Коррекционное занятие по профилактике психоэмоциональной нагрузки «Летний теплый лес»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Коррекционное занятие по профилактике психоэмоциональной нагрузки «Летний теплый лес»
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
- вводная (ритуал приветствия, разминка);
- основная (релаксация);
- завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья педагогов с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
- Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.
- Создание положительного эмоционального состояния.
- Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.
- Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло.
Количественный состав группы: до 10 человек.
Время сеансов в сенсорной комнате: 30 минут.
Методики работы:
- звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
Структура занятия:
- Ритуал приветствия. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; (упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
- Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).
- Обратная связь. Ритуал прощания.
Ход занятия
Цель: создание благоприятных условий для снятия тревожности, доверительных отношений для самораскрытия, установление контакта, формирование положительной мотивации на сотрудничество, развитие коммуникативных навыков.
1. Упражнение «Приветствия разных народов».
Цель: создание доверительных отношений, развитие эмпатии, творческого воображения.
Время: 2 минуты.
Техника проведения: предлагается поздороваться необычным способом, обозначив тем самым мировое приветствие. Сначала пожать руки, как это делают европейцы, затем поклониться, как японцы, прикоснуться ногами, как африканцы.
Инструкция: давай поприветствуем друг друга необычным способом, обозначив тем самым мировое приветствие. Сначала – пожмем друг другу руки, как это делают европейцы, затем поклонимся, как японцы, коснемся ногами друг друга, как африканцы.
Анализ:
- Понравилось ли упражнение?
- Какое приветствие показалось необычным?
- Какие чувства испытываешь после проведенного занятия?
2. Мудрая притча о собственном пути.
Цель: умение применять свои аналитические способности.
Время: 5 минут.
Техника проведения: предлагается притча о собственном пути для прослушивания и анализа.
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал: «Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция». Второй сказал: «Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав». Третий сказал: «Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу». Четвертый сказал: «Я пойду вперед — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое». Пятый сказал: «Вы все не правы. Есть лучший способ. Подождите меня». Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись — каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что все сделал правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим мудрецом!
Но это не все — потому что…
Он ошибался.
Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, — даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Умей подняться выше и увидеть короткий путь.
Умей разрешить другим идти собственным путем.
Умей признать мудрецами всех — каждый путь важен и достоин уважения.
А еще…
Умей заглянуть за финал — там всегда есть продолжение.
Анализ:
- Понравилась ли притча?
- О чем заставила задуматься?
3. Сеанс в сенсорной комнате.
Цели: снятие эмоциональной нагрузки; повышение настроения, работоспособности человека, избавление его от усталости, тревог, переживаний; визуальное, звуковое и вербальное благотворное воздействие на психику людей.
Время: 20 минут.
Инструкция: предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.
«Летний теплый лес»
«Сядьте так, чтобы вам было удобно. Проверьте: ваша поза спокойна, комфортна. Никто не мешает вам, ничто не стесняет вашего дыхания. Спина откинута на спинку кресла, руки - в удобном положении на коленях. Закройте глаза.
Прислушайтесь к ритму вашего дыхания. Вы дышите ровно и спокойно. Вы дышите ровно и размеренно Ритм вашего дыхания удобен вам. Вы делаете вдох - и медленный, плавный, глубокий выдох... Вдох - медленный выход... Сосредоточьтесь на дыхании. Вдох - и медленный, спокойный выдох...
А теперь представьте, что вы медленно идете по летнему теплому лесу. Ритм ваших мысленных шагов спокойный, размеренный, неторопливый. Вы дышите в такт вашим шагам - медленно и ровно. Вы вдыхаете чистый приятный лесной воздух. Каждый ваш вдох - и мягкие струи воздуха наполняют ваши легкие... Весь ваш организм… Вы слышите пение птиц, легкое движение листвы, вы настраиваетесь на отдых, покой, расслабление.
Представьте, что сейчас вы подошли к лесной поляне. Вы решили немного отдохнуть и удобно устраиваетесь на мягкой, теплой траве... Сейчас вы полулежите, прислонившись к стволу дерева... Ваши ноги, туловище, руки подставлены солнечным лучам, а лицо находится в тени. Мысленно посмотрите на себя как бы со стороны: Вы удобно расположились на траве, ваше тело впитывает солнечный свет, ваше лицо - в тени дерева, и только мягкие солнечные блики, проходя сквозь листву, едва заметно касаются вашего лица. Ваше дыхание ровное и спокойное. Вы настроились на отдых и расслабление...
Постепенно, с каждым выдохом, вы начинаете чувствовать мягкое тепло в области солнечного сплетения. Каждый выдох - и солнечное сплетение наполняется внутренним теплом... Представьте, что теплые солнечные лучи согревают ваше тело, как будто проникают внутрь и образуют вокруг солнечного сплетения мягкую теплую зону... Каждый выдох - и приятные волны тепла и расслабления от солнечного сплетения растекаются по всему вашему телу... Выдох - и теплые волны растекаются в стороны, по мышцам грудной клетки, к спине... Выдох - и приятное тепло наполнило руки... Выдох - расслабляющая теплота спустилась вниз, к ногам, до кончиков пальцев ног... Прислушайтесь к себе, почувствуйте теплую зону в солнечном сплетении очень отчетливо. Проследите распространение тепла по всему телу с каждым выходом. Вы отдыхаете...
А сейчас ваше внимание сосредоточилось на ногах. Солнечные лучи согревают ступни ног, мышцы икр и голеней, мышцы бедер...
Вы чувствуете приятное распространение тепла от кончиков пальцев ног до нижней части живота... Солнечное тепло проникает внутрь, и ваши ноги постепенно становятся теплыми и приятно-тяжелыми... Прислушайтесь к этим ощущениям тепла и тяжести. Ваши ноги теплые, очень теплые и тяжелые. Ноги полностью расслаблены. Ноги отдыхают...
Вы чувствуете, как теплая волна от прогретых ног и нижней части живота поднимается вверх, сливается с теплом в области солнечного сплетения, затекает на грудную клетку, постепенно достигая плеч... Солнечные лучи мягко поглаживают ваше тело...
Сейчас наше внимание остановилось на руках. Представьте, что вы повернули кисти рук ладонями к солнечному свету. Вы как будто ловите ладонями теплые лучи. Ваши ладони становятся теплыми, очень теплыми... Вы мысленно поворачиваете кисти, и теперь солнечные лучи поглаживают тыльные поверхности кистей рук..., вы отчетливо чувствуете тепло, мягко пульсирующее в каждом пальце, в ладонях... Постепенно теплая волна поднимается вверх по рукам, к плечам. Ваши руки становятся теплыми, очень теплыми... Одновременно вы чувствуете мягкую расслабленную тяжесть в руках. Ваши руки теплые и тяжелые... Руки отдыхают...
Волна тепла и расслабления достигла плеч - солнечные лучи согревают ваши плечи. Впитывая тепло, плечи становятся мягкими, расслабленными, теплыми... Тепло и расслабление поднимаются от области плеч к основанию шеи... Мышцы шеи постепенно теплеют, расслабляются... Вы отчетливо чувствуете, как ваши плечи и шея, залитые приятным солнечным светом, расслабляются все полнее и полнее... Ваши плечи и шея, теплые и расслабленные... Плечи и шея отдыхают...
Вы прислушиваетесь к себе: сейчас все ваше тело, согретое теплыми лучами, мягкое и расслабленное... Приятная теплота, покой и расслабление во всем теле. Вы отдыхаете:
А теперь ваше внимание - на области лица. Вы мысленно полулежите на мягкой травке так, что ваше лицо находится в тени дерева. Вы чувствуете только еле заметные солнечные блики, проходящие сквозь крону дерева... Представьте: легкий ветерок чуть колышет листву, и ваше лицо ласкают нежные отсветы солнечных лучей... Вы улыбаетесь себе... Мышцы лица расслабляются все полнее и полнее... Подбородок чуть опускается вниз, щеки становятся мягкими, губы расслабляются... Веки мягко прикрывают глаза, мышцы вокруг глаз полностью расслаблены... Ваше лицо сейчас ровное и спокойное... Ваш лоб ровный и разглаженный... Представьте: вы чувствуете легкое дуновение приятного, освежающего ветерка, и ваш лоб ощущает легкую прохладу. Лоб становится ровным и приятно - прохладным... Прислушайтесь к своим ощущениям: ваше лицо расслабленное и спокойное, ваш лоб приятно - прохладен, все ваше лицо отдыхает...
Улыбнитесь мысленно еще раз: ощущение покоя и отдыха вам приятно. Сейчас вы совершенно расслаблены. Прислушайтесь к себе: ощущение расслабления глубокое и полное... Вы отдыхаете... Вы отдыхаете...
(Пауза 2 - 3 минуты)
Вы отдыхаете... Вы полностью сосредоточены на ощущении глубокого отдыха... Ваша поза удобна и комфортна... Вы спокойны и расслаблены... Прислушайтесь к себе: сейчас ваше тело стало очень легким... почти невесомым... Вы как будто растворены в окружающем воздухе - настолько легко ваше тело... Представьте, что вы мысленно приподнимаетесь и как будто открываетесь от земли. Легкий поток воздуха подхватывает вас, и вы плавно покачиваетесь на воздушной волне...
Вы настолько легки, что движения вашего тела подчинены ритму дыхания: на вдох воздушный поток чуть приподнимает вас вверх, на выдохе - слегка опускает вниз... Прислушайтесь к ритму вашего дыхания и мысленно покачивайтесь в такт дыханию. Вдох - вы чуть приподнимаетесь вверх, выдох - опускаетесь вниз... Вдох - вверх, выдох - вниз...
Вы чувствуете, что хорошо и полно отдохнули. Вы расслабили основные мышечные группы вашего тела. Вы восстановили свои силы. Прислушайтесь к себе: времени, отведенного на отдых и расслабление, было вполне достаточно, и вы чувствуете желание проснуться, потянуться, вернуться к активному бодрствованию, к продолжению работы. Вы спокойны и уверены в себе: вы ощущаете прилив сил и энергии. Обратите внимание - ритм вашего дыхания меняется. Сейчас вы делаете более глубокий вдох и более короткий и энергичный выдох. Вдох становится глубоким и долгим, а выдох - как можно короче и резче. Сейчас вы мысленно вновь идете по лесной тропинке, но теперь ритм ваших шагов становится быстрым и энергичным. Вы дышите глубоко и энергично в такт воображаемым шагам. Ваш вдох глубокий и полный, выдох - энергичный и резкий. Вдох - глубокий, выдох - энергичный! Вы отдохнули! Вы полны сил и энергии! У вас отличное настроение!
Анализ:
- Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?
- Удалось ли расслабиться?
- Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?
4. Обратная связь.
Цель: узнать мнение о проведенном занятии.
Время: 3 минут.
- Что понравилось в сегодняшнем занятии?
- Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...
Коррекционные занятия по профилактике девиантного повеления 5; 7 класс
Актуальность введения занятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в практику общеобразовательной школы заключается в том, что с каждым годом увеличивается рост детской преступности,...
Рассказовский Центр по профилактике социального сиротства собрал теплые вещи для детей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26597198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 213px; width: 300px; margin-left: 5px; margin-right: 5px; float: left;"}}]]В ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в...
Программа индивидуальных коррекционных занятий по профилактике аутоагрессивного поведения "Мой мир"
Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занят...
Протокол EMDR для учителей и опыт его применения в целях профилактики психоэмоциональных отклонений и повышения качества образования
Десенсибилизация и переработка движения глаз (EMDR) - один из лучших методов современной психотерапии, применение которого, в определенных пределах, возможно не только психологами и психотерапев...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего пр...