Растительный и животный мир Мордовии
материал (8 класс) на тему

Базайкина Валентина Алексеевна

Познакомить  и расширить знания детей о растительном и животном мире Мордовии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ВИКТОРИНА

«Растительный  и  животный  мир  Мордовии»

ЦЕЛЬ: Познакомить  и расширить знания детей растительного и животного мира Мордовии.

Эту викторину можно провести в лесу, в парке.

Выбирается дерево (с низкими ветками) и на него развешиваются заранее подготовленные небольшие, вырезанные из бумаги листья дуба или клена. На обратной стороне их-вопросы  лесной викторины. Дерево огораживается лентой, за которой входят игроки, отвечающие на вопросы.

Знатоку, правильно ответившему на вопросы, разрешается достать с дерево конфетку (все лакомства развешиваются на дереве заранее)

1.Какие птицы живут в наших лесах?

2.Какую птицу наших лесов можно назвать главным «врачом» деревьев?

3.Какие птицы зимуют в Мордовии и в сильные морозы зарываются в снег?

4.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?

5.Почему сороку в народе называют «воровкой»?

6.Какие парнокопытные  животные  обитают в лесах Мордовии?

7.Какое самое  крупное  животное-хищник наших лесов? Что вы знаете о нем?

8.Назовите ценных пушных зверей Мордовии.

9.Какой  представитель  семейства кошачьих  встречается в наших лесах?

10.Какой зверек спит всю зиму вниз головой ?

11.Кто считается санитаром пресных вод?

12.Вред  или  пользу  приносят  змеи?

13.Является ли воробей  полезной  птицей?

14.Какую пользу приносит насекомое божья коровка?

15.Какое дерево дает ароматный сок?

16.Назовите лекарственные растения?

17.Какое дерево дает вкусный, душистый мед?

18.Если в походе вы ободрали коленку ,какие растения помогут остановить кровь?

19.Какие растения растут на берегах озера?

20. Листья  каких деревьев осенью краснеют?

21 .Из какого растения получают сахар?

22.Древесина  какого  дерева  используется в кораблестроении?

23.Какое растение называют другом пешеходов?

24.Что можно использовать в лесу для заварки чая?

25. У  каких растений плавают на поверхности воды листья?

26.На каких  деревьях семена созревают в виде шишек?

27. Из семян какого дерева осенью можно делать веселых человечков, животных?

 

                                 

             

                             

                         БЕСЕДА- ИГРА

 

             «  ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»

Сегодня у нас необычная беседа. Это будет беседа-игра. Мы будем учиться играя. Интересно? Ну, так слушайте рассказ.

Был, говорят, где-то  случай такой

Ехали люди с работы домой. Только доехали ,вдруг –чудеса;

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где это дом?

Ищут водители: Где наш гараж?

Мечутся жители: Где наш этаж?

Все перепуталось, все заблудилось!

К, счастью, такое лишь в сказке случилось.

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить  знаешь ли точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Ребята сидят группами.

1 задание: кто быстрей впишет свои адреса.

-назовите город, в котором мы живем?

-как называется наша Республика?

-какой город является столицей нашей Республики?

Мы живем на планете Земля, это и есть общий наш Дом.И сегодня мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь Дом, в котором мы живем. (Вывешивается карта)

У нас над головой общая крыша- голубое  небо.У нас под ногами общий пол-земная поверхность, у нас на всех одна лампочка-ласковое  солнышко. У нас общий водопровод- это дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один-ветер. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса ,то не такая уж большая. Всего за полтора часа можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать, любить и беречь  дом,в котором мы живем.

Наш дом, родной-

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Ту т речка, там зеленый луг,

Где-то снег лежит горой,

А где- то жарко и зимой….

Одно у них название есть:

Леса, и горы, и моря-

Все называется ЗЕМЛЯ!

1тур. Рассматриваем глобус ( по цветам)

Если я раскручу глобус очень быстро, то все цвета сольются в один. Посмотрите, какого цвета будет такой вертящий глобус. Синего.

Верно, потому что две третьих земной поверхности  занимает вода. О воде очень  много загадок.

Загадки о воде.

*В жаркий день

Самой желанной бывает. (Вода)

*К низу летит капельками,

А кверху- невидимкою.

*Я и туча, и туман,

И ручей,и океан,

И летаю,и бегу,

И стеклянной быть могу!

*В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Именно воде посвящен первый  тур и называется он: Реки, речки и моря по земле текут не зря.

Игра в слова.

Написать и назвать как можно больше слов, связанных с водой. Например, водоросли, рыбы, название рек, морей и обитателей.

Вопросы на билетиках:

1.В роднике вода всегда,

а откуда в нем она? (Подземные воды)

2.Как называется начало реки (исток)

3.Какое озеро самое большое на Земле? (Каспийское море)

4.Какое озеро самое глубокое (Байкал)

5.Как называется костюм водолаза (скафандр)

6.Перечислить моря, названия которых обозначают цвета (Белое, Желтое, Черное ,Красное)

2 тур. Чтобы узнать, как он называется, угадайте загадку:

Есть  у ребят зеленый друг.

Веселый друг, хороший друг

Он им протянет сотни рук

И тысячи  ладошек. (лес)

Этому зеленому другу будет посвящен наш второй тур, называется он:

Лес.

Пусть каждое слово станет птицей. Это птицы, которые потеряли хвосты

на доске.

Зарянка,  чайка

Снегирь,  сокол

Сорока,голубь

Соловей,воробей

Кто быстрее?

Называю деревья и кустарники, а вы отметьте (хлопните) когда услышите названия растений, которые не растут в нашей местности.

Яблоня, груша, малина, береза, ель, саксаул, облепиха, мимоза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, верба, баобаб,  мандарин,  слива, осина, каштан, кофе, рябина, дуб, какос, тополь, сосна.

                                ВИКТОРИНА

1.Назовите светолюбивое хвойное дерево. (Сосна)

2.Назовите теневыносливое хвойное дерево. (Ель)

3.Как называется лес, в котором  растут только сосны. (Бор)

4.Назовите плод дуба. (Желудь)

5.Как называется дерево с белой корой. (Береза)

6.Какое дерево цветет в середине лета. (Липа)

7.Как называется лес, состоящий из дуба. (Дубрава)

8.Почему листья с верхушек опадают  последними  . (Потому что они моложе)

Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью за это?

Знаете ли вы как вести себя в лесу?

              ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ.

*Не ходите в лес одни, только со  взрослыми;

*запрещено разжигать костер;

*не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

*не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

*нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей.

                  ВИКТОРИНА  «НАСЕКОМЫЕ»

1.Назовите полезных насекомых. (муравьи, божья коровка, осы, стрекозы и т. д .)

2.У какого насекомого  золотистые глаза? (У златоглазки)

3.У какого насекомого соотношение массы тела и  мозга соответствует собаке? (У муравья)

4.Как вы думаете, на каком основании сделан экран телевизора? (На основании глаз стрекозы)

5.У какого полезного насекомого голова поворачивается во все стороны, даже видит назад? (Богомол)

6.Сколько ног у мухи?(6)

7.Какого цвета  муравьи полезные? (Рыжий лесной муравей)

8.Почему индейцы  мажут себя глиной? (Чтобы комары и мошки не кусали)

9.Кто дальше  видит: стрекоза или муха? (Муха видит на расстоянии 1,5 метра.  Стрекоза-хищник, она жертву ловит на лету, а муха питается готовым)

Итог: Чтоб не умер Арал

Был бы чистым Байкал

И зеленым остался бы лес

Берегите природу! И подарит она

Всем огромное поле чудес!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"

В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...

Лабораторная работа Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Данную лабораторную работу провожу  в контексте темы: Общие принципы клеточной организации....

Растительный и животный мир России.

Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территори...

Растительный и животный мир России.

Презентация к уроку географии в 8 классе. Конспект урока тоже есть на сайте. Презентацию уменьшила с 25 до 9 Мб. Больше 3 Мб не загружает, поэтому последовательно выложу 4 части презентации....

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России. Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влия...

Презентация Животный мир Мордовии

В презентации представлены виды, занесенные в Красную книгу Мордовии...