Внеклассное интегрированное мероприятие "Просто герой"
учебно-методический материал на тему

Перевезенцева Екатерина Сергеевна

Внекласное интегрированное мероприятие по химии и биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Просто герой"157 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОСТО ГЕРОЙ»

(Внеклассное мероприятие по биологии и химии)

Цель:

  1. обучающая – создать условия для расширения и углубления знаний в      

        образовательных областях: «Химия» и «Биология»;

  1. развивающая – содействовать развитию интереса к изучению химии и  биологии;

- создание условий для  развития логического мышления и быстроты реакции,   умения    

применять знания на практике;

- стимулировать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные  

формы учебной деятельности;

           3.       воспитательная – способствовать формированию чувства   ответственности, умения

             работать в коллективе.

Оборудование: живые растения – крупные экземпляры, фонтан, аквариум, мягко-набивные игрушки: попугаи, рыбки, обезьяны и т.д.;  картонный макет «Яблоня», компьютер, лабораторное оборудование для опытов, реактивы, карточки с заданиями,  на доске: сводная таблица результатов.

План мероприятия

Предварительно каждому классу даётся следующее задание:

  1. Составить команду из 4 человек
  2. Придумать название команды
  3. Подготовить рекламную паузу на биохимическую тематику.

 (Звучит песня «Мой герой» из  телевизионного проекта «Последний герой». Под музыку каждая команда садится за отдельный столик, на котором лежат деревянные флажки  зелёного цвета, обозначающие готовность отвечать.

Сигнальными флажками пользуется только вожди племён, учитывая мнение всего племени. Учащиеся, которые не вошли в состав команд, приглашаются на мероприятие в качестве болельщиков - «туристы» острова.

Конкурсы мероприятия оцениваются жюри из числа  учителей.

Ведущий -1: Добрый день!

Ведущий -2: Мы рады приветствовать Вас на волшебном острове с названием «Биохимия». Хотя и прозвучала песня «Мой герой» из телешоу «Последний герой», но наша игра будет называться «Просто – герой!», так как выбывать из команды никто не будет. Сегодня волшебный остров объединил учащихся  9-го класса. В итоге сформировалось 2 племени с названиями ….

Ведущий-1: На сколько хорошо каждое племя познает тайны волшебного острова, оценит компетентное жюри в составе:

- Председатель (аплодисменты)

- Члены жюри: (аплодисменты).

- На острове гостят и иностранные туристы – болельщики – (аплодисменты)

Испытание №1 «Музыкально-биохимический хит»

Ведущий-2: Первое испытание, которое выпадает племенам это «Музыкально – биохимический хит»: каждой команде поочередно задаются вопросы (правильный ответ оценивается в 5 баллов), в случае неправильного ответа или его отсутствия вопрос переадресовывается болельщикам (цена правильного ответа -1 балл). Болельщик в свою очередь может подарить балл любому из племён. После верного ответа звучит фрагмент зашифрованной мелодии.

№1.  Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие». (Бананы-кокосы)

№2. «Лучшие друзья девушек – это бриллианты», - утверждается в одной из современных песен. Назовите формулу бриллианта. (С)

№3. Напойте фрагмент песни группы «Сплин» о нарушении функционирования жизненноважного, кровенагнетающего органа. (Моё сердце остановилось, моё сердце замерло).

№4.В очень известном шлягере В.Добрынина герой просит не посыпать его рану этим химическим соединением. Назовите формулу вещества. («Не сыпь мне соль на рану». NaCl)

№5. Колебательное движение воды, о котором поётся в песне DJ «Смеш». («Новая волна»)

№6. С точки зрения химика «формула» данной исполнительницы песни о невесте С6Н12О6. Назовите её. (Глюкоза)

№8. . Песня о соплодии в исполнении экс- «Блестящей». («Малинки»

Предоставляю слово жюри для подведения итогов первого испытания (в дальнейшем ведущие предоставляют слово жюри после каждого конкурса).

Испытание №2 «Отыщи воду»

Ведущий-1:  На нашем острове есть источники, как с чистой, так и с ядовитой водой, загрязнённой присутствием щёлочи и кислоты. Второе испытание называется «Отыщи воду». Вам предстоит при помощи химических реактивов, соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находиться чистая вода. При правильном ответе команда получает 2 балла. Для участия в этом испытании приглашаются по 2 участника от племени.

( Учащиеся из перечня реактивов должны выбрать индикаторы и с их помощью определить. В каких пробирках находятся щёлочь, кислота и вода.)

Испытание №3 «Таинственная рукопись»

Ведущий-2: Пока участники племён отыскивают воду, нам с вами предстоит восстановить странные обгоревшие рукописи, которые я обнаружила на нашем острове. За каждую правильно восстановленную рукопись племя  получает по 3 балла, аналогичное количество баллов на свой личный счёт получает и игрок племени, правильно выполнивший задание. На рукописи укажите ФИО и название команды.

(На опалённых по краям листочках бумаги написаны задания, которые выполняет игрок каждой команды индивидуально и сдаёт жюри:

№1. Zn+ ?=ZnCl2+ ?

№2. тимофеевка →   ?   →лягушка→   ?

№3.    ?    →мышь →   ?   →сова

№4. BaCl2+ ?= BaSO4+ ?

№5. гниющие остатки →   ?   →сойка→   ?

№6. Fe2O3+ ?=Fe+ ?

- Работа племён завершена, выполненные задания передаются членам жюри.

Испытание №4 « Кто первый?»

Ведущий-1: Следующее испытание на быстроту реакции. На нашем острове растут удивительные растения, отгадайте их: для этого выслушав задание необходимо максимально быстро поднять сигнальный флажок (зелёного цвета) о готовности дать ответ, правильный ответ оценивается 3 баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется болельщикам - туристам с правом передачи  1 балла любому из племён.

№1. Согласно древней легенде, если цветок этого растения положить под голову, то он усыпит и подскажет во сне, что ожидает человека. Если носить это растение с собой. То никакая нечистая сила не подступится. Этот цветок растёт в местах, где есть залежи никеля и кобальта, он накапливает их в себе. При избытке металлов растение вянет. Назовите его (Сон-трава, или прострел) – демонстрация растения.

№2. Лесное травянистое растение, содержащее много кремния в своём стебле и способное поцарапать сталь. (Хвощ) – демонстрация растения.

№3. По легенде, в древние времена, соцветия этого растения использовались степными гномами в качестве зонтиков. А в настоящее время отвар из соцветий этого растения используется в качестве противовоспалительного средства. (Ромашка) – демонстрация растения.

   В связи с дефицитом пресной воды на острове возможна демонстрация этих растений только на рисунках. Но я думаю, что поиски пресной воды племенами увенчались успехом и мы сможем оживить цветы на нашем острове.

В-1: Посмотрите, мы нашли поникшую ромашку. Надо её освежить, ведь наши племена не зря искали чистую воду. (Обрызгиваем обработанные индикатором лепестки ромашки сделанной из бумаги слабым раствором лимонной кислоты. Изменение цвета лепестков).

Действительно, на нашем острове растут только волшебные цветы!

- Слово жюри: подведение итога испытания № 2 «Отыщи воду» и №3 «Таинственная рукопись».

Испытание №5 «Чудо – яблоня»

В-2:Кроме волшебных цветов наш остров славится волшебными плодами. Перед вами плод кокосовой пальмы – так называемый  в простонародии кокосовый орех, а в действительности – плод: костянка, весит он от 1,5 до 2 кг. Кокосовые пальмы – растения морских побережий. Плоды их, попадая в воду, распространяются течениями. Волокнистая оболочка плода обеспечивает плавучесть и используется населением островов для плетения канатов и матов, из твёрдой оболочки делают сосуды, вырабатывают древесный уголь, а эндосперм используют в пищу (кокосовое молочко – незрелый эндосперм).

   На нашем острове есть ещё волшебная яблоня с наливными яблочками, приглашаю племена принять участие в испытании №4 «Чудо – яблоня»: На яблоках написаны номера, команды поочередно называют номер яблока и заслушивают вопрос. За каждый правильный ответ каждый игрок получает

по 1 баллу. В случае отсутствия правильного ответа вопрос адресуется болельщикам - туристам с правом передачи 1 балла любому из племён.

Яблоко №1. Нарушение функций щитовидной железы наступает при недостатке в питьевой воде данного вещества. (Йод)

Яблоко№2. Как называется болезнь железа и растений? (Ржавчина. На железе вследствие окисления, на растениях – бурое пятно в местах, где развиваются споры грибов – паразитов)

Яблоко №3. Как называется вещество, благодаря которому крапива «кусается»? (Муравьиная кислота)

Яблоко №4. Как называется насыщенный органическими веществами верхний тёмный слой почвы? (Гумус)

Яблоко №5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? (Цирроз)

Яблоко №6. Какая фраза является более точной с точки зрения химика: «Ты мой золотой» или «Ты моя золотая»? Почему? (Содержание золота в организме женщины больше, чем в организме мужчины)

Яблоко №7.Соли, каких металлов входят в состав костей? (Соли Са, P, Mg)

Яблоко №8. Какой оксид надо приложить к суставу для уменьшения болевых ощущений? (Снег или лёд Н2О)

Яблоко №9. Какая кислота в большем количестве вырабатывается у «аппетитных» для комаров людей? (Молочная кислота)

Яблоко №10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина? (Железо)

Яблоко №11.В природе молекулярный азот может фиксироваться именно этими организмами. (Клубеньковые бактерии бобовых растений)

Яблоко №12. Назовите формулу оксида, в удалении которого из тканей большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углерода (IV) СО2)

В-1: На нашем острове не только растут необычные растения, у нас ещё и обитают удивительные животные.

(Занимательный опыт «Химическая змея»: На металлический поднос ставится тарелка, на которую горкой насыпается промытый и прокалённый речной песок, смешанный с этанолом. В центре конуса делается углубление, в которое помещается смесь из 10 г гидрокарбоната натрия и 65 г сахарной пудры. Спирт надо поджечь. Из сахарной массы, которая превращается сначала  в карамель, «выползает» чёрная извивающаяся «змея». Размер «змеи» зависит от длительности горения спирта.)

 - Слово жюри: подведение итога испытания №4 «Чудо - яблоня»

Испытание №6 «Рыбалка»

- Как вы понимаете, на нашем острове не только змеи волшебные, у нас и рыба весьма необычная. Приглашаю племена на «рыбалку»: каждый участник племени вылавливает по 1 рыбке с заданием - задачей и решает её. Правильное решение оценивается 5 баллами.

(Из бумаги вырезаны рыбки. На обороте рыбок написаны задачи. За правильно решённую задачу каждый участник племени получает 5 баллов)

Задачи:

   1. Для подкормки комнатных растений используют раствор натриевой селитры с массовой долей нитрата натрия 0,2%. Найдите, массу нитрата натрия, необходимого для приготовления такого раствора массой 10 кг. (2 кг)

2. Определите массу соли, которую надо растворить в воде массой 270 г, чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 0,1 (или 10%) (30 г).

3. Сколько сухой соли остается в чашке после выпаривания раствора массой 150 г с массовой долей этой соли 15%? (22,5 г).

4. Определите массу сахара, который нужно растворить в воде объемом 1 дм3 (р(Н,0) = 1 г/см3), чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%> (250 г).

5. Рассчитайте массу соли, которая потребуется для приготовления раствора массой 2 кг с массовой долей соли 15%. (300 г)

6. Определите массу хлорида калия, который нужно растворить в воде массой 100 г, чтобы получить раствор с массовой долей хлорида калия 5% (5,2 г).

7. При растворении в воде хлорида натрия массой 10г получили раствор с массовой долей соли 5%. Чему равна масса полученного раствора? (200 г.)

8. Какой массы раствор нитрата калия (калийной селитры) с массовой долей этой соли 7% можно приготовить из селитры массой 20 кг? (285,7 кг.)

9. При растворении в воде сахара массой 100 г получили раствор с массовой долей растворенного вещества 20%. Какой массы раствор получен? (500 г.)

10. Массовая доля гидроксида натрия в растворе равна 40%.Масса щелочи, взятой для приготовления этого раствора, равна 100 г.Чему равна масса полученного раствора? (250 г.)

11. Массовая доля серной кислоты в растворе равна 10%. Масса кислоты, взятой для приготовления раствора, равна 50 г. Чему равна масса полученного раствора? (500 г.)

- Время решения задач подошло к концу просьба передать результаты жюри.

Испытание №7 «Шифровка»

 В-2: На берег нашего острова волной выбросило колбы с посланиями, но послания зашифрованы - испытание №6 «Шифровка». Вспомнив русские названия химических элементов, разгадайте предложенные вам ребусы, в которых зашифрованы биологические термины. Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов. В случае неправильного ответа вопрос адресуется болельщикам с правом передачи 1 балла одному из племён.

Проверим результаты работы с шифровками:

-вывешиваем ребусы на доске для демонстрации туристам

В-2: Вот и подошло к концу путешествие по Волшебному острову с названием «Биохимия». В-1: Просим жюри подвести итог игры:

I место -….        II место - ….          IIIместо - …            

В-2: Мы благодарим племена, туристов, жюри за великолепную игру.

В-1:Хотим пожелать Вам разгадать все тайны окружающего мира. В чём, мы уверены, помогут знания по биологии и химии. Ведь «Знания – это сила!»

(Занимательный опыт «Волшебная надпись»: За день до конкурса на большом листе бумаги концентрированным раствором нитрата калия надо написать текст. Надпись высушить. Во время демонстрации опыта надо прикоснуться горящей лучинкой к первой букве. При разложении нитрата калия выделяется кислород: 2KNO3=  2KNO2+ O2, поэтому огонёк медленно ползёт по бумаге, на которой постепенно появляется надпись: «Знания – сила!»

Ответы к испытаниям интегрированного внеклассного мероприятия «Просто - герой!».

Внимание! В некоторых испытаниях ведется групповой учёт баллов и индивидуальный.

Испытание № 2 «Отыщи воду»:

Пробирка №2 – пробирка с чистой водой – правильный ответ 2 балла

Испытание №3 «Таинственная рукопись» - правильный ответ 3 балла

№1. Zn+2HCl=ZnCl2+ H2 или варианты

№2. тимофеевка →  кузнечик →лягушка→ аист

№3.   зерно  →мышь →   уж   →сова

№4. BaCl2+ H2 SO4= BaSO4+ 2HCl

№5. гниющие остатки → дождевой червь →сойка→ ястреб

№6. Fe2O3+ 3H2=2Fe+ 3H2O

Испытание №6 « Рыбалка»

1. (2 кг)               4. (250 г).                7.(7200 г.).            10. (250 г.)

2. (30 г).             5.(300 г)                 8.(8285,7 кг.).      11. (500 г.)

     3. (22,5 г).          6. (5,2 г).                 9.  (500 г.)                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Герой своего времени"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы, «Город-герой – Сталинград» для обучающихся 6-7 классов.

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы, «Город-герой – Сталинград» для обучающихся 6-7 классов....

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Урок и презентация по теме «Герой без ног. Герой Советского Союза летчик-истребитель Алексей Петрович Маресьев» на английском языке

Предлагаемый вашему вниманию урок английского языка   был проведен в мае, и был посвящен 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность темы урока обусловлена потребностью с...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...