Сценарий "Наш Курский русский лес"
классный час на тему

Кононов Николай Петрович

Устный экологический журнал "Наш Курский русский лес" (сценарий) повествует о красоте и разнообразии Курских лесов, их значении для человека, практическом использовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ ЭКОЛОГИЧСКИЙ ЖУРНАЛ « НАШ КУРСКИЙ РУССКИЙ ЛЕС» (СЦЕНАРИЙ)

Учитель географии Маховоколодезской основной общеобразовательной школы Большесолдатского района  Кононов Николай Петрович

«Природа,мир,

Тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья, отстою!»

( Б. Пастернак)

Работая с обучающимися по их экологическому образованию и воспитанию, я провожу мероприятия разного характера. Устный экологический журнал « Наш курский русский лес»- одно из них.

Материал устного журнала можно использовать в классе на уроке географии России по теме «Растительность»,  при изучении географии Курской области, на занятиях экологического факультатива и кружка, на школьном экологическом вечере.

В организации и проведении устного журнала я выделил 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.

На этапе подготовки  обьявил тему, а учащиеся получили задание с учетом своего  уровня и особенностей развития, способностей, желаний.

Были даны такие задания: подобрать интересный материал, стихи, песню, оформить стенгазету и страницы устного журнала, нарисовать его эмблему.

Большое внимание уделялось творческой инициативе учащихся. Через две недели на основе собранного материала составили  сценарий, продумали оформление, подобрали ведущих.

Второй этап- основной. Он продолжался 35 минут. В ходе него было представлено содержание устного журнала.

Третий этап - итоговый, на нем был дан анализ работы каждого обучающегося по данной теме, отмечено участие в подготовке и проведении журнала.

Цель мероприятия:

1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о растительности, природе родного края, ее нынешнем состоянии, обозначить экологические дела обучающихся.

2. Воспитывать любовь к малой Родине, разумное и бережное отношение к природе, стремление сделать ее лучше, красивей.

3. Формировать познавательный интерес учащихся, самостоятельность поиска знаний, формировать их мыслительную деятельность.

 

Оформление зала и сцены:

Выставка рисунков, фотографий учащихся «Наш курский лес», эмблема устного журнала, стенгазета «Мой курский лес», карты растительности России, Курской области.

В центре сцены эпиграф: « Охраняя природу, сохраняем самих себя!"

УСТНЫЙ ЭКОЛОГИЧСКИЙ ЖУРНАЛ « НАШ КУРСКИЙ РУССКИЙ ЛЕС» (СЦЕНАРИЙ)

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ. «ЛЕС – ВЕРНЫЙ ДРУГ И ПОМОЩНИК ЧЕЛОВЕКА»

1-й учащийся

Леса уходят.

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и берёзы.

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клёны.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают – океан зеленый.

                                        С. Орлов

2-й учащийся

Леса называют зелёными легкими нашей планеты. В лесу легко дышится. Ведь растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона дерева – своеобразный фильтр. Она задерживает пыль, копоть, грязь. Листья выделяют особые летучие вещества, убивающие бактерии. Доказано, что зелёные насаждения уменьшают содержания пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма – в 2 раза, значительно снижают шум, регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра.  

Человек многим обязан лесу: чистым воздухом, грибами, лекарственными растениями. Но сейчас экологи бьют тревогу: леса на Земле исчезают. В результате  мелеют реки, ухудшается климат.

3-й учащийся

Лес – верный и надёжный помощник земледельцев в борьбе за урожай. Он преграждает путь разрушительным паводкам, препятствует пыльным бурям, сыпучим пескам, эрозии почвы, создаёт благоприятный микроклимат, сохраняет полноводность рек.

,,Лес водой живёт, лес и воду бережёт” – так говорят в народе.

Он – неиссякаемый источник творчества, здоровья, бодрости человека.

4-й учащийся

Говоря словами доктора Астрова из пьесы А.П.Чехова,, Дядя Ваня”, леса учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение. Именно они помогали Шишкину в его работе над бессмертными полотнами  «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», вдохновили Левитана создание картины «Золотая осень», «Зеленая рощ». Любовью к лесу проникнута поэзия Пушкина, Некрасова, Фета, Бунина, Пастернака.

5-й учащийся

Осень – сказочный чертог,

Всем  открытый  для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся  в озёрах.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой,

Как венец для новобрачной.

Лик берёзы под фатой,

Подвенечной и прозрачной  

                              Б. Пастернак

СТРАНИЦА ВТОРАЯ. « ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА»

1-й учащийся

Теперь мы отправимся в путешествие по лесу, и вы убедитесь, что он полон чудес. Главное дерево в лесу – дуб. Римляне называли его кверкус, что означает красавец. У древних греков дуб был священным, и шум его ветвей предсказывал судьбы людей. И римляне, и греки венком из дубовых листьев отмечали отважных людей, совершивших подвиг, а ветвь дуба указывала на могущество.

У древних славян самым главным и могучим богом был Перун- бог грома  молнии. Дуб назывался перуновым деревом, именно из его древесины изготавливали фигурки этого бога. Люди почитали дуб за красоту и силу.

Но не только за это. Дубы давали людям приют, дубрава укрывала и кормила: здесь охотилась, собирали грибы, ягоды, жёлуди (из них выпекали хлеб ещё 5000 лет назад)

2-й учащийся

Я хочу рассказать о знаменитых дубах. Сейчас самым старым в Европе считается стельмужский  дуб. Он растёт в Литве и имеет возраст 2000 лет. В селе Тригорском Псковской области растёт дуб, которому А.С. Пушкин посвятил строки:

Гляжу на дуб уединённый,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживает мой прах забвенный,

Как пережил он прах отцов.

Есть и другой дуб, связанный с именем Пушкина. Он растёт недалеко от Петербурга., это про него : «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…»

Есть и молодые дубы – знаменитости. Один из них растёт в центре Москвы в Кремле. Посажен он 14 апреля, 1961г в память о первом полёте человека в космос.

В Курске памятником природы объявлен пирамидальный дуб, растущий в парке города.

3-й учащийся

Чтобы знали, о каком дереве пойдёт речь дальше, надо отгадать загадку. Об этом дереве раньше говорили: его первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать. Узнали?

(звучит мелодия народной песни « Во поле береза стояла»)

Растет в нашем лесу чудо-дерево – береза.

Но мы порой не обращаем внимание на чудесное, потому что оно близко, рядом. А вот знаменитый бразильский футболист Пеле, побывавший в нашей стране, на вопрос, что на него произвело самое сильное впечатление, ответил « Нежные и светлые деревья – берёзки».

4-й учащийся

Береза – единственное в мире дерево, имеющее белую кору. Объясняется это Тем, что в ней содержится  бетулин. Это вещество открыли сравнительно недавно и назвали его в честь берёзы (по латыни береза – « бетула» )

Если в жаркий день дотронуться  до коры дерева, то можно почувствовать прохладу. Белый цвет отражает солнечные лучи, предохраняет березу от повреждений.

5-й учащийся

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

 В серёжках, в листве кружевной.

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной

Гроза над ней ль пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,

Дождинки, стряхнув, улыбнется

Березка – и вновь весела.

Наряд ее легкий, чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы.

И так уж она хороша,

Что кажется в шуме березы

Есть русская наша душа.

              Вс. Рождественский

6-й учащийся

Почему в народе говорят: «ободрали, как липку»? Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его «голым». Появилась эта поговорка, как ни странно, благодаря лаптям, которые раньше были самой распространенной обувью российских крестьян. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 молодых липок. Вот и стояли они в лесах ободранные, совершенно голые.

Древесина у липы удивительная, она трескается и не коробится, а потом служит материалом для знаменитых резчиков по дереву. Хохломская расписная посуда делается именно из липы.

 (Демонстриуются изделия с хохломской росписью.)

Лучшая тара –из липы, чертежные доски- из липы. Липа еще и самое сладкое в нашем лесу дерево: кто же не знает липовый мед? С одного растения пчелы могут собрать столько же меда, сколько с 1 га посевов гречихи.

Липа лучше других деревьев уживается с асфальтом в городе. Она может прожить здесь до 60 лет.

7-й учащийся

А знаете ли вы, из древесины  какого дерева делают спички? Из осины! Появились спички  в России в 1836 году. Почему спички изготавливают из осины и только из нее? Дерево удобно для обработки. Но главное: если погасить спичку, она погаснет сразу, без тления, это важно для предупреждения пожаров. Для безопасности спички пропитывают особой жидкостью, а хорошо пропитывается лишь древесина осины.Спички тебе подарило дерево-друг. Будь же и ты его другом: во время походов не забывай потушить костер, а бросая даже погашенную спичку, переломи ее. Ломая спичку, ты проверяешь, горит она или нет.

Переломить спичку- закон леса!

8-й учащийся

Как вы думаете, можно ли из дерева получить сахар? Можно. Из сахарного клена. Изображение листа этого дерева есть на флаге Канады. В 1964 году Канада получила право заменить британский флаг собственным. Из 5 тысяч представленных проектов и эскизов был выбран тот, где на белом фоне между двумя красными полосами изображен алый кленовый лист.

Сок сахарных кленов  на 1/5 состоит из сахара. От одного дерева без ущерба для его здоровья можно получить2-4 кг. Сахара. В Канаде и США ежегодно его добывают около 4 млн. килограммов.

В России такие клены не растут. Но в наших лесах встречается остролистный клен. Из его древесины  делают спортивный инвентарь и инструменты. А еще клен может служить лесным барометром: перед ненастьем дерево «плачет».

9-й учащийся

Кроме барометров в лесу есть и компасы. Компас-вещь необходимая для похода. Но может оказаться, что вы забыли его дома. И тут на помощь придут деревья. Конечно они не укажут направление к дому, но стороны света с их помощью определить можно.

Кора многих деревьев в лесу покрыта мхами и лишайниками, которые предпочитают тень, а значит они лучше развиваются на северной стороне ствола. Компасом может служить и кора березы- с южной стороны дерева она белая ичистая, а с северной – обычно покрыта трещинами, наростами и пятнами. У хвойных деревьев натеков смолы больше с южной стороны.

Лес - наш верный друг, поэтому он не даст заблудиться  тем, кто его знает и любит.

10-й учащийся

В лесу растут не только деревья, но и травянистые растения. Один из самых любимых- ландыш. Издавна он был символом весны, нарождающейся жизни. В честь ландыша во многих странах устраивались праздники, молодежь танцевала, обменивалась цветами. Букетик белых, похожих на фарфор цветов дарил парень девушке. И если она принимала- значит была согласна  стать женой этого парня, если бросала на землю- свадьбе не бывать!

Ландыш цветет не долго, и на месте хрупкого цветка появляется красная ягода. Она горькая и ядовитая, но является лекарственным сырьем. Это основа препаратов для людей с больным сердцем. Охраняйте ландыш, не рвите нежные, трогательные цветы. Пусть они радуют вас всех своей красотой и ароматом.

11-й учащийся

Не на ладан, на ландыш дышите,

Чтобы душу свою воскрешать

И спешите, спешите, спешите

Лесом, ландышами подышать.

Вот он – чистый, как совесть младенца,

Образец простоты, красоты

Не сорву и не стану владельцем

Этой ландышевой чистоты.

Даже прутика не сломаю,

Пусть красуется каждая ветвь.

Я не маленький, понимаю:

Лес губить – и себя не жалеть!

                                       В. Боков

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ. «ДАВАЙ ПОДУМАЕМ»

А теперь – вопросы викторины.

Загадка: весной шумит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

Никто не пугает, а она дрожит (осина)

Кому из русских писателей принадлежать слова: « Леса украшают Землю, они учат человека понимать  прекрасное  и внушают ему величавое настроении»? ( А. П. Чехов) Почему древние славяне называли дуб перуновым деревом? ( Перун был самым главным и могучем среди богов,  как дуб – самое  главное и могучие дерево в лесу)

Почему у березы белая кора и какое это имеет значение?

Из древесины какого дерева делают спички и почему?

Назовите самый древний дуб в Европе (Стельмужский  дуб в Литве)

Почему говорят : «Ободрать, как липку»?

Из какого дерева можно получить сахар?

Какое дерево является в лесу барометром?

Загадка-шутка: под каким деревом сидит заяц во время дождя? ( под мокрым)

Почему леса называют зелёными легкими планеты?

1-й учащийся

Ребята, лес необходимо охранять и беречь. Ни одного дерева нельзя срубить зря, тем более ломать его: ведь для того, чтобы человек нормально жил и дышал, на каждого жителя требуется 50 кв. м зелёных насаждений.

2-й учащийся

К сожалению, в настоящее время идёт интенсивная вырубка тропических лесов. Остров Мадагаскар потерял 93% своим лесов, а тропические леса на атлантическом побережье Бразилии вырублены на 99%

3-й учащийся

20кг макулатуры сохраняют одно дерево. 1т макулатуры сберегает от вырубки 0,4га леса среднего возраста. В РФ на каждого человека в год вырабатывается в среднем 32 кг бумаги, а в виде макулатуры возвращается только 6 кг.

4-й учащийся

Если в лесу много одуванчиков, значит почва уплотнилась. Это сигнал тревоги: деревья могут заболеть.

5-й учащийся

Зелёные насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2 раза, регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра. Зелёный наряд наших сёл – всеобщие достояние, и он требует внимания, заботы от всех и от каждого.

6-й учащийся

Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения до 2 лет, консервная банка – свыше 200 лет, пластик- 400 лет, а стекло – 1000 лет.

7-й учащийся

Вместе с кислородом растения обогащают воздух летучими веществами – фитонцидами, убивающими болезнетворные микробы. Фитонциды сосны губительно действуют на  возбудителей туберкулёза, а фитонциды пихты, тополя, дуба – на бациллы дефтерии.

8-й учащийся

На улице, обсаженной деревьями, уровень шума снижается на 14дц. Надёжнее всего от шума спасает берёзовая крона. Можно создать зелёный заслон, защищающий от шума на 80 – 90%, доносящегося с проезжей части дорог.

Ведущий: Ребята! Я думаю, что нам удалось убедить вас, как важен для нашей планеты её зелёный наряд. Народная мудрость гласит: человек прожил жизнь не зря, если он посадил

хотя бы одно дерево. Так давайте же приумножать наше народное богатство, а не уничтожать его.

Не оскудеет Россия лесами,

Сколько их не рубили – растут.

Бури, грозы в дубравах плясали,

Был характер захватчиков крут.

Но,  роняя горючие слёзы,

Как бойцы оставались в строю

Выживали седые берёзы,

Получившие раны в бою.

Лес для нас, как отец всемогущий,

Он нас кормит и греет теплом,

Корпуса поднимает под тучи,

Чудо - ёлкой приходит в наш дом.

Он врачует железные раны

И бумагу даёт для стихов.

И нельзя отыскать ему равных,

Не хватает восторженных слов.

Не скудеет Россия лесами,

В юных рощах гуляют дожди.

Свят закон, что придуман отцами, -

Срубишь дерево – три посади.

Ребята, следуйте всегда очень важному принципу в своей жизни «Люби свой край!»

Изучайте и любите природу своего края живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя математики МОУ "Селиховская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области

Некоторые личные профессиональные данные. Материалы по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе с обучающимися, повышению квалификации, моим достжениям и достижениям моих учеников....

Познавательная игра «Государственные символы города Курска и Курской области»

Познавательная игра, расширяя знания воспитанников по истории создания и о значении  государственной символики г. Курска и Курской области от дореволюционного периода до современных дней, ...

"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".

Тема урока поможет  учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...

Русский народный костюм Курской губернии.

Работа над исторической композицией в программе художественной школы начинается  с первого класса, с композиции на тему русских сказок. В выпускном классеДХШ учащие...

Исследовательская работа «Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве» (на русском языке)

После выступления с данной проектной работой на немецком языке  мне поступило предложение о переработке данного проекта на русский язык. Так как материал можно будет использовать и на уроках исто...

Речь для проведения экскурсии в краеведческом музее г. Железногорска Курской области на немецком языке (с русским вариантом)

Материал был подготовлен для проведения экскурсии на немецком языке для делегации из города Шмпремберг, Германия...

Развитие личностных УУД учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (на примере миниатюр курского писателя В.П.Деткова)

Основная задача учителя русского языка и литературы - научить школьников выражать свои мысли по интересующим их вопросам в оригинальной форме в необходимом объёме. Эту задачу помогают решить миниатюры...