Статья "Экологическое воспитание школьников на основе научно-исследовательских работ"
статья по истории (10 класс)
Настоящая статья посвящена экологическому воспитанию школьников на основе научно-исследовательских работ. Экологические знания в алтайской семье передаются из поколения в поколение через обряды, традиции, т.к. именно в них заложена самая естественная форма экологического воспитания поколения.
Экологическое воспитание обучающихся – это комплекс мер, направленных на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы. «Основной целью экологического воспитания является формирование ответственности в отношении к природной среде, строящееся на основе экологического сознания…» .
Экологическое воспитание учащихся может осуществляться в учебном процессе и во внеклассной деятельности. Экологическая работа в школьном процессе может иметь различные формы, например:
1. Исследовательские (экологические наблюдения, изучение воздушной среды, гидросферы, почвенных процессов);
2. Конкурсные (выставки рисунков, экологические олимпиады и др.);
3. Игровые (экологические игры: эко-случай, эко-бумеранг);
4. Познавательные (уроки в виде лекций, семинаров, «круглые столы», проведение экскурсий, изучение научной литературы);
5. Продуктивные (озеленение территорий, высадка цветов, деревьев).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тодошева С. Г.
учитель истории и обществознания
МБОУ «Беш-Озекская СОШ»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Природа для алтайцев из испокон веков и до наших дней считается святым и живым. В своей статье «Этноэкологическая культура воспитания в мировоззрении алтайцев» Н. Содоноков, Р. Опарин отмечают, что «алтайцы, как и другие этносы, тесно связаны с природой и почитают ее как живого человека…. » [2, с. 177]. По их представлениям природа живое и, подобно живому существу, рождается, существует и умирает. Она служит для коренного населения источником энергии, гарантом жизни, поддержания здоровья и благополучия. Иными словами, природа – это храм, которое надо беречь и относится с уважением. Данное почитание до сегодняшнего дня отражается в традициях и обычаях алтайцев.
Все мы знаем, что в последнее время научно-технический прогресс, развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др. оказывают огромное отрицательное влияние на природу. В своих работах ученые-экологи выделяют следующие экологические проблемы: 1. Загрязнение воздуха, воды и почвы; 2. Глобальное потепление; 3. Истощение природных ресурсов; 4. «Мусорная проблема»; 5. Вырубка лесов; 6. Нехватка пресной воды; 7. Проблемы экологические ведут за собой проблемы здравоохранения и т.д.
Настоящая статья посвящена экологическому воспитанию школьников на основе научно-исследовательских работ. Экологические знания в алтайской семье передаются из поколения в поколение через обряды, традиции, т.к. именно в них заложена самая естественная форма экологического воспитания поколения.
Экологическое воспитание обучающихся – это комплекс мер, направленных на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы. «Основной целью экологического воспитания является формирование ответственности в отношении к природной среде, строящееся на основе экологического сознания…» [1, с. 2].
Экологическое воспитание учащихся может осуществляться в учебном процессе и во внеклассной деятельности. Экологическая работа в школьном процессе может иметь различные формы, например:
1. Исследовательские (экологические наблюдения, изучение воздушной среды, гидросферы, почвенных процессов);
2. Конкурсные (выставки рисунков, экологические олимпиады и др.);
3. Игровые (экологические игры: эко-случай, эко-бумеранг);
4. Познавательные (уроки в виде лекций, семинаров, «круглые столы», проведение экскурсий, изучение научной литературы);
5. Продуктивные (озеленение территорий, высадка цветов, деревьев).
Экологическое образование и воспитание является одним центральных направлений моей работы, как классного руководителя. По данному вопросу у нас в классе (10 класс) во внеурочной деятельности организованы разные виды работы. Во-первых, наш класс является активным участником разных акций, например, таких как акция по сбору мусора вдоль реки Беш (Песчаная) и автодороги Черга – Беш-Озек – Усть-Кан – Талда – Карагай. Помимо этого, всегда развешиваем на территории школы кормушки и подкармливаем птиц в течение зимнего периода. В прошлом году на территории школы совместно с участником СВО А. Тенгерековым высадили березы, по увековечиванию памяти погибших в ходе специальной военной операции на Украине.
В рамках экологического просвещения у нас проводятся экологические классные часы «Вода России», «Мы – защитники природы!» и т.д.
Кроме того, по теме экологическое воспитание принимаем активное участие в НОУ, научно-исследовательских проектах, т.к. исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у обучающихся инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем малой родины.
В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать проблему, выдвигать и обосновать причины ее возникновения, делать выводы и предложения. Темы экологических исследований для учащихся необходимо подбирать исходя из реалий жизни.
2023 году ученица нашего класса Шадеева Евгения по теме «Лечебный туризм в Республике Алтай», стала победителем заключительного этапа Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ «СТАРТ В НАУКУ», которая проходила в ф.т. Сириус.
На примере мараловодческого предприятия «Бай-Кабак», которая специализируется на производстве пантов рассказала о лечебном туризме в Республике Алтай. Отмечая целебные, полезные свойства пантов, также денежную выручку от посещения туристов пантовых ванн, она подчеркнула, что не надо забывать и обратную сторону этой деятельности, т.е. экологическую. В заключении своей работы она предлагает в доступной форме разработать буклеты, информационные стенды для гостей и туристов, чтобы они познакомились с традициями и нормами этикета коренного населения.
В текущем году в Региональном этапе Всероссийского конкурса инновационных экономических проектов «Мои зеленые СтартАпы» Кукпеева Снежана, заняла достойное I место в номинации «Зеленые технологии в сфере туризма». В своей исследовательской работе Снежана, также сделала акцент на экологическую тему.
Таким образом, еще раз отмечаем, что экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития обучающихся и является необходимой формой работы. Воспитание экологической культуры у школьников будет эффективным только в том случае, если они будут осуществляться непрерывно с использованием разнообразных форм, которые создают условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долго перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной средой.
Литература
1. Исмагилова О.Р. Экологическое воспитание школьников на основе научно-исследовательских работ // Проблемы и перспективы развития науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. –Нефтекамск, 2016. – С. 98-101.
2. Содоноков Н.А., Опарин Р.В Этноэкологическая культура воспитания в мировоззрении алтайцев // Сибирский педагогический журнал. № 3, 2006. – С. 175-178.
3. Цагарева Е.Ф., Элипханов М.У., Носкидаева Е.Х. Воспитание экологической культуры учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4(29) – С. 243-245.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе музейной педагогики.
В работе раскрыты основные напрвления духовно-нравственного воспитания школьников в рамках музейной педагогики....

Элективный курс «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»
Программа курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся и направлена на развитие навыко...

"Основы научно - исследовательской и проектной деятельности"
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовате...

Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»
Описана система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»...

Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»
Презентация к докладу...

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»
В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...