Основы научно-исследовательской деятельности
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
Утверждена приказом
директора МАОУ СОШ №37 ________________О.А.Белоусов
№ _______ от_________
Рабочая программа
«Основы научно-исследовательской деятельности»
на 2018/2019 учебный год
Разработана: Павлюкевич А.Ю.,
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Златоуст
Пояснительная записка
Цель изучения курса:
Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- научить общим методам и принципам исследовательской работы;
- создать условия для формирования устойчивого интереса к творческой и исследовательской деятельности;
- сформировать психологическую устойчивость в ситуации публичного выступления;
- способствовать формированию исследовательской культуры школьников.
Личностные результаты освоения курса
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)
1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
Мотивационный компонент:
– сформированная потребность давать обоснованные оценки прошлому и настоящему Отечества, социальным событиям и процессам (в области общеинтеллектуальной деятельности);
Деятельностный компонент:
– успешное и систематическое применение способностей проявлять гражданскую позицию в различных социальных ситуациях (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Знаниевый компонент:
– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития во всех сферах жизни общества (в области общеинтеллектуальной деятельности).
Мотивационный компонент:
– потребность в осмыслении социального, культурного, духовного аспектов жизни общества (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– демонстрация собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Смыслообразование
2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Знаниевый компонент:
– знание важности процесса качественного обучения в реализации своих жизненных планов (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– мотивация к самообразованию в урочной и внеурочной деятельности (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– дополнительные занятия определенным учебным предметом (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью);
– целенаправленное участие в олимпиадах, конкурсах, акциях (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Знаниевый компонент:
– знание эффективных приемов вербального и невербального общения (на занятиях общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– стремление быть активным участником в конструктивной референтной группе (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– умение находить индивидуальный подход к участнику коммуникации с учетом возраста, пола, статуса и социальной роли (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
2.3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Знаниевый компонент:
– знание приемов активного слушания (на занятиях общеинтеллектуальной деятельностью);
– понимание значения дистанции в общении и применении разных средств коммуникации (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– стремление овладеть средствами публичного выступления, искусством убеждающего воздействия в общении с людьми (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– умение воспринимать скрытые сообщения в общении (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью);
– выявление истинных мотивов в общении с собеседниками (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
2.4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Знаниевый компонент:
– сформировано знание ценности здорового и безопасного образа жизни (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– потребность в осмыслении ценности здорового и безопасного образа жизни (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– демонстрация собственной активной позиции ценности здорового и безопасного образа жизни (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
2.5. Сформированность усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Знаниевый компонент:
– сформировано знание правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– потребность в осмыслении общественной значимости процесса формирования усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– демонстрация собственной активной позиции своих знаний правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Знаниевый компонент:
– знание социальных норм, их видов и характеристик (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– стремление к лидерству, проявление активной социальной позиции (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– демонстрация освоенных правил социального взаимодействия и поведения в различных ситуациях (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Знаниевый компонент:
– знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов родного края и России (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Мотивационный компонент:
– стремление к нравственному самосовершенствованию, веротерпимости, уважительному отношению к религиозным взглядам, взглядам людей или их отсутствию (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
Деятельностный компонент:
– критическое осмысление информации морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников (при занятии общеинтеллектуальной деятельностью).
3.6. Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Деятельностный компонент:
– эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира (на занятиях общеинтеллектуальной деятельностью).
Метапредметные результаты освоения рабочей программы курса
Регулятивные универсальные учебные действия.
Р1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)
Р1.1. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.
Р1.2. Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему.
Р1.3. Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.
Р1.4. Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.
Р1.5. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
Р1.6. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Р2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование).
Р2.1. Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.
Р2.2. Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.
Р2.3. Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.
Р2.4. Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).
Р2.5. Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.
Р2.6. Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).
Р2.8. Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
Р2.9. Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Р3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция).
Р3.1. Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.
Р3.2. Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.
Р3.3. Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
Р3.4. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
Р3.5. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата.
Р3.6. Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата.
Р3.7. Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.
Р3.8. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Р4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка).
Р4.1. Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.
Р4.2. Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.
Р4.3. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.
Р4.4. Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
Р4.5. Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.
Р4.6. Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Р5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция).
Р5.1. Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Р5.2. Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.
Р5.3. Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Р5.4. Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Р5.5. Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Р5.6. Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные универсальные учебные действия
П.6.4. Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
П.6.5. Выделять явление из общего ряда других явлений.
П.6.6. Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.
П.6.8. Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
П.6.9. Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
П.6.10. Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.
П.6.11. Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
П.6.14. Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
П8. Смысловое чтение
П8.7. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.
П10.1. Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы
П10.2. Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
П10.3. Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
П10.4. Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество).
К11.1. Определять возможные роли в совместной деятельности.
К 11.2. Играть определенную роль в совместной деятельности.
К 11.4. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.
К11.5. Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
К11.6. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
К11.7. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его
К11.8. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.
К11.9. Выделять общую точку зрения в дискуссии.
К11.10. Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.
К11.11. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)
К11.12. Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
К12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация).
К12.1. Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.
К12.2. Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).
К12.3. Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.
К12.4. Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
К12.5. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.
К12.6. Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
К12.7. Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.
К12.8. Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.
К12.9. Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
К12.10. Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
К13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
К13.1. Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
К13.4. Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
К13.5. Использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметные результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать тему исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план учебно-исследовательской деятельности;
- выделять объект и предмет исследовательской работы;
-определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;
- формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы;
- работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- представлять свою работу.
Учащиеся должны владеть понятиями: аспект, гипотеза, дедекция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.
Содержание курса
Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять частей. Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ и дается обзор региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников.
Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий н-и работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
- выбор темы
- составление плана исследовательской деятельности;
- работа с понятийным аппаратом;
- опытно-экспериментальная деятельность.
Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.
Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.
1. Введение. 2 ч.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. Региональные и всероссийские научно-практические конференций и конкурсы школьников.
2. Методология научного творчества. 4 ч.
Основные понятия н-и работы: аспект, гипотеза, дедекция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведение исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.
Поиск информации: виды информации 9обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.
3. Этапы работы в рамках научного исследования. 14ч.
выбор темы.
составление плана работы.
работа с научной литературой.
работа с понятийным аппаратом.
опытно-экспериментальная работа.
4. Оформление исследовательской работы. 3 ч.
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки,сноски и примечания, приложения.
5. Представление результатов научно-исследовательской работы. 13 ч.
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Оформление (схемы, таблицы, карты, рисунки, презентации). Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Методическое обеспечение курса.
Занятия курса предполагают урочную систему занятий, сочетающую теоретические и практические занятия. Предполагается использование различных технологий критического мышления, технологий, связанных с большой долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся.
Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживания хода работы над учебным исследованием.
Итоговая аттестация предполагает защиту темы учебного исследования.
Форма итоговой аттестации – зачет.
Календарно-тематическое планирование
35 часов: 1 час в неделю
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Виды исследовательских работ. | 1 | |
2 | Основные конференции и конкурсы школьников. | 1 | |
3 | Основные понятия учебно-исследовательской работы. | 1 | |
4 | Методология научного познания. | 1 | |
5-6 | Общая схема хода научного исследования. | 2 | |
7-8 | Выбор темы | 2 | |
9-10 | Составление плана научно-исследовательской работы. | 2 | |
11-13 | Работа с научной литературой | 3 | |
13-15 | Работа с понятийным аппаратом. | 3 | |
16-17 | Опытно-экспериментальная работа | 2 | |
18-19 | Этапы работы – практическое занятие | 2 | |
20-21 | Структура содержания исследовательской работы | 2 | |
22 | Общие правила оформления | 1 | |
23-24 | Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. | 2 | |
25-27 | Культура выступления и ведения дискуссии. | 3 | |
28-29 | Составление презентации | 2 | |
30-32 | Защита научной работы | 3 | |
33-35 | Подведение итогов | 3 | |
Всего | 35 |
Литература для учащихся
1. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. – М., Знание, 1985.
2. Детская энциклопедия: В 12 т. – М. – Дрофа, 2000.
3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1990.
4. Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982.
Литература для учителя
1. Борикова Л.В. , Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: уч. Пособие. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
2. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Азбука студента. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: Ось – 1999.
4. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в прцессе обучения. – М.: 1985.
Литература, использовавшаяся при составлении программы
1. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». – Практика административной работы в школе №5 2004.
2. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. – Под ред. Тряпицыной А.П. Санкт-Петербург, КАРО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»
Программа курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся и направлена на развитие навыко...
"Основы научно - исследовательской и проектной деятельности"
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовате...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Дипломы победителей и призеров...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....