Юный физик
элективный курс на тему

Ермолаева (Меркулова) Ульяна Викторовна

5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_fizik_5-6_klass.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Кострово»

Утверждено

Директор школы ___________

Ю.А.Афанасьева

приказ №_____от «____»____20___г.                      

Рассмотрено и утверждено                        на заседании МО учителей - предметников

протокол № _____ от «____»_____20___г.

Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета

протокол № ___от «____»___20___г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный физик»

5-6 класс

Количество часов в год – 35

Составитель:

Меркулова У.В, учитель информатики

п. Кострово


Для чего нам нужны Глаза? Чтобы видеть, конечно.

А уши? - Чтобы слышать.

А пальцы? - Трогать, осязать и держать в руке предметы.

А еще мы обладаем органами обоняния и вкуса -

это наши главные органы чувств, они рассказывают нам, что происходит в мире...

Наблюдение как метод исследования дает возможность изучить лишь внешние признаки явлений и предметов. Более глубокие знания могут быть получены с помощью экспериментального и теоретического исследования, в основе которых лежит моделирование явления, измерение тех или иных величин, описывающие сущность явлений или свойств предметов.

В любой области деятельности, будь то наука или техника, космонавтика или медицина, человеку часто приходится сталкиваться с необходимостью измерять ту или иную величину – температуру воздуха или высоту горы, объем тела или возраст археологических находок и так далее. Измерения можно выполнить специально для этого предназначенными приборами или инструментами или вместо непосредственного определения интересующей величины измерять другие, а нужную величину вычислять по формуле.

Стать исследователями на острове эксперимента для ребенка позволит не только окунуться в мир исследователя, но заставит открыть книгу для того чтоб еще раз узнать о сути изучаемого явления, понятия.

Попадая, в нестандартную ситуацию ребенок начинает раскрывать свои скрытые задатки исследователя, которые были в малом возрасте, когда задавалось много вопросов «как?» и «почему?». При проведении эксперимента или опыта, ребенок получает опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений,а с ним и "готовых" знаний и опыта для осуществления известных способов деятельности.

Кружок по физике "Юный физик" позволяет организовать проектную и исследовательскую деятельности учащихся, разработку тематики учебных проектов и исследований по курсу физики, освоение экспериментального метода научного познания, развитие творческих способностей.

Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

  • использовать        приёмы        поиска        информации        на        персональном        компьютере,        в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя


оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить способы проверки противоречивой информации.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

        непрерывность дополнительного образования,

        развития индивидуальности каждого ребенка в системе внеурочной деятельности,

        системность организации учебно-воспитательного процесса,

        раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

В        результате        реализации        данной        программы        у        учащихся        формируются следующие компетенции:

        систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики,

        умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации,

        развитие творческих способностей учащихся.

На данном этапе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

По выполнении программы учащиеся должны знать: основные понятия физики

        опыт и эксперимент

        понятие инерции

        плотность тел

        условия плавания тел

        спектр

        преломление света

        линзы

        атмосферное давление

        электризация тел

        взаимодействие магнитов

        молния

        электрический ток

        вращательное движение

        центр тяжести

        равновесие тел


        эффект Магнуса

По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:

        производить расчеты по физическим формулам

        производить расчеты по определению плотности тела

        решать качественные задачи

        делать выводы

В процессе занятий учащиеся приобретают умения:

- наблюдать и изучать явления; объяснять результаты наблюдений,

        проводить эксперимент,

        изготавливать физические приборы,

        выдвигать гипотезы, делать выводы, участвовать в дискуссиях,

        защищать проекты

        Учащиеся знакомятся с именами таких учёных, как Галилей, Архимед, Ломоносов М. В., Бернулли И.,и др.

Форма организации: занятия проводятся 1 раза в неделю в учебном кабинете. Краткое содержание курса:

  1. Введение
  2. Механика
  3. Теплота и молекулярная физика
  4. Электричество и магнетизм
  5. Оптика

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание обучения

Количество учебных занятий

1.

Введение: занимательные опыты 13 часов

2.

Вращательное движение.

1

3.

Движение газов.

1

4.

Равновесие жидкости.

1

5.

Равновесие газов.

1

6.

Оптика распространение и отражение света.

1

7.

Электростатика.

1

8.

Магнетизм.

1

9.

Равновесие тел.

2

10.

Движение жидкостей.

2

11.

Молекулярные силы жидкости.

2


12.

Физический эксперимент 18 часов

13.

Определение плотности тел.

2

14.

Изучение равновесия рычага.

2

15.

Изготовление модели молниеотвода.

2

16.

Сборка электрических цепей. Измерение силы тока в разных участках цепи на лампе накаливания.

2

17.

Сборка электрических цепей. Измерение напряжения на лампе накаливания в разных участках цепи.

2

18.

Изучение работы электродвигателя.

2

19.

Изготовление источника питания и измерение.

2

20.

Изучение изображения

даваемого собирающей линзы.

2

21.

Работа с дополнительной информацией 1 часа

22.

Занимательные опыты 2часа

23.

Резерв 1 часа

24.

Всего 35 часа


Содержание курса

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Методические рекомендации

Используемый материал

Форма работы

Планируемый итог

1.

Введение. Движение газов.

1

1.Вводная часть первого занятия посвящена вопросу: Что такое физика?

2. Найти ответ на вопросы: Почему

склеиваются два листа бумаги если между ними продувать воздух? Куда река сносит течением? Почему летит и поднимается бумажный самолет в воздухе?

Презентация

Индивидуальная работа по изготовлению

самолетов, проведение опыта с листами.

Обсуждение.

Изготовление самолетов.

Искусственного смерча

2.

Вращательное движение.

1

Рассмотреть полет кленового «самолетика». 1.Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Видио

фрагмент

Индивидуальная работа по изготовлению бумеранга.

Обсуждение

«Скорпиончик» (прыгающая пуговица) Изготовление бумеранга и его испытание.

3.

Равновесие жидкости

1

Проведение эксперимента: поведение картофеля в пресной и соленой воде. Рассматриваются понятия: плотность, выталкивающая сила

Интерактивная модель поведения тел в жидкости

Групповая работа по проведению эксперимента.

Индивидуальная работа.

Обсуждение

Изготовление

«картезианского

» водолаза

4.

Равновесие газов

1

Проведение занимательных опытов с атмосферным давлением.

Рассматривается и разбирается понятие атмосферного давления

Графин, яйцо, газетный лист, линейка, стакан с водой, лист тетрадный

Групповая работа по проведению эксперимента.

Индивидуальная работа.

Обсуждение

Демонстрация

5.

Оптические явления

1

Найти ответ на вопросы: Почему ломается карандаш в воде? Почему разливается

Презентация оптических явлений

Проведение опыта с монетой и

Изготовление и испытание


серебро по поверхности воды? Почему предметы окрашены в разные цвета?

Рассматриваемые понятия: оптические среды, закон прямолинейного распространения

света, отражение света, спектр

жидкостью

диска Ньютона

6.

Электростатика

1

1.Почему пляшут бумажные человечки 2.Танцующая фольга

3.Сортировка

Демонстрация электрофорная машина,

бумажное полотенце, чайная ложка соли, чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной

свитер

Групповая работа по проведению эксперимента.

Индивидуальная работа.

Обсуждение

Изготовления электрического султана

7.

Магнетизм

1

1. Может ли стальная намагниченная полоса иметь более двух полюсов?

Демонстрация Презентация

Групповая работа по проведению эксперимента.

Индивидуальная работа.

Обсуждение

Изготовление магнитной

вертушки

8.

Равновесие тел

2

1.Обруч который может катиться ввер по наклонной плоскости;

  1. уравновешивание жестяной полоски на острие карандаша;
  2. определение центра тяжести произвольной фигуры

Болты, ножницы, бумага

Групповая работа по проведению эксперимента.

Индивидуальная работа.

Обсуждение

Изготовление диска

Воробей на ветке

9.

Движение жидкостей

2

Опыты по переливанию жидкости: 1. Как перелить воду из бутылки , не наклоняя ее. 2.гидродинамический парадокс

Пластиковые бутылки, резиновые жгуты, воронки

Групповая работа по проведению эксперимента.

Индивидуальная работа.

Изготовление сифонов

«водяной таран»


Обсуждение

10.

Молекулярные силы жидкости

2

1.Почему перемещаются по воде водомерки? 2.Может иголка плавать на поверхности

воды?

Жидкое мыло, парафин,картон, ножницы, стеклянные трубки

Групповая работа по проведению эксперимента.

Индивидуальная работа.

Изготовление плавающей ракеты,и проведение регаты

Изучение мыльных пузырей

11.

Физический эксперимент 18 часов

12.

Определение плотности тел.

2

Лабораторное оборудование

13.

Изучение равновесия рычага.

2

Лабораторное оборудование

Общий отчет

14.

Изготовление модели молниеотвода.

2

Лабораторное оборудование

Общий отчет

15.

Сборка электрических цепей. Измерение силы тока в разных участках цепи на лампе

накаливания.

2

Лабораторное оборудование

Общий отчет

16.

Сборка электрических цепей. Измерение напряжения на лампе накаливания в разных участках цепи.

2

Лабораторное оборудование

Общий отчет

17.

Изучение работы электродвигателя.

2

Лабораторное оборудование

Общий отчет

18.

Изготовление источника питания и измерение.

2

Лабораторное оборудование

Общий отчет

19.

Изучение изображения даваемого собирающей

2

Лабораторное оборудование

Общий отчет


линзы.

20.

Физические явления

Работа с дополнительной информацией 1 час (обучающиеся готовят дополнительный материал о природных явления) (Выпадение росы, радуга, северное сияние, мираж и др.)

21.

Занимательные опыты 2час (Обучающиеся сами подготавливают занимательные опыты, эксперименты)

22.

Выступление перед одноклассниками на физическом вечере, классном часе и др.)


Этапы оформления занимательных опытов по физике:

  1. Название опыта
  2. Необходимые для опыта приборы и материалы
  3. Этапы проведения опыта
  4. Объяснение опыта

Литература:

  1. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Л.А.Горев. М.: “Просвещение”, 1985.
  2. Занимательная физика. Я.И. Перельман. М.: “Наука”, 1991.
  3. Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под ред. Н.В. Алексеева. М.: “Учпедгиз”, 1960.
  4. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М.: “Академия”, 2000
  5. Т.И.Трофимова. “Курс физики”, изд. “Высшая школа”, М., 1999г.
  6. Методическая литература по курсу физика WWW.METODIST.RU
  7. Сборник физических законов “закон Бернулли” WWW.ADNET.RU
  8. Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977
  9. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985
  10. Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике 7 класс "Посвящение в юные физики"

Этот сценарий можно использовать как на итоговом уроке повторения, так и для внеклассного мероприятия...

Программа внеурочной деятельности по физике " Юный физик "

Кружок способствует развитию поддержки интересса учащихся к научной технической деятельности, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы и создает условия для в...

Программа кружка по физике "Юный физик" для 7-8 класса

Программа кружка по физике для 7-8 класса...

Вечер по физики "Клуб юных физиков"

Вечер по физики "Клуб юных физиков"...

презентация по физике "Клуб юных физиков"

презентация по физике "Клуб юных физиков"...

Кружок по физике "Юный физик"

Программа составлена на основе программы по физике для 7-х классов, используемой в настоящее время. Программа кружка базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю...

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"...