Внеклассное мероприятие Крымская война и нижегородский край
учебно-методический материал (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Титова Любовь Юрьевна

Занятие в 8-11 классах. Цель- показать роль нижегородцев в Крымской войне .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Кушнурская СШ

Шарангский район  Нижегородская область

Учитель истории Титова Л.Ю.

Внекласное мероприятие для учащихся 8-11 классов

Крымская война 1853-1856 г.г: вклад нижегородского ополчения и духовенства в историю России.

Цель проведения: показать роль нижегородского ополчения в войне 1855 года, изучить  вклад духовенства нижегородского края в историю России 19 века.

Задача: - показать роль нижегородцев  в истории России 19 века, воспитание чувства  гордости за жителей  края в трудные для страны годы Крымской войны

Методика проведения:  сообщения учащихся с использованием компьютерной презентации, карта , карточки с вопросами.

1 ученик- Крымская война1853—1856 годов— война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму. К середине XIX века Османская империя находилась в состоянии упадка, и только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану дважды предотвратить захват Константинополя мятежным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, продолжалась борьба православных народов за освобождение от османского ига .Эти факторы привели к появлению у русского императора Николая I в начале 1850-х годов мыслей по отделению балканских владений Османской империи, населённых православными народами, чему противились Великобритания и Австрия. Великобритания, кроме того, стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья и Северной Америки. Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 год и как средство укрепления личной власти. Итоги Крымской войны были неутешительны для России: Россия возвращала османам город Карс с крепостью, получая в обмен захваченный у неё Севастополь, Балаклаву и другие крымские города. Чёрное море объявлялось нейтральным с запрещением России и Османской империи иметь там военные флоты и арсеналы. Героическими событиями наполнена история войны. Это и созыв Народного ополчения, и  помощь духовенства в критический для страны момент.

2 ученик-

В конце 1854 – начале 1855 гг. сильно осложнившееся положение российских войск в Крыму и затянувшаяся осада Севастополя вынудили императора Николая I в специальном манифесте объявить сбор всеобщего государственного ополчения. К началу 1855 г. перед руководством страны встала задача изыскать источники пополнения действующей армии . Дополнительные рекрутские наборы были малоэффективны . В силу этого было решено сформировать ополчение . Манифест о его создании вышел 29 января 1855 г. Одновременно вступило в силу положение об ополчении, согласно которому оно подразделялось на дружины . Ополчение было названо Государственным и Подвижным . Ополчение, в том числе его командный состав, формировалось не на добровольной основе . Офицеров следовало избрать дворянским собраниям губерний и уездов из числа помещиков, ранее «с отличием» служивших в армии и военном флоте . Порядок их призыва был подобен рекрутским наборам . Урядниками, то есть унтер-офицерами, следовало назначать так называемых кадровых нижних чинов из личного состава гарнизонных частей . Их основная функция заключалась в обучении ратников . Главное отличие ополчения от регулярной армии заключалось в том, что оно созывалось лишь до конца войны, и ратникам было обещано возвращение по домам после подписания мира . Ополчение отличалось и своим внешним видом . Ратникам было предписано носить форменную одежду из серого сукна, кресты из желтого металла на головных уборах, разрешалось носить бороды . В каждом уезде создавалась одна дружина . Иногда одну дружину формировали два или три уезда . Численность Государственного Подвижного ополчения первого призыва превысила 200 тысяч человек .

3 ученик

В Нижнем Новгороде был создан Нижегородский губернский комитет ополчения, куда вошли губернатор, председатель казенной палаты, губернский предводитель дворянства, губернский прокурор, городской голова, управляющий удельной конторой, управляющий палатой государственных имуществ, начальник внутренней стражи. Начальником нижегородского ополчения был назначен граф С. Г. Строганов, которого в 1855 г. сменил генерал-майор граф А. П. Толстой. Нижегородской губернии необходимо было собрать 11 дружин ополчения по количеству уездов. Нижегородскому ополчению не довелось принять участие в реальных боевых действиях, но все-таки оно являлось значимым региональным фактором в деле формирования оборонных возможностей российского государства.

Дружины, сформированные в Нижегородской губернии, были направлены на усиление Средней и Западной армий.[1] Несомненно, что вклад в данный процесс внесли и жители Городецкой волости. Поскольку единицей формирования ополчения в губернии был уезд, а Городецкая волость входила в состав Балахнинского уезда, целесообразно проследить формирование Балахнинской дружины в целом. Согласно Императорскому указу Правительствующему Сенату «О назначении губерний для составления Государственного ополчения» 29 января 1855 года, срок набора ратников в Нижегородской губернии был определен с 1 апреля по 1 мая 1855 года .[2]. Для формирования дружины в Балахне открыто временное ратническое присутствие. В Положении об ополчении декларировался его «государственный» характер: участие в формировании принимают все сословия, «платящие подушную подать или подушной соответствующую», кроме евреев, колонистов, купцов .Последние финансировали данный процесс.В связи с этим, Губернским комитетом ополчения и губернским экстраординарным собранием дворянства с 5 февраля по 22 апреля 1855 года разработано «Расписание» числа ратников по сословиям губернии [ЦАНО. Ф. 1656. ОП. 195. Д. 3. Л. 15].[3] Согласно ему, общее количество ратников определено в 12063 человека. Но, по расчётам, Балахнинский уезд не мог выставить такого количества ратников. В соответствии с численностью населения в уезде определены следующие нормы поставки [Там же][4]:мещане — 25 человек; крестьяне — 868 человек (в том числе, государственных — 143, удельных — 174, помещичьих — 551).Итого — 893 человека.

4 ученик

Из дворян набирали офицерский состав.. Для восполнения недостатка в Балахну из Нижегородского уезда переводился 371 человек помещичьих крестьян. Вместе с балахнинскими ратниками они составили бы 1264 человека (при норме 1096). Поэтому 168 ратников от данного количества переводились в Семёновский уезд, где в них ощущали недостаток. Финансирование формирования ополчения осуществлялось за счёт пожертвований и сбора денег с отдатчиков ратников. Для Балахнинского уезда всего было собрано 15151 рубль 11 1/4 копейки [5][Там же. Д. 74. Л. 242].Однако, несмотря на проведённую подготовительную работу, набор ратников в Балахнинском присутствии был сопряжён с трудностями. Он осложнялся разногласиями, возникавшими между начальником дружины и уездным предводителем дворянства по поводу пригодности тех или иных ратников к службе. Мещане укрывали отдельных представителей своего сословия от поставки ратников. Имелись случаи предоставления крестьян помещиками в непригодной для службы одежде [6][Там же. Д. 13. Л.43]. Но имели место и добровольные заявления о вступлении в ополчение. 26 апреля 1855 года Масальский

сообщал, что крестьяне вотчины госпожи Аничковой и графа Дмитриева-Мамонова села Катунок Иван Михайлов Чушкин и села Пуреха Родион Фёдоров Патинов добровольно изъявили желание «служить за Веру, Царя и Отечество». Мы не знаем истинной подоплеки данного поступка: обоим было по 48 лет, тогда как максимальный возраст поступавших в ополчение ратников определялся в 45 лет [7][Там же. Д. 13. Л. 10]. Вряд ли мы узнаем истинные мотивы их поведения, но хочется верить, что патриотизм был искренним.Набор ратников в Балахне закончился 23 мая 1855 года (то есть на 23 дня позже назначенного срока). Всего было поставлено 1095 человек (с недостатком в одного человека от удельных крестьян) [Там же. Д. 25. Л. 331].[8]

Выводы

Крупные военные действия всегда отражались на народных массах и глубинке через формируемые центральной властью армии и ополчения. В конечном итоге основная тяжесть по выполнению государственных предписаний ложилась и ложится на плечи конкретного социального слоя, отдельного человека. Крымская война 1853-1856 годов не является исключением. Мне удалось выяснить, что  Нижегородскому ополчению   кроме непосредственного участия в войне, как правило, приходилось нести  службу в тылу, велика была роль ратников в строительстве оборонительных сооружений и других военных объектов. Патриотический подъём в годы Крымской войны подчёркивается ролью духовенства- сбор средств на нужды армии,  нижегородским дружиникам передавались иконы, крестики, духовно-нравственная литература. Отслужен торжественный  молебен с хоругвями и копией знамени князя Дмитрия Пожарского, а от насельниц Крестовоздвиженского женского монастыря ратникам была поднесена икона святителя Николая Чудотворца. Государственное Подвижное ополчение представляется весьма интересным объектом исследования . Работа над его историей позволяет внести дополнения и уточнения в картину состояния России в середине XIX в.  Участие в войне, безусловно, повлияло на мировоззрение дворян, служивших офицерами, многих оно заставило задуматься о причинах неудач. В известной мере оно сказалось и на убеждениях крестьян . Анализ архивных документов, воспоминаний, материалов периодической печати дает возможность изучить последствия Крымской войны в связи с основными тенденциями мировоззрения различных социальных групп и русского общества в целом, подготовившими идейную платформу великих реформ, которые отменили как крепостное право, так и рекрутскую повинность.


[1] ЦАНО. Ф. 1656. Оп. 195. Д. 2. Л.22

[2] Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание второе. Т. XXX. отд. 1. — СПб, 1856. С. 85].

[3] ЦАНО. Ф. 1656. Оп. 195. Д. 2. Л. 24

[4] Там же

[5] Там же. Д. 74. Л. 242

[6] Там же. Д. 13. Л.43

[7] Там же. Д. 13. Л. 10

[8] Там же. Д. 25. Л. 331].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"

Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...

Сценарий внеклассного мероприятия «КРЫМСКАЯ МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .

Сценарий  внеклассного мероприятия  «КРЫМСКАЯ  МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .20 ноября 2010г.     Класс:10-Б...

Внеклассное мероприяти. посвященное 77- летию Приморского края "Знаток края"

Внеклассное мероприятие интегрированное (история + обществознание), посвящено 77 - летию образования Приморского края. Включен региональный компонент, использование ИКТ. Разработка предназначена препо...

Сценарий внеклассного мероприятия "Крымский рай"

Форма мероприятия: фестиваль «Пою мое отечество». мероприятие о нашей малой родине, о прекрасном уголке, расположившемся на побережье Черного и Азовского морей....

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...