовном складе сельского труженика, он видит приметы этого подъема:

Патриархальщина – не мода.

Уходит – и в небытиё.

И городеет с каждым годом

Село старинное моё.

         От равнодушья и  дремоты

Здесь не осталось и следа,

И ощущение полета

В сердца вселилось навсегда.

         Герои его стихов - труженики, чьей энергией и мастерством жива колхозная жизнь, они вершат не “бумажные”, а “жизни главные дела”. Часто Кашпуров называет подлинные имена своих героев, потому что жизнь существует для него в ее конкретных проявлениях.

         Он раскрыл возвышенный смысл будничной, повседневной  жизни современного крестьянина.

Мне сродник пишет из села –

Такие нынче там заботы,

Что снова свекла подвела,

Не оправдала все расходы.

Что дождь в июле полоскал –

И затянулась жатва малость.

Но ни зерна,

Ни колоска

На страдном поле не осталось.

Что стадо племенных коров

Почти удвоилось в артели.

А заготовленных кормов

Хотя б хватило до апреля…

Такие вести из села.

И всё в них крупно,

Все в них важно.

Не созиданье дел бумажных,

А жизни главные дела.

Тема природы – любимая тема Кашпурова. С этой темой у него связано почти все: и труд и любовь. Примером может послужить стихотворение “Осень” написанное в 1949 году.

Листья мягко укрывают землю,

Зябко солнцу в зябких небесах,

Днем прозрачным

Тихо-тихо дремлет

За селом лесная полоса.

На полях работа –

Полным ходом,

И моторов не смолкает гуд,

И плуги до кромки небосвода

За собою борозды ведут.

Пахота,

И вёдру сердце радо.

Разминая темный ком земли,

Бригадир окидывает взглядом

Степь,

Голубоватую вдали…

Осень! Осень!

Медленным пожаром

Полыхает тополей стена.

Приседают, охая, амбары

От великой тяжести зерна.

(Анализ стихотворения, выполненный заранее учеником)

      Кашпурова называют поэтом Ставрополья. Действительно, в его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор. Он сумел увидеть и запечатлеть в своих стихах общие черты природы края, его жизни и быта. Ставрополье – его природа, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта. Все здесь ему дорого, все восхищает глаз и волнует сердце. По стихам Кашпурова можно представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю в их основных очертаниях. Чтобы увидеть родной край, нужно было посмотреть не него издали. Лучшие стихи о Ставрополе, о его степях написаны, когда Кашпуров жил (с 1958 по 1967г.) на Украине, в Запорожье. Вдали от родного края И. Кашпуров создает стихотворение “Ставрополье”, в котором есть простые и точные строки, понятные и близкие каждому ставропольцу.

Я видел Ставрополье на картинах,

В окно вагона, через дым костров…

Лежит оно в равнинах и горбинах,

Лежит на стыке четырех ветров.

Здесь голубые облака гороха

И голубой полыни облака,

И за людьми на динамичный грохот,

В степную марь, торопится река.

Здесь мериносы ноги моют в росах,

Метелки проса – словно бьют ключи,

И от зари расходятся прокосы

Широкие, прямые, как лучи…

Поля вплотную подступили к селам.

Из сел, в разведку выслав тополя,

Сады выходят воинством веселым

И смело наступают на поля.

Ах, Ставрополье, синий край России,

Ты – песня эскадронная отцов.

Меня сады, поля твои растили

Под птичий грай и перезвон овсов.

Мне открывали даль твои рассветы,

А стрепеты – немятую траву…

Куда б меня ни заманили ветры –

Тебя от сердца  я  не оторву.

Особенно часто в стихотворениях И. Кашпурова встречается образ раздольных ставропольских степей, поросших дикими травами. Этот красочный и звучащий своей особой музыкой мир «живёт» в поэтических произведениях: «Ковыли», «Баллада о степи», «Луговая музыка», «У чабанского костра» и др.
В стихотворении
 « Степь» есть строчки, содержащие вопрос:

Вихри полыни сивые,
Да коршунов ленивых виражи…
Скажи мне, степь,
Ну что в тебе красивого,
На чем тут глазу отдохнуть,
Скажи?

А ответ на него прост. Секрет в том, что эта степь, лежащая «в равнинах и горбинах», «на стыке четырех ветров», - малая родина поэта. «Я с детских лет, что книгу, степь читаю, до сотни букв-травинок назову», - писал он. Степная краса существует в стихах Кашпурова не как прекрасное изваяние, поэт показывает её жизнь, многообразие, движение и развитие.

Внимание поэта было обращено и на красоту отдельных уголков Ставропольского края. Например, одно из своих стихотворений он посвятил горе Стрижамент:

Нас подняла тропинка на вершину
Горы Столовой –
Здравствуй, Стрижамент!
Здесь ложементов старые морщины
Оставило нам время  для примет.

И, конечно же, не мог обойти Иван Васильевич в своём творчестве столицу нашего края – город Ставрополь. Сколько тепла, искренней любви «излучает» стихотворение
«Триптих о Ставрополе»:

Ты стоишь средь степного раздолья,
белый Ставрополь, радость моя,
и с любого конца Ставрополья
виден явственно, словно маяк.
Два столетья, холмы обживая,
не стареешь ты, Ставрополь мой.
Где не езжу – я гостем бываю,
а к тебе возвращаюсь – домой.

3.Слово учителя.


… хочу не много я, ни мало,
От строки бесхитростной моей,
Чтобы слово души согревало,
Чтоб спасибо слышать о т людей.

Эти стихотворные строчки, можно считать лейтмотивом всего творчества Ивана Васильевича Кашпурова, его девизом и целью.

Поэзия И.В Кашпурова сочетает в себе разговорность интонации, простоту рифм, традиционность строф, напевность (более двух десятков стихов поэта положены на музыку), она питается чистым источником устной народной речи. Поэт не был экспериментатором в сочинительстве, он брал тот пласт речи, который был свойственен среде, его взрастившей. В этом можно видеть и силу, и слабость поэзии Ивана Васильевича Кашпурова. Самое ценное в творчестве поэта, наверное, то, что оно утверждает простые общечеловеческие ценности: быть добрым и честным, любить свою Родину, большую и малую, уметь видеть и ценить исконную природную красоту. Особенно это важно в наше время, время поиска гармонии, смысла жизни, нравственных позиций.

4. Рефлексивный момент.

Выразить свое отношение к творчеству поэта, какой момент урока понравился наиболее, какое стихотворение запомнилось.


5. Итог урока.

6. Домашнее задание. К следующему занятию по спецкурсу подготовить сообщения о творчестве Сергея Рыбалко.

       




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия по мыследеятельностной педагогике. Развитие способности различение.

Мыследеятельностная педагогика. Сценарий занятия на развитие способности различение....

Сценарий занятия "Я приглашаю вас в мир туризма"

Занятие  по теме «Я приглашаю вас в мир туризма» является вводным в образовательной программе дополнительного образования детей «Спортивный туризм».В современном понимании туризм охватывает деяте...

Презентация к внеклассному занятию "Площади города Ставрополя"

Презентация к внеклассному занятию "Площади города Ставрополя"...