Профилактическая программа "Я выхожу в жизнь".
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) по теме
Программа «Я выхожу в жизнь» создана с учетом возрастных особенностей среднего подросткового возраста и направлена на всестороннее развитие личности и сохранение психологического здоровья подростков 5 – 8-х классов через удовлетворение естественной потребности в общении, развитии, самореализации, повышении интеллектуального уровня.
Целью программы является профилактика девиантного поведения путем поддержки в полноценной социализации и реализации личностных возможностей подростков среднего звена.
В программе предложен теоретический, методический и практический материал по проведению тренингов, направленных на развитие навыков коммуникативного общения, формирование толерантного сознания, профилактику асоциального и суицидального поведения среди подростков среднего школьного возраста,
Цели и задачи тренингов отрабатываются на разнообразном социально - опытном материале тех сфер, в которых участвует любой человек практически на протяжении всей своей сознательной жизни. В программе используются интерактивные методы обучения как наиболее эффективные методы профилактической работы с обучающимися, представлены результаты практической реализации.
Основной концептуальной идеей программы является комплексный подход к формированию личности подростка, способной реализовать себя в различных социально-экономических условиях.
Программа рекомендована классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, занимающимся вопросами развития личности обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
1 микрорайон дом 50, 2 микрорайон дом 7. 628195 г.п.Талинка, Октябрьский район, ХМАО-Югра,
Тюменской обл. тел. (34672) 4-99-15, факс (34672) 4-95-63
e-mail: Talinsch@oktregion.ru,, сайт школы: http://okttalsch7.86.i-schools.ru
Профилактическая психолого-педагогическая программа
профилактики отклоняющегося поведения
«Я выхожу в жизнь»
Автор:
Дубасова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог МКОУ «СОШ №7»
г. п. Талинка Октябрьского района
Ханты-Мансийского автономного округа- Югра Тюменской области
2018г
Аннотация
Программа «Я выхожу в жизнь» создана с учетом возрастных особенностей детей среднего подросткового возраста и направлена на всестороннее развитие личности и сохранение психологического здоровья подростков 5 – 8-х классов через удовлетворение естественной потребности в общении, развитии, самореализации, повышении интеллектуального уровня.
Целью программы является профилактика девиантного поведения путем поддержки в полноценной социализации и реализации личностных возможностей подростков среднего звена.
В программе предложен теоретический, методический и практический материал по проведению тренингов, направленных на развитие навыков коммуникативного общения, формирование толерантного сознания, профилактику асоциального и суицидального поведения среди подростков среднего школьного возраста,
Цели и задачи тренингов отрабатываются на разнообразном социально - опытном материале тех сфер, в которых участвует любой человек практически на протяжении всей своей сознательной жизни. В программе используются интерактивные методы обучения как наиболее эффективные методы профилактической работы с обучающимися, представлены результаты практической реализации.
Основной концептуальной идеей программы является комплексный подход к формированию личности подростка, способной реализовать себя в различных социально-экономических условиях.
Программа рекомендована классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, занимающимся вопросами развития личности обучающихся.
Содержание
Пояснительная записка 4
Паспорт программы 7
Нормативная база для разработки программы 8
Описание вида программы 8
Континент участников программы 9
Цели и основные задачи программы 11
Концептуальные основы программы 11
Научные, методологические и методические основания программы 12
Обоснование необходимости реализации данной программы 13
Структура и содержание программы 14
Описание используемых методик, технологий, инструментария 18
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе 21
Гарантии прав участников программы 21
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы 21
Ресурсы для реализации программы 23
Сроки и этапы реализации программы 24
Результаты реализации программы 24
Контроль за реализацией программы 25
Критерии оценки достижения результатов 26
Сведения об апробации программы 26
Заключение 29
Литература 30
Пояснительная записка
Все большее распространение в детской, особенно в подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Сегодня мы, взрослые, понимаем, что жить в современном обществе - нелегкое дело. И необходимо учить наших детей, что, имея свои потребности, нужно признавать и учитывать потребности других, имея права, признавать и учитывать права других, понимать язык другого, уметь приходить к согласию, и кооперироваться для достижения общих целей. В профилактической психолого-педагогической программе развитие личности подростов «Я выхожу в жизнь» в форме социально-психологического тренинга предложен теоретический, методический и практический материал по формированию здорового образа жизни, профилактике девиантного поведения подростков.
Целью программы является оказание подростку поддержки и помощи в полноценной социализации и реализации личностных возможностей, моделирование новых форм поведения в специально создаваемой воспитательной среде, в результате чего создается позитивное отношение к самому себе и окружающему миру.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- создать условия для включенности подростка в позитивные социальные отношения;
- ознакомить подростков с системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия;
- сформировать личную и социальную компетентность учащихся;
- научить подростков моделировать новые формы поведения;
- предоставить подростку возможность самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- вовлечь учащихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам и способностям;
- сформировать навыки здорового образа жизни;
- способствовать воспитанию гражданских качеств и толерантности сознания через организацию социально значимой деятельности;
- повысить психологическую культуру подростков, педагогов, родителей;
- развить навыки рефлексии.
Цели и задачи тренинга отрабатываются на разнообразном социально - опытном материале тех сфер, в которых участвует любой человек практически на протяжении всей своей сознательной жизни.
Главный метод работы - социально-психологический тренинг, направленный на внедрение в практику работы интерактивного обучения как максимального использования учебных ситуаций в создании «поля общения» для подростков. Социально-психологический тренинг - это форма специально организованного общения, воздействие которого основано на интерактивных методах групповой работы. Используемые в тренинге интерактивные методы обучения способствуют, прежде всего, формированию образа человека, достойного уважения со стороны окружающих и самоуважения, умеющего терпимо относиться к присутствию разных людей. Это достигается умением понять через внешние действия подростка его внутренний мир, его психологические особенности, которые отражаются в поведении. Интерактивные методы обучения в виде игровых упражнений и диагностических тестов как модели открытого обсуждения развивают в подростках умение спорить, дискутировать, приходить к единому мнению. Подобранные занятия позволяют им самим решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из искусственно создаваемой ситуации в реальную, жизненную; позволяют «сжимать» время, являются психологически привлекательными и комфортными для подростков, дают возможность обучать культуре поведения, приобретать опыт конструктивного взаимодействия и сотрудничества в многонациональном обществе, осознавать собственные установки в формировании толерантных установок. Упражнения на восприятие и взаимопонимание помогают учащимся не только узнать что-то новое об окружающих людях, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. В ходе выполнения практических работ подростки учатся принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими бы они хотели их видеть, вырабатывают умение принимать себя и других.
В программе учтены основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования личности подростков. Тренинг позволяет подросткам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. В ходе тренинга у большинства участников происходит смена внутренних установок, пополняются их психологические знания, и появляется определенный опыт толерантного отношения к себе, окружающим людям. Участники тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более терпимыми и компетентными в сфере общения.
Методы изучения личности разделяются на констатирующие, позволяющие собрать необходимую информацию о личности ребенка и его окружении, и формирующие, определяющие уровень податливости подростка воспитательному влиянию.
Воспитательная работа в школе включает в себя не только воспитание ребенка, но и тесное сотрудничество с семьей. Отмечено, что поведение подростков-правонарушителей чаще всего является проявлением недостатков семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность могут принимать устойчивый характер, что, при неблагоприятных стечениях обстоятельств, может приводить к суицидальным случаям.
В этой связи формирование здорового образа жизни и предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.
Основными принципами работы с подростками 5 - 8 классов как наиболее уязвимыми в современной социально-экономической обстановке являются:
- принцип постепенности: каждое последующее занятие связано с предыдущим, благодаря чему подросток постепенно углубляется в процесс самопознания;
- принцип долговременности, когда ход социального развития подростков на предыдущем этапе тренингов обусловливает последующий;
- принцип преемственности, обеспечивающий непрерывность развития адаптации и социализации в течение четырех лет, что позволяет исследовать подростковые личностные особенности в динамике, а также организовывать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков, начиная со среднего звена.
«Сквозной» мониторинг развития личности подростков дает возможность прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении и воспитании на протяжении всего периода пребывания ребенка в школе.
К основным подходам формирования сопровождения подростков относятся системно - деятельностный подход, предполагающий организацию консультационной деятельности службы сопровождения школы с педагогами, учащимися и родителями, и личностно-ориентированный, связанный с мониторинговой деятельностью, диагностикой личностных особенностей подростков, составлением психологических портретов, выявлением тенденций их изменений.
Необходимость реализации данной программы связана с актуальностью формирования здорового образа жизни подростков, профилактикой отклонений в поведении подростков и суицида, увеличением числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, ростом числа детей, остающихся без надзора родителей, и числа несовершеннолетних, убегающих из дома, подвергающихся насилию.
Компетентность в сфере общения согласно Федеральным государственным стандартам становится одной из главных составляющих в жизни любого человека, а в особенности - подростков. Изменившиеся условия жизни подростка заставляют его отказываться от многих привычек, ломают его сформированные ранее стереотипы, которые совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному подростку очень трудно решать возникающие проблемы без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что он боится обратиться за помощью к своим близким, знакомым, окружающим людям, так как просто не умеет общаться или боится широкого общения.
Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий подросток чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется доверием группы и не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. Ребенок может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать навыки толерантного взаимодействия с другими, находить и отрабатывать способы конструктивного решения проблем, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личную защищенность. С этой точки зрения тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе.
Реализация данной программы способствует:
- решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией подростков;
- умению делать правильный выбор в различных ситуациях для включенности подростка в позитивные социальные отношения;
- умению пользоваться своими правами и обязанностями;
- владению системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- воспитанию толерантности.
Программа носит долговременный характер; рассчитана на реализацию в течение 4-х лет.
Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы становится:
- формирование у подростков общечеловеческих ценностей и нравственных качеств;
- обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
- уменьшение факторов риска, приводящих к осложненному поведению, правонарушениям в подростковой среде;
- формирование навыков уверенного поведения и противостояния давлению внешней среды;
- возросший интерес к совместному времяпровождению родителей и ребенка;
- создание демократичного пространства, учитывающего возможности и потребности каждого участника образовательного процесса и формирующее механизмы личностной и гражданской зрелости, профессионального самоопределения обучающихся;
- формирования навыков здорового образа жизни.
Гарантия прав всех участников программы обеспечивается соблюдением этических принципов, призванных обеспечить решение профессиональных задач.
Программа «Я выхожу в жизнь» рецензирована в Академии психологии, предпринимательства и менеджмента, г. Санкт-Петербург и успешно прошла апробацию на базе муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» г.п. Талинка Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа, где и реализуется с марта 2008 года. Проект Программы был представлен в 2008г на Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Психология развития и адаптации в номинации «Профилактическая психолого-педагогическая программа» и получила Диплом III степени. По окончании запланированного срока реализации Программы в июне 2011г было отмечено положительное влияние занятий в форме социально-психологического тренинга на рост показателей психоэмоциональной адаптации и социализации, учебной мотивации, снижение уровня тревожности. По результатам реализации в 2011г программа была представлена на III Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», на котором получила грамоту Лауреата Всероссийского конкурса, вошла в Сборник программ победителей Всероссийского конкурс, получила Свидетельство «Рекомендовано Федерацией психологов России для использования в образовательных учреждениях» . (Приложение 1-5).
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я выхожу в жизнь»
Паспорт программы
Полное наименование | Профилактическая психолого-педагогическая программа в форме социально-психологического тренинга «Я выхожу в жизнь» |
Основания разработки программы | Профилактика отклоняющегося поведения подростков для развития личности и адаптации в социуме. |
Период и этапы реализации программы | Программа носит долговременный характер, рассчитана на 4 года: 2008 - 2012гг, 2012-2016, 2016 – 2020. Первый этап – организационный - диагностический: 2008, 2012, 2016 Второй этап – деятельностный: 2009 – 2011гг, 2013-2015гг, 2017-2019гг Третий этап – итоговый, аналитический: 2012г, 2016г, 2020г |
Цель программы | Оказание поддержки в полноценной социализации и реализации личностных возможностей подростков среднего звена |
Основные задачи программы |
|
| Ожидаемые конечные
|
Разработчик программы | Дубасова Татьяна Николаевна, педагог-психолог МКОУ «СОШ №7» гп Талинка Октябрьского района ХМАО - ЮГРА Тюменской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя ОУ | Мананников Евгений Владимирович, директор МКОУ «СОШ №7» г. п. Талинка, Октябрьский район, ХМАО-Югра, Тюменская область 8(34672)49915 Факс 8(34672)49563 e-mail Talinsch@oktregion.ru |
Сайт школы в Интернете | http://okttalsch7.86.i-schools.ru |
Постановление об утверждении программы | Программа согласована с Управляющим советом школы (протокол № 4 от 12 марта 2008 года). Программа рассмотрена на заседании педагогического совета МОУ «СОШ № 7» (протокол №6 от 19.03.2008г) Программа утверждена на Управляющем совете школы (протокол № 2 от 19. 03. 08г) Приказ № 9 от 21.03.2008г |
Система организации контроля за выполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляют Администрация МКОУ «СОШ №7» п. Талинка, Управляющий совет школы, социальная психолого-педагогическая служба школы, методический совет. |
Нормативная база для разработки программы развития
- Концепция модернизации российского образования до 2020 года.
- Закон №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012).
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (1998);
- Декларация прав человека (1948 г.);
- Декларация прав ребенка (1959 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Декларация принципов толерантности (1995 г);
- Программа развития МКОУ СОШ №7 на 2008 - 2012 гг, 2013 – 2018гг.
- Программа школы «Здоровье» на 2007 - 2011 годы, 2012 – 2018гг
- Нормативные акты регионального и муниципального уровней в области образования.
Вид программы
Авторская профилактическая психолого-педагогическая программа развития личности подростков в виде социально - психологического тренинга, включающего пять компонентов:
- Пояснительная записка – информация участникам программы об условиях работы, планами тренинга и требованиями к его участникам, представление необходимых начальных сведений о программе.
- Собственно элемент программы тренинга: заполнение анкеты, опросники, отработка навыков взаимодействия и.т.д.
- Обсуждение переживаний и чувств, вызванных упражнением или возникших в результате упражнения или групповой дискуссии.
- Акцентирование ключевых моментов обучения. Например, анализ эффекта, вызванного игрой или упражнением или сравнительное исследование способов решения проблемы их успешности или не успешности.
- Практическое применение приобретенных знаний и навыков, так как тренинг эффективен лишь тогда, когда знания и навыки, приобретенные в ходе обучения, применяются в реальной жизни.
Реализация программы носит долговременный характер и направлена на нравственное воспитание, адаптацию ребенка с осложненным поведением к социуму, развитие позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения. Учителя и родители включают в число «трудных» - неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им сложно работать, то есть, на их взгляд, не поддающихся обучению и воспитанию учеников. Выявление причин и преодоление возникающих проблем указывает на необходимость вовлечения родителей и педагогов в совместную работу.
Проблема заключается в необходимости рассматривать не только одну сторону явления - трудность работы с этими детьми, но и вторую - трудность жизни этих детей, трудность взаимоотношений и адаптацию в социуме. Неумение противостоять давлению внешней среды, неверие в личные перспективы в сочетании с личностными особенностями подростков, отсутствие жизненного опыта, эмоциональная нестабильность не позволяют адекватно реагировать на жизненные проблемы, тем самым провоцируя конфликты с окружающими.
Профилактика девиантного поведения, формирование здорового образа жизни и толерантного сознания - основные условия профилактики подросткового суицида. Огромное значение на возникновение асоциального поведения оказывают внешние обстоятельства:
- воспитание в семье «высокого социального риска» с тяжелым психологическим климатом (алкоголизм, наркомания);
- фактическая беспризорность, неблагоприятное положение подростка в семье;
- ошибки семейного воспитания (отвержение, чрезмерная опека, избалованность, жестокость, критичность к любым проявлениям самостоятельности подростка);
- отсутствие друзей, отвержение в учебной группе (озлобленность, агрессивность);
- неудачи в учебе, общении, межличностных отношениях с друзьями и родными.
Обучение способам преодоления трудностей во взаимоотношениях с окружающими, выявление поведенческих проблем, приводящим к тем или иным сложностям в общении, способствует предупреждению асоциального поведения, формированию здорового образа жизни.
Реализация программы носит долговременный характер и состоит из четырех циклов занятий для подростков среднего звена 5 – 8-х классов.
I-я четверть - предварительная диагностика (сентябрь).
В течение II – III четвертей происходит реализация основной части программы.
IV четверть позволяет определить эффективность занятий, анализ результативности и при необходимости - коррекция программы (май).
Каждый из блоков занятий предназначен для определенной аудитории, сменяющей друг друга по возрастным категориям (5 - 6 – 7 – 8 классы).
Занятия являются логическим продолжением друг друга по принципу «от простого к сложному».
Программа реализуется в условиях образовательного учреждения во внеурочное время.
Традиционное применение подхода сводится к формированию коммуникативных навыков, исследования личностных особенностей, способствующих формированию толерантного поведения у уже сложившегося подростка.
Новизна подхода заключается в расширении возрастных границ (в тренингах принимают участие подростки 5-х классов) и комплексном воздействии на личность подростков среднего звена. Участие в тренингах предполагает воздействие на личность ребенка в период формирования основных ее компонентов, т.е. способствует профилактике интолерантного и асоциального поведения в более раннем возрасте, чем обычно.
Программа дополняет и расширяет воспитательные возможности образовательных учреждений в направлении формирования толерантности, профилактики ксенофобии, что способствует созданию единого профилактического пространства в сфере образования, и позволяет осуществлять психолого-педагогическую поддержку подростков на протяжении всего периода обучения в школе.
Описание континента потенциальных участников программы
Учитывая специфику подросткового возраста, программа направлена на профилактику суицида, отклоняющегося поведения учащихся среднего звена, выявленных в период обучения, и отнесенных к «группе риска».
В связи со спецификой работы взрослой части населения в поселке наблюдается большая миграция, 63% учащихся школы проживают в общежитиях, что накладывает отпечаток на социальную адаптацию.
Исследования в школе, показывают, что две трети детей, относящихся к «группе риска» - дети из семей «высокого социального риска», в которых им практически не уделяют внимания.
Это семьи:
- с неблагополучным экономическим положением: один или оба родителя безработные:
- с неудовлетворительными материально-бытовыми условиями, отсутствием постоянного места жительства;
- с неблагоприятной демографической ситуацией: неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей;
- со «скрытой безотцовщиной»: отсутствие отца в течение длительного времени в связи с вахтовым графиком работы. При этом наблюдается усиление материнского влияния на детей и снижение отцовского, что, в конечном счете, снижает воспитательную функцию семьи.
- с высоким уровнем психологической напряженности: постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жестокое обращение с ребенком;
- ведущие асоциальный образ жизни: родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения.
По сравнению с прожиточным минимумом выделяются семьи с разным уровнем доходов:
- низкий уровень - 24%;
- средний уровень – 67%;
- высокий уровень – 9%.
В школе обучается 539 учеников, на учете состоит:
- 127 учеников, проживающих в семьях «высокого социального риска» - неполные и малообеспеченные семьи;
- 91 ребенок из многодетных семей;
- 84 ребенка из семей, где один из родителей временно не работающий;
- 7 детей-инвалидов;
- 4 детей опекаемых вследствие лишения родителей родительских прав;
- 73 ребенка из семей, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем.
«Трудные» дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. Поведение подростков-правонарушителей чаще всего является проявлением недостатков семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность могут принимать устойчивый характер. В этой связи формирование здорового образа жизни и предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.
Анализ проявления форм агрессивности по опроснику Басса – Дарки (рисунок 1) выявляет достаточно высокий уровень проявления эмоциональных реакций, что указывает на необходимость профилактической работы с подростками среднего звена, которые и являются потенциальными участниками программы.
Рисунок 1
Описание целей и задач программы
Цель программы: профилактика девиантного поведения через оказание подросткам поддержки и помощи в полноценной социализации и реализации личностных возможностей, моделирование новых форм поведения подростков в специально создаваемой воспитательной среде, в результате чего восстанавливается позитивное отношение к самому себе и окружающему миру.
Основные задачи программы:
- создать условия для включенности подростка в позитивные социальные отношения;
- ознакомить подростков с системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия;
- сформировать личную и социальную компетентность учеников с проблемами в поведении.
- научить подростков моделировать новые формы поведения;
- предоставить подростку возможность самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам и способностям;
- сформировать навыки здорового образа жизни;
- способствовать воспитанию гражданских качеств и толерантности сознания через организацию социально значимой деятельности;
- развить навыки рефлексии.
Концептуальные основы программы
Основной концептуальной идеей программы является комплексный подход к профилактике асоциального поведения и формированию здорового образа жизни.
Комплексный подход к формированию толерантности предполагает реализацию образовательного процесса в нескольких аспектах.
- Личностный: означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше «Я» во взаимодействии с другими людьми. В основе конфликтов часто лежат психологические особенности людей, их недостаточно развитые коммуникативные навыки. Формирование черт толерантной личности поможет ребятам разобраться в себе, своих достоинствах, в дальнейшем заняться исправлением обнаруженных недостатков.
- Социальный: подразумевает необходимость строить отношения людей на основе договоренностей и уважения друг друга. Концепция «победа на двоих» при разрешении конфликтных ситуаций может быть применена при рассмотрении альтернативных решений в обществе. При обучении подростков очень важно показать, что при разрешении конфликта лучше всего идти по пути нахождения взаимно - приемлемого решения, учитывая интересы участников конфликта и соблюдая принципы толерантности.
- Эмоциональный: означает распознавание своих чувств и умение их выражать. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям, помогает выражать свои чувства в форме понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоции и понимание того, какие из них допустимы, а какие нарушают «границы толерантности».
- Интеллектуальный: развитие понимания и знания того, где и как можно получить нужную информацию и как ею воспользоваться, умение извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими.
- Правовой: подразумевает то, что подросткам следует предоставлять возможность самим принимать демократические решения, проводить согласительные процедуры и решать конфликты мирным путем, учиться социальной ответственности и строить дружественное сообщество.
- Духовный: связанный с поиском смысла и истины, с развитием нравственных ценностей, с размышлениями над главными вопросами жизни. Подросткам должна быть представлена возможность обсуждать эти вопросы в объективной, компетентной и уравновешенной среде.
Одним из профилактических направлений работы психолога в школе является помощь подросткам в формировании здорового образа жизни, культуры выбора в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к развитию и самосовершенствованию учащихся. Данная программа необходима для развития умения преодоления трудностей во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Основными принципами работы с подростками 5-8 классов как наиболее уязвимыми в современной социально-экономической обстановке являются:
- принцип постепенности: каждое последующее занятие связано с предыдущим, благодаря чему подросток постепенно углубляется в процесс самопознания;
- принцип долговременности, когда ход социального развития подростков на предыдущем этапе тренингов обусловливает последующий;
- принцип преемственности, последовательности обеспечивает непрерывность развития адаптации и социализации в течение трех лет, что позволяет:
- организовывать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков, начиная со среднего звена;
- исследовать подростковые личностные особенности в динамике.
«Сквозной» мониторинг развития личности подростков дает возможность прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении и воспитании на протяжении всего периода пребывания ребенка в школе.
Таким образом, в основу концепции программы положен комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции поведения, а также принцип личностной направленности с учетом индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров подростков, подчеркивание достоинств и опора на положительные качества личности.
Научные, методологические и методические основания программы
В программе учтены основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования личности подростков. Главный метод работы - это социально-психологический тренинг, направленный на внедрение в практику работы интерактивного обучения как максимального использования учебных ситуаций в создании «поля общения» для подростков.
Интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Подобранные занятия позволяют подросткам самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из искусственно создаваемой ситуации в реальную, жизненную; позволяют «сжимать» время, являются психологически привлекательными и комфортными для подростков, дают возможность обучать подростков культуре поведения, приобретать опыт конструктивного взаимодействия и сотрудничества в многонациональном обществе, осознавать собственные установки в формировании толерантных установок.
В профилактических программах для подростков с отклоняющимся поведением применяются методы изучения личности, которые можно разделить на две группы.
- Констатирующие: позволяют собрать необходимую информацию о личности ребенка и его окружении (наблюдение, тестирование, анкеты, социометрия, опросы, интервью, беседы).
- Формирующие: определяют уровень податливости подростка воспитательному влиянию (педагогические приемы, такие как «просьба», «поощрение», «авансирование личности», «обходное движение», «прощение», «огорчение»; включение в различные виды деятельности, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество).
Наиболее эффективными из формирующих методов являются:
- метод переубеждения: предоставление подросткам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков;
- метод переключения: занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью.
К основным подходам формирования сопровождения «трудного ребенка» относятся:
- системно - деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Системно - деятельностный подход предполагает:
- организацию консультационной деятельности психолога, социального педагога и заместителя директора по воспитательной работе с педагогами, учащимися и родителями;
- мониторинговую деятельность (диагностика личностных особенностей подростков, составление психологических портретов, выявление тенденций их изменения).
Личностно-ориентированный подход предусматривает создание условий для комфортного обучения и развития подростков с учетом физического, психологического и социального состояния. При этом используются идеи:
- личностной ориентации воспитания и образования;
- гуманно-демократического стиля отношений;
- индивидуального подхода к ребенку;
- природосообразности обучения и воспитания;
- опоры на внутренние саморегулирующие механизмы развития личности.
Психолого-педагогическое сопровождение «трудного» ребенка требует соблюдения принципов:
- безусловного принятия ребенка;
- понимания своеобразия психического развития подростка и его самочувствия;
- видения реальных возможностей каждого подростка;
- проявления гибкости в воспитательной тактике, подчиненной индивидуальным особенностям ребёнка;
- уважения к личности подростка;
- готовности к «диалогу на равных».
Анализ данных о воспитательной атмосфере семьи ребенка позволяет понять причины осложненного поведения подростка и оценить меру негативного влияния среды на формирование его личности.
Основными факторами, влияющими на социализацию личности подростка, являются:
- отношение членов семьи к жизненным ценностям (труд, семья, образование, досуг);
- взаимоотношения взрослых членов семьи;
- отношение взрослых к подростку, его учебе, друзьям, совместному досугу.
Необходимость реализации программы
Необходимость реализации данной программы связана с актуальностью профилактики асоциального поведении подростков 5-8-х классов как наиболее уязвимых в современной социально-экономической обстановке и формированием здорового образа жизни поколения. Отмечается рост числа детей, остающихся без надзора родителей, увеличение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, убегающих из дома, подвергающихся насилию, и как следствие - совершению суицидов.
Реализация данной программы способствует:
- решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией подростков;
- умению делать правильный выбор в различных ситуациях для включенности подростка в позитивные социальные отношения;
- умению пользоваться своими правами и обязанностями;
- овладению системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия.
Образовательный результат реализации программы состоит в том, что подростки будут знать документы:
- Декларация прав человека (1948 г.);
- Декларация прав ребенка (1959 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Декларация принципов толерантности (1995 г.);
Подростки будут понимать:
- связи образа Я и собственного поведения (поступки по отношению к себе и другим;
- разнообразия человеческой уникальности;
- понимание и принятие различий между людьми;
- понимание взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех;
- способы выражения чувств, принятые обществом;
- способы сопротивления давлению;
- основные принципы и методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- основные принципы толерантного взаимодействия с людьми.
Подростки овладеют умениями:
- осуществлять самопознание в целях формирования толерантной личности;
- относиться к себе и окружающим как к уникальностям;
- применять коммуникативные навыки;
- распознавать и управлять своими негативными чувствами;
- следовать принятым нормам и правилам поведения в конкретной группе людей;
- критически осмысливать свои поступки и социальные роли;
- критически осмысливать конфликтные ситуации;
- моделировать конфликтные ситуаций и выходы из них, исходя из принципов толерантности;
- оказывать сопротивление давлению;
- отстаивать свои интересы, не прибегая к насилию;
- применять правила толерантного поведения;
- видеть перспективы толерантного мира.
Структура и содержание
профилактической психолого-педагогической программы развития личности
в форме социально-психологического тренинга «Я выхожу в жизнь»
Структуру программы можно определить следующим образом:
- Организационный (диагностический) этап – получение и осмысление учащимися информации о себе.
- Деятельностный блок, состоящий из нескольких этапов:
- коммуникативный - развитие навыков общения;
- информационный – получение нормативно - правовых знаний;
- формирующий – выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими;
- закрепляющий – приобретение нового позитивного опыта общения и избавление от негативных способов реагирования.
- Аналитический этап – итоговый, анализ результативности работы, коррекция программы.
Программа реализуется в форме социально – психологического тренинга в виде четырех этапов в течение 4-х лет.
- Для подростков 5-х классов - 25 занятий 1 раз в неделю на тему «Мир во мне».
- Для подростков 6-х классов - 25 занятий 1 раз в неделю на тему «Взаимодействие миров»
- Для подростков 7-х классов - 25 занятий 1 раз в неделю на тему «Мир различий».
- Для подростков 8-х классов - 25 занятий 1 раз в неделю на тему «Толерантность - мой образ жизни».
Структурные компоненты занятий
1. Адаптационный компонент предполагает достижения комфортной обстановки в группе при помощи:
- определенных фраз;
- комплиментов;
- выразительных движений (мимики, жестов);
- доброжелательного тона;
- упражнений-разминок.
В начале каждого занятия предлагается проведение специальных упражнений - разминок, направленных на снятие эмоциональной напряженности, физическому раскрепощению участников занятий. Навыку знакомства с участниками группы, посвящено самое первое занятие: именно на данном этапе каждый участник тренинга должен почувствовать себя в безопасной обстановке. Если этого не удается достигнуть, то вводится дополнительно какое-либо специальное упражнение-разминка, например, на завязывание знакомств, построение дружеских отношений. В процессе занятий участники периодически «знакомятся», но уже в новых ролевых ситуациях.
- Информационно-мотивационный компонент предназначен для формирования и формулирования целей и задач занятия совместно с подростками. Это помогает активизировать мотивацию участников, создает ощущение личностной причастности ко всему тому, что происходит на занятиях.
В данной части участникам тренинга раскрывается представленный материал, касающийся проблем нетерпимого поведения, прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса.
- Конструктивно-практический компонент содержит:
- обсуждение вопросов;
- обсуждение ситуаций;
- использование игровых технологий;
- отработку поведенческих навыков;
- формирование личностной позиции участников группы по теме через высказывания;
- формулирование собственных мнений.
Основной упор делается на понимание и приобретение конкретных полезных навыков позитивного общения, которые помогут подросткам справиться со своими собственными конфликтами, делать самостоятельный выбор в сторону позитива.
- Рефлексивный компонент включает:
- обсуждение тем;
- высказывание собственных мнений;
- работу с рабочими листами;
- работу с анкетами;
- работу с тестами.
По окончании занятия проводится обсуждение вопросов практического характера:
- личные впечатления;
- ощущения;
- подведение итогов занятий.
Каждый участник может:
- рефлектировать свое состояние до и после проведения занятия;
- осознать новый опыт и личностное приобретение в результате работы.
Каждое занятие состоит из нескольких упражнений, что в совокупности придает необходимую гибкость динамике проведения тренингов.
Этапы реализации программы
Этапы | 5 класс I цикл занятий «Мир во мне» | Сроки |
1.Диагностический этап Получение и осмысление информации | Занятие 1.«Мой мир» Занятие 2. «Я вижу…» Занятие 3. «Каким меня видят» | Октябрь 2008г, 2012г, 2016г |
2. Коммуникативный этап Развитие навыков общения
| Занятие 4. «Встреча двух миров. Эмпатия» Занятие 5 «Ролевые игры со скрытым смыслом» Занятие 6. «Сказка ложь, да в ней намек» Занятие 7. «Социальные роли» Занятие 8. «Встреча с самим собой» Занятие 9. «Кто есть кто?» Занятие 10. «Заглянем в будущее» | Ноябрь Декабрь 2008г, 2012г, 2016г |
3. Формирующий этап Избавление от негативных способов реагирования. | Занятие 11. «Доверие» Занятие 12. «Контакты» Занятие 13. «Терпение» Занятие 14. «Честность и вежливость» Занятие 15. «Нежность» Занятие 16. «Аккуратность» Занятие 17. «Чистоплотность» Занятие 18. «Послушание и самостоятельность» | Декабрь Январь Февраль 2008-2009г, 2012-2013г, 2016-2017г
|
4. Закрепляющий этап Принятие нового позитивного опыта общения | Занятие 19. «Становление контактов» Занятие 20. «Описание поведения» Занятие 21. «Пути решения, нахождение компромисса» Занятие 22. «Сказочное путешествие в мир конфликтов» Занятие 23. «Роль самооценки в жизни человека» Занятие 24. «Развитие навыков самоконтроля» Занятие 23. «Галактика гармоничных отношений» | Март Апрель 2009г 2013г 2017г |
5.Аналитический этап | Анализ работы. Мониторинг результативности реализации программы | Май 2009г 2013г 2017г |
6 класс II цикл занятий «Взаимодействие миров» | Сроки | |
1. Диагностический этап Получение и осмысление информации о себе | Занятие 1.«Мир вокруг меня» Занятие 2.«Знакомство с нашими особенностями» Занятие 3. «Я - это я, и это замечательно» | Октябрь 2009г 2013г 2017г
|
2.Информационный этап Развитие самосознания | Занятие 4. «Доверие в жизни человека» Занятие 5. «Как завязать дружбу» Занятие 6. «Эмоции: гнев, страх» Занятие 7. «Уверенность - неуверенность в себе» Занятие 8. «Проблема как друг» Занятие 9. «Я и мир вокруг меня» Занятие 10. «Эмоции: обида» | Ноябрь Декабрь 2009г 2013г 2017г |
3. Формирующий этап Принятие нового позитивного опыта поведения. Развитие способов самоопределения | Занятие 11. «Управление гневом» Занятие 12. «Я и другие» Занятие 13. «Необитаемый остров» Задание 14. «Трудные ситуации в общении» Занятие 15. «Путешествие во Вселенной человеческих взаимоотношений» Занятие 16. «Мои ощущения» Занятие 17. «Мои мысли и чувства» Занятие 18. «Эмблема толерантности» Занятие 19. «Установка на общение» Занятие 20. «Мы вместе» | Январь Февраль Март 2010г 2014г 2018г
|
4. Закрепляющий этап Избавление от негативных привычек. | Занятие 21. «На что я имею право» Занятие 22. «Правовая ответственность -1» Занятие 23. «Правовая ответственность -2» Занятие 24. «Ситуация принуждения» Занятие 25. «Путешествие по внутреннему миру» | Апрель 2010г 2014г 2018г |
5. Аналитический этап | Анализ работы Мониторинг результативности реализации программы | Май 2010г 2014г 2018г |
7 класс III цикл занятий «Мир различий» | Сроки | |
1. Информационно- диагностический этап Развитие самопознания | Занятие 1. «Личность» Занятие 2. «Характер» Занятие 3. «Мое внутренне «Я» Занятие 4. «Мышление». Занятие 5. «Мышление и стиль обучения» Занятие 6. « Сенсорные предпочтения» Занятие 7. «Темперамент» | Октябрь 2010г 2014г 2018г |
2. Формирующий этап Принятие нового позитивного опыта поведения Развитие самосознания | Занятие 8. «Толерантность» Занятие 9. «Межличностное взаимодействие» Занятие 10. «Конфликт» Занятие 11. «Стресс» Занятие 12. «Субъективные ощущения» Занятие 13. «Самооценка» Занятие 14. «Ценности будущего» | Ноябрь Декабрь 2010г 2014г 2018г |
| Занятие 15. «Кто я и как я смотрю на других» Занятие 16. «С пьяного взятки гладки?» Занятие 17. «Я уже взрослый» Занятие 18. «Ситуации принуждения» Занятие 19. «Я выбираю свою дорогу сам» Занятие 20. «Ответственность родителей» | Январь Февраль Март 2011г 2015г 2019г |
3.Закрепляющий этап Избавление от негативных привычек | Занятие 21. Диспут для подростков «Успех в жизни» Занятие 22. «Ответственность» Занятие 23 «Общение как средство самовыражения» Занятие 24. «Субъективные ощущения» Занятие 25. «Строим город» | Апрель 2011г 2015г 2019г |
4. Аналитический этап | Анализ работы. Мониторинг результативности реализации программы | Май 2011г 2015г 2019г |
8 класс IV цикл занятий «Толерантность – мой образ жизни», | ||
1. Информационно- диагностический этап Развитие самопознания | Занятие 1. «Здравствуйте, это я!» Занятие 2. «Мой Мир» Занятие 3. «Гармония с собой» Занятие 4 «Толерантность: что это» Занятие 5 «Толерантность: это…» Занятие 6 «Толерантная личность» Занятие 7 «Я и группа. Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства» Занятие 8 «Я и группа. Толерантность к себе и другим. Самопознание» Занятие 9 «Я и группа: толерантность к себе и к другим. Толерантное общение» | Октябрь Ноябрь Декабрь 2011г 2015г 2019г |
2. Формирующий этап Принятие нового позитивного опыта поведения Развитие самосознания | Занятие 10 «Имя собственное» Занятие 11 «Мир различий» Занятие 12 «Интересные люди» Занятие 13 «Внешние и внутренние ощущения» Занятие 14 «Культурный словарь» Занятие 15 Большая психологическая игра «Толерантность» Занятие 16 «Доверие к окружающим» Занятие 17 «Оценка собственной толерантности» Занятие 18. «Описание поведения» Занятие 19. «Трудные ситуации в общении» Занятие 20 «Я и другие. Или другие и я?» Занятие 21 «Толерантность в общении» | Январь Февраль Март 2012г 2016г 2020г |
3.Закрепляющий этап Избавление от негативных привычек. Развитие коммуникативных компетенций | Занятие 22 «Толерантность к другим: разные миры» (ч. I) Занятие 23. «Толерантность к другим: разные миры» (ч. 2) Занятие 24 «Толерантность к другим: учимся сочувствию» Занятие 25 «Границы толерантности» | Апрель 2012г 2016г 2020г |
4. Аналитический этап | Анализ работы Мониторинг результативности реализации программы | Май 2012г 2016г 2020г |
Описание используемых методик, технологий, инструментария.
Диагностика личностных особенностей подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, включает изучение эмоционально-волевой и мотивационной сферы, межличностных отношений, уровня тревожности, агрессивности, акцентуаций характера, самооценки, направленности личности, ценностных ориентаций, отношений с коллективом, статусного положения.
- Опросник Р. Кеттела
Предназначен для измерения 16-ти факторов личности. Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязи, блоках. Признаки нарушений поведения у подростков по опроснику:
- I + D + С + Аффективное поведение
- Е + Склонность к агрессии
- G Ассоциальное, аморальное поведение
- J + Склонность к правонарушениям группового характера
- O+Q+C+F- Склонность к алкоголизации
- ПДО (патохарактерологический опросник А.Е.Личко акцентуаций характера)
Предназначен для определения типа характера при психопатиях, акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.
Признаки нарушений поведения у подростков по результатам проведения ПДО: неустойчивая акцентуация; склонность к риску, контакту с асоциальными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.
Вероятность демонстративного суицида:
- Истероидная акцентуация.
- Эпилептоидная акцентуация.
- Гипертимная акцентуация.
- Лабильная акцентуация.
- Истероидная акцентуация.
Вероятность суицидального поведения:
- Эпилептоидная акцентуация.
- Истероидная акцентуация.
- Циклоидная акцентуация.
- Сенситивная акцентуация.
- Психастеническая акцентуация.
Вероятность демонстративного суицида, склонность к агрессии:
- Эпилептоидная акцентуация.
- Тест М. Люшера.
Предлагается расположить 8 цветов в порядке предпочтения:
- Синий 5. Фиолетовый
- Зеленый 6. Коричневый
- Красный 7. Черный
- Желтый 8. Серый
Сочетания, которые свидетельствуют о признаках нарушения поведения подростков:
- Сочетания 1, 2, 3, 4 с 7, 8 — патохарактерологическое развитие личности, психопатические черты, ведущие к социальной дезадаптации.
- 5-й цвет на первом месте — дезадаптивное, аффективное поведение.
- Сочетание 5, 2 и 2, 5 — черты паранойяльного стиля переживаний, поведения, крайнее упрямство.
- Сочетание 1, 7 — агрессивное поведение, протестные реакции.
- Сочетание 2, 6 и 6, 2 — аффективное, взрывчатое поведение.
- 7, 4 — экстремальное поведение, дезадаптация.
- Сочетание 2, 7 и 7, 2 — негативизм, недоверие.
- Сочетание 4,'3, 2 и 4, 3, 7 или 4, 3, 8 — вспышки поведенческих реакций в стрессовых ситуациях.
- Сочетание 2, 8 и 8, 2 — конфликтность.
- 5., 4 — демонстративное, истероидное поведение.
- Сочетание 3, 5, 7 и 3, 7, 5; или 7, 5, 3 — антисоциальные тенденции поведения.
- Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (7 шкал):
- Шкала установки на социальную желательность.
- Шкала склонности на социальную желательность.
- Шкала склонности к аддиктивному поведению.
- Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
- Шкала склонности к агрессии, насилию.
- Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
- Шкала склонности к делинквентному поведению.
- Опросник Басса-Дарки.
Предназначен для изучения агрессии и враждебности (физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины).
- Опросник Айзенка (темперамент)
Предназначен для диагностики экстра-, интроверсии, нейротизма, включает также вопросы, «шкалы лжи». Предлагается 32 варианта типов сочетания экстроверсий и нейротизма. Даются описания особенностей каждого типа и основные направления тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
- Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина.
Позволяет оценить уровень ситуативной и личностной тревожности. Оценивается самочувствие в данный момент и обычно, определяется уровень самооценки личностной тревожности, фрустрированности, агрессивности, ригидности.
- Шкала тревожности A.M. Прихожан.
Разработана по принципу «Шкалы социальной ситуационной тревоги» В. Кондаша. Оценивается ситуация с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.
Методика включает ситуации 3-х типов:
- ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
- ситуации, актуализирующие представления о себе;
- ситуации общения.
- Опросник-анкета направленности личности.
Ориентационная анкета Б. Басса состоит из 27 пунктов суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответа, составляющих 3 направления личности. Подросток выбирает степень соответствия трех утверждений себе. С помощью этой методики выявляется степень направленности: на себя, на общение, на дело.
- Тест «Незаконченное предложение»
Используется для исследования направленности индивиду, системы его отношений. Каждое из 60 незаконченных предложений направлено на выявление отношения испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. По результатам графически изображается профиль личности.
- Методика оценки уровня притязаний и самооценки Дембо - Рубинштейн
Предназначена для изучения уровня самооценки и притязания. Предлагается семь шкал, и подросток оценивает значком «-» уровень развития данного качества на данный момент, а значком «+» — при каком развитии данного качества подросток был бы удовлетворен. Определяется также расхождение между самооценкой и притязанием.
- Шкала одиночества — опросник Рассела, Пепло, Фергюсона
Цель: исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества, которое может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Предлагается 20 утверждений.
- Тест Розенцвейга
Цель: исследование реакции на неудачи и способа выхода из ситуации, препятствующей удовлетворению потребностей личности. Методика состоит из 24 схематических рисунков, на каждом из которых изображены 2 человека, занятые еще не законченным разговором. Испытуемый «отвечает за другого». Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга по 2 критериям: по направлению реакции и по типу реакции.
- Социометрия Цель: диагностика внутригрупповых отношений, определение статуса каждого члена группы, уровня благополучия взаимоотношений в группе.
- Методика Т. Лири
Цель: изучение уровня и структуры межличностных отношений, их особенностей, представлений испытуемого о себе, своем «идеальном Я», отношения к самому себе. Методика помогает выявлять зоны конфликтов испытуемого. Выделено 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия.
- Опросник Томаса
Цель: определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар.
- Тест «Несуществующее животное»
Цель: определение личностных особенностей. Это проективный рисуночный тест. Испытуемому предлагается нарисовать несуществующее животное и ответить на ряд вопросов о жизни этого животного.
- Кинетический рисунок семьи.
Для диагностики внутрисемейных отношений подростку предлагается нарисовать всех членов семьи, занятых каким-нибудь делом. Интерпретации подлежит движение, символы, нажим, штриховка, структура рисунка, цвет
Тесты и анкеты для изучения личности подростка
- Тест по выявлению уровня коммуникабельности
- Тест по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля
- Тест для выявления интересов учащихся
- Тест по выявлению мотивов выбора профессии
- Анкета по изучению сформированности профессиональной направленности учащихся
- Анкета для выявления уровня профессионального самоопределения
- «Выявление агрессивности у подростка» (анкета для родителей)
- Анкета для родителей «Мнение о стиле воспитания»
- Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков (опросник)
- Анкета для подростков по проблеме наркотической зависимости в подростковой среде.
- Анкета (изучение мнения подростков по проблемам зависимостей)
- Анкета по изучению уровня осведомленности детей и подростков по проблеме табакокурения
- Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»
- Анкета способностей подростка
- Диагностика нравственной воспитанности
Критерии ограничения
и противопоказания на участие в программе
Данная программа относится к профилактическому виду, поэтому исключение составляют случаи асоциального поведения подростков, имеющие патопсихологическую природу и нуждающиеся в медицинской помощи.
Программа предусматривает профилактику отклонений и социализацию подростков, некоторые ограничения связаны с поэтапным (возрастным) освоением программы. Участие в программе могут принимать как дети с проблемами в поведении, так и подростки, желающие формировать в себе навыки уверенного поведения и умения противостоять давлению внешней среды.
Согласие на участие ребенка в Программе дают родители (законные представители) подростков до 14 лет.
Гарантии прав участников программы
Гарантия прав всех участников программы обеспечивается соблюдением этических принципов, призванных обеспечить решение профессиональных задач.
Для обеспечения гарантий прав всех участников программы соблюдаются следующие принципы:
- Конфиденциальность
Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов участников. На специалистов распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны.
- Компетентность
Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности и несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с участниками программы.
- Ответственность
Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед участниками программы за свою профессиональную деятельность.
- Этическая и юридическая правомочность
Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению исследований.
- Благополучие всех участников
В профессиональной деятельности психолога в школе приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
- Информирование о целях и результатах обследования
Участники программы информируются о целях и содержании психологической работы, проводимой с ними. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
Сферы ответственности, основные права и обязанностей участников программы (детей, родителей, педагогов)
При реализации программы необходимо учитывать законные интересы всех участников.
Так, Декларация о правах человека определила, что каждый человек, в том числе ребенок,
- имеет право на уважение собственной личности.
- имеет право на самоопределение.
- человек имеет право на уважение его тайн.
Существует необходимость получения, как детьми, так педагогами и родителями знаний в области прав ребенка, так как большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Дети должны знать те права и обязанности, которые закреплены в действующих правовых актах.
Статьи «Конвенции о правах ребенка» направлены на определение прав ребенка, защиту его безопасности, здоровья и обеспечение его интересов. Важное место отводится правам ребенка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, нравственное и социальное развитие.
- Ребенок имеет право на образование. Школьная дисциплина должна использовать такие методы, которые не будут травмировать психику ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности и физических способностей, необходимо подготавливать ребенка к сознательной жизни.
- Ребенок имеет право на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту.
- Дети имеют право на заботу и помощь со стороны взрослого.
- Каждый ребенок имеет право на благополучие. Психический комфорт и его благополучие зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития.
- Каждый ребенок имеет право на полноценную семью, при этом значительное влияние на психику ребенка оказывают взаимоотношения родителей.
Родители несут ответственность за развитие и воспитание ребенка. Воспитывая ребенка, родители должны действовать согласовано, чтобы у ребенка не возникли внутренние противоречия, которые могут повлиять на развитие таких качеств как эгоизм, непослушание, жестокость и т.д.
Осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.
- Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
- Родители обязаны заботиться о здоровье физическом и психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Родители не вправе причинять вред ребенку.
- Родители обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Родители обязаны воспитывать детей не только до поступления ребенка в школу, но и в период обучения.
Учитывая, что значительную часть времени ребенок проводит в школе, необходимо одновременно учитывать права и обязанности педагогов, которые обязаны и имеют право обучать и воспитывать детей и подростков, охранять здоровье учащихся, защищать их права и законные интересы.
Школа, кроме обеспечения ученику систематического образования, обязана подготовить его к жизни в обществе. Школа задает первичные представления как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь, содействует физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в обществе.
Школа может и должна готовить ребенка к жизни, развивать его потенциальные возможности, корректировать семейное воспитание. Педагогическое профессиональное общение имеет определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата как в классе, группе, так и в семье. Общение между подростками, между подростками и авторитетными для них взрослыми, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление позитивного настроения и интересов ребят. Доверие к подросткам, признание индивидуальности, поддержка в самостоятельном поиске и доброжелательность создают «ситуацию успеха», что оказывают стимулирующее действие на полноценную социализацию и адаптацию в обществе.
Педагог является для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье. Говоря о качествах взрослых, участвующих в общении с ребенком, необходимо учитывать личностные, важнейшие из которых - любовь к детям, уважение к ним.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Проведение тренинговой работы требует высокой квалификации ведущих, особой организации жизнедеятельности образовательного учреждения и соответствия содержания и методического оснащения занятий поставленным целям и задачам тренинга
Необходимо отметить условия реализации программы в форме тренингов.
- обеспечение преемственности занятий для разных возрастов (младший подросток - подросток - старшеклассник);
- работа по плану занятий;
- динамическое диагностическое сопровождение тренингового процесса;
- разнообразие методических средств;
- чередование индивидуальных и групповых форм работы;
- создание особой предметно-пространственной среды тренинга;
- динамичная и творческая позиция ведущего;
- материально-техническое обеспечение.
Одним из основных требований, предъявляемых к качественному эффективному этапу реализации программы, является кадровое обеспечение специалистами, имеющими опыт и желание работать с детьми, высшее образование, владение набором методик, знание компьютерных технологий.
Сопровождение учеников в процессе цикла занятий проводят:
- школьный психолог;
- социальный педагог;
- педагоги-организаторы;
- заместители директора школы по УВР;
- классные руководители;
- педагоги дополнительного образования;
- специалисты ОДН, КДН и ЗП.
Необходимым условием качественной работы является постоянное повышение профессионального уровня: через участие в научно-практических конференциях, курсах повышения квалификации участие в районных семинарах, конференциях, методических советах.
Для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса, в методическом кабинете школы предлагается большое количество учебно-методической, справочной литературы и нормативно-правовой литературы, которая систематизирована по определенным направлениям.
Методическая база содержит диагностические методики, тесты, анкеты, позволяющие исследовать различные психологические процессы, свойства личности, профессиональные интересы и склонности школьников. Методики систематизируются по направлениям работы и возрастным периодам.
Кабинет психологической диагностики и консультирования разделен на зоны:
- диагностическую;
- информационную;
- библиотечную;
- архивную.
Диагностическая зона не ограничивается пространством кабинета. Компьютерная диагностика учащихся осуществляется в кабинете информатики, где одновременно могут пройти тестирование и поработать по программам «Волна» и «Сталкер» одновременно несколько человек.
В библиотечной зоне хранятся книги, используемые как психологом, так педагогами и учениками. В наличии имеются словари, литература по общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, справочники, методики тренингов, упражнений, игры, занятия. Кроме литературы, в библиотечной зоне находятся компьютерные программы, диски с медитативной музыкой, развивающими и коррекционными играми.
Информационная зона представлена на стенде нормативными документами, функциональными обязанностями педагога-психолога, планом и режимом работы, содержанием психологических программ, правилами техники безопасности.
В архиве (книжный шкаф) хранятся карты развития учащихся, бланки,
В кабинете имеется компьютер для использования компьютерных технологий с подключением Интернета.
Для проведения тренинговых занятий есть два отдельных кабинета: кабинет психологической разгрузки и кабинет диагностики и консультирования.
Для проведения индивидуального или группового консультирования в кабинете психологической разгрузки имеются удобные мягкие кресла и диван.
- интерьер располагает к расслаблению, способствуем открытому, доверительному общению;
- помещение достаточно просторно для проведения подвижных игр, не слишком большое, чтобы не нарушать «принцип безопасности» и используется для проведения тренингов и коррекционных занятий;
- в кабинете нет острых предметов, углов;
- помещение для занятий всегда используется одно и то же, иначе нарушается принцип безопасности; помещение не просматривается посторонними.
Сроки и этапы реализации
Программа носит долговременный характер; рассчитана на реализацию в течение 4-х лет.
- Этап организации - 2008г, 2012г, 2016г.
Цели этапа
- Выявить учащихся «группы риска», испытывающих трудности адаптации в обучении и общении вследствие ошибок воспитания, вызванных определенной мотивацией родителей
- Разработать пакет диагностических и практических профилактических материалов, используемых для работы с детьми «группы риска».
- Этап деятельностный: 2008-2012гг, 2012-2016гг, 2016 -2020гг – реализация программы, контроль за реализацией.
Цели этапа
- Формирование личностных нравственных качеств подростков.
- Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их способностям и возможностям.
- Координация действий, осуществление запланированных мероприятий программы.
- Этап итоговый - 2012г, 2016г, 2020г: анализ и подведение итогов работы, планирование профилактических мероприятий с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Цели этапа
- Завершение реализации программы.
- Сравнение полученных результатов с планируемыми.
- Подготовка к разработке новой программы профилактики с учетом анализа реализации предыдущей программы
Результаты реализации программы
Реализации программы должна способствовать формированию здорового образа жизни, превращение школы в «Школу качества обучения и воспитания», в которой обучающиеся будут иметь широкие возможности получения качественного образования и достаточного уровня сформированности навыков самоопределения и самореализации.
Промежуточную оценку результативности реализации программы можно проводить через анализ показателей:
- представления ребенка о том, чему он научился во время работы группы;
- оценку изменений в поведении и деятельности ребенка, его эмоциональном самочувствии, даваемую учителями и родителями;
- эмоциональный комфорт всех участников программы;
- социально-психологическая адаптация учащихся к условиям обучения в школе;
- включение учащихся в различные виды деятельности (познавательную, социальную, эстетическую, трудовую, спортивную)
Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы становится:
- формирование у подростков общечеловеческих ценностей, нравственных качеств, чувства эмпатии;
- обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
- уменьшение факторов риска, приводящих к осложненному поведению, правонарушениям в подростковой среде;
- формирование навыков уверенного поведения и противостояния давлению внешней среды;
- возросший интерес к совместному времяпровождению родителей и ребенка;
- построение учебно-воспитательного процесса на основе эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий, отличающихся личностно-ориентированной направленностью;
- создание демократичного пространства, учитывающего возможности и потребности каждого участника образовательного процесса и формирующее механизмы личностной и гражданской зрелости, профессионального самоопределения обучающихся;
- обеспечение организационно-педагогических условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья обучающихся школы и формирования навыков здорового образа жизни.
Организация внутреннего контроля за реализацией программы
Контроль за исполнением программы осуществляют Управляющий совет и Администрация школы, методический совет, социально – психолого - педагогическая служба (СППС) школы, методический совет.
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом, социальной психолого - педагогической службой (СППС), Управляющим советом школы, по запросу Администрации школы.
Программа основана на взаимодействии всех участников программы.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Эффективность реализации Программы развития оцениваются по показателям-индикаторам, принятым в школе с учетом организационно-педагогических особенностей пространства школы и социума. Результат работы может оцениваться как качественно, так и количественно.
Основным качественным показателем результативности являются:
- снижение количества учеников, относящихся к «группе риска»;
- эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса;
- социально-психологическая адаптация учащихся к условиям обучения;
- применение здоровьесберегающих технологий;
- включение учащихся в различные виды деятельности (познавательную, социальную, эстетическую, трудовую, спортивную);
- сохранение физического и психического здоровья учащихся.
- адаптация и социализация подростков, испытывающих трудности психологической или социально – психологической природы;
- повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
- уменьшение факторов риска, приводящим к осложненному поведению, правонарушениям в подростковой среде.
- формирование навыков уверенного поведения и противостояния давлению внешней среды.
- формирование здорового образа жизни.
Для оценки собираются данные в соответствии с показателями-индикаторами, включающие:
- аналитические отчеты;
- результаты анкетирования подростков, родителей, педагогов;
- наблюдения, индивидуальные беседы, консультирование (индивидуальное и групповое всех участников программы).
Данные анализируются, на основе этого выстраиваются основные направления корректировки и дополнения реализации программы.
Одним из основных показателей реализации программы является показатель уровня воспитанности, включающий:
- отношение к себе, своему здоровью;
- соответствие поведенческих показателей каждого ученика правилам поведения в школе;
- отношение к обществу и природе;
- отношение к общественной собственности;
- отношение к учебному труду.
Сведения о практической апробации программы
на базе образовательного учреждения
Программа «Я выхожу в жизнь» с учениками 5-8-х классов успешно прошла апробацию на базе Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.п. Талинка Октябрьского района Ханты - Мансийского автономного округа в течение 10 лет с 2008 по 2017 уч. годы и реализуется в настоящее время.
В реализации программы приняли участие 63 подростка, имеющих трудности адаптации социально-психологического плана. Результатом реализации программы стал мониторинг диагностики подростков «группы риска» 5–8-х классов в течение 3-х лет: отмечено положительное влияние занятий в форме социально-психологического тренинга на рост показателей психоэмоциональной адаптации и социализации, учебной мотивации, адаптации к школьному обучению и снижение уровня тревожности (Рисунки 2 - 6).
Рисунок 2
Получение и осмысление учащимися «группы риска» информации о себе позволяет создать условия для включенности подростка в позитивные социальные отношения как со сверстниками, так родителями и учителями.
Уровень мотивации обучения
Рисунок 3
Уровень коммуникативности
Рисунок 4
Уровень тревожности
Рисунок 5
Одним из показателей удовлетворенности учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении является отслеживание результативности показателей ценностных ориентаций. Мониторинг ценностных ориентаций подростков группы риска течение 3-х лет показывает устойчивый рост значений ценностей, направленных на принятие «другого» как базовой ценности, стремления к познанию, «Я» - ценности как самопознания и самовосприятия, занятие общественной деятельностью, а также рост личной ответственности (Рисунок 6).
Мониторинг ценностных ориентаций
Рисунок 6
Школьная пора – важнейший этап в жизни человека, в течение которого принципиально меняется его психологический облик. Профилактические занятия с учениками 5-8-х классов направлены на снятие состояния тревожности, создание положительной модели жизнедеятельности, обучение способам взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие эмоциональной сферы и освоение методов релаксации.
В мае 2017 г независимая комиссия в составе представителей Управляющего совета школы и родителей (19 человек) провели анкетирование среди 82-х родителей и 149 учащихся по оценке результативности профилактической программы «Я выхожу в жизнь» среди учеников 5–8х классов.
В целом удовлетворены результативностью работы по реализации программы 97% учеников и 96% родителей, давших положительные отзывы об участии в программе.
В результате данной диагностики членами Управляющего Совета и родителями дана положительная оценка результативности деятельности программы и подтверждена необходимость ее внедрения в учебно-воспитательный процесс.
Программа основана на взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Заключение
Итак, зачем нужна эта программа?
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Проблема осознания подростками собственной взаимосвязи с другими, умение строить взаимоотношения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой - одна из важнейших задач данной программы. Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому ребенка практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимодействий с окружающим миром и людьми. В этом большую помощь могут оказать занятия по воспитанию сотрудничества среди подростков через интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и всеми теми, кто включен в эту работу. Преимущество реализации программы в виде социально-психологического тренинга в том, что в ненавязчивой форме подростки участвуют в создании алгоритма своего будущего.
Почему именно на подростков направлено большинство профилактических программ? Потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. Занятия в форме тренингов дают им возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки толерантного взаимодействия, повышающие компетентность в социальной сфере, которые будут использоваться ими в течение всей жизни.
Литература
- Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
- Горьковая И.. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков», наук, Санкт-Петербург, 2002
- Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителям и детям) – СПб.,1995.
- Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения», С-Пб, 1997
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
- Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР, 1991.
- Леви В. Нестандартный ребёнок. М., 1989.
- Личко А.К. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л., 1997.
- Личко А.Е. Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988»
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.,2000.
- Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб.,2001.
- Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М.:Новая школа, 1994.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М. Владос, 1995.
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.,1999.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.,1999.
- Ди.Снайдер Практическая психология для подростков, или найти свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 1998.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. М.: Физкультура it, 1998.
- Шадура А.Ф. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации С-Пб.: Питер, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»...
Профилактический лекторий «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения.»
План занятия:Организационный момент.Работа с текстом «Что мы знаем о курении?»Сообщение нового материала о процессе курения и его вредных последствиях для растущего организма.Практическая работа с дем...
Всероссийская профилактическая акция "Здоровый образ жизни - здоровое сердце"
Спортивные соревнования в рамках Всероссийской профилактической акции «Здоровый образ жизни – здоровое сердце» Создано: 03 декабря 2017 3 декабря 2017 года в спортивном зал...
Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце» МБОУ СОШ №3 Салехард.
Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15678335","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"321...
"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!" Целевая профилактическая программа формирования жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью
Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегическо...
Профилактическая программа " Я выбираю жизнь"
Профилактическая психолого-педагогическая программа...
Профилактическая программа «Семья – источник жизни»
Данная программа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Актуальность программы ...