Экскурсионное москвоведение "Знакомство с Москвой"
рабочая программа (7 класс) на тему
Формирование у обучающихся систематических знаний об исторических местностях и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursionnoe_moskvovedenie.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсионное москвоведение
«Знакомство с Москвой».
Срок реализации: 1 год;
Количество часов в неделю: 1; суббота
Возрастная группа: 13 лет
Целеполагание: формирование у обучающихся систематических знаний об исторических местностях и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков.
Ожидаемые результаты: умение детей свободно ориентироваться на территориях, уметь работать с картой и ориентироваться по ней.
Методическое обеспечение: системный подход, личностный подход, деятельностный подход.
Пояснительная записка
Данная программа соответствует действующим требованиям дополнительного образования, по целям согласована с ФГОС, предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 6-х классов.
«Москва не город, а целый мир» – гласит старинная поговорка. Столица прошла длительный путь развития, в её истории, как в капле воды отразилась история Отечества.
Данная программа имеет комплексный характер, призвана не просто познакомить обучающихся с историей Москвы, а позволить ребятам практически, если так можно сказать, «собственными ногами и глазами», освоить свой город, приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую в её зданиях, площадях и улицах, всей материально-вещественной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины». Именно в этих особенностях содержания и формы реализации программы и заключается её новизна и оригинальность.
Программа предназначена для учащихся 7-го класса (12-13 лет), интересующихся внешним обликом, топографией, историей и архитектурой столицы. На занятиях-прогулках для школьников приглашаются родители обучающихся.
Комплексный характер программы предопределил особенность её структуры: сначала излагается та её часть, которая характеризует программу в целом (учебный план, методическое обеспечение и т.д.), а затем даётся отдельное описание каждого из семи образовательных курсов.
Цель всей программы:
Формирование у обучающихся систематических знаний об исторических местностях и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основными историческими улицами и местностями Москвы, с основными принципами планировки и застройки Москвы в исторической ретроспективе; научить ориентироваться в реальном городском пространстве;
- помочь научиться видеть и понимать Москву; воспитать любовь к своему городу;
- привить навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов о Москве; участия в чтениях, конкурсах и конференциях.
Ожидаемые результаты
По окончании курса образовательной программы «Прогулки по Москве» обучающиеся смогут ориентироваться на территориях, расположенных в пределах Садового кольца, уметь работать с картой и ориентироваться по ней.
Они также будут знать:
- основные исторические местности и улицы столицы и краткие исторические сведения о них;
- основные памятники истории и архитектуры Москвы;
- основные принципы планировки Москвы.
Кроме того, обучающиеся смогут вести самостоятельную исследовательскую работу по изучению Москвы.
Полученные знания и навыки проверяются системой контрольных заданий и упражнений, основу которой составляют кроссворды и головоломки, созданные специально для этих целей. Для контроля и проверки используются также специальные тексты по темам прогулок и занятий, графика и фотографии, контурные карты и другие дидактические материалы. Важную роль здесь играет и система семинарских занятий. По окончании каждого курса и программы в целом проводится заключительное занятие в форме общей итоговой викторины.
Направленность
Данная программа имеет ту краеведческую направленность. Она обеспечивает привлечение детей к активной деятельности по изучению географических, этнографических, исторических, социальных объектов и явлений города Москвы.
Актуальность
В «Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников» сформулирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны...»
Разработанная программа предоставляет возможность знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Москвы, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.
Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только знание, понимание и переживание событий в своей семье, в биографии родной земли, в историческом прошлом Родины, способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.
Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и гражданственности, патриотизма.
Новизна
Составной частью реализации программы является экскурсионная форма проведения занятий, позволяющая полноценно задействовать огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и музеев города. Экскурсии и прогулки по городу дают реальные представления об историческом времени и предметном мире. Без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нём невозможно плодотворное изучение любого города. Изучение истории Москвы имеет свои особенности: Москва – не просто город, это целая «страна», впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохранившая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия культур.
Формирование чувства патриотизма эффективнее осуществляется посредством реализации деятельностного подхода. Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе ребёнок выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация его личности.
Для реализации программы применяются следующие формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий:
доклады, презентации, экскурсии, прогулки – экскурсии, викторины.
Содержание программы
Комплексная программа делится на ряд самостоятельных, но взаимосвязанных последовательных образовательных курсов, составляющих единый цикл, при этом каждый из курсов можно изучать отдельно.
Основной формой проведения занятий является прогулка по улицам Москвы.
Однако, прогулки подразделяются на виртуальные и реальные.
Аудиторные занятия, предваряющие прогулку, носят вспомогательный характер. Особенность программы заключается в том, что при составлении тем и маршрутов надо соответствующим образом выбрать последовательность прогулок,
их взаимосвязь с аудиторными занятиями, логично включить сюда планируемое посещение музеев, выставок, театров, найти необходимую форму подачи материала. В аудитории и на прогулках материал излагается по-разному. В занятиях на улице главное – ощущение реального городского пространства, его восприятие. На прогулке надо показывать и смотреть, в то время как в аудитории – больше рассказывать и слушать.
Программа «Прогулки по Москве»- это самостоятельный курс, изучающий собственно Москву, помогающий познанию на практике города Москвы.
Поскольку реальная прогулка избрана одной из форм проведения занятий, то и основным методом изучения столицы стал градостроительный анализ. Его суть в следующем: на прогулке главным становятся зрительные впечатления, реальный город – улицы, здания, дворы, городской пейзаж и ландшафт. Прогулки строятся так, чтобы показывать и анализировать увиденное: как застраивалась улица, почему она поворачивает в ту или иную сторону, чем объяснить неровности городского рельефа, почему один двор просторный, а другой тесный. В результате вырабатывается умение видеть город, читать его, как читают книгу. Программа даёт воспитанникам метод познания города, который в будущем можно использовать самостоятельно.
Особое внимание уделяется практической работе по сбору исторических материалов о Москве – фотографий, открыток, календарей, книг, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний. Занятия развивают у воспитанников стремление самим собирать такие материалы и составлять личные коллекции, библиотеки и архивы, вести дневники и другие записи по городу.
Программа реализуется на базе 6-г класса, занятия проводятся 1 раз в неделю. Одно занятие посвящено историко-теоретическим вопросам и проводится в аудитории. На этих занятиях сообщаются необходимые сведения о Москве, е отдельных местностях или памятниках, обсуждаются работы обучающихся. Форма аудиторных занятий разнообразна – традиционный урок, семинар, беседа, викторина, игра. Продолжительность такого занятия – 1 час.
Следующее за аудиторным занятие – прогулка по городу, знакомство с конкретным памятником, ансамблем, местностью или улицей.
Маршруты прогулок составляются так, чтобы быть либо закольцованными, либо заканчиваться в пунктах, где уже была группа. Такой метод составления маршрутов позволит воспитанникам преодолеть фрагментарное знание города и сложить свои наблюдения в стройную картину.
В связи с особенностью программы общепринятое деление занятий на теоретическую (виртуальные прогулки) и практическую (прогулки в реалити) части полностью реализовать невозможно, потому что и на прогулке, и в аудитории, в зависимости от темы и маршрута, могут рассматриваться как практические, так и теоретические вопросы. Поэтому в учебно-тематических планах не выводятся отдельно часы на теорию и практику. Также затруднено чёткое разграничение тем: поскольку основой является прогулка, то её маршрут, как правило, и является темой занятия.
После каждого занятия обучающиеся получают домашнее задание:
поработать со справочным текстом, разгадать кроссворд или головоломку по теме, составить схему маршрута, ответить на вопросы, решить задачу. Помимо того, что подобные задания поддерживают интерес к занятиям, они ещѐ служат и удобной формой проверки усвоения пройденного материала.
Учебный год заканчивается заключительным занятием в форме викторины. Задача викторины
– закрепить знания, полученные в течение учебного года. Такие викторины, наравне с кроссвордами и другими заданиями, – своего рода контрольные работы, позволяющие проверить степень овладения материалом. Кроме того, поскольку в дополнительном внешкольном обучении не принято ставить отметки, викторины с их призами и наградами позволяют решить проблему оценки знаний и премирования за успешно проведённую работу.
Занятия сопровождаются показом схем, планов, открыток и фотографий. Прогулки могут дополняться посещением музеев, театров или выставок, которые расположены вблизи экскурсионных маршрутов.
Для более глубокого изучения Москвы необходимо знакомство с другими городами: в них могут сохраняться градостроительные системы, давно исчезнувшие в Москве. Например, остатки белокаменного кремля в Серпухове или сохранившиеся древние валы и сам масштаб городской застройки Волоколамска дают представление о том, как могла выглядеть Москва в древности.
Подготовка сообщений, докладов и экскурсий позволяет активно воспринимать город, вырабатывает навыки работы с источниками, вдумчиво относиться к изучаемому материалу. В будущем, старших классах, приобретённые навыки служат хорошей основой для серьёзной исследовательской работы и выступлений с докладами на научно-практических конференциях учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности обучающихся. | 1 |
2 | Древняя Москва. | 1 |
3 | Москвоведение. Музее Москвы | 1 |
4 | Большая Москва. Достопримечательности столицы России. | 1 |
5 | Парки Москвы. | 1 |
6 | Скверы Москвы. | 1 |
7 | Образовательные музеи. | 1 |
8 | Москва литературная. | 1 |
9 | Жизнь и творчество поэтов Серебряного века. | 1 |
10 | Литературные музеи Москвы. | 1 |
11 | Москва художественная. | 1 |
12 | Художники 19 века. | 1 |
13 | Российские художники-живописцы. | 1 |
14 | Художественное творчество в Москве в конце 20-го века. | 1 |
15 | Москва театральная. | 1 |
16 | Театральные музеи в Москве. | 1 |
17 | Современные технологии в столице. | 1 |
18 | Интерактивные музеи и выставки. | 1 |
19 | Научные музеи столицы. | 1 |
20 | Военно-исторический путь города Москвы. | 1 |
21 | Москва деревянная. Москва каменная. | 1 |
22 | Москва 1812года. | 1 |
23 | Военно-исторические музеи. | 1 |
24 | Москва советская. | 1 |
25 | Музыкальное наследие столицы. | 1 |
26 | Московский Кремль. | 1 |
27 | Архитектура Москвы. | 1 |
28 | Памятники столицы. | 1 |
29 | Прогулки по улицам Москвы | 1 |
30 | Первые улицы: по Никольской улице, по Ильинке, по Варварке. | 1 |
31 | Город-герой Москва. | 1 |
32 | Храмы Москвы. | 1 |
33 | Мосты Москвы. | 1 |
34 | Подведение итогов. Заключительное занятие | 1 |
Внутри разделов книжные издания расположены по алфавиту, а Интернет- ресурсы и CD-издания по своей важности и познавательности с комментариями по каждому из них.
Основная литература
- Москва. Энциклопедия. – М., 1980.
- Москва. Энциклопедия. – М., 1997.
- Московский архив: Историко-краеведческий альманах. Вып.1. – М., 1996.
- Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Кремль и монастыри. Т. 1. – М., 1992.
- Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Москва в границах 1917 г. Т. 3. – М., 1995.
- Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Окраины Москвы. Т. 3.– М., 1995.
- Памятники архитектуры Москвы: Белый город. Т. 2. – М., 1989.
- Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. Т. 3. – М., 1993.
- Памятники архитектуры Москвы: Кремль и Китай-город. Т. 1. – М., 1982.
Дополнительная литература
- Баранов Е. Московские легенды. – М., 1993.
- Белицкий Я., Глезер Г. Москва незнакомая. – М., 1993.
- Белоусова Т.М. Тайны подземной Москвы. – М., 1997.
- Бурышкин П. Москва купеческая: Мемуары. – М., 1991.
- Векслер А. Москва в Москве. 2-е изд. – М., 1982.
- Векслер А., Мельникова А. Московские клады. 2-е изд. – М., 1988..
- Викторов А., Звягинцев Л. Белый камень. – М., 1981.
Интернет-ресурсы
Работа по составлению Интернет-ресурсов начата недавно, поэтому приведённые списки сайтов и информационных порталов постоянно дополняются и уточняются.
www.km.ru – энциклопедия Кирилла и Мефодия. http://www.cih.ru/all.html – ресурс текстов по архитектуре.
http://www.mojgorod.ru/cities/index.html – города России, информация, история, справки.
http://www.hrono.ru/heraldicum/index.htm – сайт российского центра флаговедения и геральдики; гербы городов.
http://heraldry.hobby.ru/heraldry.html – гербы городов России.
http://www.hrono.ru/index.sema – Хронос и содружество литературных проектов «Русское поле». Всемирная история в Интернете. История России с древнейших времѐн. Персоналия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсионный маршрут "Дорога к Шолохову"
Разработка туристического маршрута по памятным местам города Миллерово, в котором часто останавливался великий русский писатель М.А.Шолохов, возвращаясь из поездок и командировок. Одним из любимых...
Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"
Конспект урока "Welcome to Moscow!" к УМК К.С. Махмурян и др. "Moscow"...
11 класс Рабочая программа по технологии экскурсионной деятельности
Пояснительная записка.Настоящая программа разработана в соответствии с новой Программой по курсу «Гид-переводчик». Программа содержит языковой и информационный материал, тексты, задания для развития р...
Мастер-класс "Моделирование экскурсионной программы"
Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристических поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе челове...
Презентация к мастер-классу "Моделирование экскурсионной программы"
Презентация к мастер-классу "Моделирование экскурсионной программы" поможет подготовить экскурсия к любому историческому объекту....
ПРОГРАММА «ЭКСКУРСИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ» Для учащихся 5 – 6 классов
Программа курса «Экскурсионная экология» имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на учащихся 5–6-х классов. Соответствует образовательному стандарту по предметам «биология» и «эк...
Духовно - нравственное воспитание обучающихся через экскурсионную деятельность/ сборник статей международного инновационного центра "Импульс", Москва, 2018
В настоящее время отечественное образование и воспитание ориентировано на духовно-нравственные формы национального опыта, нравственные традиции. Духовное возрождение сегодня – гарантия сохранени...