Лего-конструирование
элективный курс на тему

Ермолаева (Меркулова) Ульяна Викторовна

Подготовительная группа детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Кострово»

Утверждено

Директор школы ___________

Ю.А.Афанасьева

приказ №_____от «____»____20___г.                      

Рассмотрено и утверждено                        на заседании МО учителей - предметников

протокол № _____ от «____»_____20___г.

Рассмотрено и утверждено на заседании  педагогического совета

протокол № ___от «____»___20___г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Лего-конструирование»

Детский сад (подготовительная група)

Количество часов в год – 17

Составитель:

Меркулова У.В, учитель информатики

п. Кострово

Пояснительная записка

      Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования(далее ФГОС ДО). В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование по ФГОС ДО определено как  компонент обязательной части программы, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

        Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего- конструирования. Конструктор Легo- это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть занимается творческой деятельностью. Основной образовательной деятельностью с использованием конструктора является игра -ведущий вид детской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.      

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3.СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

 Программа кружка "Лего-конструирование" составлена на основе учебно-методических рекомендаций Куцаковой Л.В. «Конструирование в детском саду» и методического пособия Е.В. Фешиной «Лего- конструирование в детском саду», с дополнением регионального компонента.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", «Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

         Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования. Кружок организован для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, по 30 минут.

          Данная программа актуальна тем, что позволяет лучше познать современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление. Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с конструктором - это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей.

        Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе лего–конструирования.

Задачи программы: 

-развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

-обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

-развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
          В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
•принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
•принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Ожидаемые результаты освоения программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять
  ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
• ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
• ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
• ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
• ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
• знает правила безопасности на занятиях по конструированию с
 использованием мелких предметов;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

 •способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Содержание программы

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие
».

Формы организации работы

         Конструирование выполняется в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

1. Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов действия основанная на подражании. Детям дается образец постройки и способы воспроизведения.

2. Конструирование по модели. Детям дается модель, но не даются способы решения. Конструирование по модели это усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям - образца нет, схемы тоже нет и нет и способов возведения. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение. Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по схемам. В результате такого обучения - формируются мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и

проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности позволяющая самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные заранее.

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, создает образ будущего сооружения и воплотит его. Этот тип конструирования лучше других развивает творческие способности.

На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1- восприятие, 2- мышление, 3- действие, 4- результат. По окончании каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети постройки используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях, используют в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению в школе.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе; работа по схеме-инструкции показ, видео-просмотр.

Информационно-рецептивный

Обследование лего- деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений .

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных заданий

Календарно-тематическое планирование

Тема

Задачи

Кол-во часов

1

Знакомство с конструктором лего

Вспомнить основные детали конструктора, вспомнить способы крепления. Развивать творческое мышление, речь. Конструирование по замыслу. Рассмотреть технику безопасности на лего - занятиях.

0,5

2

Моделирование цифр

 Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях. Расширить знания о цифрах. Развивать речь и пространственную ориентировку

1

3

Моделирование алфавита

Закрепить навыки соединения деталей. Научить детей умению располагать детали в рядах в порядке убывания, строить прочную устойчивую постройку. Учить слушать инструкцию педагога. Познакомить с алфавитом.

2

4

Урожай с огорода

Развивать фантазию и воображение детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей. Обучить созданию сюжетной композиции

0,5

5

Урожай с сада

Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей конструктора.

0,5

6

Конструирование по замыслу

Учить планировать свою работу. Закрепить полученные навыки. Развивать фантазию и творчество.

0,5

7

Наш двор- детские площадки

Развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Учить созданию сюжетной композиции. Воспитывать бережное отношение к труду людей

0,5

8

Домашние животные

Учить строить модели домашних животных по схеме и по образцу. Развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, творчество.

0,5

9

Дикие животные.

Учить строить модели хищников и травоядных животных по схеме и по образцу. Развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию.

0,5

10

Подарок Карлсону от ребят (постройка моделей машин).

Развивать  фантазию и воображение детей,  умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления. Обучить созданию сюжетной композиции. Познакомить детей с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами.

0,5

11

Улица полна неожиданностей

(светофор)

Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления, повторить правила дорожного движения.

0,5

12

Моделирование фигуры мальчика и девочки

Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

0,5

13

Петушок с семьей

Учить строить по словесной инструкции, по образцу и самостоятельно. Развивать пространственное воображение, фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность, старательность.

0,5

14

Терем для деда Мороза и Снегурочки

Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть тему и давать общее описание, учить работать подгруппами, договариваться, помогать друг другу .Развивать фантазию, творческую инициативу и самостоятельность

0,5

15

Снеговик

Закрепить моделирование человеческой фигуры. Учить анализировать образцы. Развивать фантазию, художественно-эстетический вкус.

0,5

16

Ёлочка

Развивать конструктивные способности, пространственное мышление и фантазию. Воспитывать взаимопомощь. Развивать моторику рук, глазомер, речь

0,5

17

Символ Нового года

Учить строить по образцу без предварительного анализа Развивать воображение, умение анализировать и самостоятельно строить свой план работы. Развивать мелкую моторику рук.

0,5

18

Динозавры

Развивать фантазию и воображение детей, закрепить навыки скрепления, расширить знания о динозаврах. Воспитывать интерес к лего - конструированию

0,5

19

Персонажи любимых книг.

Развивать  фантазию, воображение, речь детей; учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления; учить планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев

0,5

20

Олененок и девочка

Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей. Расширить знания о жизни и быте коренных народов округа.

0,5

21

Конструирование по замыслу

Змей Горыныч

Учить обдумывать содержание будущей постройки. Закрепить полученные навыки и умения. Развивать творческую инициативу и фантазию.

0,5

22

Военная техника

(к 23 февраля)

Развивать конструкторские способности, фантазию и воображение детей, расширить знания детей о военной технике, учить конструированию танка.

0,5

23

Воздушный транспорт самолет и вертолет

Расширить представления о воздушном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

0,5

24

Водный транспорт

Дать представление о водном транспорте. Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки

0,5

25

Сказка народов ханты и манси "Лиса и гуси"

Познакомить с сказкой народов ханты и манси. Закрепить навыки конструирования. Развивать диалогическую речь, творческое начало.

0,5

26

Весенние цветы

Развивать творческую фантазию и воображения детей; учить передавать свои замыслы средствами конструктора; воспитывать желание делать приятное своим близким.

0,5

27

Дом одноэтажный

Закрепить основные части конструкции дома– стены, пол, крыша, окна, дверь, фундамент, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга. Развивать умение следовать инструкциям педагога. Воспитывать взаимопомощь, умение договариваться, эстетический вкус в архитектуре

0,5

28

Конструирование  многоэтажного дома по замыслу.

Познакомить с основными этапами разработки конструктивного замысла. Развивать конструктивное воображение , пространственное мышление, речь. Закрепить навыки соединения деталей.

0,5

29

Конструирование квартиры и ее комнат.

Познакомить с основными этапами разработки конструктивного замысла. Развивать конструктивное воображение детей, пространственную ориентировку, речь. Воспитывать взаимопомощь

0,5

30

Космические корабли. Мы летим на Марс

Развивать творчество, пространственное мышление, фантазию и воображение детей, учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления, расширить знания  дошкольников о видах космических кораблей

0,5

31

Наш садик

Расширить знания о родном поселке. Развивать  пространственное мышление, фантазию детей; учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления деталей.

0,5

32

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки и умения. Развивать творческую инициативу и фантазию.

0,5

Материально-технические оснащение:
1. Кабинет укомплектованный необходимым инвентарем;
2. Ковер;
3. Подборка специальной литературы;
4. Шкафы, ящики; столы;
5. Компьютер;
6. Магнитная доска;
7.Наборы лего- конструкторов;

8.Схемы построек лего- моделей.

9.Мелкие игрушки для обыгрывания.

Список литературы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с

2.Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

3.Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду» », М.,: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.-80с.

4.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

5.Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

6.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

7.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "Лего-конструирование" для 1-2 классов.

Программа обучения по курсу  дополнительного коррекционного занятия "ЛЕГО-конструирование" для 1-2 классов....

программа по внеурочной деятельности "Лего-конструирование"

Программа по внеурочной деятельности разработана для 1 класса (ФГОС начального общего образования)...

Робототехника и лего-конструирование

История и основные направления развития робототехники....

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ

Рабочая программа по внеклассной работе ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ....

Программа дополнительного образования "Лего конструирование"

Программа дополнительного образования для учащихся 1-3 классов "Лего конструирование"...

Образовательная программа объединения "Лего-конструирование"

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариан...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Робототехника и лего конструирование»

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...