Доклад: Воспитание гражданственности
статья на тему
Статья "Воспитание гражданственности может быть использована для сообщений на пед. совете, метод. объединениях. Содержит опыт работы по формированию патриотизма среди обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_grazhdanstvennosti.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданственности как основа формирования личности.
У каждого поколения могут быть свои идеалы,
у моего – свои, у вашего другие.
И жалко то поколение, у которого нет никаких.
В. Ключевский.
По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает не приходит совсем.
Почему?
Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться.
О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.
Поток негативной радио и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. В ситуации, когда социологи у 80% старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить о надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.
Есть удачная английская пословица: Права она или не права, но это моя страна! Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.
Перестроечные процессы обострили проблемы национального экстремизма, бездуховности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
К сожалению, в пылу либеральных реформ, смены политических акцентов и идеологий мы многое потеряли из того, что было хорошего и достойного в нашей стране. В немалой степени это касается и патриотического воспитания подрастающего поколения. Многие понятия, такие как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Многие молодые люди потеряли социально - политические ориентиры, веру в духовные и нравственные ценности и стали замыкаться в броне собственного эгоизма. Статистика свидетельствует о росте среди молодежи негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов.
Формирование и развитие патриотических чувств – важнейшая составляющая процесса воспитания. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В важнейших законодательных актах, документах Правительства, принятых в последние годы, чётко и лаконично сформулированы основные задачи воспитания гражданственности среди молодёжи, в совокупности своей характеризующие сущность, содержание процесса подготовки истинных патриотов Родины, готовых к защите Отечества. Эти задачи весьма сложные и ответственные.
Воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования и объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы, как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности.
Анализ педагогических исследований и практики гражданского воспитания учащихся свидетельствует о возрастающем интересе к данной проблеме.
Известно, что воспитание гражданственности – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека.
Актуальность темы обусловлена изменениями, которые происходят в обществе. Россия стоит на пути формирования гражданского общества, что изменило цели, задачи, содержание и методы целостного процесса воспитания.
Молодой гражданин должен быть способным к самостоятельному анализу жизненных реалий, к творческой самодеятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, ему необходимо быть предприимчивым и деловитым, обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью к возрастающей интенсивности труда, он должен быть готов к защите своих прав и свобод.
Поэтому важной задачей является формирование гражданина-патриота своей страны, знающего законы государства, обладающего правами и обязанностями, принимающего участие в жизни общества, обладающего определёнными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве.
Детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У учащихся должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Воспитание гражданственности – многогранный процесс, и решать его надо комплексно. Ведь формирование нравственных качеств человека не может быть достигнуто лишь нравственным просвещением, словесными формами воспитательного воздействия. Для усиленной подготовки к военной службе, например, необходима непосредственная военно-патриотическая деятельность учащихся, в процессе которой у них закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.
Гражданско-патриотическое воспитание доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку, ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы не только защитнику Родины. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.
Ведущая роль в воспитании гражданственности принадлежит учебному процессу. Уже в школе учащиеся осмысливают такие понятия как Родина, подвиг, патриот, воин-освободитель, узнают о победах нашего народа, учатся любить родную природу. Именно подвиг и героизм должны быть родными понятиями для подрастающего поколения. Пусть дети примеряют к себе качества замечательных людей.
Очень важно, чтобы гражданско-патриотическое воспитание учащихся происходило не только в учебном процессе, но и продолжалось в разнообразных формах внеклассной работы, это позволит направить инициативу учащихся, поможет увязать полученные ими теоретические знания с практикой. Работа по воспитанию гражданственности в нашем техникуме идет по двум направлениям:
1.Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя проведение экскурсий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий посвященных великим датам.
Р. Гамзатов в книге «Мой Дагестан» писал: «Если мы выстрелим в прошлое из винтовки, будущее выстрелит в нас из пушки».
На Уроках Мужества ребята со слезами на глазах слушают тех, кто не понаслышке знает о войне, кто испытал страшную боль от утраты близких, кто страдал от ран, холода, кто видел врага в лицо, кто стал свидетелем страшных зверств фашизма. Исполнение песен военных лет – особая форма в воспитании патриотизма, оно помогает учащимся прочувствовать то, что трудно объяснить словами.
Важное место в воспитании гражданственности занимает пропаганда российской символики. Изучению Гимна, истории российского Герба, Флага, посвящена целая серия классных часов.
2. Военно-спортивные игры, которые оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, воспитанию чувства товарищества, взаимной выручки, отваги и смелости, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Из большого количества средств и форм гражданско-патриотической работы со студентами использую следующие (при этом отборе учитываются интересы коллектива):
1. Организация бесед, докладов о войне и мире, боевых традициях и воинском долге, военных профессиях на занятиях истории.
2. Воспитание учащихся на примерах жизни и подвигов земляков.
3. Проведение интересных встреч ребят с ветеранами войны.
4. Постоянная забота учащихся о ветеранах войны, семьях погибших воинов, оказание им посильной помощи, а также вручение поздравлений, сувениров, сделанных своими руками; выступления участников самодеятельности техникума перед ветеранами.
6. Проведение конкурса на лучшее сочинение, рассказ, рисунок, фотографию на военно-патриотические темы: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Этих дней не смолкнет слава», «Есть много стран на свете, но Родина – одна», «Место подвигу есть всегда». Вся работа, проводимая по гражданско-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего.
Мероприятия, проводимые в техникуме, воспитывают в студентах чувство милосердия, доброты, ответственности. Формируют общечеловеческие нормы нравственности, являющиеся важнейшим этапом становления гражданственности. Патриотические мероприятия помогают пережить и осмыслить трудные моменты истории.
Кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц.
Народ, потерявший чувство патриотизма, перестает быть единым народом, способным сплотиться ради достижения общих стратегических целей. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, старшему поколению, которое с пеленок воспитывалось на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Процесс воспитания гражданственности непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Его нельзя ослаблять ни на один день. Необходимо постоянно помнить, что патриотами не рождаются - ими становятся. Конечная цель гражданско-патриотического воспитания предполагает развитие потребности добросовестно трудиться на благо Родины и готовность с достоинством и честью защищать свое Отечество.
Патриотическое сознание граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно–нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой. В процессе воспитания необходимо направить все усилия на то, чтобы каждый учащийся понимал, что безопасность Родины обеспечивается и их личным участием в подготовке к защите страны. Поколение, которому предстоит пополнить ряды защитников Родины, должно чувствовать ответственность за судьбу своего Отечества.
Мы все дети одной Родины – России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей. Родина – это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура, это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.
Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...
Доклад на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и краеведения"
Уроки истории и краеведения призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловечес...
Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»
Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...
Доклад «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках биологии и химии»
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках биологии и химии»...
Доклад "Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы".
Важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к своему народу....