Что такое сицид
классный час (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый классный час по профилактике суицида среди подростков на тему
«Что такое суицид и как с ним бороться?»
Цель: : формирование ценностного отношения обучающихся к жизни, раскрытие проблемы суицида среди подростков, помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один; показать, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема; познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.
Развивающие:
Способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем, ценности жизни, предназначения человека.
Инициировать у обучающихся поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе.
Воспитывающие:
Блокировать действие суицидального поведения среди подростков.
Формировать нравственные ценности жизни, здоровья, здорового образа жизни.
Научить ценить жизнь в любых её проявлениях.
Форма организации деятельности :групповая, фронтальная, индивидуальная.
Междисциплинарные связи:
- психология,
- физическая культура,
- литература,
- история.
Методическое обеспечение классного часа: презентация.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, материалы для рисования, релаксирующая музыка, раздаточный материал.
Форма проведения: тренинг.
Место проведения : библиотека
1. Организационный момент:
Приветствие.
Сообщение темы, задач занятия.
2. Мини-лекция «Что такое суицид?»
- Давайте узнаем, что же такое суицид? Но для начала послушайте несколько изречений.
Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
К сожалению, есть люди, которые не ценят свою жизнь. И зачастую проживают её бесцельно и бессмысленно, просто прожигая. Но ещё страшнее, когда человек решается на роковой шаг – добровольно уйти из жизни.
Презентация видеоролика.
- Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысяч детей. Покушений на самоубийство – в 3-4 раза больше По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает 1-е место.
- Самоубийство, другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.
- Суицид – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой.
Суицид – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Частота суицидальных действий среди молодежи в течение двух последних десятилетий удвоилась. До 13 лет суициды редки. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия демонстративного характера. Максимальный всплеск приходится на 16 – 19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь. Некоторые специалисты считают, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, крик о помощи.
Типы и способы суицида
Специалисты выделяют 3 основных типа суицидального поведения у подростков:
демонстративное – без намерения покончить с собой;
аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;
истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.
Способы суицида:
отравления лекарственными препаратами;
отравления бытовой химией;
порезы вен;
повешение;
падение с высоты.
Причины подросткового суицида
- Самоубийство – последний шаг, к которому привели множество причин.
Можно указать следующие причины суицида:
страх перед наказанием – 19%;
душевная болезнь – 18%;
семейные конфликты – 18%;
денежные потери – 3%;
пресыщенность жизнью – 1,4%;
физические болезни – 1,2%;
неизвестные – 33,4%.
Интернет
Ребята, наверное каждый второй из вас сидят в соц.сетях : в инстаграмме, в контакте, одноклссниках. С 2015 года в России, в соц.сетях появились группы суицида. Например, Некий 21летний Филипп Лис создал игру под различными названиями «Синий кит» «Море китов» «Тихий дом». В эту игру принимали подростков. Проверяли их различными заданиями сначала легкими, а потом усложняли. Каждому участнику давалось 50 заданий самым последним из которых был суицид. Каждый день в 4:20 участникам приходили новые задания, которые они должны были выполнить. А если кто-либо отказывался от суицида, ему угрожали, что убьют его родителей, что знают его место жительства. Испуганный подросток совершал суицид. Потом эта игра перешла в Казахстан и Киргизию и подростки начали массовый суицид. Из-за этой игры покончили жизнь самоубийством много подростков. Филиппа Лиса посадили, а в соц.сетях начали контроль за такими подозрительными группами.
Я рассказываю все это. Потому что хочу предостеречь вас, чтобы вы не совершали ошибок этих детей, чтобы были осторожными, сидя в соц.сетях.
Низкая самооценка, несовершенство навыков общения и, как следствие, одиночество, конфликты – вот основные причины, они же всегда сопровождают состояние депрессии. Меняется часто настроение, человек становится пассивным, его перестает волновать какие-то очень важные проблемы, которыми он раньше интересовался, перестает общаться с друзьями, часто таких людей гложет вина за какие-то поступки, а иногда все может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел, подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т.д. Не столь страшен конфликт , как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по нескольку раз. В той связи хочу предложить вам провести небольшой эксперимент, который докажет вам, что все зависит только от нас.
Упражнение “КАПЛЯ”
Ход упражнения.
На чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши (Вариант: желающий подросток на глазах остальных участников , проводит эксперимент).
В итоге каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Учитель: Точно также и в жизни обстоят дела с трудностями: мы их сами выращиваем до неимоверных размеров, накручиваем себя (иногда нам в этом помогают окружающие), и тогда маленькая трудность превращается в большую неразрешимую. В этот момент кажется, что единственным выходом будет уход из жизни. Это состояние обязательно сопровождается нервно-психическим напряжением, которое снимается достаточно легко: Это состояние обязательно сопровождается нервно-психическим напряжением, которое снимается достаточно легко:
Снятие нервно-психического напряжения
- спортивные занятия;
- контрастный душ (баня);
- стирка белья;
- скомкать газету и выбросить;
- мытье посуды;
- погулять на свежем воздухе;
- послушать музыку;
- посчитать зубы языком с внутренней стороны;
- вдохнуть глубоко до 10 раз, т.е. постараться переключиться на другую деятельность. Но если его не снять вовремя, оно будет накапливаться, и в однажды может сыграть с нами злую шутку.
Беседа «Признаки суицидального поведения». Выступление психолога.
- Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Существует ряд признаков, сигнализирующих о том, что человек серьезно задумал совершить самоубийство. Давайте попробуем определить эти признаки.
Презентация ролика
Словесные | Поведенческие | Ситуационные |
1 Человек прямо говорит о смерти («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так больше 2 Много шутит на тему самоубийства 3 Проявляет нездоровый интерес к теме смерти | 1 Раздает личные вещи, имеющие большую личную значимость 2 Начинает мириться со своими врагами 3 Пропускает школьные занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками | 1 Не имеет друзей вообще либо только одного друга 2 Живет в нестабильной обстановке (например, конфликт с родителями, родителей между собой) 3 Слишком критически настроен по отношению к себе 4 Перенес тяжелую потерю близких людей |
Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?»
Ребятам в группах предлагается разработать памятку «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?».
- Представьте себе, что ваш друг поделился с вами секретом: он собирается покончить жизнь самоубийством. Ваши действия. Я дам вам подумать 5 минут и записать полученное на листке бумаги.
После выполнения задания составляется памятка примерно такого вида:
1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?).
2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.
3. Не спорь в данной ситуации! Старайся не проявлять агрессии!
4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!
5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!
6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!
7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!
8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.
Итог
Упражнение «Я НЕ ОДИН»
Сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших друзей, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.
Если когда-нибудь вам будет казаться, что нет выхода, что все потеряно, вспомните тех, кому хуже. Про тех, кто голодает, кто болеет и они цепляются за каждую тонкую ниточку своей жизни, они борются за жизнь.
Радуйтесь каждому дню, красоте окружающей природы, друзьям, улыбке матеры. Любите себя, родных, близких, друзей, будьте лидерами, занимайтесь спортом, любимым занятием, старайтесь меньше сидеть в соц.сетях, ведь красота и прелесть реальной жизни не сравнима с виртуальной жизнью.. Будьте сильными, не дайте сломить вас трудностям, будьте выше этих трудностей. Давайте жить под лозунгом: «Мы за жизнь, мы против суицида».
Рефлексия
- Наш сегодняшний разговор о суициде закончен. Что нового вы узнали? О чем задумались? Какие чувства у вас возникли?
Хотелось бы закончить нашу беседу строками из философского завещания матери Терезы
Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.
Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи её.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни её.
Жизнь – это игра. Стань игроком.
Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.
Жизнь – это приобретение. Охраняй его.
Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.
Жизнь – это тайна. Познай её.
Жизнь – это долина слез. Преодолей всё.
Жизнь – это песня. Допой её до конца.
Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в неё без страха.
Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.
Жизнь такая интересная – не растрать её.
ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЁ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...