Лего-конструирование
элективный курс на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Кострово»
Утверждено Директор школы ___________ Ю.А.Афанасьева приказ №_____от «____»____20___г. | Рассмотрено и утверждено на заседании МО учителей - предметников протокол № _____ от «____»_____20___г. | Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № ___от «____»___20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Лего-конструирование»
Детский сад (подготовительная група)
Количество часов в год – 17
Составитель:
Меркулова У.В, учитель информатики
п. Кострово
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования(далее ФГОС ДО). В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование по ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего- конструирования. Конструктор Легo- это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть занимается творческой деятельностью. Основной образовательной деятельностью с использованием конструктора является игра -ведущий вид детской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3.СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Программа кружка "Лего-конструирование" составлена на основе учебно-методических рекомендаций Куцаковой Л.В. «Конструирование в детском саду» и методического пособия Е.В. Фешиной «Лего- конструирование в детском саду», с дополнением регионального компонента.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", «Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования. Кружок организован для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, по 30 минут.
Данная программа актуальна тем, что позволяет лучше познать современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление. Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с конструктором - это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей.
Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе лего–конструирования.
Задачи программы:
-развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
-обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
-развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
•принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
•принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Ожидаемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
• у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
• ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
• ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
• ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
• ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
• знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
•способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Содержание программы
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие».
Формы организации работы
Конструирование выполняется в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.
1. Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов действия основанная на подражании. Детям дается образец постройки и способы воспроизведения.
2. Конструирование по модели. Детям дается модель, но не даются способы решения. Конструирование по модели это усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям - образца нет, схемы тоже нет и нет и способов возведения. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение. Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по схемам. В результате такого обучения - формируются мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и
проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности позволяющая самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные заранее.
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, создает образ будущего сооружения и воплотит его. Этот тип конструирования лучше других развивает творческие способности.
На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1- восприятие, 2- мышление, 3- действие, 4- результат. По окончании каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети постройки используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях, используют в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению в школе.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе; работа по схеме-инструкции показ, видео-просмотр. |
Информационно-рецептивный | Обследование лего- деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений . |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных заданий |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Задачи | Кол-во часов |
1 | Знакомство с конструктором лего | Вспомнить основные детали конструктора, вспомнить способы крепления. Развивать творческое мышление, речь. Конструирование по замыслу. Рассмотреть технику безопасности на лего - занятиях. | 0,5 |
2 | Моделирование цифр | Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях. Расширить знания о цифрах. Развивать речь и пространственную ориентировку | 1 |
3 | Моделирование алфавита | Закрепить навыки соединения деталей. Научить детей умению располагать детали в рядах в порядке убывания, строить прочную устойчивую постройку. Учить слушать инструкцию педагога. Познакомить с алфавитом. | 2 |
4 | Урожай с огорода | Развивать фантазию и воображение детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей. Обучить созданию сюжетной композиции | 0,5 |
5 | Урожай с сада | Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей конструктора. | 0,5 |
6 | Конструирование по замыслу | Учить планировать свою работу. Закрепить полученные навыки. Развивать фантазию и творчество. | 0,5 |
7 | Наш двор- детские площадки | Развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Учить созданию сюжетной композиции. Воспитывать бережное отношение к труду людей | 0,5 |
8 | Домашние животные | Учить строить модели домашних животных по схеме и по образцу. Развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, творчество. | 0,5 |
9 | Дикие животные. | Учить строить модели хищников и травоядных животных по схеме и по образцу. Развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию. | 0,5 |
10 | Подарок Карлсону от ребят (постройка моделей машин). | Развивать фантазию и воображение детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления. Обучить созданию сюжетной композиции. Познакомить детей с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами. | 0,5 |
11 | Улица полна неожиданностей (светофор) | Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления, повторить правила дорожного движения. | 0,5 |
12 | Моделирование фигуры мальчика и девочки | Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры. Развивать фантазию, мелкую моторику рук. | 0,5 |
13 | Петушок с семьей | Учить строить по словесной инструкции, по образцу и самостоятельно. Развивать пространственное воображение, фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность, старательность. | 0,5 |
14 | Терем для деда Мороза и Снегурочки | Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть тему и давать общее описание, учить работать подгруппами, договариваться, помогать друг другу .Развивать фантазию, творческую инициативу и самостоятельность | 0,5 |
15 | Снеговик | Закрепить моделирование человеческой фигуры. Учить анализировать образцы. Развивать фантазию, художественно-эстетический вкус. | 0,5 |
16 | Ёлочка | Развивать конструктивные способности, пространственное мышление и фантазию. Воспитывать взаимопомощь. Развивать моторику рук, глазомер, речь | 0,5 |
17 | Символ Нового года | Учить строить по образцу без предварительного анализа Развивать воображение, умение анализировать и самостоятельно строить свой план работы. Развивать мелкую моторику рук. | 0,5 |
18 | Динозавры | Развивать фантазию и воображение детей, закрепить навыки скрепления, расширить знания о динозаврах. Воспитывать интерес к лего - конструированию | 0,5 |
19 | Персонажи любимых книг. | Развивать фантазию, воображение, речь детей; учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления; учить планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев | 0,5 |
20 | Олененок и девочка | Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей. Расширить знания о жизни и быте коренных народов округа. | 0,5 |
21 | Конструирование по замыслу Змей Горыныч | Учить обдумывать содержание будущей постройки. Закрепить полученные навыки и умения. Развивать творческую инициативу и фантазию. | 0,5 |
22 | Военная техника (к 23 февраля) | Развивать конструкторские способности, фантазию и воображение детей, расширить знания детей о военной технике, учить конструированию танка. | 0,5 |
23 | Воздушный транспорт самолет и вертолет | Расширить представления о воздушном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 0,5 |
24 | Водный транспорт | Дать представление о водном транспорте. Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки | 0,5 |
25 | Сказка народов ханты и манси "Лиса и гуси" | Познакомить с сказкой народов ханты и манси. Закрепить навыки конструирования. Развивать диалогическую речь, творческое начало. | 0,5 |
26 | Весенние цветы | Развивать творческую фантазию и воображения детей; учить передавать свои замыслы средствами конструктора; воспитывать желание делать приятное своим близким. | 0,5 |
27 | Дом одноэтажный | Закрепить основные части конструкции дома– стены, пол, крыша, окна, дверь, фундамент, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга. Развивать умение следовать инструкциям педагога. Воспитывать взаимопомощь, умение договариваться, эстетический вкус в архитектуре | 0,5 |
28 | Конструирование многоэтажного дома по замыслу. | Познакомить с основными этапами разработки конструктивного замысла. Развивать конструктивное воображение , пространственное мышление, речь. Закрепить навыки соединения деталей. | 0,5 |
29 | Конструирование квартиры и ее комнат. | Познакомить с основными этапами разработки конструктивного замысла. Развивать конструктивное воображение детей, пространственную ориентировку, речь. Воспитывать взаимопомощь | 0,5 |
30 | Космические корабли. Мы летим на Марс | Развивать творчество, пространственное мышление, фантазию и воображение детей, учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления, расширить знания дошкольников о видах космических кораблей | 0,5 |
31 | Наш садик | Расширить знания о родном поселке. Развивать пространственное мышление, фантазию детей; учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления деталей. | 0,5 |
32 | Конструирование по замыслу | Закрепить полученные навыки и умения. Развивать творческую инициативу и фантазию. | 0,5 |
Материально-технические оснащение:
1. Кабинет укомплектованный необходимым инвентарем;
2. Ковер;
3. Подборка специальной литературы;
4. Шкафы, ящики; столы;
5. Компьютер;
6. Магнитная доска;
7.Наборы лего- конструкторов;
8.Схемы построек лего- моделей.
9.Мелкие игрушки для обыгрывания.
Список литературы
- Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с
2.Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
3.Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду» », М.,: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.-80с.
4.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
5.Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
6.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
7.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "Лего-конструирование" для 1-2 классов.
Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "ЛЕГО-конструирование" для 1-2 классов....
программа по внеурочной деятельности "Лего-конструирование"
Программа по внеурочной деятельности разработана для 1 класса (ФГОС начального общего образования)...
Робототехника и лего-конструирование
История и основные направления развития робототехники....
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ
Рабочая программа по внеклассной работе ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ....
Программа дополнительного образования "Лего конструирование"
Программа дополнительного образования для учащихся 1-3 классов "Лего конструирование"...
Образовательная программа объединения "Лего-конструирование"
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариан...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Робототехника и лего конструирование»
Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...