Программа по профориентации "Выбор профессии"
рабочая программа по теме
Программа предназначена для работы с учащимися старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предназначена для работы со старшеклассниками. | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профориентации «Выбор профессии».
Пояснительная записка.
Введение. Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Программа по профориентации «Выбери свое будущее» рассчитана на 2011 – 2015 г.г. Программа определяет основные пути развития формирования у подростков профессионального самоопределения.
Актуальность проблемы. Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования.
Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.
Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.
Кроме того, ряд проведенных исследований среди учащихся 8-11 классов (Приложение 1) вскрыл ряд проблем, которые планируется решить с помощью мероприятий программы.
Нормативное обеспечение программы.
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
Цель: формирование у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуацией в городе.
Задачи.
- научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
- помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
- формировать у учащихся и выпускников школы мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;
- повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров на предприятиях Магнитогорска.
Принципы. Данная программа опирается на принципы:
• принцип сознательности в выборе профессии;
• принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
• принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
• принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.
Этап | Период обучения | Задачи этапа | Направления работы на этапе |
1-й - пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных выборов ребенка | 1-7-й класс | · актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников; · создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности; · формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении. | · Вовлечение школьников в деятельность кружков и секций дополнительного образования, факультативов в школе. · Вовлечение учащихся в предметные олимпиады и творческие конкурсы · Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность. · Проведение встреч с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда. |
2-й - активно-поисковый этап профориентации
| 8-9-й класс | · помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи самоопределения; · помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями; · психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования.
| · Вовлечение школьников в деятельность кружков и секций дополнительного образования, факультативов в школе. · Информационно-просветительская работа на классных часах в 8-9-х классах. · Система воспитательных мероприятий по профориентации. · Трудовая деятельность в каникулярное время. |
3-й - этап профессионального самоопределения, которое осуществляется после окончания подростком основной школы
| 10-11-й класс. | · воспитывать готовность выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда; · способствовать профессиональному самоопределению выпускников.
| · Информационно-просветительская работа на классных часах в 10-11-х классах. · Профориентационная диагностика и консультирование.
|
Участники программы.
· учащиеся;
· классные руководители;
· школьный психолог;
· социальный педагог;
· родители.
Этапы работы по реализации программы.
Ожидаемые результаты реализации Программы.
- создание системы профессиональной ориентации в школе;
- изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
- повысить мотивацию учащихся к труду;
- оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
План мероприятий по реализации программы.
№ | Мероприятия
| Сроки | Ответственные |
1. | Презентация «образовательной карты» города | Ежегодно Октябрь | Классные руководители |
2. | Проведение экскурсий в учебные учреждения | По графику УО | Зам. директора по ВР Кл.руководители |
4. | Экскурсии на «Ярмарку профессий» | Ежегодно сентябрь | Зам. директора по ВР |
5. | Экскурсии на «Дни открытых дверей» в учебные заведения города | Ежегодно | Зам. директора по ВР |
6. | Экскурсия на День открытых дверей во дворец спорта | Ежегодно | Зам. директора по ВР |
7. | Экскурсии на предприятия города | По планам классных руководителей | Классные руководители |
8. | Ознакомление учащихся с информацией о ситуации на рынке труда | Февраль - март | Кл.руководители Учитель технологии |
9. | Проведение тематических классных часов | Ежегодно Март | Кл.руководители |
10 | Выпуск стенгазеты «100 профессий для меня» | 1 раз в год | Педагог-организатор |
11 | Проведение родительских собраний, консультаций по результатам тестирования школьников | Ежегодно Ноябрь, апрель | Кл.руководители |
12 | Составление карты предварительного трудоустройства | Январь, май | Кл.руководители |
13 | Проведение консультационного совещания для педагогов «Развитие профессионального интереса школьников на уроках и во внеклассной работе» | 11.2012 | Зам.директора по. Зам.директора по ВР |
14 | Семинар для учителей начальных классов «Особенности профориентационной работы с учащимися начальных классов» | 04.2012 | Зам.директора по ВР |
15 | Организация элективных курсов по выбору учащихся. | Ежегодно Сентябрь, май | Администрация, учителя – предметники |
16 | Организация работы школьных кружков и секций | Ежегодно Сентябрь | Администрация |
17 | Вовлечение школьников в городские кружки, клубы, спортивные секции | Постоянно в течение учебного года | Кл.руководители |
18 | Участие в предметных конкурсах и олимпиадах. | В течение года | Учителя – предметники |
19 | Проведение предметных недель | По плану работы школы | Зам.директора по УВР |
20 | Городская акция «Чистый город». | Ежегодно Апрель | Зам.директора по ВР |
21 | Участие в городском фестивале школьных СМИ «Зоркое сердце». | Ежегодно ноябрь | Зам.директора по ВР |
22 | Выпуск школьной газеты | Ежемесячно | |
23 | Консультирование родителей по вопросам профориентации | Ежегодно | Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный педагог |
24 | Тестирование учащихся 9 -11 классов | Ежегодно | Психолог школы |
25 | Субботники по уборке кабинетов и школьного двора | В течение года | Кл.руководители |
26 | Участие в городской выставке – конкурсе лучших работ с уроков технологии «Мастер и Мастерица». | Ежегодно | Учителя технологии |
27 | Организация работы НОУ Участие в конференции «Мыслители, искатели XXIвека» | Сентябрь Февраль | Администрация Руководители НОУ |
28 | Организация трудовой бригады | Май | Зам.директора по ВР |
29 | Организация внеурочной занятости детей «группы риска» | Сентябрь май | Соц. педагог Кл. руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
программа курса по профессии "Оператор ЭВМ"
Программа соответствует ФГОС по профессии "Оператор ЭВМ", имеет рецензию. В нашей школе применяся с 9-11 класса с вручением свидетельства о присвоении профессии....
программа "Шаг в профессию"
профориентационная программа расчитана на учащихся коррекционной школы 8 вида (7-9 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...
Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...
КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Выполнение механизированных работ на фермах и комплексах крупного рогатого скота основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 111101.01 Мастер животноводства
Комплект КОС по профессиональнму модулю "Выполнение механизированных работ на фермах и комплесах крупного рогатого скота"ОПОП...
Конкурсная программа «В мире профессий».
расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....