Досуговая программа "Ужель та самая Татьяна"
методическая разработка (10 класс) по теме
Программа «Ужель та самая Татьяна» позволяет участникам примерить на себя не только костюмы, но и манеры, чувства, переживания той эпохи. Понятия женственности и мужественности теряют свою ценность для современного школьника. Привыкшие к джинсам девушки, переодеваясь в бальные платья, начинают ощущать себя героинями пушкинской эпохи: меняется походка, осанка, манеры. Когда участники видят себя и своих одноклассников в совсем новом для них ракурсе, происходит переоценка ценностей, появляются новые для них идеалы и модели поведения. Не модные сегодня в молодежной среде галантность, романтизм, утонченный язык, острый светский разговор неожиданно становятся актуальными.
По отношению к среднему школьному образованию, данная программа представляет собой способ интеграции дополнительного и основного образования, объединяющий следующие направления: русская литературная классика, эпистолярный жанр, фольклор, история моды и быта X IX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_konkurs_uzhel_ta_samaya_tatyayana.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Выборгского района Санкт - Петербурга
«ЮНОСТЬ»
Методическая разработка
«Ужель та самая Татьяна»
Досуговая программа
для детей 15-17 лет
Автор: Венгурцева Марина Викторовна
педагог-организатор
высшая категория
Санкт - Петербург
2010
Пояснительная записка.
Давно во всем мире считается, что отличительными особенностями русских женщин во все времена считались женственность, красота, целомудрие и терпение. В противовес конкурсам красоты, когда оценивается только тело, и родилась идея создать программу, которая освещала бы удивительную «тайну русской души». Тема напрашивалась сама собой - в основу должен быть положен «Татьяны милый идеал», воспетый А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Авторам интересно было посмотреть, насколько ему соответствует образ современной девушки. Роман «Евгений Онегин» - уже готовый сценарий такого исследования: «Татьяна русская душою», «Письмо Татьяны», «Татьяна, милая Татьяна»... Осталось только «Письмо современной Татьяны». Выбор литературной основы объясняется ещё и тем, что это произведение изучается старшеклассниками в рамках учебной программы. Специально изготовленные костюмы для каждой участницы и музыкальное оформление программы придают особую атмосферу этому мероприятию. Милый образ юной современной девушки, способной кружиться в вальсе, исполнить романс, написать романтическое послание, сочинить стихи - лучшее подтверждение многогранности женской души .
Досуговая программа «Ужель та самая Татьяна»
по направленности является социализирующей,
по адресности – юношеской,
по ведущей деятельности – познавательной,
по доминирующей форме – ролевой,
по содержанию – социально-педагогической с литературным уклоном.
Программа реализуется отделом cоциально-досуговой деятельности ДДТ «Юность» уже четвертый год. В 2008 году программа получила Диплом Второй степени в городском конкурсе игровых программ «Созвездие игры».
Актуальность программы
В современных условиях все чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. Изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с всесторонней информатизацией, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объеме информации.
Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Гуманистическое понимание задачи образования, связанное с проблемой социализации подрастающего человека, предполагает активное развитие творческого начала, самоактуализацию личности. Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объема разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, и, с другой — все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» ставится задача формирования у школьников патриотизма, гражданской ответственности и самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Программа «Ужель та самая Татьяна….» направлена на воспитание у молодёжи уважительного отношения к традициями и культуре русского народа, чувства принадлежности к своей великой стране, что отвечает социальному заказу государства, изложенному в таких документах, как Национальная доктрина образования, материалы Госсовета, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Педагогическая целесообразность
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Программа «Ужель та самая Татьяна» позволяет участникам примерить на себя не только костюмы, но и манеры, чувства, переживания той эпохи. Понятия женственности и мужественности теряют свою ценность для современного школьника. Привыкшие к джинсам девушки, переодеваясь в бальные платья, начинают ощущать себя героинями пушкинской эпохи: меняется походка, осанка, манеры. Когда участники видят себя и своих одноклассников в совсем новом для них ракурсе, происходит переоценка ценностей, появляются новые для них идеалы и модели поведения. Не модные сегодня в молодежной среде галантность, романтизм, утонченный язык, острый светский разговор неожиданно становятся актуальными.
По отношению к среднему школьному образованию, данная программа представляет собой способ интеграции дополнительного и основного образования, объединяющий следующие направления: русская литературная классика, эпистолярный жанр, фольклор, история моды и быта X IX века.
Адресность программы
Данная программа рассчитана на старшеклассников – девушек и юношей 15-17 лет, учащихся 10-11 классов образовательных учреждений Выборгского района. В первом этапе программы участвует весть класс полностью; во втором этапе (районном) - победительницы школьного этапа; остальной класс присутствует в зале в качестве группы поддержки.
За период реализации программы (3 года), в ней приняли участие более 500 школьников района.
Цель программы: содействие в воспитании у молодежи уважительного отношения к традициям и культуре русского народа, чувства сопереживания и принадлежности к своему народу, нации, семье на примере русской классической литературы.
Задачи:
Образовательные:
- создание условий для более глубокого осмысления литературного произведения школьной программы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
- формирование интереса к изучению культуры, традиций, обычаев светского общества XIX века
- формирование интереса к более глубокому изучению русского языка в разные исторические эпохи
Воспитательные:
- создание условий для формирования и коррекции социально значимых ценностей-качеств
- стимулирование социальной активности личности старшеклассников
- формирование коллективизма и сплочённости в процессе коллективной деятельности
Развивающие:
- создание условий для формирования положительной «Я-концепции»
- содействие раскрытию творческого потенциала
- создание условий для приобретения позитивной идентичности посредством формирования единой воспитательной среды
Новизна программы
Авторы программы ставят перед собой задачу не просто дать информацию, а создать участникам условия, при которых им самим приходится задумываться над такими понятиями как: мужественность и женственность, галантность и утонченность, по-новому осмысливать поступки литературных героев. Во время игры стирается граница между такими далекими, такими «литературными» идеалами, ценностями и современной повседневностью. Приходит понимание общечеловеческой морали, поведенческих моделей, актуальных во все времена.
Новая интересная форма игры - «Сценическая площадка», имеет большой потенциал, раскрывает не только актерские таланты, но и дает возможность побыть режиссером, освоить видео-съемку, попробовать себя в роли декоратора, костюмера, т. е. каждый участник имеет возможность реализовать свой потенциал, учитывая особенности психотипа личности.
Логика построения программы
Программа включает в себя три этапа: вводный, основной и заключительный.
Задачей вводного этапа является предварительный отбор претендентки на роль «Татьяны» для следующего этапа. Вводный этап проводится в форме ролевой игры «Сценическая площадка», где ребятам предлагают снять фильм о кастинге на роль Татьяны Лариной. Здесь у каждого своя роль: есть режиссеры, костюмеры, операторы, актеры и актрисы. Каждый участник получает задание, от выполнения которого зависит общий результат.
Основной этап - конкурсная программа «Ужель та самая Татьяна», собравшая лучших участниц первого этапа. Девушкам предстоят конкурсные испытания, пройти которые они должны при помощи своих партнёров и групп поддержки, находящихся в зале.
Заключительный этап:
По окончании конкурса проводится награждение победительниц по следующим номинациям:
- «Ужель та самая Татьяна»
- «Татьяна - русская душою»
- «Татьяна – милая Татьяна»
- «Современная Татьяна»
На память о программе вручается снятый на первом этапе и обработанный сотрудниками отдела СДД видеоролик с фильмом.
Проводится обмен мнениями участников и организаторов конкурса, анкетирование, фотографирование участников.
Ожидаемый результат
Авторы считают, что данная досуговая программа должна способствовать как повышению общего культурного уровня, так и росту интереса школьников к лучшим образцам классической литературы.
Методы отслеживания результативности
- Наблюдение за участниками программы
- Анкетирование
- Отзывы о программе участников и педагогов
- Видеофильм
Важным показателем результативности является массовый охват старшеклассников, полезность программы в глазах учителей литературы, классных руководителей и учащихся школ
Содержание программы
Этапы проведения досуговой программы
Самостоятельная работа участниц:
- Создание образа Татьяны Лариной с помощью прически, грима и костюма.
- Подготовка обряда святочных гаданий
- Разучивание «Сцены с няней» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Разучивание танцевальных па, реверансов для сцены бала
- Сочинение «Письма современной Татьяны».
Анкетирование
Анализ анкет
Сценарий ролевой игры «Сценическая площадка»
Подготовка к игре: Игра проводится в актовом зале,
- На стойках установлены 2 видеокамеры (одна снимает общий план, расположена на расстоянии 5-6 метров от сцены, вторая предназначена для съемок крупных планов, расположена на расстоянии 2-3м).
- Выделена отдельная зона звукооператора: стол с микшерным пультом, ноутбук с фонограммами(или иное проигрывающее устройство), микрофоны.
- Заранее подготовлена гримерка (или отдельное помещение, или отгороженное ширмой пространство, где участницы будут переодеваться), где развешаны костюмы для участниц, материалы для создания причесок, зеркала.
- Рядом со сценой (можно на сцене) разложен реквизит для оформления (стулья, скамейка, столик журнальный, стол, элементы декора, а также кнопки, скотч, булавки)
- Подготовлены папки с заданиями для участников игры, бейджики с разноцветными вкладышами)
Сценарий Ролевой игры.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас поиграть, почти как детстве. Только тогда вы играли в дочки-матери, жмурки, казаков-разбойников, а сегодня я предлагаю вам игру, которая называется «Сценическая площадка».Уже само название говорит, что мы с вами будем снимать кино. Но прежде, чем мы начнем нашу игру, давайте познакомимся. Меня зовут Венгурцева Марина Викторовна,и сегодня я буду играть роль режиссера. Разрешите представить вам нашего директора по труппе Акатова Артема Михайловича. И нашу ведущую актрису Лидию Петровну.
Директор: Позвольте, но мы еще не определились, какой фильм мы собираемся снимать.
Режиссер: Я решила обратиться к великому Александру Сергеевичу Пушкину и снять фильм "Ужель та самая Татьяна"
Директор: То есть вы хотите сказать, что прямо здесь и сейчас мы сможем из любой современной девушки сделать пушкинскую Татьяну? "Татьяна, милая Татьяна" (С иронией)
Актриса: А мне кажется, что и в современных девушках живет светлый образ пушкинской героини - "Татьяны милый идеал".
Режиссер: Не будем спорить, я предлагаю всем девушкам в зале представить себя эдакими современными Татьянами и попробовать повторить один из поступков Татьяны, а именно написать письмо возлюбленному.
Директор: Но только, пожалуйста, современными методами - обыкновенной смской.
Актриса: И помните, что краткость - сестра таланта. На задание вам 2минуты.
Режиссер: А пока девушки заняты, предлагаю познакомиться с нашими юношами.(Раздаются участникам -юношам бейджики, 4 зеленых( актреры), 2 красных(декораторы), 2 фиолетовых(ассистент режиссера), 2 синих (операторы)). Пожалуйста, напишите на бейджиках свои имена.
Директор: А вы обратили внимание, что бейджики разноцветные? Юноши, которым достался зеленый, я вас поздравляю - вы актеры и поступаете в мое распоряжение - вот вам задание.
Режиссер: Фиолетовые бейджики достались - ассистентам режиссера, красные - художникам декораторам, синие - операторам. Получите ваши задания.
Актриса: Милые девушки, время, отправляйте свои sms-ки на номер......................................нашего ассистента режиссера.
Режиссер: Я попрошу .................... зачитать послания девушек.
Голосуем за лучшую sms- ку. Первое место - представьтесь, пожалуйста, ваш бейджик, второе - ............, третье..............., четвертое...........
Актриса: Поздравляю вас - вы актрисы. И давайте попробуем создать образ Татьяны Лариной (раздает задания)
Директор: Продолжим нашу игру. И вот ваши роли: желтые бейджики - наши костюмеры, красные - художники оформители, фиолетовые ассистенты режиссера, синие - операторы, или ассистенты операторов.
Звучит музыка «Увертюра к опере Евгений Онегин».
Режиссер: Внимание! Это прозвучал сигнал начала нашей игры! И пусть эта музыка перенесет нас в 18 век, век великого Пушкина. Сегодня нам предстоит провести своеобразный кастинг актрис на роль Татьяны Лариной. И назовем мы его «Ужель та самая Татьяна».
Звучит повторно музыкальная заставка.
Режиссер: Начинаем подготовку к первой сцене. Всем участникам занять свои рабочие места!
Участники игры действуют согласно карте игры. Каждому участнику раздается папка с заданием и картой игры, в которой указано, его участие в той или иной сцене.
Актрисы и костюмеры отправляются в гримерку вместе с ведущей актрисой, которая помогает им переодеться, отвечает на все вопросы.
Актеры вместе с директором труппы знакомятся со сценарием первой сцены, репетируют текст и разводку на сцене, знакомятся с правилами этикета.
Художники, согласно предложенным эскизам занимаются оформлением сцены.
Операторы знакомятся с камерой ,заданием, сценарием.
Ассистенты режиссера знакомятся со сценарием. Следят за оформлением сцены, подготовкой участниц.
Режиссер: Уважаемые зрители! Вам досталась самая, пожалуй, главная роль в нашей игре - роль художественного совета, которому предстоит утвердить актрису на роль Татьяны Лариной. Получите, пожалуйста, протоколы.Ознакомьтесь. Обратите внимание, что в каждой сцене указан основной критерий, по которому мне бы, как режиссеру кастинга, хотелось, чтобы вы оценили действия каждой актрисы.
Сцена 1. Представление участниц. «Скажи, которая Татьяна»
Режиссер: Внимание! Репетиция первой сцены.
Проводится репетиция первой сцены. На сцене помогают директор труппы и ведущая актриса. Репетируют реверансы, проходки. Режиссер следит за работой операторов, дает задания ассистентам.
Режиссер: Приготовиться к съемке. Полная тишина.
Оператор (камера общего плана): Мотор!
Ассистент режиссера: Сцена первая дубль первый! « Скажи, которая Татьяна»
Звучит музыка. «Полонез из оперы Евгений Онегин».
Артисты:
-Скажи, которая Татьяна?
- Да та, которая грустна и молчалива как Светлана,
Вошла и села у окна…
- Неужто ты влюблен в меньшую?
- А что?
- Я выбрал бы другую…
На сцену выходят пары, при встрече пар поклон. Выходят на аванссцену.
Режиссер: Спасибо всем. Снято.
Сцена 2. Сцена на балу.
Режиссер: Артисты остаются на своих местах. Репетируем вторую сцену. «На балу». Кто из вас умеет танцевать вальс? Не беда. Сейчас мы с вами разучим простейшее движение и попробуем снять эту сцену.
В вальсе есть два простых правила: первое – это счет: раз, два, три. На раз – делаем шаг, на два-три переступаем с ноги на ногу на месте. И второе: правая нога всегда вперед, а левая назад. Тогда есть шансы, что вы не отдавите ноги партнеру. Попробуем. Снимаем сцену так. Партнер подходит к Татьяне. Приглашает ее, Татьяна принимает приглашение – реверанс. И пара начинает танцевать. Партнер следующей пары начинает приглашения, когда первая пара сделала первые четыре движения ( шаг вперед – шаг назад считается одним движением), и так далее по кругу слева на право. Оператор на втором движении переводит камеру на следующую пару, но никто не останавливается до конца съемки.
Репетируем вторую сцену.
На сцене директор труппы и ведущая актриса помогают участникам. Режиссер следит за репетицией, дает указания операторам, ассистентам режиссера. Костюмеры, художники подправляют костюмы, декорации.
Режиссер: Приготовиться к съемке. Полная тишина.
Оператор (камера общего плана): Мотор!
Ассистент режиссера: Сцена вторая дубль первый! « На балу»
Звучит музыка. «Полонез из оперы Евгений Онегин».
Режиссер: Сцена снята всем спасибо. Не расходиться начинаем подготовку следующей сцены.
Сцена 3. Сцена из «Евгения Онегина».
Режиссер: Подготовиться к третьей сцене. Художники, пожалуйста, займитесь оформлением сцены.
Художники согласно эскизам оформляют сцену, актеры вместе с директором труппы, актрисы с ведущей актрисой, операторы знакомятся со сценарием. Ассистенты помогают художникам и операторам.
Режиссер: Внимание!Репетиция сцены из «Евгения Онегина».Сцена "Письмо Татьяны"
Выходит няня, напевает " Колыбельную"
1 Татьяна: "Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне".
Няня: Что, Таня, что с тобой?
1 Татьяна: "Мне скучно,
Поговорим о старине".
Няня: О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне темно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло...
1 Татьяна: "Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?"
Няня: И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
2 Татьяна: Да как же ты венчалась, няня?"
Няня: Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую...
Да ты не слушаешь меня... -
2 Татьяна: Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..
Няня: Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь...
3 Татьяна: Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена.
Няня: Дитя мое, господь с тобою!
актер: И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.
3 Татьяна : Я влюблена
актер: шептала снова
Старушке с горестью она.
Няня: Сердечный друг, ты нездорова.
4 Татьяна : Оставь меня: я влюблена.
актер: И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы,
И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну...
Вдруг мысль в уме ее родилась...
4 Татьяна : Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости.
1 Татьяна
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
2 актриса
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
3 актриса
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
4 актриса
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Репетиция проводится на сцене только диалога с няней.
Режиссер: Приготовиться к съемке. Полная тишина.
Оператор (камера общего плана): Мотор!
Ассистент режиссера: Сцена третья. Дубль первый. «Письмо Татьяны».
Сцена снята. Всем спасибо!
Сцена 4. «Татьяна русская душой».
Режиссер: Внимание! Начинаем подготовку к четвертой сцене. Всем участникам предлагается действовать согласно должностным инструкциям. (художники готовят реквизит, переоформляют сцену, костюмеры помогают переодеться актрисам, актеры читают текст стихотворения «Татьяна русскою душой», ассистенты знакомятся со сценарием)
Режиссер: А, вам, дорогие зрители, придется помочь нашим участницам почувствовать , как говорится русский дух сцены "Татьяна - русская душой". Для этого мы с вами будем петь. Помните песню "Во поле береза стояла"? Молодые люди, вам предстоит петь аккомпанемент - тумба, тумба (показывает), а девушкам - вести мелодию. (Показывает) Давайте попробуем...
Режиссер: Репетиция четвертой сцены.
(репетируется только выход участниц)
Режиссер: Приготовиться к съемке. Полная тишина.
Оператор (камера общего плана): Мотор!
Ассистент режиссера: Сцена четвертая, дубль первый "Татьяна русская душой
Актер 1: Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
Актер 2: На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Актер 3: Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
Актер 4: И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
(выход девушек на сцену под "музыкальное" сопровождение зала)
Няня: " Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги кидали..." На Руси гадание было любимым занятие молодых девиц. Вот и вам, мои милые Татьяны, я предлагаю погадать. Каждая из вас выберет предмет с моего подноса. При его помощи мы с вами, мои милые, и погадаем.
(Няня проводит гадания с участницами)
Режиссер: Сцена снята. Всем спасибо! Попрошу всех участников игры занять свои рабочие места и действовать согласно должностным инструкциям.
Актрисы переодеваются им помогают костюмеры, собирают костюмы, художники снимают декорации. Ассистенты собирают протоколы художественного совета и подсчитывают голоса, операторы просматривают заснятый материал.
Звучит музыка. «Увертюра к опере «Евгений Онегин».
Режиссер: Вот и прозвучал сигнал окончания нашей игры. И мы прощаемся с Пушкинской эпохой. Хочется подвести некоторые итоги нашего с вами действа. Мне кажется, нам удалось снять неплохой фильм с рабочим названием «Ужель та самая Татьяна», и думаю, он станет прекрасным подарком нашим участницам.
Ведущая актриса: А главное, чего удалось достичь - это создать атмосферу и почувствовать настроение героев гениального пушкинского произведения. На память об этом мне хочется вручить эти памятные «Похвальные листы» всем участникам игры.
Директор труппы: Приглашаю всех актрис, исполняющих роль Татьяны, на сцену.
Режиссер: И самый торжественный момент! Решением художественного совета актриса ......................................................................утверждается на роль Татьяны. И мы приглашаем ее принять участие в районной конкурсной игре "Ужель та самая Татьяна". (Вручается "Похвальный лист")
Ведущая актриса: А мне кажется, что всем участницам нашей игры удалось в той или иной степени воссоздать образ пушкинской героини.
Директор труппы: И на память о нашей игре вам вручаются эти похвальные листы.
Режиссер: Спасибо всем за игру! До свидания!
Сценарий конкурсной программы «Ужель та самая Татьяна»
Ведущий 1. Уважаемая публика! Почетные многоуважаемые гости нашего собрания! Дамы! Господа! Позвольте засвидетельствовать вам свое почтение и предоставить вашему вниманию в некотором роде театрализованное представление, посвященное тем, кому предназначены эти строки:
Все ради них – дуэли и пиры! Стихи и песни! Оды и сонеты!
От их тепла вращаются планеты, и в млечный путь уходят корабли!
Конечно эти слова о вас милые, очаровательные наши именинницы.!
Ведущий 2. Мой коллега не оговорился, так уж исстари повелось, что именно в Татьянин день все барышни России празднуют свои именины, не зависимо от их имен, данных им при рождении и крещении, потому что этот день является как бы своеобразным женским праздником, только для юных представительниц женского рода. Поэтому не случайно и нами выбран этот день для того, чтобы еще и еще раз воспеть бесконечно прекрасный идеал Русской красоты, который воплощен в образе Татьяны Лариной из романа Евгений Онегин А.С. Пушкина. Натали, друг мой, сыграйте нам, что ни будь эдакое, для создания атмосферы Пушкинского времени ( спускается к роялю)
- Ну я не знаю, может быть Чайковского?
Ведущий 1.Сделайте милость ( игра на рояле)
Ведущий 1.Благодарю (целует руку).
Ведущий 2. Да, согласен, очень красиво, но однако, коллега, все течет и все меняется. А как же наши сегодняшние героини из популярных сериалов – Таьяна Разбежкина, Татьяна Баринова., они ведь тоже претендуют на идеал, ну пусть несколько иной – более прагматичный что ли , ну так сегодня на дворе 21 век.
Ведущий 1. Идеал русской красоты и прагматичность? У меня как то эти два понятия не стыкуются, впрочем, не стану спорить, коллега, давайте предоставим судить , каким должен быть идеал женской красоты нашему многоуважаемому зрителю. Дамы и господа, сегодня вы будете нашими присяжными заседателями, и мы надеемся на ваш справедливый, но доброжелательный суд. Нашими помощниками вам розданы разноцветные карточки, по которым вы будете отдавать предпочтение… Впрочем, сначала мы расскажем вам о предметах, которые в течение всего нашего действия будут нас всех занимать.
Ведущий 2.Через несколько минут сюда, на сцену мы пригласим четверых очаровательных, юных созданий, которым предстоит пройти ряд испытаний, в каждом из которых мы должны будем узнать знакомые «Татьяны милые черты». Каждая участница выбрала свой цвет карточки, по которым, при подведении итогов, вам предстоит проголосовать за ту участницу, которая наиболее подходит к предложенной номинации. Номинаций у настолько же, сколько и участниц – четыре.
Ведущий 1. 1 номинация называется «Ужель та самая Татьяна»
2 – «Татьяна - русская душою»
3 – «Татьяна – милая Татьяна»
4 – «Современная Татьяна»
Номинации в свою очередь соответствуют названиям испытаний.
Позвольте представить вам представителей счетной комиссии:
Ведущий 1. И так, мы открываем первую страничку нашего представления, под названием « Ужель та самая, Татьяна», и открывает артист_______________________________В его исполнении прозвучит романс «Я вас любил»
Ведущий 2. «Итак, она звалась Татьяной»
Ведущие зажигают свечи на фортепиано и уходят со сцены, свет приглушен . На сцене звучит фортепианная музыка _________________________________________________. Исполнитель уходит.
1 конкурс. «Итак, она звалась Татьяной»
Под звуки полонеза участницы выходят на сцену: проходят круг и останавливаются, выстроившись полукругом. Начинается представление участниц. Представление участниц проводятся в форме светского разговора, участники разыгрывают светский бал . Пары по очереди подходят к микрофонам, как бы прогуливаясь, приглушенно звучит музыка.
1 диалог
- Позвольте вам представить моего друга. Евгений Онегин. (отходит)
- Татьяна. Ларина.
- Ужель та самая Татьяна?
- Сегодня да, та самая.
- И чем, позвольте спросить, вас так привлек этот милый образ? И что же общего у вас с Пушкинской Татьяной.
- Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо. Мне это так близко и так понятно.
- Вы любите читать? И кто же Ваш любимый автор?...(отходят в глубину сцены)
2 диалог.
- Позвольте, господа, представить вам Татьяну Ларину.(реверанс) Татьяна, милая Татьяна… Но позвольте узнать почему именно она?
- Все очень просто, мы с ней, по-моему, похожи
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей
- Воистину, женская душа – загадка.
3 диалог.
- Александр Пушкин.
- Татьяна Ларина.
- « Я так люблю, Татьяну милую мою». Не уж то Вы, как и героиня моего романа…
- Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
4 диалог.
- Скажи: которая Татьяна?"
- Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана…
.- Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Музыка звучит громче. Небольшая немая сцена. Выходят ведущие.
Ведущий 1.Это просто невероятно. Какое преображение!
Ведущий 2.Да, нашим участницам удалось создать атмосферу пушкинского времени. И мне хотелось бы еще раз представить наших Татьян.
Ведущий 1.Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Ведущий 2. Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ведущий 1. А разве современные девушки не грешат этим? Посмотрите, сколько появилось разных гадалок, предсказателей и астрологов.
Ведущий 2: Вот и наш следующий конкурс мы назвали «Татьяна – русская душою».
А пока наши участницы готовятся, приглашаю на сцену
Перед 2 конкурсом
Анна кубарева – две песни
КОНКУРС 2
«Татьяна – русская душою»
Под русскую мелодию участницы в русских сарафанах выходят на сцену, держась за руки, водят хоровод( девушки сами выносят атрибуты гадания и в хороводе раскладывают их на столе, или еще где нибудь)). Останавливаются полукругом на сцене. Каждой из участниц предлагается рассказать о каком–либо святочном гадании, принятом на Руси. На сцену выносятся ( валенок, свечи, зеркало, веник, колечко, стакан с водой и т. д.)
Ведущий 1. На этом подносе лежат предметы, которые наши прабабушки использовали для гадания. Ваша задача взять необходимые вам вещи и продемонстрировать, как они это делали.
Ведущий 2: Поблагодарим девушек за интересный и поучительный рассказ.
Ведущий 1: Меня всегда удивляла смелость, с которой Татьяна Ларина первой призналась в любви, ведь даже и нам современным девушкам, в нашем стремительном веке это сделать не просто. Хотя у нас есть под рукой и Интернет, и мобильный телефон…
Ведущий 2: . Только Татьяна могла первой признаться Онегину в любви. Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать ему. Какие душевные муки пережила она, прежде чем послала письмо Евгению! Это письмо проникнуто “умом и волею живой”, “и сердцем пламенным и нежным”.
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Многие девушки повторяли про себя эти строки. Безответная любовь. Через нее, наверное,
прошли все.
Ведущий 1: Мы предложили нашим участницам домашнее задание. Написать письмо современной Татьяны. Причем использовать можно любые формы.
Ведущий 2: А пока девушки готовятся, я приглашаю на сцену наших гостей_______
КОНКУРС 3
« Письмо современной Татьяны»
Участницам предлагается домашнее задание: «сочинить письмо современной Татьяны».
Можно использовать любые формы ( стихотворение, сценка, письмо, песня)
Каждая из участниц, по очереди демонстрирует свое домашнее задание)На сцене находится одна участница. Ведущий за сценой объявляет каждую участницу.
…
Ведущий 2: Спасибо Пушкину за Татьяну, его “милый идеал”, над которым не властно время. Это вечный образ, потому что вечно будут цениться в женщине целомудренная чистота, искренность и глубина чувств, готовность к самопожертвованию, высокое душевное благородство. И не важно, как выглядят современные Татьяны.
Ведущий 1: Пожалуй, вы правы. И очень многое нас, современных девушек объединяет с Татьяной Лариной. Хотя, конечно, внешне трудно сравнить… И одежда не та, и прически …Да, честно говоря, и русский язык иногда просто трудно узнать…А интересно, как справятся наши Татьяны со следующим заданием. Мне кажется - это самый трудный конкурс. В нем нашим девушкам предстоит разыграть сцены из «Евгения Онегина».
Ведущий 2: А пока участницы готовятся, я приглашаю на сцену наших гостей:
Артист _______________ в его исполнении прозвучит романс «Средь шумного бала»
Анна Кубарева - романс__________________________________
Спасибо, а сейчас дамы и господа, предлагаем вам принять участие в нашей викторине на знание романа «Евгений Онегин».
Проводится викторина со зрителями.
- Как правильно произносится двустишье из романа «Евгений Онегин», .»Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей, или Чем легче женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей»? (1 вариант)
- Что побудило Ленского на дуэль? (флирт Онегина с Ольгой)
- За что Онегин был так зол на Ленского, что захотел ему отомстить, флиртуя с Ольгой? (Ленский обещал, что на дне рождении Татьяны не будет гостей стр. 83 ).
- Как звали мать Татьяны ( - Княжна, мой ангел! – «Пашенька» - Алина! –
- Кто б мог подумать? Как давно!
Надолго ль? Милая! Кузина!
Садись – как это мудрено!
5.Сколько лет Онегину? (26)
Как звали отца Татьяны Лариной? (Дмитрий)
И там, де прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.
Как звали няню Татьяны ( Уж ей Филипьевна седая приносит на подносе чай.)
Сколько лет было няне Татьяны, когда ее выдали замуж? Ответ на этот вопрос вы услышите из следующего испытания, данного нашим очаровательным участницам – театрального….
КОНКУРС 4 «Ужель та самая Татьяна»
Это конкурс – домашнее задание
Участницам предлагается на выбор подготовить сцену из «Евгения Онегина»
Проводится конкурс так: Каждая участница по очереди (в зависимости от последовательности сцен в романе.) предлагает на суд жюри свое видение сцены из «Евгения Онегина».
Звучит вальс. Выходят ведущие.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
Ведущий 2: Вы хотите сказать, что настало время бала, и пора объявить наш последний конкурс: « На балу». Мы предлагаем нашим участницам станцевать Вальс.
КОНКУРС 5 «На балу»
Звучит вальс и участницам по очереди предлагается пройти 2-3 круга вальса. Молодые люди приглашают по очереди каждую из участниц.
Ведущий 2. ...я так люблю
Татьяну милую мою!..
За то... что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте.
За то... что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Заключительный этап программы.
Награждение участниц проводится по следующим номинациям:
- «Ужель та самая Татьяна»
- «Татьяна - русская душою»
- «Татьяна – милая Татьяна»
- «Современная Татьяна»
Для награждения участниц разработаны авторские грамоты (см. приложение 1)
В ходе реализации ролевой игры «Сценическая площадка» – ребята снимают видеофильм. После обработки видеоматериалов сотрудниками отдела СДД, создается видеоролик с фильмом (см.приложение 2). Диск вручается на заключительном этапе. Также видеоролик выставляется в группе СДД в социальной сети «VKONTAKTE», там же проходит обсуждение и программ и самого фильма.
Обмен мнениями участников и организаторов конкурса проводится после всех игр в неформальной обстановке, проводится анкетирование, фотографирование участников.
По итогам программы пишутся статьи, в СМИ как педагогам, и так и самими участницами (см. приложение 3)
Методическое сопровождение программы
Методологическая база:
В основу досуговой программы положены следующие концепции:
- Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. «Воспитание петербуржца ХХ1 века» (утверждена приказом Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга №1014 от 26.06.03)
- Концепция личностно-ориентированного подхода в развитии личности ребенка в процессе обучения (Макаренко, Идрисов, Газман, Обутова)
- игровая концепция культуры Йохана Хейзинги
- концепции о потенциале игровых методик в молодежной среде (Б.В. Куприянов, О.С. Газман, Л.Д. Бондарь)
- с точки зрения социально-культурного подхода, средство распространения, освоения и сохранения ценностей культуры, реализации познавательных, рекреативных, эстетических потребностей человека (Ариарский М.А.)
Методическое обеспечение
Виды деятельности | Форма организации | Дидактическое обеспечение | Методы | Формы подведения итогов. Способы диагностики результативности |
Теоретическая | Ролевая игра | Погружение (изучение и моделирование) фольклорно-этнографического наследия, эпистолярного жанра, истории моды и быта 19 века. Антураж (костюмы, причёски, реквизит и пр.), соответствующий эпохе. | Словесный метод, игровой метод, метод обсуждения, | Педагогическое наблюдения Анкетирование |
Самостоятельная домашняя подготовка участниц | Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности | Педагогическое наблюдение | ||
Практическая | Самостоятельная домашняя подготовка участниц | - Создание образа Татьяны Лариной с помощью прически, грима и костюма. - Подготовка обряда святочных гаданий - Разучивание «Сцены с няней» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - Разучивание танцевальных па, реверансов для сцены бала -Сочинение «Письма современной Татьяны». | Приемы организации самостоятельной практической деятельности. Создание, проигрывание и анализ ситуаций, метод погружения. | Педагогическое наблюдение |
Ролевая игра | Папки с заданиями, сценарий, инструкции | Приемы организации самостоятельной практической деятельности. Создание, проигрывание и анализ ситуаций. Метод погружения, метод демонстрации | Педагогическое наблюдение. Участвующее наблюдение. | |
Конкурсная программа | Декорации и костюмы, как иллюстрация к пушкинской эпохе. Вопросы к историко-литературной викторине по роману «Евгений Онегин» | Приемы организации самостоятельной практической деятельности. Создание, проигрывание и анализ ситуаций. Метод погружения, метод демонстрации | Педагогическое наблюдение. Сравнительная оценка по 10-ти бальной шкале. | |
Аналитическая | Опрос | Анкетирование | Психолого-педагогическая экспертиза | |
Создание видеофильма по итогам ролевой игры | Памятный подарок участникам, авторский дидактический продукт - видео-пособие по программе. | Обсуждение, анализ. Просмотр фильма — событие, эмоциональное переживание |
Материально-техническое обеспечение программы:
- Звуковая аппаратура: микшерный пульт, колонки, ноутбук;
- Микрофоны-гарнитуры — 6 шт;
- видеокамера — 2 шт;
- фотокамера.
Реквизит:
- Костюмы: платья бальные — 4 шт;
- кринолины — 4 шт;
- русские народные костюмы — 4 шт;
- костюм для няни (сарафан, блузка, шаль)
- Папки с заданиями для участников — 25 шт;
- Бейджи с цветными вставками — 25шт;
- Свеча, стакан с водой, валенок, платок (для сцены «Татьяна, русская душою»)
- Оформление сцены:
- для создания «комнаты Татьяны» (сцена «Письмо Татьяны»)
- для создания «бальной залы» (сцена «На балу»)
- столик с реквизитом для гадания (сцена «Татьяна, русская душою»)
Кадровое обеспечение программы (сотрудники ДДТ):
- Педагоги-организаторы
- Группа методического сопровождения
- Педагог-психолог
- Члены жюри
Результаты программы и её эффективность
В ходе обработки и анализа результатов анкетирования были сделаны выводы и заключения, которые позволяют говорить о высокой результативности программы:
- «Ужель та самая Татьяна» проходит в оригинальной форме «Сценическая площадка», которая понравилась всем ребятам (100%),
- по признаниям большей части участников (68,4%) организаторам удалось создать атмосферу пушкинской эпохи.
- В результате игры перечитать роман «Евгений Онегин» захотели чуть менее половины анкетируемых (42,1%).
То есть данная, очень красивая и яркая досуговая программа способствует как повышению общего культурного уровня, так и росту интереса школьников к лучшим образцам классической литературы.
Список литературы
- Пушкин А.С. «Евгений Онегин» М.: «Аркти», 2005
- Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа "Прогресс",1992. 464 с.
- Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И.. Организация и методика проведения игр с подростками - М.: Владос, 2001. - 216 с.
- Бондарь Л.Д. Игра в процессе обучения. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.265-273
- Газман О.С. "Неклассическое воспитание", Москва, 2002 г., в свободном доступе в библиотеке ( http://www.altruism.ru/)
- Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжет романа. Онегин и Татьяна: герой и героиня. Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне
Урок является интегрированным: применены межпредметные связи с музыкой. Активно используются ИКТ....
Татьяна - любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны.
Конспект урока литературы...
Ю. Скворцовăн «Ултăк» тата К. Паустовскин «Зарубки на сердце» калавĕсенчи ашшĕ-амăшĕ тата ачисем
На уроке сравнивается произведение чувашского писателя Ю. Скворцова "Ултак" с произведением русского писателя К. Паустовского "Зарубки на сердце". Применяются разные методы и приемы обучения. Например...
"Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"
Презентация к уроку " Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга." содержит мини тест по пройденному материалу, а также материал для анализа образов Татьяны и Ольги....
конспект урока по литературе "Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал А.С. Пушкина"
Конспект по роману в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина...
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль...
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга....