Игра "Умники и умницы"
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Лесникова Валентина Алексеевна

Сценарий интеллектуальной игры "Он был первым нашим университетом..." в форме телевизионной игры "Умники и умницы". Материал рассчитан на школьников  9-11 классов, хорошо знающих биографию и деятельность М.В. Ломоносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_umniki_i_umnitsy.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы

Староюрьевского района Тамбовской области в с. Новоюрьево

Игра «Умники и умницы» «Он был первым нашим университетом»

(посвященная 305-летию М. В. Ломоносова)

Лесникова Валентина Алексеевна

учитель математики

филиала МБОУ Староюрьевской СОШ

 

в с. Новоюрьево

        С. Новоюрьево

Цель игры: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова, умений рассуждать, четко и кратко выражать свои мысли.

Участники игры: обучающиеся 9 класса.

Оформление кабинета: портрет М. В. Ломоносова, высказывания об ученом на экране мультимедийного проектора (Приложение 1).

Источник: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st004.shtml 

Игра проводится по принципу телевизионной игры «Умники и умницы» в рамках предметной недели. Предварительно обучающимся дается перечень литературы и задание - изучить основные моменты биографии М. В. Ломоносова.

Вначале в качестве разминки проводится викторина. По результатам ответов определяются 3 участника игры.

  1. Назовите год рождения М. В. Ломоносова.
  2. Назовите место рождения ученого.
  3. Какие книги М. В. Ломоносов называл Вратами учености?
  4. Назовите города, в которых учился и работал М. В. Ломоносов.
  5. Назовите важнейшие научные достижения Ломоносова в физике.
  6. Назовите наиболее важные научные открытия, сделанные Ломоносовым в химии.
  7. Какие литературные произведения написал М. В. Ломоносов?
  8. Какие мозаичные картины Ломоносова вы знаете?
  9. В каких географических названиях увековечено имя М. В. Ломоносова?
  10. Кто из великих сказал про Ломоносова: «Он … был первым нашим университетом»?

Ход игры

 Ведущий: «В толковом словаре Ушакова слово «интеллект» означает ум, рассудок, мыслительная способность у человека. Цель нашего интеллектуального шоу – показать свои мыслительные способности, исследуя жизнь и деятельность замечательного русского ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова.

Конкурс физики (30 с): Запишите по единицам измерения физические величины Н, Дж, м, м/с2, м/с, с, Гц.

Конкурс красноречия (30 с): Михаил Васильевич Ломоносов. Расскажите, что вы о нем знаете.

По итогам двух конкурсов  участникам предоставляется право выбора дорожки (красная, желтая, зеленая).

Агоны:

• «Врата учености».

• «Физика».

• «Химия».

• «Может собственных Платонов…».

• «Учеба».

• «Астрономия».

• «О России».

• «Потомкам».

• «Детство».

  1. Увидев в доме Дудиных первые светские книги Ломоносов стал просить старика дать их ему почитать хотя бы на несколько дней. Однако его просьбы всегда оставались тщетными. Лишь после смерти Христофора Дудина в 1724 году, Михайле удалось договориться с его сыновьями, чтобы они выдали ему эти книги. «От сего времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою, и непременно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами учености».

О каких светских книгах идет речь? («Арифметика» Леонтия Магницкого (1703 г) и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого)

  1. Оценивая значение работ Ломоносова М. В. По атомистике, Д. И. Менделеев писал: « Ломоносов высказал убеждение в атомном строении веществ, и его представления сходны с тем, что ныне признается большинством химиков и физиков, следующих за Дальтоном».

 В чем заключается теория атомистики? (Основные положения мкт: все вещества состоят из атомов; атомы непрерывно движутся; атомы взаимодействуют друг с другом.)

  1. В диссертации «О действии химических растворителей вообще» ученый писал: Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движения, но сообщить часть движения оно не может иначе, как теряя точно такую же часть». Подобные мысли высказывались им и по отношению к другому закону сохранения.

О каком законе в области химии идет речь? (Закон сохранения вещества.)

  1. В 1739 году М. В. Ломоносов прислал из-за границы в Петербург оду «На взятие Хотина». Она была написана новым для русской поэзии того времени стилем. Стихи студента Ломоносова были восприняты в Петербурге с удивлением. Они поражали легкостью и необычностью стиля, и раскрывали поэтическое богатство русского языка.

О каком стиле идет речь?  (Ямб)

  1. М. В. Ломоносов в 19,5 лет пришел в Москву и начал там учиться в Славяно-греко-латинской академии, затем учился он в Петербурге, Марбурге, Фрейберге. Однако его первый учитель, который был всего на семь лет старше, жил в родной Денисовке.

 Кто был первым учителем Ломоносова? (Иван Афанасьевич Шубный)

  1. Еще в детские годы, когда М. Ломоносов бороздил северные воды на гукоре «Чайка» со своим отцом, его любознательный ум замечал и анализировал многое: расположение звезд, приливы и отливы, северные сиянья. Будучи ученым, М. В. Ломоносов продолжает свои астрономические наблюдения. В частности, он первый открыл существование атмосферы на Венере. Многие приборы для исследования изготовлены им самим. Один из таких приборов позволял наблюдать в сумерках за звездным небом.

 О каком приборе речь? Прообразом какого современного прибора он был?  («Ночезрительная  труба». Телескоп)

  1. М. В. Ломоносов заботился о распространении просвещения в России. В начале 50-х годов он предложил учредить учебное учреждение, открытое для людей всех сословий, разработал проекты его устава и внутреннего строения. Указ об учреждении этого учебного заведения был подписан 12 Января 1755 года в Татьянин день. В этом университете первоначально работало 3 факультета: философский, медицинский и юридический. Преподавание велось на русском языке.

О каком старейшем учебном заведении идет речь? ( МГУ имени Ломоносова)

  1. В мастерских Ломоносова было сделано приблизительно 40 мозаичных картин. В 1764 году Ломоносов изготовил картину для Петропавловского собора, на изготовление которого пошло около 300 тыс. кусков стекла. Когда в 1829 году опытному итальянскому мозаичисту Дольфини было поручено реставрировать местами поврежденную от небрежного хранения картину, то мастер не смог изготовить местами выпавшие элементы. В настоящее время эта картина украшает стены Академии наук в Санкт-Петербурге.

 О какой картине идет речь?  («Полтавская баталия»)

  1. Детские и юношеские годы М. В. Ломоносова прошли на Беломорском Севере – крае с богатыми культурными традициями, среди отважных и предприимчивых людей, наделенных большим чувством собственного достоинства и обладающих значительными по тем временам познаниями в области мореплавания, судостроения, сельского хозяйства и торговли.

 Назовите родину М. В. Ломоносова. (д. Мишанинская близ города Холмогоры Архангельского уезда)

Блиц: 1. Как звали отца Ломоносова?  

           2. Назовите первый город, в котором учился Ломоносов.

           3. Мозаичную картину какого русского царя изготовил Ломоносов?

Эпилог. М. В. Ломоносов всегда ставил Россию на первое место, он много сделал для развития просвещения в нашей стране. Н. В. Гоголь писал: «Всякое прикосновение к любезной сердцу его России, на которую глядит он под углом ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной…».

 

Литература для обучающихся:

  1. Астафуров В. И. М. В. Ломоносов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. - М.: МГУ, 1986.
  3. Белявский М. Т. Ломоносов - наш первый университет. - М.: МГУ, 1961.

Приложение 1.

Высказывания о М. В. Ломоносове

  1. Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).
  2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А.С. Пушкин).
  3. Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).
  4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).
  5. На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).
  6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).
  7. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).
  8. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека… Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком... Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его (А.И. Герцен).
  9. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием… Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).
  10. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Вавилов).
  11. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.Н. Радищев).
  12. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...