Рабочая образовательная программа в коррекционной школе VIII вида по внеклассному чтению с элементами театрализации (факультатив)
рабочая программа (7 класс)
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ (факультатив)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneklassnoe_chtenie_7b.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
для 7 «Б» класса
Составитель: Стрелкова О.А.
Пояснительная записка
Внеклассное чтение имеет большое значение в решении задач развития и образования обучающихся и играет важную роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Приоритетной целью является формирование читательской компетентности младшего школьника. Читательская компетентность – это владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Театрализация – методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики.
Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Уроки чтения с элементами театрализации необходимы в коррекционной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует учащихся. Одной из идей обучающей программы «Внеклассное чтение с элементами театрализации» является постепенное усложнение материала: от игр через импровизации к спектаклям, основанным на литературном материале. На уроках внеклассного чтения с элементами театрализации дети учатся исследовать мир, принимать решения, грустить и радоваться, управлять своими чувствами и многому другому. Такие занятия отличаются большей гибкостью и возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их особенностей. Большая роль формирования художественных способностей ребят отводится регулярному тренингу, что помогает пробудить творческую фантазию ребят. Признание ценности обучающегося как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности – вот главное, что актуально сегодня, что является основой современной концепции воспитания.
Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.
Основная задача таких уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Учащиеся зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.
Цель программы – углубленно ознакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивая полноценное литературное развитие школьников, способствуя познанию мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, обогащению внутреннего мира ребенка через книгу.
Задачи:
- воспитание интереса к чтению и книге;
- совершенствование навыков выразительного чтения, умения пересказывать, передавать свои мысли и чувства;
- формирование навыков слухового восприятия и анализа прослушанного текста;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие у детей эмоциональной выразительной речи и артистических данных;
- расширение кругозора учащихся, развитие их мышления, памяти и творческого воображения;
- организация активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания;
- знакомство детей с различными видами театра;
- развитие навыков выразительного чтения диалогов действующих персонажей и др.
Основные принципы при подготовке занятий
Предлагая то или иное произведение своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы:
1) объем – зависит от того, как класс в целом овладел техникой чтения;
2) текстовая доступность – насколько учащиеся способны воспринимать полученную информацию;
3) актуальность произведения.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе планирования занятия учтена необходимость укрепления межпредметных связей. В процессе усвоения воспитанниками содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Формы и методы занятий
1. Чтение и пересказ по ролям небольших произведений с использованием пальчикового и кукольного театра;
2. Театрализация отдельных фрагментов произведений на уроках внеклассного чтения;
3. «Урок-концерт» («Деревенские посиделки», литературно-музыкальные композиции);
4. «Театр на уроке». Это маленький спектакль по целому произведению (например, сказки «Колобок», «Теремок») с последующим обсуждением: как удалось воплотить образы героев на сцене, удачи и недостатки, работа по тексту, обсуждение характеров героев, нравственных проблем и т.д.
Ожидаемые результаты
Программа направлена на формирование и развитие следующих качеств и навыков:
1) умения выделять основную сюжетную линию рассказа, определять ее завязку, кульминацию и развязку;
2) умения определить главные и второстепенные действующие лица, осознавать их взаимоотношения, представлять себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;
3) способности выделять и осознавать главную мысль рассказа и отношение автора к изображаемым им событиям, лицам. От этого зависит общий характер инсценировки – серьезный, грустный, юмористический;
4) способности уяснять значение речи действующего лица как его основной характеристики.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Подготовка и демонстрация костюмированных инсценировок небольших литературных произведений:
– в классе (например, для родителей),
– в школе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
(факультатив)
I четверть
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Коррекционная работа | ЗУН по программе на тему |
Вводный урок | 1 | - техника чтения - развитие речи - коррекция нарушения пространственно-временных ориентаций - развитие внимания, памяти - коррекция эмоциональной сферы | Развитие: Пространственно-временных ориентаций, обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, речи, памяти; развитие логического мышления Обучение: Обогащение бытового словаря, обучение навыкам социально-ролевого общения Воспитание: Нравственных качеств, любви к народному творчеству и русской культуре | |
Знакомство с русским народным творчеством. Частушки, потешки. | 1 | |||
Русская народная сказка «Теремок». Чтение | 2 | |||
Русская народная сказка «Теремок». Чтение по ролям | 2 | |||
Русская народная сказка «Теремок». Пересказ по ролям с использованием элементов театрального костюма | 2 | |||
Русская народная сказка «Теремок». Пересказ по ролям с использованием пальчикового театра | 2 | |||
Русская народная сказка «Теремок». Пересказ по ролям по памяти с использованием пальчикового театра | 2 | |||
Русская народная сказка «Теремок». Инсценировка с использованием костюмов | 2 | |||
Итоговый урок. Просмотр мультфильма | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Наглядные пособия, учебные пособия и др.;
2) Книги для внеклассного чтения;
3) Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор);
4) Кукольный театр, пальчиковый театр, реквизит для инсценировок;
5) Аудиозаписи и видеозаписи по мотивам детских произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по переплётно – картонажному делу. 8 класс. Образовательная программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В рабочую программу входят следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, а также список литературы. Также предлагается кал...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке по образовательной программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Рабочая программа включает все необходимые разделы. Также предлагается календарно-тематическое планирование по предмету....
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)
по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ЧТЕНИЮдля обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУдля обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида...