Мастер-класс в Сети библиотек Выборгского района
проект по теме

Мехова Евгения Павловна

Мастер-класс Ботаническая иллюстрация (Рисум грибы). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса

«Рисуем грибы»

⃰⃰ Тема мастер-класса

Ботаническая иллюстрация.

⃰ Цель мастер-класса

Способствовать формированию интереса к художественно - творческой деятельности, развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений в создании ботанических иллюстраций.

⃰Ожидаемые образовательные результаты:

Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

⃰ Оборудование

Для учеников и преподавателя: бумага гоззнак (лучше более качественного производителя) 15 листов формата А4,  кисти белка (колонок) под номерами 1,3,5 – 21 шт, акварель в тубах «Мастер класс»_3 набора ,  пластиковые и керамические палитры (тарелки)-7 -12шт, карандаши ТМ 12шт, ластики -12 шт и емкости с водой -7 шт, губки, акварельные карандаши, салфетки.

⃰ Наглядно-демонстрационный материал (Зрительный  ряд)

Вязьменский В.А., С.Е. Лансе

⃰Практическая работа учащихся

Композиционно располагают изображение гриба на листе. Изучают строение гриба.  Работать пятном, заливкой, штрихом и линией

⃰Техника, материалы (Пример работы) 

Акварель, бумага

Организационная структура мастер-класса

⃰⃰Этапы урока

⃰Задача

⃰Деятельность учителя

⃰Деятельность учащихся

⃰Формируемые

(универсальные учебные действия)

⃰1.Организационный этап.

Проверить готовность учащихся, их настрой на работу; организовать  внимание учащихся.

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места, наличие всех необходимых материалов

Развитие познавательных интересов, учебных мотивации

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечить мотивацию к учебной деятельности  учащихся, принятие ими целей урока.

Показывает визуальный ряд, рассказывает о основах расположения рисунка на листе бумаги, о строении предмета, который будут рисовать учащиеся. Поясняет особенности рисования акварелью

Смотрят примеры изображения, обдумывают композиционную схему.

Получают изображения. Формулируют  цель: Изучают строение предмета. Обдумывают расположение его на плоскости листа

3.Актуализация знаний

Актуализировать субъектный опыт учащихся.

Опора на материал визуального ряда: обращаю внимание на композиционное решение. Строение рисунка и отмечает технические особенности применения акварели

Рассказывает о последовательности ведения работы

Рассматриваем визуальный ряд. Отмечают наиболее удачные композиционные решения. Отмечают технические особенности изображения.

Обсуждают, отмечают

4.Первичное усвоение новых знаний

Композиционно расположить предмет на плоскости. Создать предварительный рисунок. Начать работать в цвете. Показать последовательный ход работы.

 Делает набросок предмета, далее смачивает бумагу в определенных местах, подробно рассказывая о своих действиях, начинает набирать цвет.  

Делают набросок. Начинают работать в цвете. Спрашивают преподавателя, уточняют детали

Работают в соответствии с указанной последовательностью. Рисуют,

обсуждают результаты.

5.Первичная проверка понимания изученного

Проверить понимание композиционного расположения предмета, его конструктивных особенностей. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Проверяет последовательность работы учеников. Дает советы и рекомендации на данном этапе работы Спрашивает кому, что непонятно. Помогает ученикам внести

изменения.

Вносят коррективы в изображение, спрашивают. Уточняют непонятные моменты

Ученики осмысляют пройденный этап. Оценивают  рисунок и вносят коррективы.

6.Первичное закрепление новых знаний и способов действий

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Рассказывает и показывает, как выделить главное, вывести первый план и увести дальний; как исправлять ошибки

 Учащиеся вносят свои детали, исправляют ошибки.

Обещают, вносят уточнения

7.Обобщение и систематизация знаний контроль способов действий и подведение итогов

Дать качественную оценку работы учеников  и отдельных учащихся. Выявить  качества и уровень усвоения учащимися знаний и способов действий

Смотрят и отмечают особо удачные моменты в работах учеников. Разбирает  основные ошибки и поясняет, как их можно в дальнейшем избежать и исправить

Обсуждают работу с преподавателем задают вопросы. Систематизируют полученные знания.

Подведение итогов самими учащимися

Работают самостоятельно. Уточняют детали

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо- эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и другими участниками

Создаёт условия для заключительной рефлексии. Организовывает выставку работ.

Оценивают свои знания. адекватно сравнивать результаты своего труда на мастер-классе с другими участниками.

Понимают получилось ли на мастер-классе воспользоваться новыми знаниями и как в дальнейшем он может их использовать



Предварительный просмотр:

Концепция мастер-класса

Тема мастер класса _ Ботаническая иллюстрация.

Мастер-класс — формат, включающий в себя особенности лекции и практики и представляющий собой интерактивную форму обмена опытом между профессионалом и участниками мастер-класса.      

Ф.И.О.  преподавателя: Мехова ЕП.

Город: Санкт-Петербург

Место проведения: Центральная районная библиотека "В Озерках"

Дата проведения: 23.09.2018

Количество участников: 7-12 человек.

Время проведения: с 14 до 17.00

Задачи:

1) Образовательные – знакомство с техникой акварели и возможностями ее применения в ботанической иллюстрации. Закрепить навыки работы с новыми художественными материалами и укрепить навыки планирования работы, организации рабочего места. Совершенствовать приемы работы штрихом, линией, тоном, пятном, мазком.

2)Воспитательная цель - влиять на эстетическое  развитие, прививает интерес и любовь к изобразительному искусству, и, в частности, к искусству акварели.

Способствовать воспитанию; бережного отношения к природе; уважительного отношения к работе художника, воспитывать художественный вкус.

Способствовать воспитанию общей культуры труда (техника безопасности), грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.п.

 3) Развивающие – овладение новыми навыками акварели в ботанической иллюстрации и  других жанрах.  Расширению: кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, колористического, художественного), мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии.

Материалы для учеников и преподавателя: бумага гоззнак (лучше более качественного производителя) 15 листов формата А4,  кисти белка (колонок) под номерами 1,3,5 – 21 шт, акварель в тубах «Мастер класс»_3 набора ,  пластиковые и керамические палитры (тарелки)-7 -12шт, карандаши ТМ 12шт, ластики -12 шт и емкости с водой -7 шт, губки, акварельные карандаши, салфетки.

Организация пространства:  3 стола, вмещающие по 3- 4 человека.

Вспомогательные материалы: Иллюстрированные издания мастеров ботанической иллюстрации и  свои иллюстрации на заданную тему.

Достоинства для проведения в библиотеках: Акварель представляет собой уникальный художественный материал, способствующий воспитанию культуры восприятия цвета, художественного вкуса, помогает овладеть пространством и формой, развить образное мышление.

Так же  акварель является сравнительно недорогим материалом, доступным для проведения бесплатного (недорогого) мастер класса.

Достоинством акварели для проведения мастер класса в условиях  библиотеки (плохо подготовленная   образовательная среда для уроков живописи) является отсутствие запаха, не токсичность, легкое ударяемость следов краски и быстрое высыхание.

План последовательности работы:

1.        В начале работы  –  Приветствие, краткий рассказ о себе, о организационных моментах, объявление темы.

2.         Показываем репродукции работ  мастеров по данной теме и свои примеры работ.

3.        Объяснить предстоящий ход работы.

4.        После преподаватель раскладывает художественные принадлежности, поясняя, как они могут пригодиться ему в работе.

5.        Далее следует рассказ о выборе и расположении формата, цвета и качества бумаги и особенностей кистей.

6.        Преподаватель сначала делает лёгкий карандашный набросок предмета. Смотрит, чтобы ученики также выполнили подготовительный рисунок. Выбирая и намечая композицию, педагог рассказывает о других возможных композиционных решениях данной задачи

7.        Далее преподаватель смачивает бумагу в определенных местах, подробно рассказывая о своих действиях, начинает набирать цвет.  Проверяет последовательность работы учеников. Дает советы и рекомендации на данном этапе работы

8.        После того как набрана  основные элементы ботанической иллюстрации, преподаватель рассказывает и показывает, как выделить главное, вывести первый план и увести дальний; как исправлять ошибки. Учащиеся вносят свои детали, исправляют ошибки. Возможности применения простых и акварельных карандашей для окончательной  моделировки работы.

9.        Завершение работы. Выполненные работы необходимо подписать и оставить до полного высыхания на горизонтальной поверхности.

Ожидаемые результаты:

 Преподаватель делится своими профессиональными навыками и умениями, предостерегает учеников от ряда ошибок.

 Ученику на практике становится  понятно, интересно ли ему в дальнейшем заниматься в этой технике/жанре

 Для тех, кто хорошо владеет данной техникой, мастер-класс является своего рода  повышением квалификации. Появляется возможность увидеть другие приемы, техники, провести сравнительный анализ работ и результата

 Предметные:

 - Иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

 - знать как рисуется предмет, из каких частей он состоит.

 - уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной работе.

Метапредметные результаты:

- понимать поставленную задачу; слушать, извлекая нужную информацию;

 - понимать ход действий работы, уметь последовательно вести работу от общего к частному

Регулятивные:

 - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и руппой или самостоятельно) необходимые действия, операции;

 - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

 - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

 -положительное отношение к рисованию, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Подведение итога мастер-класса. Рефлексия.

Организует выставку работ, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;

Организует самооценку учебной деятельности.

Участники демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Мастер – класс «Учим английский играючи» в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как одно из ключевых направлений реализации ФГОС».

Мастер - класс "Учим английский играючи" в рамках районного семинара учителей начальных классов образовательных учреждений на тему: «Формирование УУД и самооценки обучающихся, как ...

Мастер-класс «Занятия с учащимися образовательных учреждений района Марьина роща г. Москвы

Мастер-класс «Занятия с учащимися образовательных учреждений района Марьина роща г. Москвы...

Использование социальных сетей для расширения коммуникативно-информационного взаимодействия педагогов музыкально-художественного отдела Дома детского творчества "Союз" Выборгского района Санкт-Петербурга

Данная статья  предназначена для  руководителей структурных подразделений учреждений дополнительного образования, а так же может быть полезна руководителям структурных подразделений общеобра...

Мастер- класс «Сотрудничество школы и библиотеки как средство социализации обучающихся».

Мастер- класс: «Сотрудничество школы и библиотеки как средство   социализации обучающихся»....