Классный час "Отцы и дети"
классный час на тему
Выявление причин конфликта между старшим и молодым поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ottsy_i_deti.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Отцы и дети»
Классный час провела Филипенко И.В.
Группа: БД 1 - 15.
Дата проведения: январь 2017.
Цели
1. Выявить причины конфликта между старшим и молодым поколениями.
2. Рассмотреть основную причину конфликта — отсутствие взаимопонимания.
3. Побудить студентов иметь более теплые взаимоотношения со старшими.
Предварительная подготовка
1. Для игры «Взаимодействие»:
1) банка джема;
2) ложка;
3) шкатулка;
4) ключ от шкатулки;
5) лента;
6) инструкции для участников игры.
2. Ватман.
Введение
Преподаватель предлагает студентам сыграть в игру.
Игра «Взаимодействие»
Цель игры — научить студентов взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели.
Ход игры: ведущий прячет в разных местах кабинета ложку, шкатулку с закрытой в ней банкой джема и ключ от шкатулки. Все студенты разбиваются на 8 групп (не обязательно с равным количеством человек в каждой). После этого каждая группа получает свою инструкцию, в которой обозначены их полномочия. Участники игры не должны показывать свои инструкции другим группам.
Выбирается также один из студентов, который будет играть «жертву». Он заводит руки за спину, и ему связывают их. Все остальные участники игры должны найти спрятанные предметы, не нарушая указаний своих инструкций, и накормить выбранного студента джемом.
Каждая группа может делать только определенные действия, оговоренные инструкцией, например:
Группа 1: вам нельзя двигаться, но можно говорить.
Группа 2: вам известно, где спрятана шкатулка (например, под преподавательским столом), но нельзя двигаться и разговаривать, разрешается только отвечать на вопросы словами: «да», «нет», «знаю», «не знаю».
Группа 3: вам известно, где спрятан ключ от шкатулки, но нельзя двигаться и разговаривать, разрешается только отвечать на вопросы словами: «да», «нет», «знаю», «не знаю».
Группа 4: вам известно, где спрятана ложка, но нельзя двигаться и разговаривать, разрешается только отвечать на вопросы словами: «да», «нет», «знаю», «не знаю».
Группа 5: вам можно говорить только «да», «нет», «знаю», «не знаю». Разрешается двигаться только в том случае, если вы точно знаете, где спрятаны шкатулка, ложка или ключ. Вы можете переносить эти предметы, но нельзя подносить их к «жертве».
Группа 6: вам можно говорить только «да», «нет», «знаю», «не знаю». Вы можете перемещаться по кабинету только в том случае, если в руках имеется ложка. При этом нельзя прикасаться ни к каким другим металлическим предметам.
Группа 7: вам можно говорить только «да», «нет», «знаю», «не знаю». Вы можете перемещаться по кабинету только в том случае, если в руках имеется ключ. При этом нельзя прикасаться ни к каким другим металлическим предметам.
Группа 8: вам можно говорить только «да», «нет», «знаю», «не знаю», двигаться разрешается, только если в руках находится шкатулка. При этом нельзя прикасаться и переносить металлические предметы.
Игра заканчивается только тогда, когда «жертва» будет накормлена джемом из ложки. После этого участники получают право снова нормально разговаривать друг с другом. Можно обсудить с ребятами впечатления от игры, разобрать понравившиеся или неудачные моменты.
Сделать вывод: мы все живем в обществе и не можем избежать взаимодействия. Чтобы наша жизнь была более успешной, необходимо уметь сотрудничать и понимать друг друга.
Первый вопрос для дискуссии. Есть ли в вашем окружении (в техникуме или дома, может быть, среди друзей) человек, с которым вам труднее всего общаться?
Среди ответов, возможно, будут родители, преподаватели, в общем — старшее поколение. Тогда ведущий объявляет, что сегодня на классном часе они будут обсуждать причины несовместимости «отцов и детей».
Основная часть
Второй вопрос для дискуссии. Чем чаще всего бывают недовольны представители старшего поколения в отношении молодежи?
Пусть студенты выскажутся. Возможно, этот вопрос является наболевшим в отношениях с родителями и преподавателями и является частой причиной возникновения конфликтов. Преподаватель записывает ответы студентов в столбик на ватмане, а после рядом будет приписывать причины возникновения тех или иных претензий.
Все реплики можно разделить на 4 группы.
1. Поведение. Громкое, непристойное поведение на улице. В общественных местах молодые люди шумят, толкаются, громко смеются и т. п.
Причины: молодые люди импульсивны, им надо выплескивать молодую энергию, все это выливается в шумное веселье, безудержное буйство. Бунтарский дух переходного возраста также приводит их к вольностям и хулиганству.
2. Речь. Молодежь не следит за своими словами, позволяет себе пошлости, неприличные выражения, непочтительное обращение к старшим.
Основной причиной является пример окружающих взрослых, речь которых тоже далека от чистоты в выражениях. Кроме того, своим нахальством молодые люди пытаются быстро решить возникшие трудности.
3. Одежда. Молодые люди одеваются крикливо, вызывающе, непристойно, слишком яркая косметика, много бижутерии и т. д.
Причина: молодежь стремится своим внешним видом обратить на себя внимание, чтобы их заметили. Кроме того, молодые люди таким способом показывают свою «продвинутость», желание следить за модой. Иногда на стиле одежде сказывается пропаганда средствами массовой информации, особенно рекламой, распущенности как образа жизни.
4. Музыка. Непонятное громыхание, не похожее на музыку, слов не слышно, песни без смысла.
5. Отношение к старшим. Молодежь часто проявляет неуважение к старшим, непочтение к их возрасту, отпускает насмешки, допускает обзывания, резкие реплики в ответ на замечание и т. д.
Причина — в отношении к ним старшего поколения, которое не доверяет молодежи, считает, что у них не должно быть собственного мнения. В ответ молодежь стремится делать все наперекор, лишь бы не так, как у взрослых.
Третий вопрос для дискуссии. Почему у старшего поколения возникает недовольство молодежью?
Причины могут быть различны. Они указаны в таблице.
Вывод: старшее поколение имеет причины быть недовольным молодежью. Но и молодежь, в свою очередь, имеет много претензий к старшему поколению. Они по - разному воспринимают окружающий мир. Не всегда обе стороны правы. Но и те и другие делают очень мало, чтобы наладить взаимоотношения друг с другом. Отсутствие коммуникации между поколениями является основой существующего непонимания и неправильного отношения друг к другу.
Обсуждение в группах. Нужно разделить класс на две группы и дать им вопросы для обсуждения внутри своей группы.
Вопросы для первой группы:
1. Каковы сильные стороны старшего поколения?
2. Каковы слабые стороны молодого поколения?
Вопросы для второй группы:
1. Каковы сильные стороны молодого поколения?
2. Каковы слабые стороны старшего поколения?
Обсуждение должно длиться не больше 5-7 мин.
Результаты дискуссии следует записать на листе бумаги и затем обсудить всей группой, как сильные стороны старшего поколения могут дополнять слабости молодого, и наоборот.
Таблица. Различия между старшим и молодым поколениями
Старшее поколение | Молодое поколение |
Склонны к поддержанию традиций и с трудом принимают все новое | Обычно выступают против отживших свой век традиций, стремятся к новизне |
Считают молодежь некомпетентной в решении жизненных вопросов, поскольку та не имеет житейского опыта | Не принимают утверждение о собственной неопытности, считают, что они имеют право выносить свое суждение по любым вопросам, и стараются во всем его выказывать |
Имеют потребность в спокойной, мирной жизни, комфорте, стабильности, уважении, внимании | Имеют потребность в признании, возможности проявить себя, свободе действий, приобретении нового опыта, отсутствии ограничений |
Склонны идеализировать прошлое, постоянно сравнивают его с настоящим, очень осторожны в принятии решений | Хорошо себя чувствуют в настоящем, легко обучаются, быстро ориентируются в современных ситуациях |
Не доверяют молодежи, считают ее ни на что не способной, не готовой к самостоятельным действиям | Воспринимают недоверие со стороны старшего поколения как враждебность, вредительство, встают в позицию противления и начинают вести себя соответственно |
Не понимают потребностей молодежи, тенденций современной жизни, мотивов поведения и т. д. | Не желают замечать потребностей старшего поколения, не принимают во внимание их чувства, не понимают причин их недовольства |
Озлоблены из-за одиночества, обижены из-за отсутствия внимания и заботы со стороны молодежи | Сухо относятся к старшему поколению, не проявляют интереса ни к ним, ни к их жизни, не принимают их ценностей, равнодушны к тому, что им дорого |
Не идут на сотрудничество с молодежью, не считают важными их дела | Неохотно общаются со старшим поколением, не интересуются их делами |
Вопросы для размышления и обсуждения:
- Может ли опыт старшего поколения пригодиться в современной жизни?
- Всегда ли «старое» является непригодным к применению в настоящем?
- Достаточно ли для принятия важных решений в жизни одного энтузиазма и напористости?
- Всегда ли следует отвергать мудрые советы старших?
Вывод: основная причина существования конфликта «отцов и детей» не в том, что «они» всегда не правы, а «мы» правы. Причина заключается в отсутствии понимания противоположной стороны. Молодежь должна общаться со старшим поколением на более понятном для них языке, чтобы те правильно их понимали и шли на сотрудничество.
Четвертый вопрос для дискуссии. Как можно расположить к себе старшее поколение?
Предлагается рассмотреть несколько конкретных областей применения.
1. Проявлять уважение. Это значит относиться к ним с почтением, которого они заслуживают по возрасту и положению, прислушиваться к их мнению, не грубить, говорить вежливо, внимательно выслушивать все, что они говорят, уступать место.
2. Проявлять внимание. Означает искренне интересоваться их делами, быть внимательными к их чувствам, справляться о самочувствии, возможно, им нужны помощь и участие.
3. Не отказывать в общении. Постараться найти время для простого разговора, посетить больного, просто прийти попить чаю.
4. Помогать. Можно предложить свою помощь в бытовых делах.
5. Спрашивать помощи. Советоваться по различным вопросам, предложить сделать что-нибудь совместно.
Вывод по всей теме. Если молодые люди изменят свое отношение к старшему поколению, это принесет душевное спокойствие, мир в семью. Надо постараться понять старшее поколение и принять его таким, какое оно есть, со всеми достоинствами и недостатками, не забывая, что и у молодых есть свои как сильные, так и слабые стороны.
Заключение
Молодежь и старшее поколение очень отличаются друг от друга по своему мировоззрению и отношению к жизни. Но это не повод начинать конфликтовать. Обладая различиями, можно отлично дополнять друг друга, если обе стороны настроены на сотрудничество. Для этого надо уметь понимать потребности других и стараться восполнять их, используя свои возможности и сильные стороны.
Чтобы разные поколения лучше понимали друг друга, им необходимо взаимодействовать в повседневной жизни. Молодежь, в частности, должна быть более внимательной к старшему поколению и вести себя по отношению к ним более уважительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мы дети галактики"
Презентация к классному часу "Мы дети галактики" учителя Завьяловой Е.В....
психологический классный час для детей и их родителей "Как стать внимательным"
Психологический классный час о том, что такое внимание и как его развивать. Содержит интересные игровые упражнения для развития внимания, которые дети могут выполнять дома как самостоятельно, так и вм...
классный час "Права детей"
Презентация к лассному часу ЦЕЛИ ¢Познакомить учащихся с термином «права человека», со структурой Всемирной Декларации прав человека, его назначением, в игровой форме познакомить с отдельным...
Классный час "Права детей"
Открытое мероприятие для средних классов...
классный час "Взаимоотношения детей и родителей"
разработка беседы с детьми 3-6 классов на тему "Взаимоотношения детей и родителей"...
Сомообразование классного руководителя. «Взаимоотношение детей и родителей для развития личности школьника»
У родителей не достаточно время на общения с детьми . Работа главное, без этого просто не прокормишь ребенка, и мы все это знаем. Но как нашим детям не хватает любви и ласки, просто поговорить...
Стихи классного руководителя о детях в шуточной форме на Последнем звонке
Дорогие коллеги, бесконечно любимые выпускники, уважаемые родители и гости! От всего сердца поздравляю вас с этим замечательным праздником! Одиннадцать лет совместного труда позади. Какими наши выпус...