Положение о внеурочной деятельности
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Иванова Елена Александровна

Разработка положения о внеурочной деятельности МАОУ "Байкаловская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_vneurochka.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5 к основной образовательной программе основного общего образования ФГОС ООО

МАОУ  «Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО:                                                                    УТВЕРЖДЕНО:

педагогическим советом                                                          приказом директора

протокол от 30.08.2017 г № 01  .                                                           МАОУ «Байкаловская СОШ»

                                                                             от   31.08.2017 г.   №58  

План внеурочной деятельности учащихся 5 - 7 классов

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением  и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС  ООО  понимается все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, призвана сформировать учебную мотивацию.

Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

План подготовлен с учётом требований ФГОС  ООО, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

В реализации плана внеурочной деятельности принимают участие педагогические работники :

-заместитель директора по ВР;

-педагоги;

-социальный педагог;

-педагог-психолог;

-библиотекарь;

-педагоги дополнительного образования;

-родители.

Координирующую роль выполняет классный руководитель.

Механизм выстраивания внеурочной деятельности

1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.

2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:

- получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях, кружках дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта;

- знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности, программами кружков, секций, объединений, планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся).

- получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.

3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребёнка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учётом возможностей образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования.

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – без оценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

-  расширение общекультурного кругозора;

- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- участие в общественно значимых делах;

-  помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

- создание пространства для межличностного  общения.

При организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «Байкаловская СОШ» используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности ЛДП и тематических лагерных смен.

МАОУ «Байкаловская СОШ» организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:

-спортивно-оздоровительное;

-духовно-нравственное;

-социальное;

-общеинтеллектуальное;

-художественно-эстетическое.

Виды внеурочной деятельности, применяемые в школе:

-игровая деятельность

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение;

-досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

-художественное творчество;

-социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

-трудовая деятельность;

-спортивно-оздоровительная деятельность;

-туристско-краеведческая деятельность.

Формы организации учащихся: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные, коллективно-творческие дела (КТД) и другие.

Способы организации внеурочной деятельности:

1.Реализация образовательных программ внеурочной деятельности;

2.Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью системы воспитательной работы школы.

3.Использование возможностей учреждений дополнительного образования.

Направления и формы реализации внеурочной деятельности

(перспективное планирование)

Направления

Программы

Формы реализации ВУД

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровитель-

ное направление

-Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности»

-занятия на базе ДЮЦ по образовательной программе»      

-тематические классные часы

-Дни здоровья

-общешкольные спортивные мероприятия

 ( Футбольная страна, неделя бега Кросс наций, лыжня России, соревнования «Веселые старты», легкоатлетическая эстафета)

-уроки ГТО

-сдача нормативов ГТО

-беседы, интеллектуальные развивающие игры и викторины, соревнования

         Вся образовательная деятельность в данном направлении способствует

всестороннему гармоническому развитию личности ребёнка, формированию мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Общекульту-

ное направление

 -занятия в ДШИ

-симфонические уроки на базе ДШИ

- тематические классные часы

-театральный сезон, посвященный Дню театра

-занятия в театре миниатюр

- конкурсы рисунков

-экскурсии, посещение концертов

-посещение выставок на базе районного краеведческого музея

Образовательная деятельность в данном направлении способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей, формированию коммуникативной и общекультурной компетенции

                                      Духовно-нравственное направление

-учебные курсы «Обществознание» и «Основы духовно-нравственной культура народов России

-реализация Программы воспитания и социализации обучающихся  

- тематические классные часы

-занятия на базе школьных  и районных музеев и  библиотек

-уроки нравственности

Образовательная деятельность в данном направлении способствует воспитанию чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства; формированию у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите

Обще-

интеллектуаль-ное направление

- занятия на базе ЦВР по образовательной программе «

-конкурсы

-Всероссийская олимпиада школьников

-заочная Международная олимпиада по основам наук

-предметные олимпиады

-фестиваль ученических проектов

-интеллектуальные турниры

-участие в научно-познавательных играх и викторинах, проектах, в исследовательской деятельности

Образовательная деятельность в данном направлении способствует обогащению запаса учащихся научными понятиями и законами, формированию мировоззрения, функциональной грамотности,

таких ценностей, как познание, истина, целеустремлённость

Социальное направление

тематические классные часы

-социальные практики

- проектирование и реализация социальных акций

- социальные проекты

- участие в самоуправлении школы

- занятия на базе школьного  и районного музеев

-беседы

- встречи с людьми труда

- участие в школьных трудовых рейдах, волонтерском движении

-КТД

Образовательная деятельность в данном направлении способствует воспитанию бережного и ответственного отношения к окружающей среде, людям, выработке чувств ответственности и уверенности в своих силах, формированию культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности, реализации социальных проектов.

Компонентом внеурочной деятельности также являются общешкольные дела по плану воспитательной работы школы, которые включены в общую годовую циклограмму. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ученика, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

В карте занятости ученика фиксируется занятость детей в кружках и секциях учреждений дополнительного образования:  ДЮЦ, ДШИ, ЦДК, ЦВР, районного краеведческого  и школьного музеев, школьной и районной библиотек.

Ресурсы учреждений социума используются для проведения соревнований, концертов, экскурсий.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в  зависимости от направления развития личности и реализуемых  программ внеурочной деятельности,  индивидуальный подход, позволяя  обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, занятия по  образовательным  программам ВУД, использование ресурсов учреждений социума позволит  реализовать план внеурочной деятельности в объеме 5-7 часов в неделю и  создать образовательное пространство, позволяющее развивать  интересы детей, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Внеурочная деятельность

Класс

Кол-во часов

Направление деятельности

Формы реализации

Кол- во неделю

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

План-график воспитательной работы

ПРИЛОЖЕНЕ 3.

График олимпиад, конкурсов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Модель внеурочной деятельности

Недельная образовательная нагрузка

( количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность

Виды деятельности

Содержание деятельности

Количество часов

Организационное обеспечение учебной деятельности

Ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д

до 1 часа

Организация занятий по направлениям

2-3 часа

Воспитательные мероприятия

1 час или в сумме несколько часов за 1-2 недели в зависимости от масштаба мероприятия и времени для его подготовки

Внеурочная деятельность по учебным предметам

Олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа с одаренными

от 1 до 2 часов

Осуществление педагогической поддержки и социализации обучающихся

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагога-психолога, социального педагога,

работа по устранению пробелов в усвоении ФГОС

от 1 до 2 часов

Обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы  

 Организация безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся ( организация питания, дежурства, взаимодействия на переменах)

1-2 часа

Итого

Не более 10 часов

Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения не более 1750 часов, в год – не более 350 часов, в неделю- не более 10.

В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной  образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Так, например, в 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе – в связи с организацией предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.

По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в школе  реализуется  модель   плана внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий.

Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

-компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

-социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;

-компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ может происходить:

-в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных   за ее пределами;

-через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

-через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

В школе планируется деятельность советов классов и совета школьников,  музейного и библиотечного активов учащихся

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность)

Направления  деятельности

Название

Количество часов в неделю

Духовно-нравственное

-библиотечные часы

Социальное

-музееведение

-краеведение

-социальные практики

Общеинтеллектуальное

-информатика

-шашки

-клуб «Эрудит»

-проектная деятельность

-культура мышления

Общекультурное

-школа искусств

-танцевальный

-театральный

Спортивно-оздоровительное

-пионербол

- спортивные игры

ИТОГО:

 

Карта занятости ученика

Расписание учащегося ________________________

Дни недели

Время

Место

Название

Направления  деятельности

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Расписание _____ класса

Дни недели

Время

Место

Название

Направления  деятельности

ФИО учащегося

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Методическое сопровождение внеурочной деятельности

Направление

Название занятия

Название реализуемой программы

 (исходные данные)

Вид программы

( авторская, МОРФ, др.)

Количество часов

Если нет программы, другая форма отчета;  если не реализуется направление, оформляется план:

Реализация направления внеурочной деятельности

Мероприятие

Планируемый результат

Форма проведения

Дата

Ответственные

Модель внеурочной деятельности

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МАОУ «Байкаловская СОШ» (в дальнейшем – школа) в параллели 5- 7 классов осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Данная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, работник школьного музея). Координирующую роль выполняет тьютор параллели, на уровне класса - классный руководитель, в соответствии со своими функциями и задачами.

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательной организации, содержательном и организационном единстве всех её структурных подразделений. Данная модель обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное), в том числе через клубы по интересам, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательной деятельности.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы. Занятия в клубах по интересам проходят один раз в неделю (35 занятий в год) по программам, составленным руководителями клубов. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. За счет часов на внеурочные занятия школа реализует основные направления  программы воспитания и  социализации обучающихся.

Название клуба

Содержание

Направление

1

Юность FM

Информирование учащихся, учителей и родителей о событиях школьной жизни, формирующее духовно – нравственные ценности.

Общекультурное, духовно-нравственное, социальное

2

Компьютерный мир

Привитие навыков работы с компьютерной графикой, взаимодействие искусства с жизнью (Photoshop, Power Point, видеоредакторы и т.п.).

Общекультурное, общеинтеллектуальное

3

Школа

ведущих

Формирование активной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации на основе выработки умений по разработке и реализации социально значимых творческих проектов.

Общекультурное, духовно-нравственное, социальное

4

Познай себя

Развитие социально-психологической компетентности личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми, умения объективно видеть как «+», так и « - » качества личности.

Духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное

5

Патриот

Формирование личности учащегося как достойного гражданина России, умелого хранителя, пользователя и создателя духовных ценностей и традиций родного края.

Общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное

6

Богатыри

Урала

Система занятий, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании.

Спортивно-оздоровительное

7

Юный

библиотекарь

Развивать интерес учащихся к библиотечному делу, овладеть навыками библиотечного дела, осуществить пропаганду профессии библиотекаря.

Общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное

Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности включает в себя введение следующих документов: индивидуальную карту занятости обучающегося во внеурочной деятельности; общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности; журнал учета посещаемости и достижений обучающихся во внеурочной деятельности. Данные материалы способствуют проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности.

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕо  разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности....

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ПОЛОЖЕНИЕ о методическом объединении учителей внеклассной и внеурочной деятельности

ПОЛОЖЕНИЕ о методическом объединении учителей внеклассной и внеурочной деятельности...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ» по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности в ОО по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО...