Проектно-исследовательская деятельность школьников 7-9 кл. Элективный курс
элективный курс на тему
Элективный курс предназначен для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_shkolnikov_7-9.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Проектно-исследовательская деятельность школьников»
(18 часов)
Автор И .А. Чихачёва
Пояснительная записка.
В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направления педагогического процесса. Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания и кругозор. Всё чаще на занятиях и во внеурочной деятельности отдаётся предпочтение исследовательской и проектной деятельности. Западающим звеном на данном этапе является умение учащихся привлекать возможности ИКТ. Данный курс является межпредметным и будет способствовать формированию коммуникативных навыков, развитию целостного представления об окружающем мире.
Элективный курс предназначен для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Освоение программы данного курса позволит учащимся вне зависимости от специализации приобрести умения проводить научный поиск, выработать навыки аналитической деятельности при работе с научной литературой, использовать возможности ИКТ в своей деятельности.
Целью курса является:
создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интереса к исследовательской деятельности
- освоение учебно-исследовательской деятельности
- управление собственной научной работой, анализ результатов своей деятельности
- умения самостоятельно приобретать и применять знания, используя возможности ИКТ.
Задачи:
- научить учащихся ориентироваться в мире информации работать с библиотечной картотекой, осуществлять поиск в Интернете
- познакомить с современными методами научных исследований
- выработать умение работать с литературой и планировать эксперимент
- способность наблюдать, делать записи (вести дневник эксперимента) и измерения
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- роль эксперимента в познании
- правила пользования измерительными приборами
- основные законы и явления природы
- структура картотеки
- работа в Интернете
Курс рассчитан на 18 часов и реализуется в первом полугодии.
Данный курс обеспечен наличием в фонде библиотеки специальной литературой; дополнительной литературой в виде распечаток отдельных тем из методического пособия (О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005) имеющего гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации»; исследовательскими работами участвовавшими в городской НПК и выставляющимися на краевой заочный тур, презентациями исследовательских работ; необходимым физическим и химическим оборудованием; компьютерным классом с выходом в Интернет.
Применяемые формы работы:
- лекции
- практикумы
- самостоятельная работа научной литературой
- экскурсии семинары
В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:
- выполнение лабораторных работ
- написание рефератов
- работа со справочной литературой, энциклопедиями
- самостоятельные исследования
- написание рецензии
- составление картотеки
- работа в Интернете
- работа над проектами
Учащиеся могут выполнить любые три вида работ, названных выше (кроме лабораторных работ, которые являются обязательными). При этом самостоятельно выбирают:
- тему исследования
- тему проекта
- литературу, с помощью которой они будут готовить собственные работы.
Критерии успешности.
Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:
• выполнения не менее трех обязательных работ, предоставленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению;
• дополнительные баллы выставляются за любые из названных ниже дополнительных условий:
• инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
• инициативную публичную презентацию своей работы (проекта) в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикации и т. д.).
Динамика интереса к курсу фиксируется:
• анкетированием на первом и последнем занятии;
• собеседованием в процессе работы;
• промежуточный контроль в форме выставки буклетов и защиты презентаций.
Завершается изучение курса проведением защиты проектов, отчётами по выбранным видам деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |||||
№ п/п | лекций | экскурсий | практич. части | семинары наров | Место проведения | Форма контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Введение. | 1 | ||||||
1.1 | Исследование. Структура учебно-исследовательской работы. | 1 | аудитория | |||||
2 | Работа с источниками информации | 5 | ||||||
2.1 | Как найти или заказать нужную книгу? Знакомство с картотекой городской библиотеки. | 1 | Городская библиотека | Собеседования по результатам выполнения лабораторных работ. Выставка картотек. | ||||
2.2 | Составление картотеки кабинета (физики, химии и т.д.) | 1 | Спец. кабинеты | |||||
2.3 | Составление картотеки для источников информации собранных по теме исследования | 1 | аудитория | |||||
2.4 | Интернет. Знакомый незнакомец. Вводное занятие | 0,3 | 0,7 | Каб. информатики | ||||
2.5 | Поиск в Интернете материала по теме исследования. | 1 | Каб. информатики | |||||
3 | Работа над исследовательским проектом | 9 | ||||||
3.1 | Проект | 0,5 | 0,5 | Столовая, актовый зал, кабинет черчения, рекреации 1-го и 3-его этажей | ||||
3.2 | Составление проекта для своего исследования | 1 | аудитория | Представление результатов работ в компьютерных программах | ||||
3.3 | Компьютерная программа: Microsoft Office Pablisher | 0,3 | 0,7 | Каб. информатики | ||||
3.4 | Составление буклета по материалам исследования в программе Microsoft Office Pablisher | 1 | Каб. информатики | |||||
3.5 | Компьютерная программа: Microsoft Office PowerPoint | 0,3 | 0,7 | Каб. информатики | ||||
3.6 | Создание презентации в программе Microsoft Office PowerPoint | 1 | Каб. информатики | |||||
3.7 | Промежуточный контроль. | 1 | Выставка буклетов и защиты презентаций | |||||
3.8 | Компьютерные программы: Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel | 1 | Выставка исследовательских дневников | |||||
3.9 | Дневник исследования. Заполнение дневника в одной из программ Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel | 1 | ||||||
4 | Выход на защиту | 3 | ||||||
4.1 | Оформление работы. | 1 | Защита проектов | |||||
4.2 | Защита проектов | 2 | ||||||
ИТОГО | 18 |
Литература для учителя:
- И.В.Плющ «Методические указания: нормы и результаты научно-познавательной деятельности» Красноярск 2005
- А.М. Аронов, К.А.Баженова «Очерки об исследовательской деятельности»Красноярск 2006
- М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова «Решение интегративных учебных проблем» Вентана-Граф 2006
- Н.В.Ширшина «Проектная деятельность учащихся» Волгоград 2007
- О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005
- Серия «В помощь преподавателю» по разным школьным дисциплинам Волгоград 2007
- УМК ШНОУ №4
Литература для учащихся:
- Распечатки из О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2005
- Энциклопедия для детей М.: Аванта, 2003-2004, по разным школьным дисциплинам
- Учебник информатики
- Методички по работе в компьютерных программах: Microsoft Office Pablisher; Microsoft Office PowerPoint; Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel.
- Глен Веччионе «100 самых интересных самостоятельных научных проектов»
- УМК ШНОУ №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
курс прелагается для преподавания в основной школе.он содержит пояснительную записку, программу курса, технологическую карту, методические рекомендации учителю, глоссарий, хрестоматию, рабочую тетрадь...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
элективный курс для 8-9 классов; содержит Программу курса, методические рекомендации учителю, Рабочую тетрадь для учащихся, глоссарий, хрестоматийный материал....
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...