Вокальный кружок "Гармония"
рабочая программа по музыке по теме
Разработала рабочую программу "Вокальный кружок "Гармония" по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 43.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области –
лицей №13 п. Краснообск.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Вокальный кружок
«Гармония»
5 - 8 классы
Составитель:
учитель изобразительного искусства и музыки
Бурнакова Зинаида Петровна.
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа «Гармония» разработана для учащихся 5 - 8 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования.
Актуальность программы вокального коллектива заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.
Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе.
Ансамблевое пение – занятие коллективное. Выступление – результат творческих усилий коллектива. Занятия в ансамбле могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Здесь дети начинают учиться самодисциплине.
Вся организация работы в творческом коллективе должна помочь школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.
Программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях.
Цель программы: создание условия для самореализации личности через музыкально-эстетическое воспитание обучающихся.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
- создать условия для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом;
- формировать у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры;
- создать условия для развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности;
Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические ошибки - методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями самореализоваться в творчестве. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Общая характеристика курса
Основное содержание программы
Программа предполагает решение воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт само презентации.
Описание места внеурочных занятий в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст – 11-15 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Программа занятий рассчитана на 35 часов в год.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные результаты освоения курса вокального кружка «Гармония»
Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит эмоциональное и творческое развитие личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников и Интернета.
Тематический планирование
№ п/п | Темы | Кол -во часов | Виды деятельности. |
1 | Вводное занятие | 1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2 | Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Работа над точным звучанием унисона. |
3 | Охрана голоса | 1 | Беседа о бережном отношении к своему голосу. Не форсировать звук и т.д. |
4 | Певческая установка | 2 | Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата |
5 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». |
6 | Дыхание | 2 | Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. |
7 | Дикция и артикуляция | 1 | Формирование правильного певческого произношения слов. |
8 | Ансамбль. Унисон | 2 | Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосия | 3 | Воспитание навыков пения в ансамбле |
10 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. |
11 | Ритм | 2 | Знакомство с простыми ритмами и размерами. |
12 | Сценодвижение | 2 | Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение |
13 | Работа с репертуаром | 7 | Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Работа над образом исполняемого произведения. |
14 | Концертная деятельность | 5 | Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. |
15 | Итоговое занятие, творческие отчеты | 1 | Анализ выступления. |
Итого: | 35 |
Тематическое планирование.
1.Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения.
6.Ансамбдь. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления
Система оценки достижений планируемых результатов
Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
- пение в унисон;
- певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
- передача простого ритмического рисунка;
- четкая дикция;
- свободное владение дыханием;
- способность передать характер произведения;
- владение динамикой p – mf.
- репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
К концу года, учащиеся смогут:
- петь легко и свободно
- правильно брать дыхание при исполнении песни.
- находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.
- петь выразительно.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы используются:
Материально – техническое обеспечение | Методическое обеспечение |
1. Оборудованный кабинет. (Компьютер, мультимедиа, проектор, электрическое фортепиано, музыкальный центр, колонки, шумовые инструменты | 1. Информационная и справочная литература. |
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель. | 2. Методическая литература. |
3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках. | 3. Наглядные пособия. ( плакаты с изображением музыкальных инструментов, портреты с изображением композиторов) |
Заключение
Данная программа помогает четко организовать работу внеурочной деятельности и способствует развитию творческих способностей учащихся на занятиях в кружке.
Методические рекомендации для учителя
Программа предполагает следующие методы:
концентрический метод — начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
Библиография
Законодательные и нормативные документы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
- Примерные программы по учебным предметам. Части 1 и 2. – М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Литература для педагога:
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2011.
- Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно- методическая разработка. – М.: 2012.
- Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2013.
- Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2010.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,2011.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2013.
- Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 2013.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 2010.
- Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2012.
- Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно- практической конференции 29-31марта 2012. – Екатеринбург, 2012.
- Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М.,2014.
- .Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина,2012.
Список литературы для учащихся:
- Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2013;
- Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2012;
- Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2011;
- Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2012;
- Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2010;
- Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри»2012;
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.,2011
Список полезных интернет – ресурсов для педагога:
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вокальная работа в школьной вокальной студии
практический мастер-класс...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля
Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...
Вокально-хоровые упражнения на занятиях кружка «Мир вокального искусства»
Примеры вокально-хоровых упражнений ....