Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием "Интеллектуальный марафон"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием "Интеллектуальный марафон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_marafon.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие с метапредметным содержанием
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН»
(план организации и проведения)
Метапредметный марафон – новая форма организации внеурочной деятельности обучающихся, позволяющая реализовать компетентностный подход в образовании, требования ФГОС о метапредметности в обучении, а объединение школьных предметов между собой, интеграция их со всеми сторонами жизни человека дает возможность гармонично развиваться личности, создает целостное представление об окружающем мире.
Цели марафона: расширение полигранного представления обучающихся об окружающем мире, развитие метапредметных компетенций по разным предметам.
Задачи:
1) развивать познавательный интерес к изучаемым предметам;
2) повышать уровень информационной культуры;
3) развивать умение работать в команде, вести диалог, давать оценку своей деятельности;
4) формировать опыт самостоятельной деятельности;
5) развивать навыки экспериментальной работы.
Основные принципы организации и проведения метапредметного марафона:
1. Все мероприятия марафона организуются и проводятся на основе деятельностного подхода.
2. Учителя курируют, направляют деятельность обучающихся, которые прокладывают свои маршруты и действуют самостоятельно.
3. К организации и проведению марафона привлекаются обучающиеся различных возрастных групп.
«Плюсы» метапредметного марафона:
•марафон способствует развитию познавательного интереса, активизации мышления обучающихся;
•является здоровьесберегающей формой организации внеурочной (внеклассной) деятельности;
•марафон способствует развитию коммуникации между обучающимися старших и младших классов;
•способствует использованию знаний в новой ситуации;
•способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Основной «минус» марафона – сложность подготовки и отбора вопросов с метапредметным содержанием.
Подготовительный этап:
1.Создание инициативной группы учителей – предметников и старшеклассников (организаторы марафона), курирующих организацию и проведение метапредметного марафона.
2.Классные руководители совместно с обучающимися формируют разновозрастные команды (например, по одному обучающемуся от параллели 5-11 классов), принимающие участие в марафоне.
3.Учителя-предметники определяют дисциплины, которые войдут в состав маршрутных листов в качестве «этапов забега» и готовят вопросы с метапредметным содержанием.
4. Старшеклассники – организаторы марафона разрабатывают содержание маршрутных листов и систему оценивания заданий.
Игровой этап:
1.Вступительное слово ведущего (краткая беседа (информация) о марафоне как общекультурном (спортивном) явлении; объявление порядка проведения марафона).
Комментарий: на каждом «этапе забега» (или станции) команда получает задание, представляющее собой совокупность вопросов – по одному для каждого участника команды. Сложность вопроса соответствует классу (с 5 по 11) каждого члена команды. Если участник самостоятельно отвечает на свой вопрос, то команда получает 2 балла за каждый правильный ответ, если он отвечает с помощью товарищей по команде, то – 1балл.
Помимо этого, на станциях каждая команда получает по одному общему для всех участников заданию, выполнение которых к концу марафона позволит сформировать «коллективный портрет» команды.
2.Формирование команд, выдача маршрутных листов.
Комментарий: команда формируется из обучающихся разный классов, например, один обучающийся из 5 класса, один – из 6 и т.д. В маршрутном листе прописан порядок прохождения «этапов» и отведено место для выставления суммы баллов за каждый пройденный этап и отметка о выполнении общекомандного задания.
3.Прохождение «этапов забега».
4.Подведение результатов, самооценка, представление «коллективного портрета» команд.
Комментарий: каждому участнику предоставляется возможность самостоятельно оценить свою деятельность на марафоне, отметив два (или один) предмета, по которым ему будет выставлена отметка «5» в случае получения первого места его командой, или «4» - за второе место команды.
Заключительный этап:
1.Обсуждение результатов игры.
2.Рефлексия.
3.Подведение итогов, объявление результатов, награждение победителей.
Примерные общекомандные задания:
Выбор:
а) названия,
б) девиза,
в) эмблемы,
г) гимна,
д) капитана команды,
е) любое подобное задание по желанию организаторов.
На каждом этапе марафона команда выполняет только одно из приведенных заданий. «Коллективный портрет» команды формируется только к концу состязания.
Примерные вопросы метапредметного содержания для «Марафона»
Ниже представлены вопросы по химии для обучающихся 5-11 классов, кроме вопросов для 10 класса, обучающиеся которого являются организаторами марафона и «судьями» на «этапах забега» (или станциях); а также приведено по два примеру вопросов из других дисциплин, вместе с которыми можно организовать такой метапредметный марафон.
Станция «Биологическая»
- класс.
1.Какой хлебный злак растѐт в воде?
(Рис)
2.Самый простой увеличительный прибор?
(Лупа)
3.Когда температура голубя ниже – зимой или летом?
(Одинаковая)
4.Что ест зимой жаба?
(Ничего, она спит)
5.Самая высокая трава называется…
(Бамбук)
- класс.
1.Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?
(Горох, горошина)
2.Какой злак может расти на человеке?
(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)
3.Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?
(Осы - осиная талия).
4.Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?
(Сидорова коза.)
5.Какая водоплавающая птица написала известные книги?
(Гоголь)
- класс.
1.Почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий?
(Хвоя выделяет фитонциды)
2.Как звучит название науки о грибах?
(Микология)
3.Лишайники – индикаторы среды. Как вы понимаете это выражение?
(Они растут только в тех территориях, где экологическое благополучие, например , чистый воздух)
4.Каким веществом образована клеточная стенка грибной клетки?
(Хитин)
5.Главные признаки покрытосеменных растений?
(Наличие цветка и плода)
- класс.
1.У какого животного впервые появляется кровеносная система?
(Кольчатые черви - дождевой червь)
2.Назовите единственное домашнее животное – насекомое.
(Бабочка шелкопряд)
3.Название каких частей скелета человека связано с предметами хозяйственного обихода?
(Лопатка, таз, чашечка, сумка….)
4.Сколько ног у паука?
(Восемь)
5.Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости.
(Диафрагма).
- класс.
1.Почему белые медведи не едят пингвинов?
(Пингвины живут в южном полушарии, а белые медведи – в северном).
2.Кого из простейших зоологи считают животным, а ботаники – растением?
(Эвглена зеленая)
3.Какие организмы получили свое название за то, что были обнаружены в настое травы?
(Инфузории)
4.Правда ли что верблюд хранит запас воды в горбах?
(Нет, их горбы хранят запас жира).
5.В какой доле мозга находится зрительная зона?
(В затылочной доле).
- ласс.
1.Современные хозяйки обязательно на кухне имеют вытяжку или воздухоочиститель. Что предпочтительней с экологической точки зрения?
Ответ: воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют её.
2.Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подверглись эрозии. Как можно исправить положение?
Ответ: нужно завезти в Австралию естественных санитаров- навозных жуков.
3.В странах Востока в старину существовала своеобразная казнь: приговорённых к смерти кормили только варёным мясом и они умирали через 28-30 дней. Почему наступала смерть?
Ответ: вареное мясо – это мертвый белок, который не содержит минеральных веществ, витаминов и т. д., необходимых человеку.
4.Какие растения никогда не цветут?
Ответ: мхи, хвощи, папоротники, плауны
5.Какое название получил набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида организмов?
Ответ: кариотип
Станци «Филологическая»
1. Какое природное явление отражено в отрывке М. В. Ломоносова «Вечернее размышление».
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не Солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мечут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
/Ответ: северное сияние. (7-8 классы)
2. Напишите правильно нижеприведенные термины:
Диф…узия (диффузия), импрес...ионизм (импрессионизм),
дик…браз (дикобраз), б…рок…о (барокко),
рок...ок...о(рококо), ал...юминий (алюминий),
кристал...ик (кристаллик), кристал...ьный (кристальный),
метал..ический (металлический), дистил..яция (дистилляция).
Станция «Историческая»
1. Известно, что ещё в эпоху Древней Руси её жителям была известна игра в шахматы. Однако, фигуры в различные эпохи называли по – разному. Предположите, в какие эпохи развития нашей страны появились названия «ладья», «тура», «ферзь»? Ответы аргументируйте. (9 класс)
2. Согласны ли вы с тем, что клич «ура» появился в XV в.? В подтверждение приведите не менее двух аргументов. (10-11 классы)
Станция «Физическая»
1. «Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…» Н.В. Гоголь. Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально? /Ответ: так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор, пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется конвекцией.
2. «… разговорились о том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…» На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее? /Ответ: это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде, сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов и, следовательно, тем, быстрее они попадут в яблоки.
Станция «Химическая»
5 класс Назовите самое распространенное вещество на Земле: Азот / Кислород / Вода / Нефть / Речной песок? | ВОДА |
8 класс Назовите слова-омонимы: – и политика активного сопротивления общественному прогрессу и физико-химическое взаимодействие между веществами, и ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение; – класс неорганических веществ и музыкальная нота; – и планета Солнечной системы и бог неба в древнегреческой мифологии, и химический элемент. | РЕАКЦИЯ СОЛЬ УРАН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике: "Интеллектуальный марафон"
Внеклассное мероприятие по математике: "Интеллектуальный марафон" для 7 класса.В классе обучаютя дети с нарушением зрения....
Внеклассное мероприятие по ОБЖ "Дорожный марафон", для 3-4 классов
Внеклассное мероприятие представляет собой обучающую игру по правилам дорожного движения для учащихся 3-4 классов, дети не только узнают новое, но и повторяют, то что узнали на прошлых встречах с...
Внеклассное мероприятие по математике "Математический марафон"
Внеклассное мероприятие по математике "Математический марафон", приуроченное к математической неделе, для обучающихся 7-9 классов вечерней школы...
Внеклассное мероприятие по химии «Химический марафон».
Внеклассное мероприятие рассчитано для учеников старших классов, которые уже знают химию за 8-9 классы....
Внеклассное мероприятие по математике "Интеллектуальный марафон"
Внеклассное мероприятие по математике "Интеллектуальный марафон" для 9-11 классов в форме командной игры...
Внеклассное мероприятие: Квест игра "Исторический марафон"
Исторический марафон...
Внеклассное мероприятие по физике "Физический марафон"
Внеклассное мероприятие по физике "Физический марафон" предназначено для студентов первого курса технического профиля, форма проведения - интеллектуально-познавательная игра.Цель: актуализац...