внеклассное мероприятие "Эрудит"
методическая разработка (9 класс) на тему

задания из различных разделов математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_v_shiringu.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново- Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Внеклассное мероприятие по математике

Игра «Эрудит»

Выполнила: Дугарнимаева Эржена Баировна,

учитель математики

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным.

Блез Паскаль

Цели и задачи:

  • Прививать интерес к предмету.
  • Развивать интеллектуальную культуру средствами математики.
  • Уметь переносить знания в новые условия.
  • Формировать эмоционально- целостное отношение учащихся к предмету.
  • Развивать самостоятельность и ответственность ученика за результаты своей деятельности.
  • Воспитывать коммуникативные способности учащихся при работе в команде.

Оформление:

  • Задания отборочного, второго и итогового туров, оформленные в на листочках и в виде презентаций.
  • Проектор
  • Магнитная доска
  • Съёмные плакаты с названием тура (отборочный тур, второй тур, итоговый тур).

Действующие лица:

  • Команды по 14 человек от параллели девятых, десятых и одиннадцатых классов (3 команды).
  • Учащиеся старшей школы, желающие принять участие в мероприятии в роли активных болельщиков своей команды.

Предварительная работа:

  1. Определяется время и дата игры и сообщается учащимся (красочное объявление).
  2. Подготавливаются задания для игры, предварительно сообщаются учащимся примерные темы по алгебре и геометрии, а также исторический материал, который будет использоваться в игре «Эрудиты»
  3. Определяется жюри.
  4. Команды заранее готовят название, девиз и эмблему и домашнее задание (приготовить презентацию – выступление о жизни и деятельности одного из великих ученых).

Правила игры «Эрудиты»
        Между турами идет просмотр презентаций о жизни и деятельности великих математиков, приготовленных учащимися команд – домашнее задание.
В игре участвуют 42 ученика старшей школы (9-11 класс) – по 14 человек из параллели. Им нужно сразиться в первом отборочном туре (1 презентация) и ответить на 14 вопросов за две минуты. За каждый правильный ответ отвечающий из команды получает балл (все участники команды отвечают на вопросы  одновременно письменно на листах, которые им раздаёт ведущий).

Подписанные листы с фамилиями и ответами на предложенные вопросы передаются жюри, которое выбирает из каждой команды по 7 человек, ответивших правильно на большинство вопросов. Семь участников, набравшие наибольшее количество баллов в отборочном туре, проходят во второй тур. Во втором туре принимают участие 21 человек (по 7 человек в команде, предварительно жюри суммирует все баллы команды и записывает на доске в таблицу). Какая команда набрала больше баллов имеет право первым выбрать раздел во втором туре и т.д. Во втором туре – 8 разделов: планиметрия, уравнения, математическая мозаика, из истории математики, алгебра и начала анализа, функции, стереометрия, дроби. Выбрав раздел математики, в котором команда ориентируется лучше всего, отвечают на вопросы из этого раздела ровно через 2 минуту обсуждения (за правильный ответ – балл.) Все баллы второго тура также суммируются. После окончания 2 тура команда сама выбирает трёх участников, которые были наиболее активны в работе по обсуждению правильных ответов.
        Трое участников из каждой команды, победившие во втором туре выходят в финал (всего 9 человек). Ответив на тест определяется победитель игры. Жюри также подводят итоги игры всей команды по количеству баллов, полученных в первых двух турах, учитывая игру эрудитов из своей команды.

ХОД ИГРЫ:
Добрый день, мои друзья.
Конкурс открываю я
Математики законы
Приглашают всех вас в путь
И смекалку, ну и знанья
Взять с собою не забудь!

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём интеллектуальную игру «Эрудиты». Математика, пожалуй, самый трудный, но в тоже время самый важный и интересный предмет, а для многих ребят математика один из любимых предметов. И участники игры, а это ученики 9,10 и 11 классов, готовы сразиться за звание «Эрудит», чтобы заявить о себе, о своих знаниях по математике, эрудиции в области истории математики, смекалки, находчивости и каждый из них желает победить! Прошу участников представиться зрителям, сказать о себе несколько слов и о своих прогнозах (представление команд), поприветствуем их. В зале присутствуют не только участники игры, но и их болельщики. Встретим их аплодисментами. Познакомлю вас с жюри … Жюри у нас строгое, но справедливое!

А мы начинаем первый отборочный тур. У вас на листочках записаны вопросы тура. Через две минуты сдаете жюри и сразу на презентации разберём ответы.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР (презентация №1).

  1. Результат сложения? (сумма)
  2. Наименьшее трёхзначное число? (100)
  3. Сотая часть числа? (процент)
  4. Сколько цифр вы знаете? (10)
  5. Прибор для измерения углов? (транспортир)
  6. Наименьшее простое число? (2)
  7. Прямоугольник, у которого все стороны равны? ( квадрат)
  8. Угол, меньше прямого? (острый)
  9. Направленный отрезок? (вектор)
  10. Самая большая хорда окружности? (диаметр)
  11. Когда произведение равно 0? (когда один из множителей равен 0).
  12. Величина развёрнутого угла (180°).
  13. Сколько дней в году? (365)
  14. Цифровая оценка успехов? (балл)

Пока жюри подсчитывает баллы, посмотрим презентацию 9-х классов.
Ну, вот, результаты известны, во второй тур проходят … Первыми раздел математики выбирают победившая команда первого тура. Каждой команде даются листы с заданиями. Через две минуты команды по презентации отвечают на вопросы.

ВТОРОЙ ТУР

Планиметрия (презентация №2).

  1. Как называется наука, изучающая свойство фигур на плоскости? (планиметрия)
  2. Основные фигуры в геометрии? (точка и прямая)
  3. Утверждение, не требующее доказательства? (аксиома)
  4. Сколько признаков равенства треугольников мы знаем? (три).
  5. Как называется треугольник с углом девяносто градусов? (прямоугольный).
  6. Отрезок, проведённый из вершины угла треугольника к середине противолежащей стороне, называется…? (медианой)
  7. Сумма углов в треугольнике? (180°)
  8. Если диагонали четырёхугольника точкой пересечения делятся пополам, то этот четырёхугольник…? (параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник).
  9. Направленный отрезок это…? (вектор)
  10. Катет, лежащий напротив угла в 30 градусов равен…? (половине гипотенузы)
  11. Четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет, называется…? (трапецией)
  12. Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется …? (ромбом)
  13. Два вектора коллиниарны, если они…? (сонаправлены)
  14. Сколько осей симметрии имеет прямоугольник…? (4)

Уравнения (презентация №3).

  1. Равенство, с переменной называется…? (уравнением)
  2. Что значит решить уравнение? (найти его корни или доказать, что корней нет)
  3. Что является графиком уравнения у=3х? (прямая)
  4. Если уравнение содержит переменную второй степени, то оно называется…? (квадратным)
  5. Что надо найти в первую очередь, решая квадратное уравнение? (D)
  6. Формула нахождения дискриминанта?
  7. Что показывает D? (сколько корней имеет уравнение)
  8. Если Д меньше 0 , то сколько корней имеет квадратное уравнение? (корней нет)
  9. Как называется уравнение, переменная которого имеет 4 степень? (биквадратное)
  10. Какое квадратное уравнение называется неполным? (когда коэффициенты b и с равны 0)
  11. Чья теорема помогает быстро решать приведённые квадратные уравнения? ( Теорема Виета)
  12. Графиком функции является …? (парабола)
  13. Если требуется решить 2 уравнения совместно, что мы будем решать? (систему уравнений).
  14.  При переносе членов уравнения из одной части в другую, что происходит со знаками? (меняем на противоположные)

Дроби (презентация №4).

  1. Если числитель больше знаменателя, то дробь называется …? (правильной)
  2. Если числитель равен знаменателю, то дробь равна….? (1)
  3. Что означает дробная черта? (деление)
  4. Какой знак препинания используется в записи десятичной дроби? (запятая)
  5. Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями нужно …? (привести к общему знаменателю)
  6. Как называется дробь, у которой есть целая и дробная часть? (смешанное число)
  7. Чтобы умножить или разделить смешанные числа, нужно их превратить в…? (неправильную дробь)
  8. При делении десятичной дроби на 0,01 запятая в делимом переносится на 2 знака вперёд или назад? (назад)
  9. Как перевести обыкновенную дробь в десятичную?
  10. Какими дробями можно заменить 50%?
  11. Неполное частное 4, делитель 11, остаток 3. Какое смешанное число получится?
  12. Какая часть квадрата закрашена?
  13. Вычислите −56,8 − (−10,9) =
  14. Если в неправильной дроби поменять местами числитель и знаменатель, то дробь уменьшится или увеличится?

Математическая мозаика (презентация №5).

  1. Одно яйцо варится 5 минут. Сколько минут варятся 4 яйца? (5 минут)
  2. Назовите единицу массы драгоценных камней (карат)
  3. Гусь на двух ногах весит 4 кг. Сколько весит гусь, стоя на одной ноге? (4 кг)
  4. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2)
  5. Если у треугольника отрезать один угол, сколько углов останется? (4)
  6. Крестьянин продал трёх коз за 3 рубля. По чём каждая коза пошла? (по земле)
  7. Сколько углов в квадратной комнате? (8)
  8. Когда делимое и частное равны между собой? (когда делитель 1)
  9. Равенство двух отношений … (пропорция)
  10. График линейной функции… (прямая)
  11. Какое число является чётным? (которое делится на 2)
  12. Одно шестидесятая часть часа? (минута)
  13. Как называется третья степень числа? (куб)
  14. Как называются числа, употребляемые при счёте предметов? (натуральные)

Из истории математики (презентация №6).

  1. Первая русская женщина математик? (С. Ковалевская)
  2. Что произнёс Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)
  3. Кто является автором твоего учебника по геометрии? ( Погорелов)
  4. Слова «Математика царица наук» Пушкина или Гаусса? (Гаусса)
  5. Кто составил четырёхзначные математические таблицы? ( Брадис)
  6. Пифагор или Архимед был олимпийским чемпионом по боксу? (Пифагор)
  7. При каком царе были систематизированы русские меры длины: верста, сажень? (при Петре I)
  8. Кто создал систему координат? (Рене Декарт)
  9. Грибоедов или Карамзин окончил математический факультет Московского университета? (Грибоедов)
  10. Лобачевский получил ученую степень магистра в 19 или36 лет? (19)
  11. Кого называли математиком из Сиракуз? ( Архимеда)
  12. Английский математик, который больше всего известен своими физическими законами? (Ньютон)
  13. Математик, проживший всего 20 лет, но обессмертивший своё имя? ( Галуа)
  14. Как называли себя ученики Пифагора? (пифагорейцами)

Алгебра и начала анализа (презентация №7).

  1. Чему равен радиус единичной окружности? (1)
  2. От чего зависит возрастает или убывает показательная функция? ( от основания)
  3. Операция по нахождения производной это потенцирование или дифференцирование? (дифференцирование)
  4. Найдите производную линейной функции (k)
  5. Какое число больше −992 или −993 (первое)
  6. Сколько корней имеет уравнение х2 = −25? (корней нет)
  7. Где расположен график логарифмической функции? (в 1 и 3 координатных четвертях)
  8. Выше или ниже оси абсцисс расположен график показательной функции? (выше)
  9. Для чего нужны формулы приведения в тригонометрии? (для преобразования выражений и при работе с углами 1 и 2 четверти)
  10. Какое множество чисел является областью определения логарифмической функции? (множество всех действительных чисел)
  11. Чему равно основание натурального логарифма? (число е)
  12. Назовите область значений функций синус и косинус. (отрезок от −1 до 1)
  13. Каким свойством надо воспользоваться при возведение степени в степень? (основание остаётся тем же, а показатели перемножаются)
  14. Чему равно (2,7 + 254,65)0? (1)

Функции (презентация №8).

  1. Как называется зависимая переменная? (функция)
  2. Как называется зависимая переменная? (аргумент)
  3. Что является графиком линейной функции? (прямая)
  4. Назовите период синусоиды. (2π)
  5. График четной функции симметричен относительно оси OX или OY? (симметричен относительно оси OY)
  6. Чему симметричен график нечетной функции? (симметричен относительно начала координат)
  7. От чего зависит расположение гиперболы в системе координат? (от k)
  8. От чего зависит направление ветвей параболы? (от коэффициента а)
  9. Параллельны или пересекаются графики функций у = 4х − 7 и у = 4х + 11 ? (параллельны)
  10. Приведите пример четной функции.
  11. Какая функция называется возрастающей, а какая убывающей? (Большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Большему значению аргумента соответствует меньшее значение аргумента)
  12. Нули функции – это точки пересечения с осью OX или с осью OY? (OX)
  13. Куда направлены ветви параболы ? (вниз)
  14. Сколько точек пересечения имеет прямая у = 2х и окружность с центром в точке О (0;0) и радиусом 2? (2)

Стереометрия (презентация №9).

  1. Летели 3 мухи. Когда они окажутся в одной плоскости? (они всегда в одной плоскости)
  2. Сколько граней у Египетской пирамиды? (4)
  3. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8)
  4. Как называется направленный отрезок в пространстве? (вектор)
  5. Перечислите способы задания плоскости.
  6. Сколько рёбер у прямоугольного параллелепипеда? (12)
  7. Как ещё можно назвать правильные многогранники? (Платоновы тела)
  8. Сколько вершин у тетраэдра? (4)
  9. Как называется симметрия относительно плоскости? (зеркальная)
  10. Если 2 прямые имеют общую точку, то они… (пересекаются по прямой, проходящей через эту точку)
  11. Шар, конус и цилиндр это многогранники или тела вращения? (тела вращения)
  12. Сколько точек определяет плоскость? (3)
  13. Сформулируйте теорему о трёх перпендикулярах.
  14. Что такое шаровой сектор?

        Пока жюри подсчитывает баллы каждой команды, посмотрим презентацию 10 класса. Итак, итоги второго тура подвели. (на доске записывают результаты.)

ТРЕТИЙ ТУР

Итоговый конкурс (презентация №10).

1. Назовите страну-родину арабских цифр, при помощи которых ведётся современная запись чисел:

  1. Индия;
  2. Россия;
  3. Греция;
  4. Германия;

2. Как иначе называется квадратный корень?

  1. модуль;
  2. интеграл;
  3. либерал;
  4. радикал;

3. Кому принадлежат слова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?

  1. С. Есенину;
  2. А Пушкину;
  3. М Ломоносову;
  4. П Чебышеву;

4. Сколько прямых можно провести между двумя прямыми?

  1. 1;
  2. 2;
  3. 5;
  4. множество;

5. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает от бревна кусок 1 метр. Через сколько минут машина распилит бревно в 6 метров?

  1. 5 минут;
  2. 6 минут;
  3. 12 минут
  4. 2 минуты;

6. Сколько нулей в квадриллионе?

  1. 6;
  2. 12;
  3. 15;
  4. 7;

7. Сколько натуральных чисел заключено между числами 300 и 700?

  1. 399;
  2. 400;
  3. 401;
  4. 398;

8. Каким числом является число 0?

  1. лишним;
  2. отрицательным;
  3. положительным;
  4. целым;

9. Этот математический термин в переводе с греческого означает «струна»

  1. хорда;
  2. прямая;
  3. отрезок;
  4. луч;

10. Как с латинского перевести слово вектор?

  1. ползущий;
  2. тащащий
  3. стремящийся;
  4. ведущий;

11. Какое название геометрической фигуры обозначает «косое поле»?

  1. ромб;
  2. трапеция;
  3. треугольник;
  4. параллелограмм;

12. Какое происхождение слова «арифметика»?

  1. арабское;
  2. греческое;
  3. китайское;
  4. индийское;

Пока идет третий тур проведем конкурс с болельщиками. Задается вопрос, кто первый правильно отвечает, той команде присуждается балл.

Вопросы для болельщиков:

  1. 1% от 1 000 рублей? (10 руб)
  2. Единица скорости на море? (узел)
  3. Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)
  4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)
  5. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (вода)
  6. Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)
  7. Результат математического действия? (ответ, решение)
  8. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)
  9. Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)
  10. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)
  11. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)
  12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? (стереометрия)

Подведение итогов интеллектуального конкурса. Слово жюри.

Мы благодарим участников за участие и благодарим болельщиков за поддержку. До новых встреч.

Используемая литература:

  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  2. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: Лицей, 2003.
  3. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Трансзиткнига», 2004;
  4. Игнатьев Е. И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994;
  5. Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...