Профилактический лекторий «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения.»
методическая разработка по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
План занятия:
- Организационный момент.
- Работа с текстом «Что мы знаем о курении?»
- Сообщение нового материала о процессе курения и его вредных последствиях для растущего организма.
- Практическая работа с демонстрационным прибором для курения, составление словесного портрета курильщика.
- Проведение игры «вы рискуете своими лёгкими».
- Подведение итогов. Письменная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_tabakokureniya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Профилактический лекторий
«Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения.»
Подготовила:
Климова С.В.
учитель биологии
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Бутурлиновка
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»
Цели:
- сформировать знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека.
- Воспитывать культуру поведения, формировать навыки личной гигиены.
- Способствовать росту самосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.
Учебно-наглядные пособия:
Демонстрационный прибор для курения; схема «Путь струи воздуха»; тест «Что мы знаем о курении?», сценарий игры «Вы рискуете своими лёгкими».
План занятия:
- Организационный момент.
- Работа с текстом «Что мы знаем о курении?»
- Сообщение нового материала о процессе курения и его вредных последствиях для растущего организма.
- Практическая работа с демонстрационным прибором для курения, составление словесного портрета курильщика.
- Проведение игры «вы рискуете своими лёгкими».
- Подведение итогов. Письменная работа.
Ход занятия:
Учитель сообщает тему урока и его цель. Затем с помощью теста «Что мы знаем о курении?» выяснить общие знания учащихся о табакокурения, подводит к мысли об их ответственности перед собой, окружающими и своей будущей семьи. Акцент при этом можно сделать на здоровье близких людей, друзей, вынужденных участвовать в так называемом пассивном курении, когда они находятся рядом с курильщиком и дышат воздухом, отравленным табачным дымом.
Что же происходит при курении табака? При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, частицы синильной кислоты и другие химические вещества. Самое ядовитое – никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждения, а затем угнетенные центральной нервной системы; сужает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого отравления. Оно происходит постепенно. Возникают расстройства пищеварения, сердечно- сосудистые и раковые заболевания. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Чтобы учащиеся поняли, как никотин проникает с дымом в организм человека, учитель демонстрирует схему «Путь струи воздуха»
Курильщик вдыхает дым через рот, и вредные вещества вместе с табачным дымом попадают непосредственно в верхние дыхательные пути. С непривычки появляется кашель, но при постоянном вдыхании мерцательные реснички, фильтрующие попадающий в организм воздух, отмирают. Вредные вещества начинают раздражать непосредственно слизистую оболочку, что приводит к хроническому бронхиту. Как показывают исследования, именно в слизистой оболочке чаще всего зарождаются раковые клетки.
По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиаль разрушительное действие никотина, смолы и других химических веществ усиливаются. Один из вредных процессов происходит во время газообмена. Отдельные химические вещества, вступая в реакцию с кислородом, входящие в состав молекулы углекислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. В результате длительного отравления угарным газом уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что влечёт за собой инфицирование и последующую их ампутацию. Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что, приспосабливаясь к изменениям в кислородном обмене, они до предела увеличиваются в объем и могут разорваться. Этот процесс носит название эмфиземы. Эмфизема необратима. Однако, если удаётся убедить курящего оставить курение, развитие данного заболевания может быть остановлено. В зависимости от интенсивности курения в прошлом, процесс восстановления занимает от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделение слизи, и начинается процесс оздоровления. Демонстрационный прибор позволяет учащимся увидеть, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и лёгкие, какой след там оставляют. Сжав бутылку, выдавить из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнёт дымиться. На дно бутылки можно положить ватные шарики.
После демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее. После показа учитель задаёт вопросы: как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как выглядят стенки бутылки? Как, по вашему мнению, выглядят лёгкие курильщика? Учащиеся делают выводы, описывая влияние табачной смолы на живую ткань. Затем учитель предлагает составить словесный портрет курильщика. Акцент следует сделать на последствиях близких и понятиях учащимися. Например, отрицательным последствием курения относятся: возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, нёба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях: появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта, ухудшение обоняния, преждевременное образование морщин на лице, пожелтение зубов, нарушение нормального дыхания и снижение выносимости, снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Таким образом, из-за курения человек теряет привлекательность, у него ухудшается здоровье. Кроме того, табачные изделия, изготовленные из табака высшего сорта и содержащие меньшее количество никотина в дыме, обычно очень дорогие. Потому у курильщиков, как правило, всегда пустой кошелёк.
Закрепить материал можно в игре «Вы рискуете своими лёгкими». В ней участвуют 3-4 команды, каждая из которых имеет капитана.
Учитель задаёт вопрос, на который отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Если ответ правильный, команда получает 10 очков. Если неправильный, то право ответа переходит к другой команде. За неправильный ответ присуждается «дефект» т.е. «жёлтые зубы курильщика» (в виде рисунка). «прокуренные волосы» и т.д. Команда, получившая 3 дефекта, выбывает из игры. В конце игры занятия учащимся можно попросить письменно ответить на вопрос, что из увиденного и услышанного их больше всего удивило или встревожило. Если есть возможность, каждому вручается лист со справочной информацией.
ПРИЛОЖНИЕ 1.
ТЕСТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КУРЕНИИ?»
При ответе на вопрос, напишите сбоку слово «верно» или «неверно».
- Подростки курят, чтобы «быть как все» (верно)
- Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (верно)
- Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (неверно)
- В лёгких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (верно)
- Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением (неверно)
- Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в лёгких. (верно)
- Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать (неверно)
- Табакокурения является одной из основных причин заболеваний сердца. (верно)
- Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (неверно)
- Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (неверно)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ИГРЕ «Вы рисуете своими лёгкими»
Вопрос: при курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Газ называется этот газ?
Ответ: Угарный газ. Это ядовитый газ , который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.
Вопрос: Какой орган наряду с лёгкими больше всего страдает от последствий курения?
Ответ: Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.
Вопрос: Вредно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
Ответ: Неверно. Спорт ни в какой мере не нейтрализует вреда, причинённого курением организму.
Вопрос: Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей – электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты?
Ответ: сигарета
Вопрос: Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы осядет в его в лёгких?
Ответ: Около 1 литра.
Вопрос: Верно, или нет, что табакокурения вызывает сильное привыкание?
Ответ: Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить.
Вопрос: Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?
Ответ: Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей, гибели плода и смерти младенца с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-е сутки жизни новорожденного.
Вопрос: Что означает «пассивное курение»?
Ответ: Пассивное курение (или вынужденное курение) состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеванием сердца и органов дыхания.
Вопрос: Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно с курением?
Ответ: Целоваться, принимать душ, плавать, играть в баскетбол и т.д.
Вопрос: Назовите три причины, по которым причинам подростки предпочитают курить.
Ответ: Во-первых, дурной запах, во-вторых, некурящие друзья, в-третьих, некурящие родители.
Вопрос: Какие проблемы типичны для детей курильщиков?
Ответ: Повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией и т.д.
Вопрос: Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в лёгких?
Ответ: Одной сигареты достаточно, чтобы увеличит сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение в легких.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
В природных условиях никотин представляет собой жидкое вещество, содержащиеся в растении под названием табак. Он содержится в сигаретах, сигарах, трубочных и жевательных сортах табака.
Когда человек закуривает сигарету, никотин вдыхается с дымом. Дым проникает через клетки дыхательных путей, с током крови быстро достигает головного мозга.
При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в лёгких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу. Таким образом, в то время, когда организм требует большее количество кислорода, он его не получает. Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, сужая сосуды и учащая сердечный ритм.
Безвредных сигарет не существует. Сигареты с пониженным содержанием никотина и никотиновых смол также вредны и увеличивают опасность разных заболеваний.
В сигаретах содержится липкое вещество, называемое смолой. Она похожа на гудрон или вар. Никотинная смола налипает на лёгких, приводя к появлению пятен на зубах и пальцах. Даже если в сигарете имеется фильтр, он не может задержать всю смолу. Часть которой попадает в организм курящего. Часто люди, курящие сигареты с фильтром, затягиваются сильнее, таким образом наполняя лёгкие тем же количеством табачного дыма и смолы.
В состав табачного дыма входят около 4000 химических веществ, многие из которых ядовиты. Более сорока из них становятся причиной раковых заболеваний. Шансы курильщика на получение рака лёгких в 10 раз выше, чем не у курильщика.
Курение вызывает эмфизему и хронический бронхит. Курильщики часто кашляют, пытаясь избавить свой организм от дыма и ядовитых веществ.
Используемая литература
1. Тереньтьева А.В., Ивашин О.И., Москвичёв В.В. Реабилитационная программа «Перекрёсток»: Сер. «Разрабатывающие программы. Вып. 7 М.,2000
2.Казьмин В.Д.Курение, мы и наше потомство. М.: Советская Россия,1989
3. Коростылёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение,1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное дело Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"
Работу по профилактике педагог проводил с учащимися 7-8 классов. Работа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков проводиться комплексно с использованием всех доступных школ...
План мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения среди обучающихся
Формирование здорового образа жизни среди обучающихся...
Воспитательное дело Тема: «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»
Введение Работу по профилактике педагог проводил с учащимися 7-8 классов. Работа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков проводиться комплексно с использованием всех ...
Всероссийская профилактическая акция "Здоровый образ жизни - здоровое сердце"
Спортивные соревнования в рамках Всероссийской профилактической акции «Здоровый образ жизни – здоровое сердце» Создано: 03 декабря 2017 3 декабря 2017 года в спортивном зал...
Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце» МБОУ СОШ №3 Салехард.
Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15678335","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"321...
Всероссийская профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце»
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15679402","attributes":{"alt":"","cla...
Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения".
Вряд ли кто из вас знает, что при курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется более 400 вредных веществ: никотин, сероводород, аммиак, азот, окись углерода и различные эфирные масла....