Разработка внеклассного мероприятия "Юрий Гагарин. Звездный избранник" в рамках фестиваля "Культура - свет души, слава разума и красота жизни", посвященного Году культуры.
классный час на тему
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- включить учащихся в активное познание истории, духовных ценностей и традиций родной страны;
- изучить жизнь и деятельность выдающегося человека летчика- космонавта Ю.А. Гагарина;
- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;
- сформировать качества активного гражданина;
- сформировать правильность понимания и проявление сущности нравственных категорий;
- помочь учащимся определиться с выбором конкретного жизненного идеала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_yuriy_gagarin.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия "Юрий Гагарин. Звездный избранник"
в рамках фестиваля
"Культура - свет души, слава разума и красота жизни",
посвященного Году культуры.
Составитель: Осипова М.В., преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "Зубово-Полянский аграрный техникум"
2014 г.
Пояснительная записка.В 2014 году исполняется 80 лет со дня рождения первого космонавта планеты Земля - Ю.А. Гагарина.
Величайшие события в истории человечества всегда поднимаются над временем, оставляют глубокий след в сознании современников.
К таким величайшим событиям несомненно относится первый полет человека в космос, положивший начало бесконечному продвижению человечества во Вселенную
В более широком контексте полет Юрия Гагарина повысил притягательность самых высоких идеалов духовности, гуманизма, культурных ценностей, которые в сочетании с профессионализмом и целеустремленностью составляют стержневое направление прогресса человечества на Земле и во Вселенной.
Нравственно-этическая, духовная, культурная составляющая подвига первого космонавта планеты выдержала испытание временем, неразрывно связала его с прошлым и будущим цивилизации.
Мероприятие ориентировано на широкую возрастную аудиторию. Может использоваться при проведении предметной недели по физике, ко дню космонавтики. Кроме музыкальных композиций, во время проведения праздника декламировались поэтические сочинения.
Внеклассное мероприятие лучше раскрывает для учащихся личность Ю.А.Гагарина, способствует стремлению к знаниям, воспитывает моральные качества, любовь к близким, гордость за страну, патриотизм.
Использование презентации необходимо для большего проникновения в сущность рассматриваемых событий, в эпоху времени; способствует повышению интереса и внимания учащихся.
Слайды были созданы в программе Power Point и с помощью мультимедийного проектора проецировались на большой экран.
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- включить учащихся в активное познание истории, духовных ценностей и традиций родной страны;
- изучить жизнь и деятельность выдающегося человека летчика- космонавта Ю.А. Гагарина;
- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;
- сформировать качества активного гражданина;
- сформировать правильность понимания и проявление сущности нравственных категорий;
- помочь учащимся определиться с выбором конкретного жизненного идеала.
Оборудование:
1. Выставка книг, посвященных Ю.Гагарину и его полету.
2. Демонстрационный фильм "Юрий Гагарин. Звездный избранник".
3. Компьютер, мультимедийный проектор.
4. Аудио-видео запись песен на космическую тему.
5. Компьютерная презентация.
Подготовительный этап:
1. Для проведения внеклассного мероприятия учащиеся получают задание подобрать фотографии, вырезки из периодических изданий, связанные с Ю.А. Гагариным.
2. Учащиеся готовят сообщения на темы, связанные с биографией Ю.А. Гагарина "Детство и юность Гагарина Ю.А", "Карьера в морской авиации", "Зачисление в отряд космонавтов", "Полет в космос", "Жизнь и карьера Гагарина после полета в космос", "Гибель Гагарина".
3. Оформление кабинета, выставки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Вступительное слово учителя:
Наибольшая заслуга Ю.Гагарина перед современниками и будущими поколениями состоит в том, что он содействовал объединению людей в их стремлении к добру, гармонии, прогрессу, великой общей цели сохранения жизни на Земле и во Вселенной.
Имя Гагарина стоит в одном ряду с первопроходцами и первооткрывателями ранее неизведанных материков, морей и океанов, других "белых пятен" на нашей планете. Колумб и Магеллан, Афанасий Никитин и Марко Поло, Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, Роберт Пири, братья Уилбур и Оруэлл Райт, Валерий Чкалов, многие другие представители разных стран и народов, посвятившие свои жизни разгадке тайн планеты, расширению границ человеческой деятельности вместе с первым космонавтом создали прочный фундамент для дальнейшего движения к истине, гармонии, самым высоким идеалам цивилизации. И что особенно важно, этот фундамент неотделим от культурного и духовного потенциала человечества.
В личности Юрия Гагарина слились в гармоничное единство многие качества, которые практически невозможно приписать отдельному государству, одной системе, конкретному типу общества или специфической идеологической доктрине. Отношение самого Юрия Гагарина к своему подвигу было в большей степени гражданским, эмоциональным, обращенным к культурно-мировоззренческим мотивам деятельности человека. Первый космонавт Земли сказал перед стартом: "Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях". Такое восприятие первого полета человека в космос было свойственно прежде всего ученым, деятелям культуры, представителям широкой общественности на всех континентах. Вот как откликнулся на полет Ю.Гагарина французский писатель Луи Арагон: "Всем показана цель. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения?"
Уникальные личные впечатления Юрия Гагарина и его последователей, первыми увидевших Землю из космоса, стали своего рода предостережениями всем тем, кто своими действиями ставит под угрозу интересы живущих и будущих поколений: будь-то продолжением гонки вооружений и испытаниями новых видов оружия массового уничтожения, безрассудным расточительством природных ресурсов и увеличением антропогенных нагрузок на биосферу или политическими акциями, ведущими к национальным розням, локальным конфликтам, другим формам вражды и противоборства между нациями, религиям и культурами.
Первый полет человека в космос не только стал первой звездной трассой во Вселенную, это полет в вечность, объединивший на основе величайших культурных ценностей, духовных ориентиров и нравственных идеалов лучших представителей прошлого, настоящего и будущего земной цивилизации.
Демонстрации видеоролика video с музыкой.mp4 на фоне исполняемых Ю. Гуляевым песен о Ю.А. Гагарине из цикла "Созвездие Гагарина" А. Пахмутовой и Ю. Добронравова.
Чтец 1.
Вознесся в космос человек,
Но это вовсе не побег
Из повседневности земной.
Взнесся в космос человек,
Секретом неба овладел,
И возвратился человек,
И снова Землю оглядел:
Напрашивается масса дел!
Чтец 2.
Еще недужен лик Земли,
Еще витает горький прах
Сынов Земли, которых жгли
Вчера на атомных кострах.
А сколько на Земле калек!
Поставим этому предел,
Поскольку, силою богат,
Ворвался в космос человек
И возвратился он назад,
И убедился человек,
Что доброй воле нет преград.
Автор: Л. Мартынов
Учитель: Почему именно Гагарин полетел? Потому что именно весь ход событий нашей жизни готовил его к этому подвигу. Тяжелое детство, стремление учиться и не просто учиться, а хорошо учиться, помочь своим родителям – вот цели, к которым поначалу стремился Юрий.
Выходят шесть учеников и рассказывают о жизни Гагарина с презентацией слайдов (компьютерная презентация)
1. Детство и юность Ю.А. Гагарина
Слайд 2-7
Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934г. в деревне Клушино, Гжатского района, Смоленской области.
Отец и мать, так же как и деды и бабки, — крестьяне. Об отце в деревне говорили: "Золотые руки у Алексея Гагарина!" У отца спорилась любая работа — и столяра, и каменщика, и пахаря, и слесаря. К этому он приучал и нас, трёх сыновей и дочь. И мы гордились, когда впервые что-нибудь получалось самостоятельно: удалось запрячь лошадь, насадить топор на топорище, поправить забор...
Мама, Анна Тимофеевна, удивительно много читала. Она могла ответить почти на любой мой вопрос. Мне она казалась, да и сейчас кажется, неиссякаемым источником жизненной мудрости. Детство было, как у всех в те годы: не очень сытое, но радостное и беспечное, — игры со сверстниками, катание на лошадях, лыжи, санки. Но это продолжалось всего 7 лет.
В пятом классе он вместе с ребятами организовал технический кружок, где ребята сами сделали летающую модель самолета.
Порог клушинской школы я переступил 1 сентября 1941 г. Шла война. В небольшой классной комнате одновременно занимались два класса — первый и третий. Потом, во вторую смену, — четвёртый и второй. Даже тетради были редкостью. Часто приходилось писать на полях газеты, на кусках обоев...
Окончив школу в Гжатске, он задумался о профессии и поступил на завод, закончил сначала ремесленное училище в Люберцах, затем Саратовский индустриальный техникум по специальности формовщика – литейщика. Но мечта летать не покидала его.
Одновременно с учебой окончил летные курсы при Саратовском аэроклубе и летал на ЯК – 18. Получил направление в
Оренбургское авиационное училище, окончил в 1960г. и получил специальность военного летчика – испытателя.
В Саратове был аэроклуб, и 26 октября 1954 г. Юрий Гагарин был зачислен туда пилотом, согласно личному заявлению. Занятия в техникуме — до обеда, затем — аэроклуб. На столе два конспекта — один по технологии металлов, другой — по теории полёта со схемой крыла. Настольной стала и книга "Пособие лётчику по эксплуатации и технике пилотирования". На сон оставалось два-три часа.
Весна 1955 г. совпала с работой над техникумовским дипломом и допусками к полётам. Совесть не позволила Гагарину сдать экзамены кое-как. В дипломе Саратовского техникума значатся 32 предмета, по 31 предмету у него пятёрки, и только психология "подкачала" — 4. Нужно ли говорить, что и аэроклуб Гагарин закончил только с оценками "отлично". Для дальнейшего обучения Гагарина направили в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище.
2. Карьера в морской авиации
Слайд 8
К месту службы — в истребительный авиационный полк Северного флота — младший лейтенант Юрий Гагарин прибыл с молодой женой Валентиной. Начались трудовые будни. Полярная авиация, полёты дневные и ночные, освоение новых самолётов... Родилась дочка Леночка. Казалось бы, о чём ещё мечтать? Очередное звание не за горами, служи добросовестно, карьера обеспечена...
3. Гагарин с космическим отрядом
Слайд 9-10
На аэродром приехала какая-то странная комиссия, вызывают пилотов по одному, беседуют, отбирают на новую, никому не известную работу. Пригласили и Гагарина, впервые прозвучало: абсолютно новый летательный аппарат, полёт в межпланетное пространство, отбирают желающих и абсолютно здоровых. По здоровью Юрий Гагарин подошёл. И, естественно, он выбрал новую, не изведанную никем работу. Полёты в космос — совершенная неизвестность.
И вот в 1960 г. Гагарин в Москве, в отряде подготовки пилотов. Позднее лётчиков назовут космонавтами, а отряд — отрядом космонавтов. Первый отряд небольшой — двенадцать человек.
В 1960г. Гагарина включили в отряд по подготовке космонавтов.
В отряде дневал и ночевал главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. В последних числах марта отряд вылетел на космодром Байконур. Дни перед стартом не тянулись — летели. Последние лекции, последние тренировки.
4. Полёт в космос
Слайд 11-17
Приближалось время старта… Он занял место в «космическом» кресле, задраили люк… ракета задрожала всем корпусом и оторвалась от земли. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность.
Через 108 минут после старта космический корабль "Восток" благополучно приземлился в заданном районе. Вся страна и весь мир кипел, приветствовал небывалое достижение науки.
Через день Космонавта № 1 встречала Москва. Этот день был для Гагарина полон чудес и невероятных событий. Чудеса начались ещё в воздухе — из Куйбышева в Москву Гагарина доставил новенький "Ил-8". При подлёте к Москве к ним пристроился почётный эскорт из семи истребителей: по два на крыльях и три на хвосте! Гагарин этого не ожидал. Не ожидал он и флагов на улицах столицы, которые хорошо были видны сверху, не ожидал красной ковровой дорожки от трапа самолёта до трибуны, на которой стояли руководители государства и — о чудо! — все его родные: отец, мать, жена, сестра, братья.
Когда он появился на трибуне Мавзолея, восторженный рёв толпы прокатился над Красной площадью... Так первого космонавта встречали везде.
Юрий Алексеевич сначала облетел, а затем объехал весь земной шар. Если на глобусе отметить все страны, где он побывал, воспроизвести его маршруты и города, где был гостем, то глобус покрылся бы густой паутиной линий.
Чтец 3.
Рождался день двенадцатый апреля,
В спокойной, предрассветной тишине
Ждал Байконур, ракету ввысь нацеля,
Застывши, ждали звезды в вышине...
Курились дымки призрачно и зыбко,
Стелилась в небе зоревая шаль.
И он сказал: «Поехали!» - с улыбкой,
Светящейся стрелой умчался в даль.
Взгляд материнский устремляя к сини,
Не сомневаясь в стойкости его,
Следила благодарная Россия
За яркой трассой сына своего.
Мир замер в восхищенье и тревоге,
Таких чудес не знал XX век...
Автор: М. Чекусов
5. Дальнейшая жизнь и карьера
Слайд 18-20
Юрий Алексеевич очень любил рыбалку и охоту. Это одна из редких минут отдыха на реке Угре.
В сентябре 1961 г. Юрий Гагарин приступил к занятиям в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. Жизнь была достаточно напряжённой, жизнь на виду у всех.
6. Гибель Ю.А. Гагарина
Слайд 21-22
27 марта 1968 г. Юрий Гагарин под руководством опытного инструктора Владимира Серёгина выполнял обычный тренировочный полёт на истребителе МИГ-15.
Самолёт потерпел аварию в трёх километрах от села Новосёлова Киржачского района Владимирской области. При ударе о землю самолёт разбился на мельчайшие обломки, отнесённые взрывной волной на большое расстояние.
Место гибели Ю.А.Гагарина. У этого обелиска всегда живые цветы.
Чтец 4. (Слайд 23)
Владимир Костров "Улыбка Гагарина"
Когда на Землю он вернулся,
Закончив звездные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла,
В ней только доброта и сила —
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Березовый,
Озерный свет.
Она объединила мудро
Движенье воли и ума:
Так солнечным морозным утром
Смеется русская зима.
Она, как чудо, нам открылась,
И был таков ее размах,
Такая искренность
Искрилась
В чуть-чуть прищуренных глазах!
Ее ликующая сила,
Как будто выхватив из мглы,
В одно мгновенье осветила
Планеты темные углы.
И четче стала
И точнее
Эпохи каждая черта.
С ней стала чернота
Чернее,
И чище стала чистота.
Нам с ней светлей в пути великом,
Душа теплей в ее тепле.
Да, без гагаринской улыбки
Темнее было б на Земле!
Учитель:
Ю.Гагарин уже при жизни стал легендой, символом того, на что способен человек.
А теперь, анализируя все увиденное и услышанное вами, скажите,
какими чертами характера должен обладать человек, чтобы имя его ровнялось подвигу?
Возможные ответы: выдержка, сила воли, гибкость ума…
Сам Гагарин говорил, - "Для первого полета нужен человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств".
- Какие достоинства, на ваш взгляд присущи таким людям?
Возможные ответы: доброта, любознательность, простота, целеустремленность…
- Должен ли человек работать над собой, чтобы эти качества развивать?
- Да.
Демонстрация видеофильма "Звездный избранник" Юрий Гагарин Звездный Избранник.mp4
В конце мероприятия учащиеся отвечают на вопросы рефлексивного теста.
Рефлексивный тест:
- Что понравилось во внеклассном мероприятии? Почему?
- Что не понравилось?
- Нужно ли мне это мероприятие для повышения моего интеллектуального уровня?
- Пригодится ли мне эта информация для моей профессиональной деятельности?
Используемая литература
- А. Т. Гагарина, Т. А. Копылова. Юрий Гагарин. Глазами матери. — Культурная Революция, 2011. — 368 с.
- Валентин Гагарин. Мой брат Юрий. — М., 1984. — 350 с. — 100 000 экз.
- Валерий Хайрюзов. Юрий Гагарин. Колумб Вселенной. — Вече, 2011. — 368 с.
- Виктор Степанов. Юрий Гагарин. — Молодая гвардия, 1987. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Владимир Губарев. Тайны Гагарина. — Эксмо, 2011. — 320 с. — (Первые в космосе).
- В. В. Артёмов. Юрий Гагарин. Человек-легенда. — Олма Медиа Групп, 2011. — 272 с.
- Газета "Правда" от 23.03.1987г. . — Гибель Гагарина.
- Гагарина А.Т. Память сердца. — М.: АПН, 1987.
- Гагарина А.Т. Слово о сыне. — М., Молодая гвардия,1983.
- Гагарин, Юрий Алексеевич. Cайт "Герои Страны".
- Герасимова М.И., Иванов А.И. Звездный путь. — М., Политическая литература, 1986.
- Гагарин Ю.А. Дорога в космос. — М.: Воениздат, 1978. — 370 с. — 100 000 экз.
- Л.А. Данилкин. Юрий Гагарин. — М.: Молодая гвардия, 2011. — (Жизнь замечательных людей).
- М. Ф. Ребров. Советские космонавты / 2-е изд. доп. и перераб.. — М.: Воениздат, 1983. — 308 с.
- Николай Надеждин .Юрий Гагарин. — Астрель, 2011. — 224 с.
- Юрий Ковешников. Уроки Юрия Гагарина. — Лениздат, 1984. — 190 с.
- Ю. Докучаев. Юрий Гагарин. — М.: Детская литература, 1981. — 144 с.
- www.cosmoword.ru
- www.kosmoc.info
- www.specevideo.ru
- www.h-cosmos.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения недели русского языка «Великое русское слово», посвященной Году культуры в России
Приобщение учащихся, педагогов к истории развития русского языка и осознанию его как культурного феномена и языка русской нации....
Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная году культуры
Работа представляет собой интеллектуальную игру для обучающихся НПО, СПО. Задания направлены на проверку общей эрудиции....
Классный час в 5 классе, посвященный Году культуры в России
Это мой первый классный час, первый разговор с моими новыми подопечными - 5 А классом....
План мероприятий, посвященный Году культуры
Согласовано:...
КВН посвященный году Культуры
Сценарий...
Классный час, посвященный Году Культуры
В материале представлена разработка и презентация для проведения классного часа, посвященного Дню Знаний по теме "Год Культуры в России", с использованием различных методических приемов....
Открытый урок в рамках Ломоносовских чтений,посвященный Году Культуры.Тема: «Великие скупцы Пушкина и Бальзака».
(Опыт сравнительного анализа «Скупого рыцаря» А.С Пушкина и «Гобсека» Бальзака»Метод: проблемный урок. ...