Внеклассное мероприятие «Викторина» по теме: «Путешествие по стране Русского языка»
методическая разработка на тему
В ходе занятия-викторины по русскому языку закрепляются и систематизируются знания детей о частях речи, звуках, буквах, составе слова и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_russkomu_yazyku.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Харитонова Светлана Валерьевна
Внеклассное мероприятие «Викторина»
по теме: «Путешествие по стране Русского языка»
Цель: Закрепление знаний учащихся по русскому языку.
Задачи:
1.Упражнять учащихся в звуковом анализе слов, повторить правила написания сочетаний ча-, ща-, закрепить умение подбирать однокоренные слова.
2. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
3. Обеспечить коррекционное развитие произвольного внимания, логического мышления, развитие речи.
Оборудование: жетоны, карточки с заданиями.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Организацион-ный | - Ребята, сегодня мы с вами собрались на занятие, которое имеет необычное название: "ВИКТОРИНА". - Кто из вас может объяснить, что означает это слово? Правильно. Викторина - это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. - Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться –на вопросы по какой теме мы будем сегодня отвечать? Педагог читает стихотворение: "На столе моем - книги, Много радостных книг! Их открыл мне учитель - Мудрый русский язык! Он к сокровищам знаний - Ключ волшебный в руке. Говорю с целым миром Я на том языке". -Кто догадался? - Правильно. Мы будем путешествовать по стране Русского языка по разным станциям, где вам нужно будет выполнять задания ,а также у нас будут конкурсы. За правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце мы подсчитаем жетоны и узнаем, кто победил в «Викторине». | - На вопросы по русскому языку. |
2 этап Повторение | - Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? - Как звуки обозначаются на письме? - Ребята ,вспомните , какие части речи вы знаете? Педагог вывешивает на доску термины: ВИКТОРИНА, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ , ГЛАГОЛ, ЗВУКИ, БУКВЫ. - Назовите части слова. - Правильно. Это все вы изучаете на уроках русского языка. | - Из звуков. - Буквами. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Корень, суффикс, окончание, приставка. |
3 этап Основной | Задание 1. (Приложение 1) - Начинаем наше путешествие по стране Русского языка. Педагог вывешивает на доску вопросы к заданию. - Первая наша остановка на станции «7 люков». Посмотрите, вам нужно вместо точек вставить в слова пропущенные буквы и записать получившиеся слова на листочке. За каждое правильно записанное слово вы получаете жетон. -Ребята, вам понятно задание? Педагог раздает карточки для выполнения задания -Приступайте к выполнению..задания. - Давайте проверим, кто какие слова записал. Педагог выдает жетоны за правильно написанные слова. Задание 2 -Ребята, а сейчас мы приближаемся к станции «Чаща». На этой станции живут два сочетания -ча- и -ща-. Им очень одиноко. Вы хотите им помочь найти друзей? - Вам нужно будет за 3 минуты написать как можно больше слов с сочетаниями -ча- - ща-.. За каждое придуманное слово вы получаете жетон. -Ребята, вам понятно задание? -Тогда начинайте записывать слова. -Ребята, 3 минуты прошло, положите ручки. Мы сейчас узнаем кто больше слов смог придумать. Поднимите руку и скажите, кто сколько слов придумал. Педагог выдает жетоны за правильно придуманные слова. Задание 3 А сейчас мы с вами отправляемся на следующую станцию, которая называется «Фонетика». Я вам буду каждому по очереди задавать задание, а вы должны подумать и ответить. Если ответ правильный вы получаете жетон, а если нет - это задание выполняет другой ученик и т.д. - Дети , вам понятно задание? -Тогда начинаем. Педагог дает задание и выдает жетоны за правильные ответы. - 1. Придумать слово, состоящее из трех букв и трех звуков. - 2. Придумать слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков. - 3. Придумать имя девочки, в котором три слога. - 4. Придумать имя мальчика, в котором на один слог меньше. - 5. Подсчитать сколько звуков и букв в словах: ЮЛА ЯБЛОКО ЕНОТ ЮГ ЛИСТЬЯ 6. Подсчитать, сколько слогов в именах: ПЕТР АЛЕША АРТЕМ
Задание 4 (Приложение 2) Конкурс "Трындычиха" А сейчас, ребята, у нас будет конкурс "Трындычиха". Вам нужно будет быстро и правильно прочитать скороговорки. Кто справится лучше других получит почетный знак «Трындычиха». Педагог раздает детям скороговорки. Педагог вручает почетный знак «Трындычиха» ученику, справившемуся лучше других. ИГРА А сейчас мы с вами поиграем. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором. Педагог называет существительные. Нога - Рука - Дуга - Мука - ... (?). Вот и ошиблись. Существительное "мука" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше. Ведро - Бедро - Метро - ... (?). Вот и ошиблись. Существительное "метро" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше. День - Пень - Лень - ... (?). Вот и ошиблись. Существительное "лень" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше Цыпленок - Козленок - Бочонок – Задание 5 Ребята, мы поиграли, повеселились, а викторина наша продолжается и мы прибыли на станцию "Алфавит".На этой станции живут буквы алфавита. Вам нужно догадаться с каким словом дружит каждая буква. Я буду вам показывать карточки с буквой алфавита, называть имя ученика, и задавать вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если он не отвечает, вопрос задается другому ученику. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. - Ребята, вам понятно задание? Педагог показывает букву, задает ученику вопрос, за правильный ответ выдает жетон. А - река? Б - дерево? В - дикое животное? Г - гриб? Д - имя девочки? Е - ягода? Ж - насекомое? 3 – спасает от дождя? И - государство? К - спортивный снаряд? Л - птица? М - орудие труда? Н – часть тела? О - огородное растение? П - поэт? Р - школьная принадлежность? С - родственница? Т - писатель? У - профессия? Ф - первый книгопечатник на Руси? Х - артист? Ц - строительный материал? Ч - единица измерения времени? Ш - учебное учреждение? Щ - сказочная рыба-волшебница? Э - его можно услышать в горах? Ю - игрушка? Я - фрукт? Задание 6 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Ребята, переходим к следующему конкурсу "Всезнайка" -Ребята, я вам раздам карточки, на которых написаны слова, но некоторые буквы в них пропущены. Задание -быстрее дописать недостающие буквы. Кто правильно выполнит задание и справится быстрее других, получит почетный знак «Всезнайка». - Ребята, вам понятно задание? Педагог раздает карточки с заданием: х ... ... в (хлев); к ... ... щ (клещ); я ... ... с (ярус); г ... ... в (гнев); б ... ... щ (борщ); щ .... : ... л (щегол); ... ... д ... ... ... д (водопад); ... е ... ... т ... т (депутат). Педагог вручает почетный знак «Всезнайка» ученику, справившемуся быстрее других. Задание 7 - Ребята, сегодня была получена шифровка. Чтобы узнать ее содержание нужно разгадать зашифрованные слова. Педагог вывешивает на доске зашифрованные слова: 100лица, во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой, пи100лет. - Я буду называть имя ученика . Ученик должен в течение 5 секунд назвать зашифрованное слово. Если он не отвечает, право ответа переходит к другому ученику. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. - Ребята, вам понятно задание? -Тогда начинаем. Педагог за правильные ответы выдает жетоны. Задание 8 - Ребята, эта станция называется "Третий лишний". Здесь в каждом доме живут по три слова: два родственные, однокоренные, а треть лишнее. Я буду называть вам по три слова, а вы должны найти лишнее слово. За правильный ответ вы получите жетон. - Ребята, вам понятно задание? Педагог читает слова: -Вода, водитель, водяной. -Гора, пригорок, горе. -Лес, лестница, лесничий. | - Да. Дети записывают на листках ответы на задание. Дети называют слова, которые записали. - Да. Хотим помочь. - Да. Понятно. - Дети записывают на листочках слова с сочетаниями ча-, ща-. - Дети поднимают руки и называют количество придуманных слов. - Да. Дети отвечают. - Мир. - Вата. - Марина. - Миша. - 4 звука, 3 буквы. - 7 звуков, 6 букв. - 5 звуков, 4 буквы. - 3 звука, 2 буквы. - 6 звуков, 6 букв. - 1 слог. - 3 слога. - 2 слога. Дети читают скороговорки. Дети хором отвечают. - Ноги. - Руки. - Дуги. - Муки. - Ведра. - Бедра. - ? - Дни. - Пни. - ? - Цыплята. - Козлята. -Бочонки. -Да. Дети отвечают. - Амур. - Береза. - Волк. - Груздь. - Даша. - Ежевика. - Жук. - Зонт. - Италия. - Конь. - Лебедь. - Мотыга. - Нога. - Огурец. - Пушкин. -Ручка. - Сестра. - Тургенев. - Учитель. - Федоров. - Харатьян. - Цемент. -Час. - Школа. - Щука. - Эхо. - Юла. - Яблоко. - Да. Дети вставляют буквы. -Да. Дети называют слова. -Да. Дети отвечают. - Водитель - Горе. - Лестница. |
4 этап Итог занятия | -Ребята, наша «Викторина» закончилась. А какой теме была посвящена «Викторина»? -Ребята, чем мы занимались во время «Викторины»? - А теперь подведем итоги. Давайте сосчитаем кому удалось заработать больше всех жетонов. Педагог с детьми подсчитывает жетоны. - Больше всех жетонов у (Алеши). Он становится победителем «викторины» и занимает 1 место. Далее определяются ученики, занявшие 2-е и 3-е место. | - Теме русского языка. - Мы отвечали на вопросы, участвовали в конкурсах, играли. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы:
1. Без этого не играют в хоккей.
2. Этот в руке у Бабы-Яги.
3. Этот пекут, как пекут пироги.
4. Этот не знает, что значит улыбка.
5. В тот молочко наливают кошке.
6. Этот с болота приносят в лукошке.
7. Этот искал Карабас-Барабас.
1.-ЛЮ-К- 2.-ЛЮК- 3.-ЛЮ-К- 4.-ЛЮК- 5.-ЛЮ- - -К- 6.-ЛЮК- - 7.-ЛЮ- -К |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. | Поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком. |
Добры бобры идут в боры. | Ткёт ткач ткани На платки Тани. |
Иван болван молоко болтал, да не выболтал. | Сорока за строчкою строчка Строчит сорочатам сорочки. |
Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку!!! | Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня |
В зоопарке за забором зебры резвые рябили. | Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. |
Котик ниток клубок укатил в уголок, Укатил в уголок котик ниток клубок. | На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. |
Приложение 3
х - - в к - - щ я - - с г - - в б - - щ щ - - - л - - д - - - д - е - - т – т |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....
Внеклассное мероприятие по математике. Тема: «Путешествие по стране «Математика»».
Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по стране «Математика»», разработано для учащихся 5 класса. Сопровождается презентацией с помощью которой ребята путешествуют по ст...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Путешествие в Страну Русского Языка"
Вводный урок-игра в 5 классе...
Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".
Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие по стране Русский Язык "
Внеклассное мероприятие для учеников 5 кл ....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Русского языка" в 6 классе
Внеклассное мероприятие...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Русского языка»
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Русского языка»...