Программа «Одаренные дети»
статья на тему
Уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Одаренные дети»
Учитель бурятского языка Балданова С.Б.
Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.
Введение
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветания нации связанны именно с одаренными молодыми детьми.
Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).
3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися
- школьное научное общество;
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- спецкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
План индивидуальной работы с одаренными детьми
Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по бурятскому языку, совершенствование навыков работы с информацией; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.
При работе с одаренными детьми необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
- Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
- Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ученик чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь в жизни, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель выполнил свой долг перед учеником.
План-график в 8 классе
№ | Тема | Формы организации | Сроки |
1 | Минии бүлэ | Индивидуальные творческие задания. | сентябрь |
2 | Минии нүхэд | Разноуровневые задания, кроссворды, викторины | октябрь |
3 | Һуралсал, hургуули | Работа с текстами, тестовые работы, интеллектуальная игра. | ноябрь |
4 | Минии нютаг | Проведение школьного тура олимпиады по бур.яз. | декабрь |
5 | Тамир | Дискуссии, ребусы,шарады | январь |
6 | Сагаалган | Индивидуальные творческие задания, исследовательские работы | февраль |
7 | Мэргэжэл | Разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, ролевые игры. | март |
8 | Буряад орон | Конкурс «Умники и умницы», интеллектуальные игры | апрель |
9 | Дабталга | Консультации по предмету | Май. |
План-график в 9 классе
№ | Тема | Формы организации | Сроки |
1 | Минии бүлэ | Ответы на вопросы, пересказ текста, мини-сочинения. | Сентябрь |
2 | Минии нүхэд | Работа с текстами, дискуссии, творческие работы. | Октябрь |
3 | Һургуули | Диалог, кроссворды, ребусы ,шарады, интеллектуальные игры | ноябрь |
4 | Буряад орон | Проведение школьного тура олимпиады | декабрь |
5 | Тамир | Мини-сочинения, творческие работы. | Январь |
6 | Сагаалган | Конкурсы, викторины, исследовательские работы | февраль |
7 | Мэргэжэл | Разноуровневые индивидуальные и творческие работы, мини-сочинения. | Март |
8 | Минии нютаг | Конкурсы «Умники и умницы», исследовательские работы | Апрель |
9 | повторение | Консультации по предмету. | Май |
По мере проведения уроков по бурятскому языку я замечала способных именно по моему предмету учеников. Таким учащимся я старалась задавать необычные творческие задания, тесты, кроссворды. На уроках было замечено, что такие учащиеся любят высказывать свою точку зрения, ищут ответы в дополнительной литературе самостоятельно. В ходе работы с одаренными детьми самое главное - это внимание и терпимость со стороны педагогов, так как у многих из них повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность. Необходимо серьёзное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребёнка.
В этом учебном году все одаренные дети приняли участие в школьной олимпиаде, защитили свои творческие работы. Было замечено, что при подготовке докладов, исследовательских работ одаренные учащиеся приобретают уверенность, столь необходимые в жизни навыки устных выступлений перед широкой аудиторией. Этой форме работы уделяется очень большое внимание.
Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Особенно большую роль играют недели бурятского языка, включающие различные формы работы: вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети раскрывают свои способности в полной мере. Ярко проявляется стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с одноклассниками, возможность нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к. в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.
Но для того, чтобы потенциал одарённого ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу на каждом уроке.
Результативность детей с повышенной мотивацией
в 2017-2018 учебном году:
№ | Учащиеся | Класс | Вид деятельности | Результативность |
1 | Дурхисанова Анна | 8 | Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы» | 2 место |
2 | Серебренникова Маша | 8 | Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы» | 1 место |
3 | Серебренникова Маша | 8 | Участие в муниципальной олимпиаде. | 2 место |
4 | Серебренникова Маша | 8 | Участие в региональной олимпиаде | 2 место |
5 | Гуляев Родион | 8 | Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы» | 3 место |
6 | Максимова Алина | 9 | Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы» | 1 место |
7 | Хандажапова Ирина | 9 | Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы» | 2 место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одаренные дети"
Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов....
Программа "Одаренные дети"
Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная прогр...
Программа "Одаренные дети"
Из опыта работы по программе "Одаренные дети"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...