Программа «Одаренные дети»
статья на тему

Уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Одаренные дети»

Учитель бурятского языка Балданова С.Б.

Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.

Введение

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветания нации связанны именно с одаренными молодыми детьми.

Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).

3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися

  • школьное научное общество;
  • объединения дополнительного образования;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • спецкурсы;
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.

План индивидуальной работы с одаренными детьми

Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по бурятскому языку, совершенствование навыков работы с информацией; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.

При работе с одаренными детьми необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

 

  1. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

  1. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ученик чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь в жизни, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель  выполнил свой долг перед учеником.

План-график в 8 классе

Тема

Формы организации

Сроки

1

Минии бүлэ

Индивидуальные творческие задания.

сентябрь

2

Минии нүхэд

Разноуровневые задания, кроссворды, викторины

октябрь

3

Һуралсал, hургуули

Работа с текстами, тестовые работы, интеллектуальная игра.

ноябрь

4

Минии нютаг

Проведение школьного тура олимпиады по бур.яз.

декабрь

5

Тамир

Дискуссии, ребусы,шарады

январь

6

Сагаалган

Индивидуальные творческие задания,  исследовательские работы

февраль

7

Мэргэжэл

Разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, ролевые игры.

март

8

Буряад орон

Конкурс «Умники и умницы»,  интеллектуальные игры

апрель

9

Дабталга

Консультации по предмету

Май.

План-график в 9 классе

Тема

Формы организации

Сроки

1

Минии бүлэ

Ответы на вопросы, пересказ текста, мини-сочинения.

Сентябрь

2

Минии нүхэд

Работа с текстами, дискуссии, творческие работы.

Октябрь

3

Һургуули

Диалог, кроссворды, ребусы ,шарады, интеллектуальные игры

ноябрь

4

Буряад орон

Проведение школьного тура олимпиады

декабрь

5

Тамир

Мини-сочинения, творческие работы.

Январь

6

Сагаалган

Конкурсы, викторины, исследовательские работы

февраль

7

Мэргэжэл

Разноуровневые индивидуальные и творческие работы, мини-сочинения.

Март

8

Минии нютаг

Конкурсы «Умники и умницы», исследовательские работы

Апрель

9

повторение

Консультации по предмету.

Май

По мере проведения уроков по  бурятскому  языку я замечала способных именно по моему предмету учеников. Таким учащимся я старалась задавать  необычные творческие задания, тесты, кроссворды. На уроках было замечено, что такие учащиеся любят высказывать свою точку зрения, ищут ответы в дополнительной литературе самостоятельно. В ходе работы с одаренными детьми самое главное - это внимание и терпимость со стороны педагогов, так как у многих из них повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность. Необходимо серьёзное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребёнка.

В этом учебном году все одаренные дети приняли  участие в школьной олимпиаде, защитили свои творческие работы. Было замечено, что при подготовке докладов, исследовательских работ  одаренные учащиеся приобретают уверенность, столь необходимые в жизни навыки устных выступлений перед широкой аудиторией. Этой форме работы уделяется очень большое внимание.

Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Особенно большую роль играют недели бурятского языка, включающие различные формы работы: вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети раскрывают свои способности в полной мере. Ярко проявляется стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с одноклассниками, возможность нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к. в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.

Но для того, чтобы потенциал одарённого ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу на каждом уроке.

Результативность детей с повышенной мотивацией

в 2017-2018 учебном году:

Учащиеся

Класс

Вид деятельности

Результативность

1

Дурхисанова Анна

8

Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы»

2 место

2

Серебренникова Маша

8

Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы»

1 место

3

Серебренникова Маша

8

Участие в муниципальной олимпиаде.

2 место

4

Серебренникова Маша

8

Участие в региональной олимпиаде

2 место

5

Гуляев Родион

8

Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы»

3 место

6

Максимова Алина

9

Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы»

1 место

7

Хандажапова Ирина

9

Участие в школьной олимпиаде. Участие в интеллектуальном марафоне « Умники и умницы»

2 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одаренные дети"

Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов....

Программа "Одаренные дети"

Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная прогр...

Программа "Одаренные дети"

Из опыта работы по программе "Одаренные дети"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...