Беседа «Дисциплина и порядок – наши верные друзья»
методическая разработка на тему

Заикина Наталья Вячеславовна

Беседа

«Дисциплина и порядок – наши верные друзья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_distsiplina_i_poryadok-nashi_vernye_druzya_.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Беседа

«Дисциплина и порядок – наши верные друзья»

        Воспитатель: Заикина Н.В

2017г

Цели: Повторить основные права и обязанности воспитатнника, правила поведения в школе-интернате, дать понятие о недопустимости проявлений грубости, неорганизованности, воспитывать умение быть дисциплинированным, исполнительным, вежливым по отношению к окружающим.

Форма: беседа

Ожидаемые результаты: Усвоение устава школы, прав и обязанностей школьника. Формирование навыков самовоспитания.

Оборудование: презентация, эпиграф к уроку «Дисциплина – мать победы!» А.Суворов, устав школы и картинки шляп на каждую парту, видеосюжет к стихотворению Б.Заходера «Перемена»

Ход мероприятия:

Как вы понимаете, что такое закон?

(Закон –правила поведения в жизни, в обществе, принятые правительством)

- Где прописаны эти законы?

(Законы записаны в Конституции – основном законе государства)

- Как вы понимаете , что такое Конвенция?

Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться)

- С какой конвенцией вы были ознакомлены? («Конвенция о правах ребенка».)

- О чем говорится в этом документе? (В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. И еще там идет речь о правах ребенка.)

- Как вы понимаете слово право?

(Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять.)

- Какие права известны?

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на личную жизнь.

Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

Право на защиту от эксплуатации и насилия

Право на уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).

Право на гражданство;

- Кроме прав у каждого человека есть свои оюязанности. Как вы понимаете значение этого слова? (Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь, и они должны быть выполнены.)

-Какие же у вас есть обязанности?

ІІІ Работа над новым материалом.

1) Метод предугадывания. Ребус. (Слайд 2.)

2) Объявление темы урока.

Дисциплина и порядок – залог успеха – тема нашего урока. Каждый хочет добиться успеха. Но очень немногие люди его достигают . Есть ряд секретов и стратегий достижения успеха. В первую очередь среди них выделяется дисциплина. Давайте выясним смысл важного слова для каждого человека.

3) Знакомство с понятием слова дисциплина в словаре Ожегова.

(Слайд 3.)

Значение записать в тетрадь

Слово «дисциплина» (djsciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения.

Дисциплина 2 - обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.

Дисциплина 1 - самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

То есть, в первом случае оно означает изучение какого-либо предмета. Например, говорят: математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т. д. Во втором же случае, в каком мы его и употребляем сегодня, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку».

В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная. Наряду с этим существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)

Воинская дисциплина. (Слайд 4.)

Виды дисциплин записать в тетрадь

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное — жизнь многих людей.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.

В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед — боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.

- Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

Трудовая дисциплина. (Слайд 5.)

Виды дисциплин записать в тетрадь

Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей.

- Что может произойти, если недисциплинированный автослесарь слабо закрепил колесо в машине?

- А пожарный заснул и не услышал вызова?

- Приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным? Какие наказания могут быть применены к таким работникам?

Школьная дисциплина. (Слайды 6-8.)

Виды дисциплин записать в тетрадь

Ваши родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек — не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму.

Обсуждение слайда 6

Вы теперь тоже ученики. Какие документы есть в школах, для того чтобы поддерживать порядок и дисциплину? ( Устав школы . Правила школьника . )

Устав школы – это свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы.

- Прочитаем правила. Какие из пунктов Устава или Правил школьника нам легко выполнять, а какие выполняем с трудом?

- Что мы должны предпринимать, чтобы эти правила все же соблюдать? (ответы детей, и о дежурстве в коридоре детей и учителей)

- И выполнять это нам нужно не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою силу воли.

Обратите внимание на то, как расположены предметы на вашей парте.

- Почему на парте должен быть порядок?

- Почему учебники необходимо обвернуть, подписать?

- Для чего нужно систематически выполнять домашние задания?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: ученик должен быть дисциплинированным и соблюдать порядок!

IV Физминутка.

V Закрепление изученного материала

1. Инсценировка и обсуждение рассказа (метод инсценирования)

М. Корейс, Д. Фолл«Школа вежливости»

Автор И тут Пете на каждом шагу стали попадаться знакомые, улица так и кишела ими. Ну, как будто сговорились! Да еще учительница, как назло, идет навстречу. Верин отец снял шляпу, Вера вежливо наклонила голову и сказала громко и ясно: «Здравствуйте». Лиза-Подлиза запищала: «Добрый день! Всего наилучшего, Мария Карловна!». Виктор и Эдик не сдвинулись с места и начали внимательно разглядывать витрину. Будто бы это было так интересно, что они уже ничего вокруг не замечали. Зато Петя пулей пронесся мимо. Скорее, скорее, чтоб не пришлось здороваться! Скрыться, незаметно свернуть, шмыг - и вот он уже облегченно вздыхает на противоположной стороне улицы.

Нет, нет, погоди! Не здороваешься, делаешь вид, что никого не заметил, убегаешь! Не повезло тебе, Петя... Мы уверены, что ты бы поздоровался, если бы знал, какое тебя ждет наказание...

Лиза. Петушок, подожди! Куда же ты бежишь? (Автор : Петя терпеть не может, когда его называют Петушком и Лизу-Подлизу тоже.)

Петя Невежа, (неохотно). Ну, чего тебе? (Остановился, засунул руки в карманы).

Лиза. Петушок, почему ты не поздоровался с нашей учительницей?

Петя Невежа (смотрит под ноги). Как это «не поздоровался? Я ее и в глаза не видел.

Лиза. Видел, видел, пожалуйста, не оправдывайся, заметила, как ты удирал.

Петя Невежа. Не суй нос не в свое дело. Как бы у тебя все бантики не полетели.

Лиза, (разозлившись, выпаливает, как пулемет). Не груби! Я вот умею здороваться. Мама мне всегда говорит: «Лизонька, язык у тебя не отсохнет, если ты каждому скажешь «Добрый день», если поклонишься, так тебя тоже не убудет. А главное, ведь сейчас конец четверти, скоро отметки будут выводить...

Петя Невежа (презрительно). Так она и попалась на твое сюсюканье! Держи карман шире!

Лиза. Попадется или не попадется, все равно! А папа говорит, что он у себя в учреждении со всеми вежлив, чтобы ни с кем не испортить отношений. Когда к нам по четвергам приходит моя тетя и мамина приятельница, мама каждой говорит: «Ах, какой сюрприз! Ах, как я рада. Проходите, проходите...»

Петя Невежа (у которого вот-вот лопнет терпение). Перестань трещать, я.

Лиза. Не перебивай! Невежа невоспитанный! Вынь руки из карманов, когда говоришь с дамой!

Петя Невежа. Это с тобой-то? Так ты не размахивай руками у меня перед носом. Глаза еще выткнешь!

Лиза. Нахал! Я все равно про тебя учительнице скажу! Будешь знать!

Петя Невежа (с отвращением отворачивается и, не сказав ни слова, уходит)....

Автор Так окончилась лекция Лизы о правилах «хорошего тона», а значит, и наказание Пети. Плохо только, что ни один из них не прав: ни Петя, ни Лиза.

Почему авторы считают и Лизу, и Петю неправыми? За что их можно осуждать?

Обсуждение

- Назовите жанр, главную мысль, главных героев данного произведения

- Почему авторы считают и Лизу, и Петю неправыми? За что их можно осуждать?

Метод «Двух шляп»

Дети делятся на две группы, одни «берут шляпу» синего цвета и записывают

что из данного рассказа мы возьмём в копилку нашего жизненного опыта. А другие «берут шляпу» желтого цвета и записывают, что из данного рассказа является отрицательным.

Зачитывание ответов

- Молодцы. Отлично справились с заданием.

2. Работа над стихотворением Б.Заходера «Перемена»

- Сейчас мы послушаем стихотворение Б.Заходера «Перемена» Ваша задача: сосчитать сколько ошибок в поведении допустил Вова и почему?

Ответы: Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

- Кто-нибудь узнал в Вове себя?

-Как вы ведете себя на перемене? А на уроках?

3. Игра «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

На математике считают,

На перемене … (отдыхают)

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).



VI Рефлексия

1. Определите, о какой дисциплине идёт речь:

а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами;

б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве;

в) соблюдение правил для учащихся.

Закончи предложение:

сегодня я узнал… (что дисциплина это соблюдение порядка)

было интересно…(узнать о значении этого слова и видах дисциплин)

я понял, что… (выражение «дисциплина хромает» означает нарушение поведения)

урок дал мне для жизни…(то, что если я хочу вырасти успешным, я должен научиться быть дисциплинированным, а последствия нарушения дисциплины приводят к несчастным случаям)

мне захотелось…(вырасти успешным человеком)

Советы для работы дома:

Поделитесь своими размышлениями об уроке с родителями.

Вспомните известные вам из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделайте вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

Вывод учителя: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. И тогда каждый из вас будет гордо носить имя – ученик.

Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Пусть вашим девизом будет: «Дисциплина и порядок – залог успеха»

Я желаю всем мира и добра. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Наши верные друзья»

Цели: объяснить учащимся, для чего служат светофоры; рассказать о назначении трехсекционного светофора, последовательности расположения его сигналов; познакомить учащихся с другими видами пешеходных с...

Классный час в 3 классе на тему "Кошки и собаки – наши верные друзья"

Цель: Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным. Задачи:1. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных.2. Развивать мышление, посредством вы...

Птицы наши верные друзья

Конспект внеклассного мероприятия...

Птицы наши верные друзья

Методическая разработка...

Беседа по формированию ЗОЖ"Наши верные друзья"

Формирование ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в школе-интернате....

Беседа. Дисциплина и порядок - наши верные друзья.

Данная беседа закрепляет знания учащихся по соблюдению правил поведения в школе.и других общественных местах....

Беседа "Дисциплина и порядок-наши верные друзья!"

Цель данной беседы:повторить основные правила и обязанности воспитанников....