«Умное стекло» Методическая разработка экскурсии по временной экспозиции музея
методическая разработка на тему

Стекло – это по-настоящему удивительный строительный материал, не
похожий на все остальные. Красивый и современный, крепкий и надежный,
многофункциональный и универсальный.Выставка прошла в музее гимназии зимой 2018 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steklo_metodichka.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 53»

Музей Боевой славы 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«Умное стекло»

Методическая разработка экскурсии по временной экспозиции музея

                                Автор-составитель:Рождественская Елена Борисовна

учитель начальных классов

Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории;

Экскурсоводы: Вахтин Михаил, Горбачев Григорий,Екатерина Захарова Анастасия Максимова 3 «в» класс

Н. Новгород

2018 г

Стекло – это по-настоящему удивительный строительный материал, не похожий на все остальные. Красивый и современный, крепкий и надежный, многофункциональный и универсальный.

Задачи экскурсии:

  • образовательные: рассказать об истории и производстве стекла
  • воспитательные: формировать у экскурсантов понимание необходимости уважения и знания об истории изобретения стекла в России и мире
  • развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с различными источниками информации для получения субъективно новых знаний о прошлом.

«Маршрут»[1] экскурсии построен по тематико-хронологическому принципу, т.к. сама экскурсия носит во многом обзорный характер.

К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, объекты витрин №1 и №2 ,3,4,5 материалы, представленные на стендах, а также представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point.  В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа, при этом, за счёт использования современных мультимедийных технологий, предполагается достижение у экскурсантов подобия «эффекта присутствия» при просмотре материалов экспозиции. В соответствии с этим определяется и техника проведения экскурсии: чередуются периоды показа объектов на электронной презентации с показами объектов на витринах, а более подробное рассмотрение последних отнесено в конец экскурсии. Представлен  вариант экскурсии,который проводят 4 экскурсовода.  Вариант рассчитан на учеников с 3 по 9 класс.

В конце экскурсии предусмотрена викторина, которая проводится в форме игры.

Ход экскурсии представлен в следующей ниже таблице.

Ход экскурсии.

Этап экскурсии, время

№ слайда

Текст экскурсовода

Деятельность экскурсантов

Введение

Стекловарение в древности

4 мин

1-10

Пою перед тобой в восторге похвалу -

не камням дорогим, не злату,но стеклу...

М.В.Ломоносов

Почему же великий русский ученый пел хвалу ставшему обычным для нас материалу? Часто когда говорят о стекле и его производстве используют слово чудо. Ведь это ли не чудо,когда в простой кварцевый песок добавляют всего несколько элементов и получается стекло – прозрачное или цветное .

Кто же изобрел первое стекло? Вы удивитесь если узнаете что это… сама природа нашей планеты Земля. При извержении вулкана лава застывает на воздухе и образуется вулканическое стекло-обсидиан КАК ЖЕ ЛЮДИ ОСВОИЛИ ПРОИЗВОДСТВО СТЕКЛА? Ведь не могли же они сделать искусственный вулкан? Ведь чтобы получить стекло нужно сплавить при высокой температуре песок, известь и щелочь - органическую (зола растений) либо неорганическую (сода).

Долгое время считали что стекло появилось благодаря финикийским путешественникам. . Вы видите копию Корабля финикийцев.  Но совсем недавно ученые доказали, что выплавить стекло на открытом огне невозможно .Археологи нашли первые стеклянные предметы в Египте . Мелкие предметы изготавливались так: на металлический прут помещался глиняный сердечник, на который наматывали горячее стекло 

В Римской империи незадолго до начала нашей эры мастера изобрели стеклодувную трубку. Более того, римляне впервые научились застеклять окна. Правда оконное стекло было мутным и очень тонким .

Слушают, рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты 

Песок, известь и сода в герметичных пакетах

– витрина 2

копия Корабля финикийцев

просмотр ролика «стеклоделие в древности»

От Средневековья до наших дней

4 мин

11-25

 Тысячу лет назад немецкие мастера изобрели листовое стекло Витражные окна церквей, в которых использовались кусочки цветного стекла давали очень красивое освещение –В конце Средневековья центром европейского стекловарения становится Венеция. Частые пожары вынудили городские власти перенести производство на остров Мурано.  Стеклодувы, которые там селились, навсегда должны были там оставаться. В 17 веке ученые придумали, как сделать из стекла лупу –увеличительный прибор. Так был изобретен телескоп. Он позволил ученым проникнуть в тайны далекого космоса. А микроскоп знакомит нас с тайнами микромира. 

А умели ли варить стекло наши далекие предки? Ученые уверены-да,умели! Ведь археологи находят стеклянные бусы и браслеты, которые смастерили больше тысячи лет назад! Стены русских церквей украшали смальтой-это кусочки непрозрачного цветного стекла. В 17 веке в России появился первый стекольный завод. Русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов изучал тайны стекла и создавал великолепные мозаики.

В 19 веке мастера научились создавать великолепные стеклянные игрушки. На нашей выставке вы можете увидеть стеклянные Шарики и игрушки В конце 19 века стекло стало недорогим материалом и вошло в каждый дом.

Вы видите образцы изделий из стекла второй половины 20 века Это бытовая посуда:Бутылки, вазы, флаконы, часы.А вот химическая посуда, которая используется в науке и промышленности. Перед вами- пробирки и колбы.

На нашей выставке представлена коллекция изделий из хрустального стекла. Такие изделия были очень популярны с Советском Союзе.

Слушают, , рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты

Макет церкви с подсветкой

Муранская подвеска. Витрина 3

Бинокль и микроскоп

Витрина 2

Шарики и игрушки 

Бутылки, вазы, флаконы, часы.

 Витрина 3

пробирки и колбы

Витрина 2

Современное проиводство стекла

4 мин.

26-32

Как же делают современные стекла? В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка.Добавляем соду и известь для придания стеклу нерастворимости в воде. Стекломасса варится при очень высоких температурах 1600 градусов и и похожа на густой засахаренный мед. При быстром охлаждении стекла изделие называют «закаленным». Закаленное стекло обладает высокой прочностью. Однако у него есть и недостатки. При малейшем ударе даже царапине оно закаленное стекло разлетается вдребезги. При медленном охлаждении стекло называют «отожженным». Если добавить в стекло медь- оно окрасится в красный, серебро- в желтый Кобальт- в синий а оксид меди- в зеленый.

Огромные листы стекла из которых делают крыши стены окна делают Флоат-методом. Давайте посмотрим -как же это делается на нашем Борском стекольном заводе? Полученный в печи расплав стекломассы помещают в широкую ванну, полную расплавленного олова. Жидкая масса стекла расплывается по поверхности. Результат - идеально плоский лист стекла, поверхности которого параллельны друг другу. Если необходимо получить тонкое стекло – стеклянную ленту растягивают, если толстое – растекание стеклянного расплава ограничивается. Стекло называется флоат-стекло или термополированное стекло. Именно через такое стекло чаще всего мы смотрим на мир через окна наших классов и квартир. На завершающей стадии производства готовая стеклянная лента нарезается по заданным размерам и упаковывается, затем направляется на склад готовой продукции. Из него производятся многослойные стекла – строительный триплекс или безопасное стекло оно используется в окнах машин. Цветное стекло используется во внутренних и внешних интерьеров зданий, оно защищает нас от солнечных лучей. Стекла бывают даже лакированные! На обратную сторону стекла наносится лак. Они влагостойки и устойчивы к повреждениям.Лакированные стекла бывают двух разновидностей: глянцевые и матовые. Перед вами разновидности лакированного стекла

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты

Вазы из цветного стекла

Ролик «Флоат –метод»

Образцы лакированного стекла

Ролик «Изготовление лакированного стекла»

Стекло будущего3 мин

33-40

А скоро в наших домах и автомобилях появятся стекла будущего-

1.​ Умное (или смарт) стекло

2.​ Водоотталкивающее стекло

3.​ Стекло с встроенными светодиодами

У́мное стекло́ умеет изменять прозрачность . То есть нам уже не понадобятся жалюзи и занавески. Его можно использовать в больницах, примерочных, кассовых зонах… в иллюминаторах самолетов

Водоотталкивающее стекло – это стекло со специальным покрытием, которое применяется прежде всего в автомобилестроении. Такое стекло никогда не запотевает и остаётся кристально ясным даже в туман.

Cтекло со встроенными светодиодами – находка для творчества дизайнеров. . Днем оставаясь прозрачным стеклом, пропускает внутрь здания естественный свет, а ночью превращается в источник искусственного света. Будущее принадлежит многофункциональным стеклам. Примером может служить стекло, которое снаружи здания работает как солнцезащитное, а изнутри, как энергосберегающее. Постепенно не только двери и стены, но лестничные марши и перила, полы перекрытий и потолки становятся прозрачными. Но даже двери и дома из стекла – это еще не предел. Недавно стало известно, что над всемирно известным Большим каньоном, который расположен в американском штате Аризона, построен стеклянный мост!

Стекло – это по-настоящему удивительный строительный материал, не похожий на все остальные. Красивый и современный, крепкий и надежный, многофункциональный и универсальный. Конечно, это материал будущего, неиссякаемый источник творческого вдохновения и смелого полета мысли!

Спасибо за внимание! Приглашаем вас пройти к витринам и рассмотреть экспонаты. А также вы можете задать вопросы экскурсоводам

Слушают, отвечают на вопросы, рассматривают слайды и витрины, обращают внимание на экспонаты

Ролик «Смарт-стекло»

Автомобильное стекло в витрине 4

Стекло со светодиодами Витрина 4

Отвечают на вопросы, дают пояснения.

Задают экскурсоводам вопросы, рассматривают  экспонаты, знакомятся с дополнительной информацией на этикетках

Текст экскурсии (15 минут)

Эволюция стекла

Пою перед тобой в восторге похвалу -

не камням дорогим, не злату,но стеклу...

М.В.Ломоносов

Почему же великий русский ученый пел хвалу ставшему обычным для нас материалу? Часто когда говорят о стекле и его производстве используют слово чудо. Ведь это ли не чудо,когда в простой кварцевый песок добавляют всего несколько элементов и получается стекло – прозрачное или цветное .

Кто же изобрел первое стекло? Вы удивитесь если узнаете что это… сама природа нашей планеты Земля. При извержении вулкана лава застывает на воздухе и образуется вулканическое стекло-обсидиан Из него уже 10000 тысяч лет назад изготавливали орудия труда, оружие, фигурки, украшения. А американские индейцы делали из обсидиана наконечники стрел и копий, ножи, зеркала и бусы

КАК ЖЕ ЛЮДИ ОСВОИЛИ ПРОИЗВОДСТВО СТЕКЛА? Ведь не могли же они сделать искусственный вулкан? Ведь чтобы получить стекло нужно сплвить при высокой температуре песок, известь и щелочь - органическую (зола растений) либо неорганическую (сода).

Долгое время считали что стекло появилось благодаря финикийским путешественникам, которые готовили пищу на песчаном берегу и в качестве подставки под котёл использовали кусок натуральной соды. . Вы видите копию Корабля финикийцев.

На внешних стенках котла была обнаружена стеклянная корка. Эта гипотеза есть и сейчас в учебниках истории! Но совсем недавно ученые доказали, что выплавить стекло на открытом огне невозможно

Сейчас ученые думают что стекло было открыто случайно. Гончары обжигали глиняные горшки и кувшины в ямах, вырытых в песке. А огонь разводили с помощью соломы и тростника. И кто-то заметил, что зола при контакте с песком при высоких температурах дает стекловидную массу. Археологи нашли первые стеклянные предметы в Египте . Этих находок немного, так как стекловаренные печи, появившиеся позже, были очень маленькими и с трудом давали достаточное количество тепла для качественной варки стекла. Мелкие предметы изготавливались так: на металлический прут помещался глиняный сердечник, на который наматывали горячее стекло ролик!стекло считалось предметом роскоши.

В Римской империи умели делать очень красивые стеклянные сосуды, незадолго до начала нашей эры мастера изобрели стеклодувную трубку. С её помощью из раскалённой массы выдували пузырь и постепенно придавали ему форму Более того, римляне впервые научились застеклять окна. Правда оконное стекло было мутным и очень тонким .

Тысячу лет назад немецкие мастера изобрели листовое стекло которое по составу мало чем отличалось от современного . Эти стекла вставляли в окна замков знатных вельмож. Витражные окна церквей, в которых использовались кусочки цветного стекла давали очень красивое освещение –макет церкви с подсветкой

В конце Средневековья, центром европейского стекловарения становится Венеция. умельцы изготавливали хрусталь линзы для очков и зеркала частые пожары, вызываемые круглосуточной работой стекловаренных печей, вынудили городские власти перенести производство на остров Мурано. Муранская подвеска

. Стеклодувы, которые там селились, навсегда должны были там оставаться. Если такой мастер покидал остров, то его объявляли предателем, тайно на него охотились и убивали, где бы он ни был. Так сохраняли тайны производства.

В 17 веке француз Лука де Нега изобрел способ изготовления больших зеркал. Тогда же ученые придумали, как сделать из стекла лупу –увеличительный прибор. Так был изобретен телескоп. Он позволил ученым проникнуть в тайны далекого космоса. А микроскоп знакомит нас с тайнами микромира. Подзорная труба и микроскоп ?

А умели ли варить стекло наши далекие предки? Ученые уверены-да,умели! Ведь Археологи находят стеклянные бусы и браслеты, которые смастерили больше тысячи лет назад! Стены русских церквей украшали смальтой-это кусочки непрозрачного цветного стекла. В 17 веке в России появился первый стекольный завод.

Русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов изучал тайны стекла и создавал великолепные мозаики.

В 19 веке мастера научились создавать великолепные стеклянные игрушки. Такими шарами мы совсем недавно украшали свои елки. На нашей выставке вы можете увидеть стеклянные Шарики и игрушки

В конце 19 века стекло стало недорогим материалом и вошло в каждый дом.

Появились первые машины-автоматы для изготовления бутылок. И только в XX в. были разработаны различные способы вытягивания бесконечной ленты стекла Таким образом делали недорогие оконные стекла.

Вы видите образцы изделий из стекла второй половины 20 века Это бытовая посуда:

А вот химическая посуда, которая используется в науке и промышленности. Перед вами- пробирки и колбы из кабинета химии.

А еще стекло активно используют в строительстве. Сегодня из стекла делают не только окна, но и двери, лифты, стены, крыши домов! Особое стекло применяется в транспорте-при ударе оно не разбивается а идет трещинами , не травмируя человека.

Как же делают современные стекла?

В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка.Добавляем соду и известь для придания стеклу нерастворимости в воде. Стекломасса варится при очень высоких температурах 1600 градусов и и похожа на густой засахаренный мед.

При быстром охлаждении стекла изделие называют «закаленным». Закаленное стекло обладает высокой прочностью. Однако у него есть и недостатки. При малейшем ударе даже царапине оно закаленное стекло разлетается вдребезги.

При медленном охлаждении стекло называют «отожженным». Столовая посуда охлаждается несколько часов а линзы в телескопах-несколько месяцев.

Если добавить в стекло медь- оно окрасится в красный, серебро- в желтый Кобальт- в синий а оксид меди- в зеленый.

Огромные листы стекла из которых делают крыши стены окна делают Флоат-методомДавайте посмотрим ролик-как же это делается на нашем Борском стекольном заводе? Полученный в печи расплав стекломассы помещают в широкую ванну, полную расплавленного олова. Жидкая масса стекла расплывается по поверхности. Результат - идеально плоский лист стекла, поверхности которого параллельны друг другу. Если необходимо получить тонкое стекло – стеклянную ленту растягивают, если толстое – растекание стеклянного расплава ограничивается. Стекло называется флоат-стекло или термополированное стекло. Именно через такое стекло чаще всего мы смотрим на мир через окна наших классов и квартир. На завершающей стадии производства готовая стеклянная лента нарезается по заданным размерам и упаковывается, затем направляется на склад готовой продукции. Из него производятся многослойные стекла – строительный триплекс или безопасное стекло оно используется в окнах машин. Цветное стекло используется во внутренних и внешних интерьеров зданий, оно защищает нас от солнечных лучей. Стекла бывают даже лакированные! На обратную сторону стекла наносится лак. Они влагостойки и устойчивы к повреждениям.

Лакированные стекла бывают двух разновидностей: глянцевые и матовые. Перед вами разновидности лакир. Стекла

А скоро в наших домах и автомобилях появятся стекла будущего-

1.​ Умное (или смарт) стекло

2.​ Водоотталкивающее стекло

3.​ Стекло с встроенными светодиодами

У́мное стекло́ умеет изменять прозрачность (при изменении погоды за окном позволяет уменьшить потери тепла). То есть нам уже не понадобятся жалюзи и занавески. Его можно использовать в больницах, примерочных, кассовых зонах,  в иллюминаторах самолетов

(РОЛИК)

Водоотталкивающее стекло – это стекло со специальным покрытием, которое применяется прежде всего в автомобилестроении. Такое стекло никогда не запотевает и остаётся кристально ясным даже в туман. А отлетающая влага забирает с собой все соринки и пылинки. То есть стекло всегда чистое . Оно улучшает видимость в плохую погоду.

Cтекло со встроенными светодиодами – находка для творчества дизайнеров. . Днем оставаясь прозрачным стеклом, пропускает внутрь здания естественный свет, а ночью превращается в динамический источник искусственного света и преображает городской пейзаж. По сути, здание из этого материала становится светящимся произведением искусства. Стекло со встроенным светом сделает удобным не только коммерческое здание, но и жилой дом. Одним движением выключателя вы можете осветить ваше пространство и менять цвет так, как пожелаете. Стекло уже не просто строительный материал, теперь это инструмент для ваших уникальных творческих возможностей!

50% продукции из стекла, которая завтра попадет на рынки, сегодня еще не существует. Технологии развиваются стремительно, еще вчера уникальные инновационные разработки сегодня уже используются в производстве, а другие находятся в исследовательских лабораториях.

Будущее принадлежит многофункциональным стеклам. Примером может служить стекло, которое снаружи здания работает как солнцезащитное, а изнутри, как энергосберегающее.

Постепенно не только двери и стены, но лестничные марши и перила, полы перекрытий и потолки становятся прозрачными. Но даже двери и дома из стекла – это еще не предел. Недавно стало известно, что над всемирно известным Большим каньоном, который расположен в американском штате Аризона, построен стеклянный мост!

Стекло – это по-настоящему удивительный строительный материал, не похожий на все остальные. Красивый и современный, крепкий и надежный, многофункциональный и универсальный.

Конечно, это материал будущего, неиссякаемый источник творческого вдохновения и смелого полета мысли!


[1] Под «маршрутом» экскурсии здесь понимается не столько наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, сколько, с учётом специфики экскурсии и условий её проведения, наиболее удобное изложение и показ представленного на временной выставке материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции в музее гимназии "Боевой путь эскадрильи Нормандия-Неман"

Экскурсия проводилась по постоянной экспозиции музея, обновленной и расширенной   к 70 -летию знаменитой эскадрильи "Нормандия-Неман", в которой вместе воевали французские летчики и русские авиам...

Методическая разработка экскурсии по теме «История образовательной организации в экспозиции музея»

Методическая разработка  приурочена к празднованию 80-летнему Юбилею школы. Эта экскурсия разработана для учащихся Шарангской  школы, выпускников и гостей. Её объем может изменяться с учетом...

Методическая разработка экскурсии по временной выставке «Девушка в солдатской шинели»

Цель экскурсии-показать подвиг женщин в Великой Отечественой войне на примере М. Герук. Экскурсию разработала и провела ее правнучка Е. Сорокина с помощью своей мамы....

Методическая разработка экскурсии по временной выставке«Елочка, зажгись! История новогодней игрушки»

Экспозиция работала в музее гимназии в декабре 2015 года-январе 2016 года....

«В память о делах твоих, пилот! К 80-летию перелета В. П. Чкалова из СССР в Америку через Северный полюс» Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции музея, посвященной В.П. Чкалову

Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Цель нашей экскурсии –повысить интерес к подвигу л...

Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...