Работа с одаренными детьми на уроках информатики
материал на тему

Уртаева Мадина Мурзабековна

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx161.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ПУ №8

 Работа с одаренными детьми

на уроках

информатики

Преподаватель I квалификационной категории

Уртаева Мадина Мурзабековна

г. Беслан

На данный момент одной из главных задач обучения является получение «на выходе из дверей» училища гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться создатель, творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может преподаватель. 

Основные цели работы с одаренными детьми:

  • Создание индивидуальной траектории развития каждого одаренного ребенка
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у обучающихся (развитие чувства гражданина)

При работе с одаренными детьми рекомендовано придерживаться следующих принципов:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя;
  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными детьми:

  • объединения дополнительного образования
  • групповые занятия с сильными обучающимися
  • факультативы
  • заочные, очно-заочные, дистанционные школы
  • конкурсы и конференции
  • участие в олимпиадах
  • спецкурсы
  • занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выделяют шесть основных типов одаренности:

  • Интеллектуальный тип одаренности: эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Обучающиеся этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и выходящий за рамки учебного материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
  • Академический тип одаренности: учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы – мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те обучающиеся, которых принято называть гордостью училища, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих обучающихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
  • Художественный тип одаренности: этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Преподаватель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим обучающимся.
  • Креативность: главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в училищной  практике, так как стандартные образовательные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
  • Лидерская, или социальная одаренность: эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
  • Психомоторная или спортивная одаренность: обучающиеся этого типа одаренности часто не очень хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у обучающихся, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

  1. Выявление одаренных детей

Уровень IQ позволяет определить скорость процессов мышления, а не способность человека мыслить.

Для решения задач необходимо хорошо развитая способность концентрировать внимание, умение выделять главное, развитая память, большой словарный запас и владение в совершенстве разговорным языком, логическое мышление, умение манипулировать предметами, способность совершать математические действия и усидчивость. Как видно, это больше психологические особенности личности, нежели умственные способности.

Считается хорошим уровень IQ 90-120 баллов. Наиболее верными являются результаты первоначального тестирования, дальше данные будут искажаться.

Человеческий интеллект определить очень трудно, измерить — практически невозможно. Накопление знаний, способностей и навыков происходит в течение всей жизни человека.

Для выявления одаренных детей, в группах  1-3 курса было проведено тестирование по методике Айзенка.

IQ тест включает в себя полностью однотипных задач в словесном, числовом или пространственном виде. На прохождение теста отводится 30 минут.

Проведение диагностического исследования среди обучающихся, показало, что уровень выше среднего из 28 протестированных, имеют  – 7 человека. 

По результатам диагностического исследования было выделено 7 обучающихся, с которыми было принято работать по индивидуальной для каждого траектории. Данных учащихся можно отнести к группе одаренных детей.

В ходе работы с детьми, было выявлено 3 основных направления, по которым ведется работа, это (рис. 1):

                        Рис. 1

Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется с помощью трех подходов:

  • дифференцированный подход
  • проблемное обучение
  • проектная деятельность

Описание: http://festival.1september.ru/articles/614379/img3.gif

  • происходит активизация обучения
  •  обучение приобретает творческий, исследовательский характер
  • происходит  передача обучающимся инициативы в организации своей познавательной деятельности
  •   происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого обучающегося или отдельных групп.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

  • по содержанию задания
  • по форме организации работы на уроке
  • по способу педагогической поддержки
  • по способу восприятия информации

Например, при изучении темы «Информационные модели», рассматривая примеры моделирования в предметных областях разными инструментальными средствами, класс можно дифференцировать по способу педагогической поддержки на три группы. Первая группа выполняет задания без помощи преподавателя, в нее входят одаренные дети и дети с высоким уровнем интеллектуального развития; вторая –  имеет возможность получить помощь два раза за урок, а третья – работает полностью под руководством учителя.

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающимися с помощью учителя.  Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Например, при изучении темы «Построение таблиц в MS Word» обучающиеся не получают от учителя какой способ выбрать, вставка таблицы или нарисовать ее с помощью карандаша. Столкнувшись с проблемой создания таблицы, содержащей объединённые ячейки, обучающиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации и прийти к выводу, когда и какой способ удобней.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая обучающимися на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики.  В начале полугодия преподаватель вывешивает на стенде в кабинете и перечень тем для персональных проектов. Каждый учащийся должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.

Примерный перечень тем для 1-3-х курсов может выглядеть так:

  • Смешанные системы счисления
  • Методы сжатия цифровой информации
  • Архитектура компьютеров
  • Рекурсии, функции и процедуры в программировании
  • Использование Excel в различных предметных областях
  • и т. Д.

Используя  на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения обучающихся, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса. Доказательством этому является тот факт, что обучающиеся нашего училища являются активными участниками  и призерами смотров, конкурсов, конференций, фестивалей.

Наши первые результаты I полугодие 2017-2018 учебного года

Название конкурса

Ф.И., курс обучающегося

Название проекта

Уровень

Результат

Всероссийская олимпиада по Информатике

Хохов Дзамболат

2 курс

Информатика

всероссийский

Победитель

Всероссийский конкурс по Информатике для студентов

Кучиев Ахсар

2 курс

Измерение информации

всероссийский

Призер

Всероссийская олимпиада по Информатике

Дигуров Владислав

1 курс

Компьютерная графика

всероссийский

Участник

Международный конкурс по математике и информатике для студентов

Джибилов Асланбек

3 курс

Римская система счисления

международный

Победитель

Международная олимпиада по информатике для студентов

Чернова Жанна

2 курс

Системы счисления

международный

Призер

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
  2. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
  3. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...