Профилактическая программа "Я ответственный родитель!"
классный час на тему
Цель: повышение психолого-педагогической и правовой компетенции родителей с использованием различных форм работы, приемов и методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mae.docx | 103.33 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Паспорт Программы
Наименование | Программа «Я – ответственный родитель» |
Основание разработки | Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года); Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации в период до 2025 года», утвержденной Распоряжением от 28 августа 2014 года №1618-Р, Концепция взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Тыва. |
Заказчики | Весь образовательный контингент МБОУ СОШ № 3 г. Чадана и Администрация муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва |
Участники | Администрация школы; Классные руководители; Родители обучающихся; Социальные и образовательные партнеры |
Основные разработчики | Программа разработана творческим коллективом, включавшим в себя представителей педагогического и ученического коллективов, родительской общественности; Руководители разработки: 1. Сегленмей Л.О. – директор школы, учитель высшей категории; 2. Ооржак А.К.– заместитель директора НМР, 3. Куулар Элла Олеговна - заместитель директора по ВР, 4. Монгуш Алла Эрес-ооловна - социальный педагог, 5. Кара-Сал Аржаана Петровна – психолог школы. |
Цели и задачи | Цель: повышение психолого-педагогической и правовой компетенции родителей с использованием различных форм работы, приемов и методов. Задачи: 1. Организация мер, направленных на повышение статуса семьи, статуса материнства, отцовства; 2. Восстановление этических норм поведения внутри семьи; 3. Повышение правового и ответственного сознания родителей; 4. Предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения; 5. Популяризация семейных традиционных праздников, фестивалей, конкурсов, распространение опыта передовых семей, развитие влияния Советов отцов и матерей школы и микрорайона. |
Ответственные лица, контакты | – директор школы Сегленмей Людмила Октек-ооловна тел: 9233810142 – зам.дир.по воспитательной работе Куулар Элла Олеговна |
Пояснительная записка
С целью повышения психолого-педагогической и правовой компетентности родителей, создания условий совершенствования системы работы с родителями учащихся, вовлечения родителей как равноправных участников учебно-воспитательного процесса в развитие и социализацию детей в школе разработана профилактическая программа «Я – ответственный родитель!», которая обоснована на программы для педагогических работников образовательных организаций республики по работе с родителями: «Ответственный родитель», «Школа счастливой семьи», Совет старейшин» (ГБУ РТ «РЦРВ), «Заботливый родитель» (ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), «Удаль молодецкая», «Девичья краса» (ГБНУ «ИРНШ»), ГБУ РТ «ИОКО», ГБОУ «РЦДОД», ГАУ ДПО ПК «ТГИП», Эти программы имеют внутриведомственный характер и может служить ориентиром для разработки аналогичных программ в системе образования кожуунов и городов республики.
В программе определено исходное состояние деятельности школы по укреплению взаимосвязей с родителями (достижения, тенденции, проблемы), цели, задачи и принципы.
Данная программа должен организовать работу с родителями учащихся непосредственно через классных руководителей, социальных педагогов и других педагогических работников, главным руководящим звеном является заместитель директора по внеклассной воспитательной работе.
Профилактическая программа для педагогических работников для работы с родителями учащихся «Я – ответственный родитель!»
Введение
Особую озабоченность педагогических работников вызывает резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Вследствие неумения многих родителей приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы происходит дальнейшая дезорганизация их жизни, разрушаются сложившиеся нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, в семьях все чаще наблюдается насилие и жестокое обращение. Ослабевает нравственный и воспитательный потенциал родителей, снижается их ответственность за содержание и воспитание детей.
Школа активно принимают участие в информационных кампаниях по пропаганде ответственного родительства и отказа от жестокого обращения с детьми, позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованные Министерством труда Российской Федерации, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На 1 января 2015 года с целью усиления ответственности на ранней стадии неблагополучия под социальным патронажем находились 7967 родителей, воспитывающих 10 481 ребенок. По сравнению с 2012 г. количество семей, состоящих на учете, увеличилось на 168 семей.
В зоне пристального внимания оказались 2935 родителей, употребляющих спиртные напитки, уклоняющиеся от воспитания детей – 974 чел., ведущих аморальный образ жизни – 537 чел., отрицательно влияющие на детей в связи с неблагоприятным климатом в семье – 539 чел., не справляющиеся воспитанием детей-подростков – 14 чел. По результатам принятых мер с учета снято 104 семей с 258 детьми.
Сведения о родителях учащихся школы.
Количество родителей – 853. По образовательному уровню преобладают родители со средним специальным образованием – 370 человек (43,2%), с общим средним образованием – 254 (30%), с неполным средним образованием – 126 человек (14,7%), родителей с высшим образованием 98 человек (11,5%), с незаконченным высшим образованием 5 человек (0,5%).
Образовательный уровень:
Социальный статус родителей:
Анализ образовательного уровня родителей показал, что большинство родителей имеют среднее специальное и общее среднее образование.
По возрастному составу преобладают родители от 35 до 45 лет.
По социальному статусу большинство родителей являются безработными (63,6%).
Характеристика социума.
Школа находится в социально неблагополучном микрорайоне. Жилой фонд микрорайона школы представлен преимущественно частным сектором и старыми одноэтажными домами.
Всего в микрорайоне 20 улиц и переулков, в них проживает 421 семья, в которых 1603 жителей, из них работают 450 (28%), безработные – 248 (15%), пенсионеры 121 (7,5%), ветераны труда - 34 (2%), инвалиды - 48 (3%), учащиеся - 365 (24%), из них обучаются в нашей школе 290-(70% ), в других школах обучаются 75 человек (21%), неполные семьи -68 (16%), многодетные семьи – 75 (16%), малообеспеченные семьи – 100 (24%), благополучные семьи - 176 (42%), учащиеся ПУ – 28 (2%), неблагополучные семьи - 10 (2%), дошкольники - 246 (15%)
Серьезной проблемой в республике является рост преступлений среди несовершеннолетних. Анализ по расследованным преступлениям, совершенных несовершеннолетними за 6 месяцев 2014 года показал, что произошел рост на 10,49% или 158 преступлений против 145. Рост отмечен в Кызылском (23 преступлений за 6 месяцев т.г. против 4 преступлений за АППГ, или рост на 475%), Тандинском (4/3, на +33,33%), Эрзинском (3/2, +50%), Чеди-Хольском (2/1, +100%), Дзун-Хемчикском (10/7, рост +42,86%), Сут-Хольском (3/0, +100%), Барун-Хемчикском (21/13, +61,54%) кожуунах и г. Кызыле (65/57, +14,04%).
Высокие нагрузки испытывает психическое здоровье детей. Эмоциональное неблагополучие ребенка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, приводит к стрессам, неврозам и агрессивности.
Неблагополучная обстановка в семье, применение недопустимых приемов воспитания приводят к суицидами и попыткам его совершения.
Анализ мотивов совершений детьми и подростками суицида и факторов их обуславливающих показал, что чаще всего несовершеннолетние совершили суициды по следующим причинам: семейные конфликты, в основном, ссора с близкими людьми (ссоры с матерью -5, ссоры с сестрой/ братом -4, ссора с бабушкой -1, ссора с подругой -1, боязни родительского гнева -4, насилие отца-1), развод родителей -1, безответная любовь-1 и не установлены причины в 5 случаях.
Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях обуславливают отчужденность детей.
По данным Министерства внутренних дел по Республике Тыва за 5 месяцев и 25 дней июня 2014 года в территориальных органах МВД России по Республике зарегистрированы 82 факта несчастных случаев среди 111 несовершеннолетних, из них 21 с летальным исходом.
При этом во всех случаях ДТП дети перевозились в легковых автомобилях без использования детских удерживающих устройств и ремней безопасности, что говорит о низкой сознательности водителей-родителей, которые допускают возможные последствия данного нарушения.
Все это говорит, о том, что родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных, индивидуальных особенностей своих детей, а также безответственным легкомыслием допускают такие страшные факты.
В связи с вышеизложенным, перед органами управления образованием остро стала задача определения новых и системных подходов к работе с родителями обучающихся. Все это привело к необходимости разработки консолидированной профилактической программы «Я – родитель» для педагогических работников (заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и др.).
Цели и задачи программы
Основной целью программы является повышение психолого-педагогической и правовой компетенции родителей через с использованием различных форм работы, приемов и методов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Организация мер, направленных на повышение статуса семьи, статуса материнства, отцовства;
2. Восстановление этических норм поведения внутри семьи;
3. Повышение правового и ответственного сознания родителей;
4. предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
5. Популяризация семейных традиционных праздников, фестивалей, конкурсов, распространение опыта передовых семей, развитие влияния Советов отцов и матерей школы и микрорайона.
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мер с классными руководителями по развитию системы работы с родителями учащихся.
Основные направления деятельности и механизмы реализации программы
- Организационно-информационное направление: ознакомление с программами, утверждение и реализация программ в школе, анализ.
- Обучающее направление: работа с классными руководителями по повышению их квалификации, обучение новым технологиям работы и др.).
- Внедрение и реализация программ по работе с родителями.
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы институтов воспитания в целях создания и развития системы работы с родителями обучающихся.
Организационное сопровождение Программы осуществляют воспитательным блоком администрации школы, на основании научно-методического, информационного сопровождения подведомственные учреждения Министерства образования и науки Республики Тыва: ГБНУ «Институт развития национальной школы», ГБУ РТ «Республиканский центр развития воспитания», ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал», ГБОУ РТ «Республиканский центр дополнительного образования детей», ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования», ГАОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «ТГИПП», ГБУ РТ «ИОКО».
Оценка эффективности Программы
Эффективность программ будет осуществляется на основе следующих обобщенных показателей (индикаторов):
- снижение количества правонарушений со стороны учащихся;
- снижение количества учащихся, состоящих на профилактических учетах (ВШУ, ПДН, КДНиЗП);
- снижение количества родителей, не надлежащим образом исполняющих свои обязанности;
- увеличение количества детей, охваченных внеурочной деятельностью;
- отрицательное количества детей, которые совершили самоубийство и попытки его совершения;
- количество проведенных научно-исследовательских работ, выставок, круглых столов, тематических вечеров, встреч, форумов и т.д. по проблемам семейного воспитания, социализации детей.
- поддержка передовых семей.
План работы сопровождения программы
Состав деятельности | Сроки | Ответственные |
Корректировка следующих локальных актов школы:
| До декабря 2016 | Директор |
Создание банка данных о семей школы, микрорайона | ежегодно | Соцпедагог |
Проведение общешкольных родительских собраний | 2 раза в год | Директора |
Проведение родительских собраний классов | По плану работы | Классные руководители |
Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости, сохранения здоровья с привлечением специалистов. | Согласно плану работы школы | Директор школы Зам. директора по ВР |
Регулярное проведение праздника «Мама, папа, я — спортивная семья» в 1-6 классах | 1 раз в п/г. | Зам. директора по ВР. Внекл.орг., кл. рук. |
Ведение просветительской работы среди жителей микрорайона | постоянно | Соцпедагоги |
Организация ЗОЖ ля родителей | По плану работы | Соцпедагоги |
Организация всеобуча родителей | По плану работы | Соцпедагоги и психолог. |
Проведение психологических тренингов, индивидуальных бесед. | По плану работы | Психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Ответственность родителей за воспитание и обучение детей"
Является брошюрой...
Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)
В 2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...
буклет для родителей "Обязанность и ответственность родителей"
В буклете изложены основные обязанности родителей по отношению к своим детям и ответственность, которую они несут Буклет будет полезен как раздаточный материал - в работе соцпеда, психолога, для...
Профилактическая программа по правовому просвещению обучающихся и родителей "Азбука права: изучаем вместе"
Успешность развития гражданского общества и государства в целом зависит от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регу...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ«ПУТЬ К УСПЕХУ»...
Программа просветительской и профилактической работы с родителями
Программа просветительской и профилактической работы с родителями в условиях надомного обучения...