Каникулярная школа – площадка для отработки новейших образовательных технологий
статья на тему
Статья посвящена организации работы каникулярной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kanikulyarnaya_shkola.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Каникулярная школа – площадка для отработки новейших образовательных технологий
В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход в обучении. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Принцип природосообразности видит выпускника основной школы готовым к выбору, обладающим избирательностью интересов, познающим себя, утверждающим себя как взрослый, готовым нести ответственность перед самим собой и другими, умеющим действовать с ориентацией на другую позицию, работать в группе и индивидуально, осознанно выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни.
Эти результаты необходимы и старшей школе, поскольку в соответствии с новыми стандартами старшей школы учащийся должен быть готов учиться по индивидуальным учебным планам и создавать индивидуальные образовательные маршруты.
Традиционная классно-урочная система не позволяет достичь этих результатов, т.к. «страдает» академизмом, линейностью, отсутствием выбора. Кроме того, традиционная школа представляет собой «закрытое» образовательное пространство, в котором все траектории движения учащегося за него определены и построены, он ничего не выбирает.
Противоречие между особенностями подросткового возраста, требованиями государства, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах, и возможностями существующей классно-урочной системы заставляет искать иные формы образования подростков.
На мой взгляд, успешно разрешить данное противоречие позволяют технологии открытого образовательного пространства, которые обеспечивают процесс индивидуализации и которые нацелены на самоопределение и выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащихся, носят деятельностный характер обучения, предполагают вариативность, интерактивность, наличие рефлексии в процессе обучения и по окончании его.
В целях поддержки и развития одаренных детей, имеющих высокую мотивацию к различным образовательным областям, в нашей школе с 2013 года организована каникулярная профильная школа «Я познаю мир».
Работа осуществляется по естественнонаучному, математическому и гуманитарному направлениям.
«Каникулярная школа» - это инновационный образовательный проект, площадка для отработки новейших образовательных технологий, поскольку она предлагает углублённую подготовку, обучает навыкам самоопределения;
Основные направления деятельности «Каникулярной школы»:
- Освоение методов исследования и проектирования;
- Развитие стратегического мышления;
- Развитие мотивации к познанию и творчеству;
- Развитие коммуникативных, организаторских способностей;
- Повышение самооценки детей;
- Осознание обучающимися своих личностных и профессиональных перспектив.
Обучение в каникулярной школе «Я познаю мир» осуществляется в форме занятий, мастер-классов, экскурсий, деловых игр, лабораторных и исследовательских работ, а также разработки проектов. Посещая занятия, ребята смогли расширить и углубить знания по решению олимпиадных задач, усовершенствовать практические умения и навыки в исследовательской и проектной деятельности.
Для сохранения мотивации к продолжению учебных исследований и проектных работ ребятам была предложена Каникулярная школа, в рамках которой была организована поездка в город Воронеж в музей занимательных наук «Эйштейниум». Ребята, посещающие курс «Юный техник» и «Электрончик», на своих опытах убедились, что физика, которую они еще только будут изучать в 7 классе, очень занимательная и увлекательная наука. А с примерами и физическими явлениями они сталкиваются в жизни. Посещение музея позволило им полежать на гвоздях, пройти по канату над ночным городом, определить силу своего голоса, поднять автомобиль массой 400 кг и узнать еще много нового. Где еще можно увидеть, как работает пианино, сделать магнитный мостик, почувствовать себя волшебником и магом? От посещения музея ребята получили большое удовольствие и поняли, что в жизни нет ничего невозможного, что им все по силам.
Гуманитарная каникулярная школа пользуется у ребят большой популярностью. Знакомясь шире и глубже с жизнью и бытом русского народа, с декоративно-прикладным искусством, участвуя в календарных праздниках, дети получают представления о том, как жили люди на Руси. Это несет в себе неиссякаемые возможности для развития у детей эстетического вкуса. Темы занятий программы дают учащимся более целостное представление об особенностях быта русского народа, о его всестороннем таланте, трудолюбии. Дети знакомятся шире с народными традициями России. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми.
Содержание курса «Гуманитарная школа»:
- Народные праздники и традиции как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха.
- Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
- Народное искусство как основа для развития вкуса, бережного отношения к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
- Русская народная игрушка как одно из направлений художественного прикладного творчества. При изготовлении игрушек дети приобретают навыки работы с материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
- Русские народные игры как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной духовной жизни ребёнка в будущем.
Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений.
В начале июня продолжила свою работу гуманитарная каникулярная школа. В работе приняли участие учащиеся 5-х, 6-х и 10 классов социально-экономического профиля. Ребята узнали о многих русских праздниках: когда они отмечаются, какова история их появления, особенности проведения.
Играли в квест-игру «Русские народные инструменты», в ходе которой отгадывали загадки, ребусы, проговаривали скороговорки, рисовали русскую матрёшку, пели русские песни. Праздник Ивана Купала прошёл не менее интересно. Учащиеся 10 класса разыграли перед ребятами сценку, в ходе которой дети искали папоротник, играли в русскую народную хороводную игру «Пузырь», прыгали через имитируемый костёр, пели песни, плели венки, гадали. Праздник, посвящённый Дню семьи, любви и верности прошёл очень душевно. Все собрались за уютным столом с пирогами, оладьями и самоваром. Узнали удивительную историю любви Петра и Февронии, спели «Гимн семьи», погадали на ромашке, поиграли в русскую игру «Ручеёк». Дети с удовольствием водили хоровод, прыгали в мешках, устроили конкурс рисунков на асфальте «Моя семья».
В заключение работы гуманитарной школы состоялось посещение мероприятия «Ночь в музее», где ребята с удовольствием посмотрели выставки краеведческого музея, послушали стихи и песни. Каждый ребенок, посещавший занятия гуманитарной каникулярной школы, получил не только сертификат, но и массу впечатлений и незабываемый опыт.
Каникулярная школа по естественнонаучному направлению была открыта для обучения в течение всех этих лет.
2015 г – Международный год почв, поэтому все учебные занятия были так или иначе связаны с тематикой почв. Ребята занимались изучением почв Бобровского района. Учились делать почвенный срез, брали пробы для изучения физико-химических свойств почв. Изучали растительность местности, где были взяты образцы. Работали с картой местности.
Была организована экскурсия в лес, знакомство с музеем и системой противопожарной охраны Бобровского лесничества. Ученики попробовали свои силы в роли волонтёров, убрав территорию Берёзовой рощи от мусора в рамках Всероссийской акции «Чистый лес».
Также ребята стали участниками регионального форума «Экоград», проходившего на базе Хреновского лесного колледжа. Большой праздник надолго останется ярким впечатлением в их жизни.
Занятия каникулярной школы по биологии «Эврикум» для 7 класса проходили с разной тематикой. Цель всех мероприятий – научить детей различать проекты и исследовательские работы. По итогам каждого занятия учащиеся получали либо продукт проекта, либо результат исследования и оформляли все результаты в виде презентации.
Данный курс в летней школе сформировал умения проводить эксперименты, анализировать, оформлять и представлять полученные результаты. Выполнение заданий помогло учащимся научиться:
- Искать информацию в книгах и Интернете;
- Использовать научные данные для решения житейских ситуаций;
- Проводить опыты по предложенной методике;
- Обрабатывать и анализировать результаты, формулировать выводы;
- Делать таблицы и строить диаграммы и графики;
- Придумывать и планировать новые опыты.
В итоге все участники смогли летом выполнить настоящие научные исследования, а самое главное – они увидели , что «мир гораздо интереснее, чем нам кажется».
В июне 2016 года проводились занятия в летней профильной каникулярной школе «Лаборатория измерений».
На первом вводном занятии перед ребятами выступали учащиеся 11 класса, победители и призеры Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов и конференций. Они рассказали о том, как осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.
На следующих занятиях ребята занимались исследовательской работой по темам «Наблюдение броуновского движения», «Измерение давления», «Исследование силы трения», «Измерение работы и мощности».
На заключительном занятии участники каникулярной школы защищали свои работы, которые они готовили на протяжении всех занятий. По итогам занятий в профильной каникулярной школе «Лаборатория измерений» каждый получил сертификат о прохождении курса.
Работа по развитию интеллектуальных способностей, если она интересна и системна, приносит свои плоды. После таких мероприятий у учеников меняется мотивация учения, появляется возможность доказать другим и себе неограниченность своих возможностей. Когда ребёнок это почувствует, у него появляется стимул, он начинает продвигаться вперёд, развивая свои способности.
В ходе работы каникулярной школы принципиально изменяется позиция и деятельность учителя. Учитель-партнер учащегося, тьютор. Для достижения заявленных целей учитель меняет привычные приемы работы. Он вместе с детьми ищет истину, движется к ее выяснению и имеет право на собственное мнение.
В работе каникулярной школы происходит содержательная встреча детей и взрослых, они «открывают» друг друга.
Выходом из каникулярной школы для учителя, кроме интенсификации изучения предмета, может быть создание новых элективных курсов, исследовательских кружков, в которых педагог продолжает начавшийся содержательный ход, представляющий для него и детей взаимный интерес, но не укладывающийся в рамки существующей программы.
Работа учащихся во время каникулярной школы так же, как и работа учителей, отличается от того, что происходит на традиционных уроках. Учащиеся осваивают не только новый учебный материал, но и способы учебной деятельности, в основе которых лежит умение работать с информацией, формулировать вопросы, видеть и ставить проблему, предлагать способ ее решения. Детям предоставляется возможность включиться в мыслительную деятельность, организовать собственное образовательное движение, приобрести вкус к творческой работе.
Специально поощряется и культивируется личная точка зрения, поисковые ходы. Если учесть, что содержание, которое дети осваивают, ново для них, то можно представить, как ребята раскрываются.
Каникулярная школа позволяет преодолеть отчуждение учащихся от собственного образования (путем самостоятельного, добровольного выбора тьютора, группы, позиции, текста, партнеров, темы исследования); помогает выявить учащимся собственный образовательный интерес и выйти на тему исследования; удовлетворить образовательные потребности.
В практике реализации Федерального государственного образовательного стандарта мы сталкиваемся с различными вопросами, требующими особого внимания и специальной подготовки учителя. Одним из таких важных аспектов при введении ФГОС является оценка результатов внеурочной деятельности, в частности каникулярной школы. Однако учитель в своей работе сталкивается с отсутствием чёткого инструментария для такой оценки, с отсутствием «границ» в самой оценке достижений результатов внеурочной деятельности.
Формы представления таких результатов обычно определяются локальными актами учебного заведения. Есть такой раздел и в ООП ООО МБОУ Бобровская СОШ № 2. Создана рабочая группа, включающая в себя тьюторов, классных руководителей, психолога, преподавателей для осуществления мониторинга эффективности внеурочной деятельности. Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В ходе мониторинга заполняется таблица, которая позволяет отобразить рейтинг индивидуального развития и личностного роста обучающихся, его творческую и самостоятельную активность.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося также используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений, о которой вы услышали от предыдущего докладчика. Оценкой учета достижений обучающихся может являться сертификат о прохождении курса внеурочной деятельности и каникулярной школы.
Каникулярная школа для многих ребят станет первой ступенькой приобретения опыта продуктивной творческой деятельности, серьезным шагом к формированию исследовательской компетентности. Регулярная работа каникулярной школы позволит выявлять и поддерживать одарённых обучающихся, развивать их интеллектуальные и творческие способности, поддерживать научно-исследовательские интересы учеников, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)
Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...
«Новые образовательные технологии при обучении иностранному языку в начальной школе»
Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – вы...
Технология организации преемственности в школе, как условие получения нового образовательного результата, нового образовательного результата
Программа "Преемственность"Цель программы: обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса....
Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке немецкого языка и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе
Проектирование современного урока немецкого языка в соответствии с требованиями ФГОС. Методы и формы современного урока немецкого языка...
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях школы-интерната"
Доклад "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы с целью повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ"....
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»
laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...