Рабочая программа кружка " Робототехника"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Разина Наталья Юрьевна

Рабочая программа кружка по робототехники для робота Moway

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_robototehnika.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Лямбирский Дом детского творчества»

Лямбирского муниципального района РМ

Принята на заседании                                «Утверждаю»

педагогического совета                                Директор

от «___» ___________20__г.                        МКУ ДО «Лямбирский ДДТ»

Протокол № ________                                ____________Г.Ш. Алукаева

«____» _______________2018 г.

Лямбирского муниципального района РМ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности

«Мир робототехники»

название

Возраст обучающихся:13 – 15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Разина Наталья Юрьевна

педагог дополнительного образования:

2018 – 2019 учебный год

Программа кружковых занятий «Робототехника»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования как ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Необходимость полного цикла образования в школьном возрасте обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже веков. Современный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей, таких качеств личности как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Практика показывает,  что указанные  требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только школьным образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Направленность программы. Программа направлена на получение учащимися знаний и умений в области алгоритмизации и программирования.

Новизна программы. Робототехника- является новым понятием для учащихся, так как ранее такого кружка в школе не было. Здесь учащиеся познакомятся с основами робототехники. А так же углубленно освоят алгоритмизацию и программирование.

Актуальность программы.  Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся дополнительным образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение кружковых занятий "Робототехники" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

Содержание и структура кружковых занятий «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 192 часа.

Режим занятий.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия по 45 мин.

Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся. 13- 15 лет

Количество обучающихся в группе. 15 человек.

Цель программы.

Главной целью курса является развитие информационной культуры, учебно-познавательных и поисково-исследовательских навыков, развитие интеллекта.

Задачи.

:

  1. Знакомство со средой программирования;
  2. Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов;
  3. сформировать умения строить модели по схемам;
  4. получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
  5. проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
  6. развитие умения ориентироваться в пространстве;
  7. Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи;
  8. Проектирование роботов и программирование их действий;
  9. Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни;
  10. Расширение области знаний о профессиях;
  11. Умение учеников работать в группах.
  12. Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в работе.

В результате обучения по дисциплине подростки должны:

знать:

  • конструкцию, органы управления Moway;
  • датчики Moway;
  • сервомотор Moway;
  • основы программирования, программные блоки.

уметь:

  • структурировать поставленную задачу и составлять план ее решения;
  • использовать приёмы оптимальной работы на компьютере
  • извлекать информацию из различных источников
  • Составлять алгоритмы обработки информации
  • ставить задачу и видеть пути её решения;
  • разрабатывать и реализовывать проект;
  • проводить монтажные работы, наладку узлов и механизмов;
  • собирать робота, используя различные датчики
  • программировать робота.

Содержание дисциплин программы

кружка «Мир робототехники»

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы. Успешное изучение курса Информатика и ИКТ.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить свое развитие в специальных образовательных учреждениях по определенному профилю.

Занятия по основам алгоритмизации

На данных занятиях учащимся будут изучены основные понятия: исполнитель, система команд исполнителя. Учащиеся научаться работать с различными учебными исполнителями, строить блок схемы. Это поспособствует наиболее эффективно начать работать с роботом Moway.

Занятия по работе с роботом

Данные занятия познакомят учащихся с роботом Moway. дети самостоятельно будут писать программы для управления роботом.

Занятия по работе с роботом

Выполнение упражнений из практикума. Учащиеся научаться решать конкретные задачи, достигать поставленных перед ними целей.

Итоговые занятия

Выполнение творческих проектов.

Учебно-тематический план и содержание программы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

кол-во

часов

Теория

Практ.

Форма аттестации, контроля (соревнований)

I

Вводное занятие

2

2

1

Вводное занятие

1

1

2

История робототехники

1

1

II

Основы алгоритмизации.

36

36

4

Исполнители

10

1

9

5

Линейные программы

6

2

4

Выполнение творческих заданий

6

Ветвление

10

2

8

Выполнение творческих заданий

7

Цикл

10

2

8

Выполнение творческих заданий

III

Работа с роботом mOway

72

72

11

Принцип работы робота.

2

2

12

Работа с роботом

70

70

Выполнение творческих заданий

IV

Работа с комплектом mOway Smart City

70

70

13

Что такое Smart City. Среда программирования Scratch

2

2

14

Выполнение упражнений

68

68

V

Выполнение творческих проектов

12

12

15

Творческие проекты учащихся

12

Выполнение творческих проектов

ВСЕГО

192

192

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

Форма контроля

план

факт

Вводное занятие

2

1

Вводное занятие

1

Беседа

Опрос

2

История робототехники

1

Лекция с элементами беседы

Опрос

Основы алгоритмизации

36

3-4

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители

2

Объяснение

Опрос

5-6

Исполнитель Робот

2

1)Объяснение

2)Практикум

Практическое задание

7-8

Исполнитель  Чертежник

2

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

9 -10

Исполнитель Черепаха

2

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

11

Исполнитель Кузнечек

1

1)Беседа

2)Практикум

Опрос

12

Исполнитель Водолей

1

1)Беседа

2)Практикум

Опрос

13

Линейные - вычислительные алгоритмы. Понятие Блок – схема.

1

1)Беседа

2)Практикум

Опрос

14

Решение задач на составление блок- схем.

1

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

15-18

Работа с исполнителем Стрелочка.

4

1)Беседа

2) Практикум

Практическое задание

19-20

Понятие ветвления. Составление блок схем с использованием полного и не полного ветвления.

2

1)Беседа

2) Практикум

Практическое задание

21-28

Выполнение упражнений на ветвление.

8

1)Беседа

2) Практикум

Практическое задание

29-30

Понятие цикла. Составление программ с использованием цикла.

2

1)Беседа

2) Практикум

Практическое задание

31-34

Выполнение упражнений.

4

1)Беседа

2) Практикум

Практическое задание

35

Вложенный цикл

1

1)Беседа

2) Практикум

Практическое задание

36-38

Выполнение упражнений

3

2) Практикум

Практическое задание

Работа с комплектом mOway Smart City

72

39

Как работать с mOway

1

Лекция

Опрос

40

Блок-схемы mOway World

1

Лекция

Опрос

41- 46

Движение робота

6

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

47-58

Условия «Препятствие»

12

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

59-63

Световой датчик

4

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

64-67

Движение по линии

8

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

68-72

Переменные

4

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

73-76

Акселерометры

4

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

77-80

Датчик парковки

4

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

81-82

Копирование

2

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

83-84

Динамик

2

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

85-94

Составление программ

10

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

95-96

«Защитник/Боец»

2

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

97-102

Составление программ «Защитник Боец»

8

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

103-110

«Лабиринт»

8

1)Беседа

2)Практикум

Практическое задание

Работа с комплектом mOway Smart City

70

111

Что такое «Smart City»?

1

112

Среда программирования «Scratch».

1

113-136

Составление простейших программ

24

137-139

Взаимосвязь команд и сенсоров

2

140-143

Освещение и шлагбаум

4

144-146

Световой сенсор

2

147-151

Выполнение упражнений по теме «Световой сенсор»

4

152-154

Сенсор присутствия

2

155-158

Выполнение упражнений по теме «Сенсор присутствия»

4

159-180

Выполнение комбинированных упражнений

26

Подведение итогов.

12

180-192

Выполнение творческих проектов

12

1)Беседа

2) Практикум

Опрос

Практическое задание

Заключение

Современный курс информатики с  включением в него робототехники – «точка роста» информатизации образования, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельность формы и способствует формированию тех или иных типов деятельности.

Привлечение школьников к исследованию в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно- технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.

Методическое обеспечение программы

Для организации образовательной деятельности необходимы: компьютеры, мультимедийный проектор,  роботы moway.

Список литературы

  1. - Учебник  «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Образовательная теория робототехники и практическое
    руководство, разработанное MiniRobots, S.L
  3. http://kpolyakov.spb.ru/school/kumir.htm
  4. http://kreakid.ru/files/5/6/6/56631/moway_spravochnik_prepodavatelya.pdf
  5. http://moway-robot.com/en/home/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Кружок робототехника.

Робочая программа "Робототехника"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по информатике «Первые шаги в робототехнике»

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.Процессы обучен...

Программа кружка «Робототехника»

Дополнительная образовательная программа...

Рабочая программа кружка "Робототехника"

Рабочая программа кружка "Роботехнка" набор Power_ON...

Рабочая программа кружка «Образовательная робототехника»

Реализация программы осуществляется на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобра...

Рабочая программа кружка по «Робототехнике LEGO MINDSTORMS EV3 » 144ч

Вид программы: модифицированная, комплексная.Категория обучающихся: программа предназначена для работы с обучающимися 7-17 лет (1-11 классы общеобразовательной школы).Актуальность программы обусловлен...