Роль внеурочной деятельности в формировании личности учащихся
статья на тему
Предварительный просмотр:
Учение - это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное - и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
В.А.Сухомлинский.
Роль внеурочной деятельности в формировании личности учащегося.
Цель воспитательной работы нашей школы – это личностный рост каждого учащегося.
Под воспитанием мы понимаем целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, которые вы видите на слайде
-спортивно-оздоровительное,
-духовно-нравственное,
социальное,
Обще-интеллектуальное, -
общекультурное)
таких формах, как:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.; индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий.
Для реализации в школе доступны виды внеурочной деятельности, представленные на слайде:
игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Идея творчества – главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив в организации жизнедеятельности учащихся. Педагоги школы всегда уделяли большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана широкая сеть системы внеурочной деятельности, которая включает дополнительное образование, работу кружков и секций, которые позволяют учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся, воспитанников школы-интерната.
Педагоги школы рассматривают внеурочную деятельность как важнейшую составляющую образовательного пространства. В нашей школе предоставляется возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. В школе работает 20 кружков различного направления, например:
Домисолька и Удивительный мир слов
Творчество – изостудия и Информатика в играх и задачах
Разминка для ума
Флористика
1. Общее количество кружков и секций в ОО - 27, из них:
- количество спортивных - 8
- количество предметных и творческих кружков – 19.
2. Сведения об охвате учащихся внеклассной и внеурочной деятельностью в ОО (ТОЛЬКО ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И СЕКЦИИ УЧИТЫВАТЬ) по форме:
Всего детей в ОО | 621 |
Всего охвачено внеурочной деятельностью в ОО (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним) | 261 |
Занято (количество человек) в - спортивных секциях | 127 |
- предметных, творческих кружках | 185 |
- детских общественных объединениях | 34 |
- органах ученического самоуправления | 38 |
3. Общие сведения о занятости учащихся ОО во внеурочное время (включая посещение кружков, секций в ОО, МАУ ДО «ДДТ», учреждениях культуры, спорта):
Всего охвачено внеурочной деятельностью (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним) | 486 |
Не заняты во внеурочное время | 135 |
Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.
Наши учащиеся занимаются танцами, вокалом, хоровым пением, ритмикой, футболом, баскетболом, волейболом, декоративно-прикладным и художественным творчеством, занимаются в театральной студии, играют в шашки. Свои навыки и знания, полученные на занятиях в объединениях дополнительного образования, ученики нашей школы демонстрируют, принимая участие во многих конкурсах и соревнованиях. Ребята становятся лауреатами и призерами районных, городских и международных конкурсов.
ВЫВОДЫ: 1. Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности. По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)
«Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитательной работы в формировании личности учащегося
Статья. Приложение: 1. Сценарий КВН в 10 классах "Физиология Петербурга". 2. Урок знаний "Я - гражданин! Я - петербуржец!"...
Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся.
Данная статья показывает важность музейных образовательных программ в становлении личности учащихся...
Роль внеурочной деятельности в развитии личности
Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. Здесь все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне у...
Публикация на тему "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся"
В данной статье рассматривается понятие "социокультурная компетенция", а также способы ее формирования на уроках немецкого языка...
Роль внеурочной деятельности в формировании творческой личности ребёнка
Во внеурочной деятельности формируются знания, которые человек умеет применять на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «проп...
Статья "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции"
Статья "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции"...
Роль внеурочной деятельности при формировании положительной мотивации к изучаемому предмету
Венера Ануровна делится успешной формулой повышения мотивации учащихся в гимназии через организацию внеурочной деятельности. Подробно описывает план-график мероприятий месяца английского языка, которы...