Конспект внеклассного мероприятия «День встречи Аиста!»
методическая разработка (5 класс) на тему

Буренкова Ольга Николаевна

Краткая аннотация мероприятия:

Дата: 09.04.2018 год

Класс: 5 «А», 5 «Б», 5 «В».

Цель: Обобщить научно-художественную информацию о птице, которая является символом Мира на Земле.

Задачи:

1. Увидеть красоту и ранимость аистов.

2. Расширить кругозор.

3. Проверить эрудицию.

4. Способствовать экологическому воспитанию.
5. Создать свою Красную страницу.

Вид: учебно-воспитательное

Форма:(праздничное мероприятие посвящённое году Аиста), игра с элементами детского творчества.Мероприятие направлено на воспитание экологической культуры, привитие интереса к природоохранной деятельности в сохранении краснокнижных птиц, в Амурской области (и на Дальнем Востоке).Проводится в честь «2018- год Дальневосточного аиста». В игре участвуют учащиеся 3-х параллелях пятых классов. В игре команды соревнуются в 7 конкурсах: "Название краснокнижного вида ", "Эпиграф," "Ассоциация- ребус, "Общие признаки," "Интересные факты", «Пословицы», «Охрана». В конце мероприятия дети зачитают свою информацию красной страницы, об одном виде аиста. Жюри подводит итоги.

Оформление: Рисунки, поделки, аппликации руками детей, панно- «Дальневосточный аист», выставка литературы об аисте ( научной и художественной),проектор, ноутбук, костюмы для сценок.(Клип «Аист на крыше», поделка «Аист»).

Оборудование: мультимедийная презентация «День встречи Аиста!», видео «Аист на крыше», видео «Дальневосточный, Чёрный и Белый аисты», листы ватмана (для индивидуального творческого задания), фломастеры, клей, ножницы.

Учитель:

Дорогие, ребята! Сегодня мы собрались здесь не просто так, а чтобы показать свои знания о животных и их охране. А вот о каких животных пойдёт речь, вы должны догадаться.

Людей почти он не боится, 
На крыше дома вьёт гнездо, 
И где решит он поселиться — 
Навеки в дом войдёт добро. 
Своё гнездо вьёт с колесо, 
Детей приносит в каждый дом. 
Длинноногий, но осанист. 
Кто скажите это? (аист) Слайд 1.

Учитель: Правильно! Это аист! 2 февраля 2018 года начался объявленный экологами Год аиста. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвятим аистам! И тема нашего мероприятия «День встречи аиста». Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьев- Аистах. Раньше большинство населения считало, что у нас здесь в Амурской области не могут жить аисты, т. к. не климат не позволяет и живут они в западной части нашей Родины. Оказывается, всё совсем наоборот! Существуют особые Дальневосточный аист Слайд2.
, Белый аист Слайд 3, а также Чёрный аист Слайд 4., - удивительно интересные и красивые птицы. Более подробно об этих удивительных птицах вы узнаете на уроках биологии, а мы сегодня коснёмся уникальности аистов с точки зрения литературы, народного творчества. Вот о них сегодня мы и поговорим! Слайд5.

 

Давайте определим цель и задачи нашего мероприятия? Слайд 6.

 

Цель:

Обобщить научно-художественную информацию о птице, которая является символом Мира на Земле.

Дополнение учителя: (совместно с этим, способствовать сплоченности классного коллектива, привлечение всех учащихся к участию в подготовке и проведении мероприятия, развивать умение работать с различными информационными ресурсами).

 

Задачи:

1. Увидеть красоту и ранимость аистов.

2. Расширить кругозор.

3. Проверить эрудицию.

4. Способствовать экологическому воспитанию.
5. Создать свои Красные страницы.

 

 

 

В нашем мероприятии принимают участие 3 команды. (Инструктаж учителя о хода действий выполнения красной страницы). Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони). Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки).

 

На партах, у каждой команды лежат фотографии отдельных видов аистов, определить и вклеить их в ватман. Таким образом мы определим название вашей Красной страницы! Слайд 7.

Команда № 1- Белый аист- 5 «А» класс

Команда № 2- Дальневосточный аист- 5 «Б» класс

Команда № 3- Чёрный аист- 5 «В» класс

 

Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь стихотворения про аистов? (ответы учащихся)

 

  • В заготовленных конвертах найдите стихотворение(Эпиграф!
    ), вклейте в страницу.
  • Ребята, а с какими словами ассоциируется аист, вы узнаете, решив ребус. В заготовленных конвертах найдите Ребус (5 «А» класс- Любовь 5 «Б» класс-Радость, 5 «В» класс Красота), вклейте в страницу.

 Ребята, а слышали ли вы, какие звуки издаёт аист в природе? Давайте послушаем! (Звуки аиста, все слушают).

 Ребята кажется к нам кто-то идёт. Да это же аист!                                                   

Сценка:

Аист(СельцовНикита): Здравствуйте ребята! Я Дальневосточный аист. Прилетел на звуки, подумал, что снова встречу мою матушку, но вижу её здесь нет…

Учитель: Что случилось с твоей матушкой?

Аист(СельцовНикита): Она погибла от браконьеров…Разве вы не знаете, что 2 февраля 2018 года начался объявленный экологами Год аиста!

Ученики: ответы учеников

Аист(СельцовНикита): Это связано с масштабной переписью краснокнижных птиц в бассейне реки Амур.

Учитель: В народной культуре аист - одна из наиболее почитаемых, "святых" птиц. Птицам отведена значительная роль в ритуалах. Например, праздник встречи весны часто был приурочен к прилету первой весенней птицы.  «В настоящее время более 90% гнезд дальневосточного аиста находится в России, в бассейне Амура, а общая численность в мире этой редкой птицы, по экспертной оценке, составляет не более 3 тысяч особей. Более подробно вы можете ознакомиться с информацией, которая имеется Красной Книге, если посетите районную библиотеку.
(Демонстрация Красной книги Амурской области)

  • Ребята, давайте посмотрим, какую информацию даёт нам Красная книга о аистах! Характеристика аистов. В заготовленных конвертах найдите верные «Характеристика», вклейте в страницу.

 

Слайд 8. Белый аист.

Гнездиться в Европе, север Африки;

Размеры до -125 см.;

Красный клюв;

Около 55000 видов;

Опасается близости человека

 

Слайд 9. Дальневосточный аист.

Гнездиться в бассейне Амура;

Размеры- до 112 см.;

Чёрный клюв;

Около 3000 видов;

Опасается близости человека

 

Слайд 10. Чёрный аист.

Гнездиться область рек Зея, Амур;

Размеры до -1 м.;

Красный клюв;

Около 2500 видов;

Опасается близости человека

 

 

Ребята выделите общие признаки аистов?

 Общие признаки:

  • В заготовленных конвертах найдите верные «Общие признаки», вклейте в страницу.

 

наличие крыльев;способностью к полёту;связь с воздушной средой;свобода передвижения;лёгкость передвижения;скорость передвижения;способность к «речевому» общению.

  • Аисты — удивительные птицы, которым многочисленные легенды самых разных народов приписывают удивительные качества. Причём аистов существует много различных видов, порой совершенно не похожих друг на друга. В заготовленных конвертах найдите «Интересные факты», вклейте в страницу.
     

Интересныефакты:
1. Не все аисты безобидны. К примеру, обитающие в Африке аисты марабу — падальщики и хищники. Впрочем, люди там привыкли к ним и обращают на марабу не больше внимания, чем мы обращаем на воробьёв и голубей.
2. Обитающие на территории России белые аисты на зиму улетают в Африку и Индию.
3. Аисты питаются не только насекомыми и лягушками — они эффективно борются с ядовитыми змеями, например, с гадюками, которые аистам тоже очень даже по вкусу.
4. После зимовки на краю света белые аисты возвращаются к своим гнёздам и приводят их в порядок. Эти птицы чрезвычайно привязаны к своим жилищам .
5. Самое старое из известных гнёзд аистов, в котором жило много поколений этих птиц, было заселено ими на протяжении 381 года.
6. Диаметр гнезда белого аиста может составлять до полутора метров, а вес до 200-250 кг.
7. Свободный самец аиста «берёт в жёны» первую же самку, прилетевщую к нему в гнездо.
8. Аисты высиживают яйца по очереди — самка занимается этим ночью, а самец — днём.
9. Были зафиксированы случаи возгорания гнёзд аистов, а заодно и зданий, на которых они были расположены. Происходило это из-за того, что аисты в качестве стройматериала прихватывали ещё тлеющие ветки из костров и относили их в гнездо.
10. Слабых и больных птенцов аисты безжалостно выбрасывают из гнезда.
11. Учиться полёту птенцы аиста начинают в двухмесячном возрасте.
12. Единственная страна, в которой всегда была запрещена охота на аистов — Япония 
13. Размах крыльев белого аиста может достигать двух метров.
14. Отправляясь на зимовку в тёплые края, аисты преодолевают расстояние до десяти тысяч километров.
15. Аисты спят, стоя на одной ноге, причём ноги они меняют, не просыпаясь.
16. На аистов иногда нападают орлы 
17. Больше всего белых аистов живёт на территории России.
18. Любопытный факт — чёрные аисты селятся подальше от людей, а белые, напротив, как можно ближе.
19. Аисты общаются между собой, шипя и щёлкая клювом, так как они не могут «произносить» никаких звуков, кроме тихого писка, из-за особенностей своего строения.
Учитель: И вот благодаря этим и другим наблюдениям, аист стал одним из ярких персонажей в народной культуре.

В заготовленных конвертах найдите «Пословицы», вклейте в страницу.

Пословицы:
1.Разве могут ласточки и воробьи знать думы аиста?
2. Цапля и аист знают, где искать пищу.
3. Не смотри, как аисты улетают; смотри, как возвращаются.
4. Один аист не делает весны.
5. Спилил дерево, чтобы поймать аиста.
6. Старый хитрец, а попался в ловушку для аистов.
 

 

 

Учитель: 
В славянской мифологии существует множество легенд об Аистах, которые рассказывает о происхождении и её примет (красный (или чёрный) клюв с красными ногами и черные кончики крыльев), каждая из легенд по своему красиво рассказывает подробности становления аистов такими, какими мы можем видеть их сейчас. Аист, расскажи нам пожалуйста


Аист (Сельцов Никита): Как гласит одна из легенд, аист — это человек, наказанный Богом за непослушание. В наказание, он превратил этого человека в птицу. Все началось, когда Бог собрал всех земных гадов в большой мешок (змей, лягушек, ящериц всех сортов и оттенков). И велел Бог человеку стереть этот мешок, со всем его содержимым с лица земли, уничтожить его, испепелить, дабы не было больше гадов на земле. И велел, так же, Бог ни в коем случае не открывать мешка, что бы ни один гад не выполз обратно на землю. Человек со свойственным ему любопытством наказа не выполнил. Он развязал мешок и заглянул в него, что бы утешить своё любопытство. Многие гады рванулись на свободу и стали расползаться по всей земле. За ослушание, Бог превратил любопытного ослушника в Аиста, и наказал ему очищать землю от выползших гадов. Ноги и нос аиста со стыда покраснели. С тех пор, у моих предков и в настоящее время у меня,  такой вид.
 

ТерещенкоКсения:
Другая легенда рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов. 
Сценка.

Учитель: ребята, как вы думаете чем питается аист? Давайте посмотрим сценку.


Сценка «Аисты и лягушка» ( С. Маршак)
Учитель: Поспорила Лягушка с Аистом:
Лягушка(ШереметКатя) Кто красивее?
Аист (Сельцов Никита) Я! Посмотри, какие у меня красивые ноги!
Лягушка(ШереметКатя) Зато у меня их четыре, а у тебя только две!
Аист (Сельцов Никита)  Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!
Лягушка(ШереметКатя) А я квакать умею, а ты нет!
Аист (Сельцов Никита) А я летаю, а ты только прыгаешь!
Лягушка(ШереметКатя) Летаешь, а нырять не можешь!
Аист (Сельцов Никита) А у меня есть клюв!
Лягушка(ШереметКатя) Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
Аист (Сельцов Никита) А вот на что! - рассердился Аист и... проглотил Лягушку.
 

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.

Учитель: 
Аисты живут с нами в Амурской области… и мы должны их беречь, помогать им выжить. Ребята, а с какими проблемами может встретиться аист? (Ответы учащихся). А каким образом это не допустить? В заготовленных конвертах найдите «Охрана», вклейте в страницу.
Охрана:

Бережное отношение!

Поддержание благоприятной окружающей среды!

Противопожарная обработка приствольного участка гнездовых деревьев!

Обеспечение сохранности гнездовых местообитаний! Привлечение общественного внимания к мероприятиям по охране аиста!

Подведение итогов жюри.

Слайд11.
Все участники мероприятия  поют песню «Аист на крыше».

Учитель: Благодарю всех за внимание!Слайд12.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "День России".

Конспект внеклассного мероприятия "День России" для учащихся с ОВЗ, 5 класс...

Конспект проведения мероприятия "День аиста"

Встреча воспитанников с потенциальными опекунами/усыновителями. Создание условий для формирования у детей желания проживать в той или иной семье....

конспект внеклассного мероприятия День Дурака

Очень интересный и познавательный урок по празднованию Дня Смеха в англоязычных странах...

План-конспект внеклассного мероприятия "День космонавтики"

Разработанное внеклассное мероприятия ко Дню космонавтики для обучающихся 4 класса 8 вида...

Сценарий внеклассного мероприятия "День встречи аиста"

Сценарий внеклассного мероприятия "Аист над Амуром" разработан для обучающихся 6-7 классов. Содержит задания для интелектуальной игры "Кто хочет стать отличником?". Вопросы составл...