Рабочая программа кружка " Робототехника"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа кружка по робототехники для робота Moway
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_robototehnika.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Лямбирский Дом детского творчества»
Лямбирского муниципального района РМ
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор
от «___» ___________20__г. МКУ ДО «Лямбирский ДДТ»
Протокол № ________ ____________Г.Ш. Алукаева
«____» _______________2018 г.
Лямбирского муниципального района РМ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности
«Мир робототехники»
название
Возраст обучающихся:13 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Разина Наталья Юрьевна
педагог дополнительного образования:
2018 – 2019 учебный год
Программа кружковых занятий «Робототехника»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования как ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Необходимость полного цикла образования в школьном возрасте обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже веков. Современный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей, таких качеств личности как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только школьным образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Направленность программы. Программа направлена на получение учащимися знаний и умений в области алгоритмизации и программирования.
Новизна программы. Робототехника- является новым понятием для учащихся, так как ранее такого кружка в школе не было. Здесь учащиеся познакомятся с основами робототехники. А так же углубленно освоят алгоритмизацию и программирование.
Актуальность программы. Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся дополнительным образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение кружковых занятий "Робототехники" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Содержание и структура кружковых занятий «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 192 часа.
Режим занятий.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия по 45 мин.
Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся. 13- 15 лет
Количество обучающихся в группе. 15 человек.
Цель программы.
Главной целью курса является развитие информационной культуры, учебно-познавательных и поисково-исследовательских навыков, развитие интеллекта.
Задачи.
:
- Знакомство со средой программирования;
- Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов;
- сформировать умения строить модели по схемам;
- получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
- проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи;
- Проектирование роботов и программирование их действий;
- Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни;
- Расширение области знаний о профессиях;
- Умение учеников работать в группах.
- Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в работе.
В результате обучения по дисциплине подростки должны:
знать:
- конструкцию, органы управления Moway;
- датчики Moway;
- сервомотор Moway;
- основы программирования, программные блоки.
уметь:
- структурировать поставленную задачу и составлять план ее решения;
- использовать приёмы оптимальной работы на компьютере
- извлекать информацию из различных источников
- Составлять алгоритмы обработки информации
- ставить задачу и видеть пути её решения;
- разрабатывать и реализовывать проект;
- проводить монтажные работы, наладку узлов и механизмов;
- собирать робота, используя различные датчики
- программировать робота.
Содержание дисциплин программы
кружка «Мир робототехники»
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы. Успешное изучение курса Информатика и ИКТ.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить свое развитие в специальных образовательных учреждениях по определенному профилю.
Занятия по основам алгоритмизации
На данных занятиях учащимся будут изучены основные понятия: исполнитель, система команд исполнителя. Учащиеся научаться работать с различными учебными исполнителями, строить блок схемы. Это поспособствует наиболее эффективно начать работать с роботом Moway.
Занятия по работе с роботом
Данные занятия познакомят учащихся с роботом Moway. дети самостоятельно будут писать программы для управления роботом.
Занятия по работе с роботом
Выполнение упражнений из практикума. Учащиеся научаться решать конкретные задачи, достигать поставленных перед ними целей.
Итоговые занятия
Выполнение творческих проектов.
Учебно-тематический план и содержание программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего кол-во часов | Теория | Практ. | Форма аттестации, контроля (соревнований) |
I | Вводное занятие | 2 | 2 | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | История робототехники | 1 | 1 | ||
II | Основы алгоритмизации. | 36 | 36 | ||
4 | Исполнители | 10 | 1 | 9 | |
5 | Линейные программы | 6 | 2 | 4 | Выполнение творческих заданий |
6 | Ветвление | 10 | 2 | 8 | Выполнение творческих заданий |
7 | Цикл | 10 | 2 | 8 | Выполнение творческих заданий |
III | Работа с роботом mOway | 72 | 72 | ||
11 | Принцип работы робота. | 2 | 2 | ||
12 | Работа с роботом | 70 | 70 | Выполнение творческих заданий | |
IV | Работа с комплектом mOway Smart City | 70 | 70 | ||
13 | Что такое Smart City. Среда программирования Scratch | 2 | 2 | ||
14 | Выполнение упражнений | 68 | 68 | ||
V | Выполнение творческих проектов | 12 | 12 | ||
15 | Творческие проекты учащихся | 12 | Выполнение творческих проектов | ||
ВСЕГО | 192 | 192 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Форма контроля | ||
план | факт | ||||||
Вводное занятие | 2 | ||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Беседа | Опрос | |||
2 | История робототехники | 1 | Лекция с элементами беседы | Опрос | |||
Основы алгоритмизации | 36 | ||||||
3-4 | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители | 2 | Объяснение | Опрос | |||
5-6 | Исполнитель Робот | 2 | 1)Объяснение 2)Практикум | Практическое задание | |||
7-8 | Исполнитель Чертежник | 2 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
9 -10 | Исполнитель Черепаха | 2 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
11 | Исполнитель Кузнечек | 1 | 1)Беседа 2)Практикум | Опрос | |||
12 | Исполнитель Водолей | 1 | 1)Беседа 2)Практикум | Опрос | |||
13 | Линейные - вычислительные алгоритмы. Понятие Блок – схема. | 1 | 1)Беседа 2)Практикум | Опрос | |||
14 | Решение задач на составление блок- схем. | 1 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
15-18 | Работа с исполнителем Стрелочка. | 4 | 1)Беседа 2) Практикум | Практическое задание | |||
19-20 | Понятие ветвления. Составление блок схем с использованием полного и не полного ветвления. | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | Практическое задание | |||
21-28 | Выполнение упражнений на ветвление. | 8 | 1)Беседа 2) Практикум | Практическое задание | |||
29-30 | Понятие цикла. Составление программ с использованием цикла. | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | Практическое задание | |||
31-34 | Выполнение упражнений. | 4 | 1)Беседа 2) Практикум | Практическое задание | |||
35 | Вложенный цикл | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | Практическое задание | |||
36-38 | Выполнение упражнений | 3 | 2) Практикум | Практическое задание | |||
Работа с комплектом mOway Smart City | 72 | ||||||
39 | Как работать с mOway | 1 | Лекция | Опрос | |||
40 | Блок-схемы mOway World | 1 | Лекция | Опрос | |||
41- 46 | Движение робота | 6 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
47-58 | Условия «Препятствие» | 12 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
59-63 | Световой датчик | 4 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
64-67 | Движение по линии | 8 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
68-72 | Переменные | 4 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
73-76 | Акселерометры | 4 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
77-80 | Датчик парковки | 4 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
81-82 | Копирование | 2 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
83-84 | Динамик | 2 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
85-94 | Составление программ | 10 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
95-96 | «Защитник/Боец» | 2 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
97-102 | Составление программ «Защитник Боец» | 8 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
103-110 | «Лабиринт» | 8 | 1)Беседа 2)Практикум | Практическое задание | |||
Работа с комплектом mOway Smart City | 70 | ||||||
111 | Что такое «Smart City»? | 1 | |||||
112 | Среда программирования «Scratch». | 1 | |||||
113-136 | Составление простейших программ | 24 | |||||
137-139 | Взаимосвязь команд и сенсоров | 2 | |||||
140-143 | Освещение и шлагбаум | 4 | |||||
144-146 | Световой сенсор | 2 | |||||
147-151 | Выполнение упражнений по теме «Световой сенсор» | 4 | |||||
152-154 | Сенсор присутствия | 2 | |||||
155-158 | Выполнение упражнений по теме «Сенсор присутствия» | 4 | |||||
159-180 | Выполнение комбинированных упражнений | 26 | |||||
Подведение итогов. | 12 | ||||||
180-192 | Выполнение творческих проектов | 12 | 1)Беседа 2) Практикум | Опрос Практическое задание |
Заключение
Современный курс информатики с включением в него робототехники – «точка роста» информатизации образования, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельность формы и способствует формированию тех или иных типов деятельности.
Привлечение школьников к исследованию в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно- технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий.
Методическое обеспечение программы
Для организации образовательной деятельности необходимы: компьютеры, мультимедийный проектор, роботы moway.
Список литературы
- - Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Образовательная теория робототехники и практическое
руководство, разработанное MiniRobots, S.L - http://kpolyakov.spb.ru/school/kumir.htm
- http://kreakid.ru/files/5/6/6/56631/moway_spravochnik_prepodavatelya.pdf
- http://moway-robot.com/en/home/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Кружок робототехника.
Робочая программа "Робототехника"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по информатике «Первые шаги в робототехнике»
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.Процессы обучен...
Программа кружка «Робототехника»
Дополнительная образовательная программа...
Рабочая программа кружка "Робототехника"
Рабочая программа кружка "Роботехнка" набор Power_ON...
Рабочая программа кружка «Образовательная робототехника»
Реализация программы осуществляется на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобра...
Рабочая программа кружка по «Робототехнике LEGO MINDSTORMS EV3 » 144ч
Вид программы: модифицированная, комплексная.Категория обучающихся: программа предназначена для работы с обучающимися 7-17 лет (1-11 классы общеобразовательной школы).Актуальность программы обусловлен...