Внеклассное мероприятие «Викторина» по теме: «Путешествие по стране Русского языка»
методическая разработка на тему

В ходе занятия-викторины по русскому языку закрепляются и систематизируются знания детей о частях речи, звуках, буквах, составе слова и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_russkomu_yazyku.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Харитонова Светлана Валерьевна

Внеклассное мероприятие «Викторина»

по теме: «Путешествие по стране Русского языка»

Цель: Закрепление знаний  учащихся по русскому языку.

Задачи:

1.Упражнять учащихся в  звуковом анализе слов, повторить правила написания сочетаний  ча-, ща-, закрепить умение подбирать однокоренные  слова.

2. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, настойчивость в достижении результата.

3. Обеспечить коррекционное развитие  произвольного внимания, логического мышления, развитие речи.

Оборудование: жетоны, карточки с заданиями.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организацион-ный

- Ребята, сегодня мы с вами собрались на занятие, которое имеет необычное название: "ВИКТОРИНА".

- Кто из вас может объяснить, что означает это слово?

Правильно. Викторина - это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой.

- Я сейчас  вам  прочитаю стихотворение, а  вы попробуйте  догадаться –на  вопросы  по какой  теме  мы  будем  сегодня отвечать?

Педагог читает стихотворение:

"На столе моем - книги,

Много радостных книг!

Их открыл мне учитель -

Мудрый русский язык!

Он к сокровищам знаний -

Ключ волшебный в руке.

Говорю с целым миром

Я на том языке".

-Кто догадался?

- Правильно. Мы будем  путешествовать  по стране  Русского  языка  по  разным  станциям,  где  вам  нужно  будет  выполнять задания ,а  также  у нас будут  конкурсы. За  правильный  ответ  вы  будете  получать жетон, а  в  конце  мы  подсчитаем  жетоны  и  узнаем,  кто победил  в  «Викторине».

- На  вопросы  по  русскому  языку.

2 этап

Повторение

- Давайте  вспомним, из  чего  состоит  наша речь?

- Как звуки обозначаются на  письме?

- Ребята ,вспомните , какие части речи вы знаете?

Педагог вывешивает на доску термины: ВИКТОРИНА, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ , ГЛАГОЛ, ЗВУКИ, БУКВЫ.

- Назовите  части слова.

- Правильно. Это все вы изучаете  на уроках русского языка.

- Из звуков.

- Буквами.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Корень, суффикс, окончание, приставка.

3 этап

Основной

Задание 1. (Приложение  1)

- Начинаем  наше путешествие  по  стране  Русского  языка.

Педагог вывешивает  на  доску вопросы к заданию.

- Первая наша  остановка на  станции «7 люков». Посмотрите, вам  нужно вместо точек  вставить  в  слова  пропущенные буквы и  записать получившиеся  слова  на  листочке. За  каждое правильно  записанное  слово вы получаете жетон.

-Ребята,  вам  понятно задание?

Педагог раздает карточки для выполнения задания

-Приступайте  к  выполнению..задания.

- Давайте  проверим, кто какие слова  записал.

Педагог  выдает  жетоны  за  правильно написанные  слова.

Задание 2

-Ребята,  а сейчас мы  приближаемся  к  станции  «Чаща». На  этой  станции живут  два  сочетания  -ча-  и  -ща-. Им  очень  одиноко.  Вы  хотите им  помочь  найти друзей?

-  Вам нужно  будет  за 3  минуты написать  как  можно больше  слов с сочетаниями -ча- - ща-.. За  каждое придуманное  слово вы получаете жетон.

-Ребята,  вам  понятно задание?

-Тогда  начинайте записывать слова.

-Ребята,  3 минуты  прошло, положите  ручки. Мы сейчас  узнаем  кто  больше  слов  смог придумать. Поднимите  руку  и  скажите,  кто  сколько  слов  придумал.

Педагог  выдает  жетоны  за  правильно придуманные  слова.

Задание 3

А  сейчас  мы  с  вами  отправляемся на  следующую станцию, которая называется «Фонетика». Я вам  буду каждому  по  очереди задавать  задание, а  вы  должны подумать и ответить. Если  ответ правильный вы  получаете  жетон, а  если  нет  - это  задание выполняет другой ученик и т.д.

- Дети ,  вам понятно задание?

-Тогда начинаем.

Педагог  дает задание и выдает  жетоны  за  правильные ответы.

- 1. Придумать слово, состоящее из трех букв и трех звуков.

- 2. Придумать слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.

- 3. Придумать имя девочки, в котором три слога.

- 4. Придумать имя мальчика, в котором на один слог меньше.

- 5. Подсчитать сколько звуков и букв в словах:

              ЮЛА

              ЯБЛОКО      

              ЕНОТ

              ЮГ

              ЛИСТЬЯ

6. Подсчитать, сколько слогов в именах:

                ПЕТР  

               АЛЕША

               АРТЕМ

 

Задание 4 (Приложение 2)

   Конкурс "Трындычиха"

А  сейчас,  ребята,  у  нас  будет  конкурс "Трындычиха". Вам  нужно будет быстро и правильно прочитать скороговорки.  Кто справится лучше других получит  почетный знак «Трындычиха».

Педагог раздает  детям скороговорки.

Педагог  вручает почетный знак «Трындычиха» ученику, справившемуся лучше других.

ИГРА

А  сейчас мы  с  вами  поиграем.

Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором.

Педагог  называет  существительные.

Нога -

Рука -

Дуга -

Мука - ... (?).

Вот и ошиблись. Существительное "мука" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.

Ведро -

Бедро -

Метро - ... (?).

Вот и ошиблись. Существительное "метро" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.

День -

Пень -

Лень - ... (?).

Вот и ошиблись. Существительное "лень" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше

Цыпленок -

Козленок -

Бочонок –

Задание 5 

Ребята,  мы  поиграли, повеселились,  а  викторина  наша  продолжается  и мы  прибыли на станцию "Алфавит".На этой станции живут буквы алфавита. Вам  нужно догадаться с  каким словом дружит каждая буква. Я  буду  вам показывать  карточки с буквой алфавита,  называть  имя ученика,  и задавать вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если он не отвечает, вопрос задается другому ученику.  За  каждый  правильный ответ вы  получаете жетон.

- Ребята,  вам  понятно  задание?

Педагог показывает букву, задает  ученику вопрос, за правильный ответ выдает жетон.

А - река?

Б - дерево?

В - дикое животное?

Г - гриб?

Д - имя девочки?

Е - ягода?

Ж - насекомое?

3 – спасает от дождя?

И - государство?

К - спортивный снаряд?

Л - птица?

М - орудие труда?

Н – часть тела?

О - огородное растение?

П - поэт?

Р - школьная принадлежность?

С - родственница?

Т - писатель?

У - профессия?

Ф - первый книгопечатник на Руси?

Х - артист?

Ц - строительный материал?

Ч - единица измерения времени?

Ш - учебное учреждение?

Щ - сказочная рыба-волшебница?

Э - его можно услышать в горах?

Ю - игрушка?

Я - фрукт?

Задание  6  (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- Ребята,  переходим   к  следующему   конкурсу "Всезнайка"

-Ребята, я вам  раздам карточки, на которых написаны слова, но некоторые буквы в них пропущены. Задание -быстрее дописать недостающие буквы. Кто правильно выполнит задание и справится  быстрее других, получит  почетный знак «Всезнайка».

- Ребята,  вам  понятно задание?

Педагог раздает  карточки  с заданием:

х ... ... в (хлев);

к ... ... щ (клещ);

я ... ... с (ярус);

г ... ... в (гнев);

б ... ... щ (борщ);

щ .... : ... л (щегол);

... ... д ... ... ... д (водопад);

... е ... ... т ... т (депутат).

Педагог  вручает почетный знак «Всезнайка» ученику, справившемуся быстрее других.

Задание 7    

- Ребята, сегодня была получена шифровка. Чтобы узнать ее содержание нужно разгадать зашифрованные слова.

Педагог вывешивает на доске зашифрованные слова:

100лица, во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой, пи100лет.

- Я буду называть имя ученика . Ученик должен в течение 5 секунд назвать зашифрованное слово. Если он не отвечает, право ответа переходит к другому ученику.  За  каждый  правильный ответ вы  получаете жетон.

- Ребята,  вам  понятно  задание?

-Тогда начинаем.

Педагог за правильные  ответы выдает жетоны.

     Задание 8 

- Ребята,  эта станция называется "Третий лишний". Здесь  в  каждом доме  живут  по  три слова:  два родственные, однокоренные, а  треть лишнее. Я буду называть вам по три слова, а вы  должны найти  лишнее слово. За правильный ответ вы получите жетон.

- Ребята,  вам  понятно  задание?

Педагог читает слова:

-Вода, водитель, водяной.

-Гора, пригорок, горе.

-Лес, лестница, лесничий.

- Да.

Дети записывают на  листках  ответы  на  задание.

Дети  называют  слова,  которые  записали.

- Да. Хотим помочь.

- Да. Понятно.

- Дети  записывают  на  листочках  слова с сочетаниями  ча-, ща-.

- Дети  поднимают  руки  и  называют  количество  придуманных  слов.

- Да.

Дети отвечают.

- Мир.

- Вата.

- Марина.

- Миша.

- 4 звука, 3 буквы.

- 7 звуков, 6 букв.

- 5 звуков, 4 буквы.

- 3 звука, 2 буквы.

- 6 звуков, 6 букв.

- 1 слог.

- 3 слога.

- 2 слога.

Дети  читают скороговорки.

Дети  хором  отвечают.

- Ноги.

- Руки.

- Дуги.

- Муки.

- Ведра.

- Бедра.

- ?

- Дни.

- Пни.

- ?

- Цыплята.

- Козлята.

-Бочонки.

-Да.

Дети отвечают.

- Амур.

- Береза.

- Волк.

- Груздь.

- Даша.

- Ежевика.

- Жук.

- Зонт.

- Италия.

- Конь.

- Лебедь.

- Мотыга.

- Нога.

- Огурец.

- Пушкин.

-Ручка.

- Сестра.

- Тургенев.

- Учитель.

- Федоров.

- Харатьян.

- Цемент.

-Час.

- Школа.

- Щука.

- Эхо.

- Юла.

- Яблоко.

- Да.

Дети вставляют буквы.

-Да.

Дети называют слова.

-Да.

Дети отвечают.

- Водитель

- Горе.

- Лестница.

4 этап

Итог занятия

-Ребята,  наша  «Викторина» закончилась. А какой  теме была посвящена  «Викторина»?  

-Ребята,  чем мы  занимались  во  время  «Викторины»?

- А  теперь  подведем  итоги. Давайте  сосчитаем  кому удалось  заработать  больше  всех  жетонов.

Педагог с  детьми подсчитывает жетоны.

- Больше   всех  жетонов  у  (Алеши).  Он  становится  победителем  «викторины» и  занимает  1  место.

Далее определяются ученики,  занявшие  2-е и 3-е место.

-  Теме  русского  языка.

- Мы отвечали  на  вопросы, участвовали в  конкурсах, играли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы:

1. Без этого не играют в хоккей.

2. Этот в руке у Бабы-Яги.

3. Этот пекут, как пекут пироги.

4. Этот не знает, что значит улыбка.

5. В тот молочко наливают кошке.

6. Этот с болота приносят в лукошке.

7. Этот искал Карабас-Барабас.

1.-ЛЮ-К-

2.-ЛЮК-

3.-ЛЮ-К-

4.-ЛЮК-

5.-ЛЮ- - -К-

6.-ЛЮК- -

7.-ЛЮ- -К

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

Добры бобры идут в боры.

Ткёт ткач ткани

На платки Тани.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Сорока за строчкою строчка

Строчит сорочатам сорочки.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку!!!

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня

В зоопарке за забором зебры резвые рябили.

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Котик ниток клубок укатил в уголок,

Укатил в уголок котик ниток клубок.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Приложение 3

х - - в

к - - щ

я - - с

г - - в

б - - щ

щ - - - л

- - д - - - д

- е - - т – т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....

Внеклассное мероприятие по математике. Тема: «Путешествие по стране «Математика»».

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»», разработано для учащихся 5 класса. Сопровождается    презентацией с помощью которой ребята путешествуют по ст...

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Русского языка»

Внеклассное мероприятие  по русскому языку и литературе «Путешествие в страну  Русского языка»...