Беседа "Зачем человек спит"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»
Беседа на тему:
«Зачем человек спит».
Воспитатель: Заикина Н.В
2016г
Цель: познакомить детей со значением сна в жизни человека.
Задачи:
- Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни;
- Выяснить значение сна в жизни человека;
- Систематизировать и закрепить знания детей о здоровом сне человека, о способах его сохранения;
- Развивать умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения;
Ход мероприятия.
- Организационный момент.
- Выведение темы классного часа.
В начале недели был вывешен знак, который должен был подсказать Вам тему нашего классного часа.
- Какие будут ваши предположения.
- В каком направлении мы будем работать? (будем говорить о здоровье, т.к. знак зеленого цвета)
- Что вам подсказал рисунок луны и звезд?
- Итак, тема нашей беседы будет «Зачем человек спит».
- Побуждение
- А давайте заглянем немного вперед и предположим чем закончиться наша беседа?(предположения детей)
- Обоснование
Что такое сон?
- Подумайте и ответьте: а что такое сон? Как вы это понимаете? (ответы детей)
Обратимся к толковому словарю: Сон – наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.
Сон относиться к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье.
- А как вы думаете, для чего человеку нужно спать? (предположения детей)
- Чтобы проверить Ваши предположения, давайте посмотрим на то, что же происходит с человеком во время сна? (На примере бодрствующего и отдыхающего ребенка ведется сравнение)
- Предположим, что Юра – это спящий ребенок (уложите его на раскладушку), а Никита – нет. В чем отличие?
Во время сна у человека отдыхают мышцы от дневной работы. Кости начинают расти – поэтому говорят, что дети растут во сне.. Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим и легкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечная мышца (сердце), отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаём полными сил и готовые активно приняться за дела. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее», а в стихотворении Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…»
- Так для чего нужно спать? (предположения детей)
Все дело в том, что самый главный орган, которому нужен сон – это наш головной мозг. Это большой труженик. И чтобы он мог хорошо соображать, ему нужно отдыхать. Вспомните себя, когда вы не выспались, а утром вам нужно выполнить очень трудную работу, например, писать диктант или контрольную работу. Легко вам или трудно думать? Это говорит о том, что ваш мозг не отдохнул и ему тяжело.
- А как вы думаете, что происходит с ребенком, если он все время будет недосыпать?
Если ребенок недосыпает, его организм испытывает постоянную усталость и в результате начинает «ломаться» - другими словами начинает болеть, так как у него мало сил, чтобы бороться с вирусами.
Но не только это. Дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того в школе они, гораздо хуже, чем могли бы отвечают на вопросы учителя или вообще молчат, плохо справляются с заданием, у них ничего не получается – получают плохие оценки. А если недосыпание у ребенка все время, как будет обстоять дела с учебой?
Ученые установили, что у ребенка, который недосыпает, плохо работает желудок – они теряют аппетит.
- Значит, от того как спит ребенок очень много зависит. Что же? (Учеба, настроение, здоровье)
- А как же нужно спать, чтобы организм отдохнул? Иногда бывает так, что спал долго, а просыпаешься и чувствуешь себя разбитым. Значит нужно соблюдать какие-то правила.
Эти правила мы сегодня и постараемся вывести.
Продолжительность сна у новорожденных - 22 - 23 часа, у годовалого ребёнка - 16 часов. Трёхлетний малыш спит 13 часов, а пятилетний - 12 часов. К16 годам продолжительность сна достигает в среднем 8 часов. Ребенок 10 лет должен спать в среднем 10 часов. Значит:
1.Обязательно ложиться спать и вставать в одно и тоже время. Как же узнать в какое время нужно ложиться спать?
2.Гулять перед сном, проветрить комнату, в которой ложитесь спать.
Наш мозг должен подготовиться ко сну, т.е. начинать успокаиваться. Что может помешать мозгу подготавливаться ко сну?
3.Не смотреть страшных фильмов, не читать волнующие книги.
Мы уже говорили, что во сне все органы отдыхают, в том числе и желудок. А какая работа желудка? Переваривание пищи. Значит:
4.Не есть перед сном. Ужинать - за один - два часа до сна.
Мы легли спать, но никак не можем заснуть, так как у соседей за стеной звучит музыка или за окном горит фонарь. И это очень мешает человеку.
5.Спать в полной темноте и тишине.
В России есть правило: соблюдать тишину в период с 21 часа до 6 утра. Это время сна у людей и нельзя это правило нарушать.
Иногда мы просыпаемся как побитые – болят плечи, шея или спина – это значит, что постель была неудобная. Значит:
6.Спать нужно на ровной постели.
Какой орган наряду с мозгом выполняет большую работу для человека? Это сердце. С какой стороны у человека сердце? С левой. Значит если мы ляжем на левый бок – мы его сдавим и он будет испытывать нагрузку нашего тела.
7.Спать лучше на спине или на правом боку.
Если человек будет соблюдать все эти правила, то его сон будет золотым, т.е. очень полезным для здоровья.
Давайте проверим, все ли вам понятно было сегодня. Мудрые предки оставили нам послания – это пословицы и поговорки . Прочитайте их и попробуйте объяснить их смысл.
- Сон – лучшее лекарство.
- Выспишься – помолодеешь.
- Нет такого силача, которого сон не поборет.
- Сильнее слон, да сильнее сон.
- После обеда полежи, после ужина походи.
- Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Какой вывод мы можем сделать? Сон необходим человеку, и его ничем нельзя заменить.
Но только ли человеку важен сон? Только ли человек спит? Нет. А кому еще?
Братьям нашим меньшим – животным. Все животные спят по-разному. Например , самый большой лежебока - это барсук. Барсука увидеть трудно, потому что он любит поспать. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Лишь изредка он просыпается и бродит по лесу. Чаще всего это случается во время большого дождя, когда вода попадает в нору и будит лежебоку. Барсук - аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Перед тем, как улечься спать, барсук сгребает лапами в нору опавшие листья, устраивает себе мягкую постель.
Ёж в зимней спячке проводит больше 6 месяцев. В это время он не чего не ест и не двигается. Спит он, свернувшись клубком в логове, под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом. Так ёж спит всю зиму до весеннего солнышка.
Многие животные спят весьма в причудливых позах. Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят головой вниз, уцепившись за ветку, или выступ скалы. Львы, панды и медведи, любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются, как попало. А жирафы подрёмывают стоя. Слоны спят стоя или лежа на животе, упираясь бивнями в землю.
Скажите, а поза, в которой спит человек, у всех одинаковая?
Совершенно верно, все спят по-разному. А вы знаете, что ваше поведение во сне может рассказать о вас очень многое. Хотите узнать что.
Ученые выяснили, что существует 3 наиболее часто встречающиеся позы во сне:
- Поза «калачиком»
- На боку слегка поджав колени
- Лежа на спине или на животе, заложив руки за голову
Возьмите листочки бумаги, вспомните вашу любимую позу во сне и изобразите ее схематически. А теперь послушайте:
Люди, которые спят калачиком, то есть свернувшись, как кошка, им хочется, чтобы их кто-то опекал. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои проступки побаиваются. Ведь совершают они свои поступки по настроению и не задумываются о последствиях.
Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав колени, спокойные и послушные. Они никогда не будут возражать или спорить. Одним словом ссориться они не любят ссориться. Такие люди легко приспосабливаются к разным условиям. Правда они не очень смелые и решительные, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».
Люди, которые спят на спине или на животе, заложив при этом руки за голову, отличаются веселым нравом. И хотя они прекрасно знают о своих недостатках, тем не менее не спешат исправить их. Правда и других людей они принимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними невозможно поссориться.
Как видите, спят все – и люди, и животные, а когда мы спим, мы видим сновидения. Некоторые люди спят очень крепко и когда просыпаются, то все забывает, а некоторые - сны стараются запомнить и даже разгадать их. Были даже написаны книги для этого – сонники.
О том, что люди видят сны врачам помог узнать специальный прибор, который называется электроэнцефалограф, который считывает сигналы мозга.
Но сны видят не только люди, но и животные и вы это можете узнать без прибора, а будучи очень внимательными. А кто-то это уже видели. Может вы поделитесь своими наблюдениями.
Вы молодцы, хорошо поработали. Давайте подведем итог.
- Итог
О чем был сегодня классный час?
Какой результат у нас получился? (Мы узнали о пользе сна, вывели правила здорового сна).
Скажите, а как мы можем проверить наши выводы?
-На что влияет недостаток сна? На здоровье и учебу? Здоровье отследить не в наших силах – будет сложно. А вот ваша успеваемость – ее можно отследить и узнать зависимость успеваемости от качества сна.
Для этого мы разделимся на 2 группы. Одна группа будет соблюдать режим сна, а другая группа вести привычный образ жизни. Итак мы выявим эту зависимость уже через месяц.
- Рефлексия
Наш классный час подходит к концу. Давайте заполним дольки полезности. Выберите цвет, который соответствует вашему отношению к обсуждаемой теме. (Красный, оранжевый и желтый в зависимости от спелости апельсина) Закрасьте столько долек, сколько пользы вы получили от классного часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПИД не СПИТ!
Это научно-практическая работа, основанная на проблемах заболевания 21 века. Эту работу выполнил ученик 9 класса Зарьков Алексей....
СПИД не СПИТ!
Это научно-практическая работа, основанная на проблемах заболевания 21 века. Эту работу выполнил ученик 9 класса Зарьков Алексей....
СПИД не спит!
Классный час в рамках мероприятий, посвященных здоровому образу жизни. Для сравненения представлены данные по заболеваимости в Туве, а так же других государствах....
Классный час "СПИД не спит!"
Классный час на тему "СПИД не спит!" - две презентации, тест (проводится до классного часа), текстовый материал...
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида . С. Есенин. Спит ковыль. + Презентация.
Основной проблемный вопрос урока: проследить, как же создаётся образ Родины и природы С. Есениным в стихотворении "Спит ковыль. Равнина дорогая...". ...
Урок чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида . С. Есенин. Спит ковыль. + Презентация.
Основной проблемный вопрос урока: проследить, как же создаётся образ Родины и природы С. Есениным в стихотворении "Спит ковыль. Равнина дорогая...". ...
Классный час "Зачем человек спит?".
Классный час "Зачем человек спит?", для учащихся коррекционной школы....