Игра "Умники и умницы"
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему
Сценарий интеллектуальной игры "Он был первым нашим университетом..." в форме телевизионной игры "Умники и умницы". Материал рассчитан на школьников 9-11 классов, хорошо знающих биографию и деятельность М.В. Ломоносова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_umniki_i_umnitsy.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы
Староюрьевского района Тамбовской области в с. Новоюрьево
Игра «Умники и умницы» «Он был первым нашим университетом»
(посвященная 305-летию М. В. Ломоносова)
Лесникова Валентина Алексеевна учитель математики филиала МБОУ Староюрьевской СОШ
в с. Новоюрьево |
С. Новоюрьево
Цель игры: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова, умений рассуждать, четко и кратко выражать свои мысли.
Участники игры: обучающиеся 9 класса.
Оформление кабинета: портрет М. В. Ломоносова, высказывания об ученом на экране мультимедийного проектора (Приложение 1).
Источник: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st004.shtml
Игра проводится по принципу телевизионной игры «Умники и умницы» в рамках предметной недели. Предварительно обучающимся дается перечень литературы и задание - изучить основные моменты биографии М. В. Ломоносова.
Вначале в качестве разминки проводится викторина. По результатам ответов определяются 3 участника игры.
- Назовите год рождения М. В. Ломоносова.
- Назовите место рождения ученого.
- Какие книги М. В. Ломоносов называл Вратами учености?
- Назовите города, в которых учился и работал М. В. Ломоносов.
- Назовите важнейшие научные достижения Ломоносова в физике.
- Назовите наиболее важные научные открытия, сделанные Ломоносовым в химии.
- Какие литературные произведения написал М. В. Ломоносов?
- Какие мозаичные картины Ломоносова вы знаете?
- В каких географических названиях увековечено имя М. В. Ломоносова?
- Кто из великих сказал про Ломоносова: «Он … был первым нашим университетом»?
Ход игры
Ведущий: «В толковом словаре Ушакова слово «интеллект» означает ум, рассудок, мыслительная способность у человека. Цель нашего интеллектуального шоу – показать свои мыслительные способности, исследуя жизнь и деятельность замечательного русского ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова.
Конкурс физики (30 с): Запишите по единицам измерения физические величины Н, Дж, м, м/с2, м/с, с, Гц.
Конкурс красноречия (30 с): Михаил Васильевич Ломоносов. Расскажите, что вы о нем знаете.
По итогам двух конкурсов участникам предоставляется право выбора дорожки (красная, желтая, зеленая).
Агоны:
• «Врата учености».
• «Физика».
• «Химия».
• «Может собственных Платонов…».
• «Учеба».
• «Астрономия».
• «О России».
• «Потомкам».
• «Детство».
- Увидев в доме Дудиных первые светские книги Ломоносов стал просить старика дать их ему почитать хотя бы на несколько дней. Однако его просьбы всегда оставались тщетными. Лишь после смерти Христофора Дудина в 1724 году, Михайле удалось договориться с его сыновьями, чтобы они выдали ему эти книги. «От сего времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою, и непременно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами учености».
О каких светских книгах идет речь? («Арифметика» Леонтия Магницкого (1703 г) и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого)
- Оценивая значение работ Ломоносова М. В. По атомистике, Д. И. Менделеев писал: « Ломоносов высказал убеждение в атомном строении веществ, и его представления сходны с тем, что ныне признается большинством химиков и физиков, следующих за Дальтоном».
В чем заключается теория атомистики? (Основные положения мкт: все вещества состоят из атомов; атомы непрерывно движутся; атомы взаимодействуют друг с другом.)
- В диссертации «О действии химических растворителей вообще» ученый писал: Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движения, но сообщить часть движения оно не может иначе, как теряя точно такую же часть». Подобные мысли высказывались им и по отношению к другому закону сохранения.
О каком законе в области химии идет речь? (Закон сохранения вещества.)
- В 1739 году М. В. Ломоносов прислал из-за границы в Петербург оду «На взятие Хотина». Она была написана новым для русской поэзии того времени стилем. Стихи студента Ломоносова были восприняты в Петербурге с удивлением. Они поражали легкостью и необычностью стиля, и раскрывали поэтическое богатство русского языка.
О каком стиле идет речь? (Ямб)
- М. В. Ломоносов в 19,5 лет пришел в Москву и начал там учиться в Славяно-греко-латинской академии, затем учился он в Петербурге, Марбурге, Фрейберге. Однако его первый учитель, который был всего на семь лет старше, жил в родной Денисовке.
Кто был первым учителем Ломоносова? (Иван Афанасьевич Шубный)
- Еще в детские годы, когда М. Ломоносов бороздил северные воды на гукоре «Чайка» со своим отцом, его любознательный ум замечал и анализировал многое: расположение звезд, приливы и отливы, северные сиянья. Будучи ученым, М. В. Ломоносов продолжает свои астрономические наблюдения. В частности, он первый открыл существование атмосферы на Венере. Многие приборы для исследования изготовлены им самим. Один из таких приборов позволял наблюдать в сумерках за звездным небом.
О каком приборе речь? Прообразом какого современного прибора он был? («Ночезрительная труба». Телескоп)
- М. В. Ломоносов заботился о распространении просвещения в России. В начале 50-х годов он предложил учредить учебное учреждение, открытое для людей всех сословий, разработал проекты его устава и внутреннего строения. Указ об учреждении этого учебного заведения был подписан 12 Января 1755 года в Татьянин день. В этом университете первоначально работало 3 факультета: философский, медицинский и юридический. Преподавание велось на русском языке.
О каком старейшем учебном заведении идет речь? ( МГУ имени Ломоносова)
- В мастерских Ломоносова было сделано приблизительно 40 мозаичных картин. В 1764 году Ломоносов изготовил картину для Петропавловского собора, на изготовление которого пошло около 300 тыс. кусков стекла. Когда в 1829 году опытному итальянскому мозаичисту Дольфини было поручено реставрировать местами поврежденную от небрежного хранения картину, то мастер не смог изготовить местами выпавшие элементы. В настоящее время эта картина украшает стены Академии наук в Санкт-Петербурге.
О какой картине идет речь? («Полтавская баталия»)
- Детские и юношеские годы М. В. Ломоносова прошли на Беломорском Севере – крае с богатыми культурными традициями, среди отважных и предприимчивых людей, наделенных большим чувством собственного достоинства и обладающих значительными по тем временам познаниями в области мореплавания, судостроения, сельского хозяйства и торговли.
Назовите родину М. В. Ломоносова. (д. Мишанинская близ города Холмогоры Архангельского уезда)
Блиц: 1. Как звали отца Ломоносова?
2. Назовите первый город, в котором учился Ломоносов.
3. Мозаичную картину какого русского царя изготовил Ломоносов?
Эпилог. М. В. Ломоносов всегда ставил Россию на первое место, он много сделал для развития просвещения в нашей стране. Н. В. Гоголь писал: «Всякое прикосновение к любезной сердцу его России, на которую глядит он под углом ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной…».
Литература для обучающихся:
- Астафуров В. И. М. В. Ломоносов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
- Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. - М.: МГУ, 1986.
- Белявский М. Т. Ломоносов - наш первый университет. - М.: МГУ, 1961.
Приложение 1.
Высказывания о М. В. Ломоносове
- Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).
- Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А.С. Пушкин).
- Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).
- Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).
- На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).
- С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).
- Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).
- Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека… Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком... Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его (А.И. Герцен).
- Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием… Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).
- Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Вавилов).
- Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.Н. Радищев).
- Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Умники и умницы в банковском деле
Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...
Игра "Умники и умницы"
Игра по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...
Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...
Игра "Умники и умницы"
Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...
ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...