. Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкальная композиция "Прерванный полёт"
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

БОЛДАРЕВА НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА

Творческий вечер -  дань памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Памяти русского поэта, певца, актёра, барда Владимира Высоцкого посвящается...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение «Общеобразовательная

 школа – интернат №19 среднего общего образования ОАО «РЖД»

G:\Влад. ВЫсоц\высоцкий\wr-720.sh-18.jpg

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции

«Прерванный полёт», посвящённая 80-летию Владимира Высоцкого.

Подготовили и провели: учитель русского языка

и литературы – Бамбизова Л.В,

воспитатель 9 класса – Болдарева Н.С

Новокузнецк, 2018г.

Литературно-музыкальная композиция «Прерванный полёт», посвящённая 80-летию Владимира Высоцкого. (1 слайд)

Цель: Создание условий, обеспечивающих формирование и развитие нравственных и духовных ценностей у учащихся 9-10 классов, через обращение к литературному искусству и творческую деятельность детей.

Задачи:

  1. Формировать у старшеклассников нравственные ценности и  духовные ориентиры через обращение к творчеству В. С. Высоцкого.
  2. Формировать предметные учебно-познавательные компетентности.
  3. Способствовать развитию накопленного эстетического опыта школьников.
  4. Организовать социальнозначимую творческую деятельность учащихся.
  5. Воспитывать интерес каждого ребенка к самому себе, желание самосовершенствоваться.
  6. Создать атмосферу эмоциональной отзывчивости, позитивной взаимозависимости.
  7. Установить контакты с людьми, которые для старшеклассников наиболее значимы и имеют на них положительное влияние.
  8. Создать условия для появления мотива к собственной творческой деятельности у участников мероприятия.

Подготовка:

  1. Подбор материала (текст, стихи, песни, видео),
  2. портрет Высоцкого,
  3. свечи,
  4. гитара,
  5. художественная литература,
  6. компьютер, проектор,
  7. презентация.

        Место проведения:  кабинет искусства.

Описание: на сцене расположен экран, используемые технические средства  (компьютер, проектор). Перед сценой на парте фотография  В. С. Высоцкого, свечи, книги о  В. Высоцком,  гитара.  В ходе выступления сюда выходят участники мероприятия (чтецы, исполнители песен и сценок). В зрительном зале – гости мероприятия.

Ход мероприятия.

Песня Б. Окуджавы (видео 2 слайд)

О Володе Высоцком я песню придумать решил:

Вот ещё одному не вернуться домой из похода.

Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…

Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом

Отправляться и нам по следам по его по горячим.

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,

Ну, а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,

Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…

Белый аист московский на белое небо взлетел,

Чёрный аист московский на черную землю спустился.

Ученик1: (3 слайд) Сегодня имя Владимира Семёновича Высоцкого известно каждому русскому человеку. 25 января ему исполнилось бы 80 лет. Высоцкий ушёл из жизни в самом рассвете творческих сил. Угасла песня, с которой он жил и любил, ненавидел и презирал, надеялся и мечтал, болел и мучился. Проходят годы, уходит тихо боль утраты, но жива память. Владимир Высоцкий – это феномен семидесятых. Кто-то из критиков сказал, что наступит время, и мы будем изучать эпоху 70-х по творчеству Высоцкого. И вот это время пришло.

Ученик2: Мы собрались сегодня, чтобы вспомнить о нём, о его жизни, творчестве. Он не мог появиться на свет обычно. Так, как рождались миллионы других талантливых и простых людей. Не мог приходом в этот мир не вызвать споров и разногласий. Всё началось задолго до его рождения. Какое имя ребёнку дать? Этот вопрос бурно обсуждали и подруги Нины Максимовны, и товарищи её мужа – Семёна Владимировича, и соседи. Девочку решили назвать Алисой, а имя мальчика никак не могли выбрать. Называли по алфавиту: Александр, Алексей, Борис, Василий, но ко дню его появления так ни на чём не остановились.

1 куплет песни «Баллада о детстве» (4 слайд)

Ученик3: В роддоме Нина Максимовна вдруг вспомнила, что, уезжая в командировку, Семен Владимирович попросил:

- Назови сына Владимиром: в честь моего отца и твоего брата – моего товарища!

Но вдруг Нина Максимовна получает поздравление: красочную открытку, в которой написано: «Мы, соседи, поздравляем вас с рождением нового гражданина СССР и всем миром решили назвать его Олегом, Олег – предводитель Киевского государства!»

Когда Нина Максимовна вернулась домой с Владимиром, многие соседи, особенно дети, были очень недовольны и какое-то время его никак не называли. Потом, правда, привыкли.

Так родился ещё один властелин мира, но, как позже оказалось, завладел он не бескрайними просторами, а миром людских сердец.

2 куплет песни «Баллада о детстве»( 5 слайд)

Ученик2:  Первые годы жизни прошли в многоквартирной коммуналке на Первой Мещанской. Родные и знакомые, вспоминая, каким он был в раннем детстве, говорят, что тот был занятным и очень общительным ребёнком. Это и понятно: ведь коммунальная квартира – это микространа, где, не выходя из дома, ты всегда можешь поиграть, побеседовать со множеством взрослых и детей.

О доме и обстановке тех лет в квартире на Первой Мещанской, 126, Владимир Высоцкий позднее напишет в «Балладе о детстве»

3 куплет песни «Баллада о детстве» (6 слайд)

Ученик3: В этой песне и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких ему людей.

Началась война. Москва регулярно подвергалась налётам фашистской авиации. Владимир не боялся воздушной тревоги – для него это была игра. Взрослые и дети носили на чердак дома запасы песка и воды. Володя также принимал в этом участие, но осознание того, что он делал, пришло позже.

4 куплет песни «Баллада о детстве» (7 слайд)

Ученик4: Осенью 1945 года Володя пошёл в первый класс. Потом ему пришлось поменять много школ. Тогда же учился в музыкальной школе. Учился легко, хотя и неровно, много проказничал. Проявлять себя начал с восьмого класса. Он умел вести за собой людей. В десятом классе взялся за ум, стал хорошо учиться, чтобы получить хороший аттестат и попасть в институт.

Ученик5: ( 8 слайд)Владимира с детства тянуло к театру, но родители были против его поступления в театральный. В результате он поступает на мехфак в институт им. Куйбышева, чтобы в 1956 году его бросить и поступить на актёрское отделение в Школу-студию МХАТ. Работал в разных театрах, пока в 1964 году не организовался театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.Любимова. В театре он сыграл более 20 ярких, запоминающихся ролей. Стал любимым в народе как киноактёр.

Звёздная роль в театре – Гамлет. Он сам себя предложил на эту роль, он хотел давно сыграть её, сыграть так, как ему казалось, видел её Шекспир.

Ученик 1 (9 слайд)

Играет Гамлет на гитаре,

Законы классики поправ,

Ах, как он шпарит, как он шпарит,

И в чём-то, видимо он прав.

Полушутливые куплеты

Понятны сердцу и уму.

Их современные поэты

Сложили весело ему.

Поэт. И сам себя пытает

С привычной бледностью лица.

Играет, и над ним витает

Шекспира тень, как тень отца.

Он Гамлет. И уже не Гамлет,

Когда Офелию зовёт.

Он снова медлит, но регламент

Эпохи новой признаёт.

Он внемлет жизни, внемлет праху,

Всему приходит свой черёд.

И на гитару, как на плаху,

Он тихо голову кладёт.

Ученик 6 (10 слайд) Стихи Высоцкого при жизни не публиковались, ему отказывали в приёме в Союз писателей, предпочитали не называть его поэтом. Никогда не был признан как композитор. Но зато – бесчисленные гастроли по стране и концерты. Любовь миллионов людей. У Высоцкого был феноменальный талант – понимать суть вещей. Он пел про то, чем живёт и о чём думает народ, и поэтому был истинно народным певцом современной России.

Ученик 7: Может кто и нынче хрипоте его не рад,

Может кто намеревается подлить в стихи елея.

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее.

За свою короткую жизнь он сумел сделать неправдоподобно много.

Видео  «О поэтах и кликушах.»(слайд 11)

Ученик 4: Своим ни в какие рамки не влезающим, сто раз обруганным, под подозрение взятым и миллионы людей за живое взявшим творчеством он сам, без разрешения и спроса, поставил поэтов, критиков, режиссёров перед фактом своего существования в искусстве. Можно было и возмущаться его уличной грубостью, воротить от него нос, но не разглядеть за всем этим яркость и незаурядность таланта было невозможно.

В песнях о войне поэт, которому в 1941 году было всего три года, часто преображался в бывалого фронтовика, прошедшего всю войну от начала до конца.

Песня « Сыновья уходят в бой» (слайд 12 )

Ученик5: Многие воевавшие люди действительно принимали Высоцкого за фронтовика, писали ему письма, в которых спрашивали, не однополчане ли они. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за однополчанина, чем письма, где тебя считают соседом по камере. Поэт считал, что пусть война давно кончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.

Песня «На братских могилах» (слайд 13 ).

Ученик6: Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах.

Видео «Песня о горах» (слайд 14).

Ученик7: Он был настоящим мужчиной. По природе своей он должен был, вероятно, пойти в моряки, в лётчики, в солдаты. Но для этого надо иметь несколько жизней. Поэтому в песнях он проживал то, что хотел бы прожить в жизни.

Ученик8: У Высоцкого было много друзей. Были среди них и настоящие, но были и «однодневки», случайные собутыльники, и те, что после его смерти стали сами себя называть «друзьями Володи». Вот эти-то друзья не давали ему печататься в годы опалы.

А настоящим своим друзьям он посвящал стихи:

Стихотворение «Натянутый канат» (слайд 15)

Ученик 9:

Он не вышел ни званьем, ни ростом,

Не за славу, не за плату -

На свой, необычный манер

Он по жизни шагал над помостом -

По канату, по канату,

Натянутому, как нерв.

Посмотрите - вот он

без страховки идет.

Чуть правее наклон -

упадет, пропадет!

Чуть левее наклон -

все равно не спасти...

Но, должно быть, ему очень нужно пройти

четыре четверти пути.

И лучи - его с шага сбивали,

И кололи, словно лавры.

Труба надрывалась - как две.

Крики "Браво!" его оглушали,

А литавры, а литавры –

Как обухом по голове!

Посмотрите - вот он

без страховки идет!

Чуть правее наклон -

упадет, пропадет!

Чуть левее наклон -

все равно не спасти...

Но теперь ему меньше осталось пройти -

уже три четверти пути.

"Ах, как жутко, как смело, как мило!

Бой со смертью - три минуты!" -

Раскрыв в ожидании рты,

Из партера глядели уныло –

Лилипуты, лилипуты

Казалось ему с высоты.

Посмотрите - вот он

без страховки идет.

Чуть правее наклон -

упадет, пропадет!

Чуть левее наклон -

все равно не спасти...

Но спокойно, - ему остается пройти

всего две четверти пути!

Он смеялся над славою бренной,

Но хотел быть только первым -

Такого попробуй угробь!

Не по проволоке над ареной, -

Он по нервам - нам по нервам –

Шел под барабанную дробь!

Посмотрите - вот он

без страховки идет.

Чуть правее наклон -

упадет, пропадет!

Чуть левее наклон -

все равно не спасти...

Но спокойно, - ему остается пройти

всего две четверти пути!

Закричал дрессировщик - и звери

Клали лапы на носилки...

Но прост приговор и суров:

Был растерян он или уверен -

Но в опилки, но в опилки

Он пролил досаду и кров

И сегодня другой

без страховки идет.

Тонкий шнур под ногой -

упадет, пропадет!

Вправо, влево наклон

и его не спасти...

Но зачем-то ему тоже нужно пройти

четыре четверти пути!

Ученик 9:  (слайд17 ).Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене, но оно как нельзя лучше характеризует жизнь и творчество самого Высоцкого.

Иногда кажется, что перед нами разные поэты, настолько непохож Высоцкий в своих песнях. Вот он нежно влюблённый мужчина, готовый осыпать свою возлюбленную всеми сокровищами мира. «Я дышу, и, значит, я люблю! Я люблю - и, значит, я живу».

Видео «История любви» (слайд 18).

Ученик 7:(слайд19)  Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Им было по 30 лет, когда они встретились. Две разные жизни: несколько жён и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлёты и падения, слава. А они очарованы друг другом, как дети. Она показала ему мир, а миру подарила Высоцкого. Она родила в нем самые лучшие песни.

Из интервью В. Высоцкого (слайд 20).

- За что ты любишь своего друга?

- Если знать, за что, то это уже не любовь, а хорошее отношение.

-Что такое, по-твоему, дружба?

-Когда человеку можно сказать всё, даже самое отвратительное о себе.

-Черты, характерные для твоего друга?

- Терпимость, мудрость, ненавязчивость.

-Любимые черты в характере человека?

-Одержимость, отдача (но только на добрые дела)

- Отвратительные качества человека?

-Глупость, серость, гнусь.

-Твои отличительные черты?

- Разберутся друзья.

- Чего тебе недостаёт?

-Времени.

-Каким человеком считаешь себя?

Разным.

-Чему последний раз радовался?

-Хорошему настроению.

- Что огорчало?

- Всё.

-Чего хочешь добиться в жизни?

- Чтобы помнили, чтобы везде пускали.

- Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?

- Ещё одну жизнь.

Стихотворение « Я не люблю».( слайд 21)

Ученик 10: Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину,

Или когда прервали разговор.

Ученик 11: Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрела в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово "честь" забыто

И что в чести наветы за глаза.

Ученик 12(слайд 22) Когда я вижу сломанные крылья –

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилья и бессилья, -

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены –

Я это никогда не полюблю'.

Ученик 2: Песни Высоцкого всегда неожиданные, разноплановые, злободневные, песни-роли. Даже не роли, а, скорее,- целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.

Из монолога Высоцкого (слайд 23)

Ученик 7: - У меня вообще много шуточных, комедийных песен. Но вы понимаете, что это не просто так посмешить, высунув язык.

Юмор юмором, но ведь в комедийные песни вкладываешь содержание… Вот когда я выступаю с песнями, у меня всегда такое странное положение. Я смотрю в зрительный зал и вижу обычно такие улыбающиеся лица и вдруг нахожу одно мрачное лицо, и какая-то магическая сила к нему тянет, и вот когда он в первый раз улыбнётся, для меня праздник.

В своих сатирических песнях он высмеивал различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество.

Песня «Сказка про короля» исполнение под гитару (слайд 24)

Ученик1(слайд25)Песни Высоцкого. Чем объяснить их феноменальную, неслыханную славу? Их все слушали, их все пели, пели для себя, но никто не мог исполнить. Нужен его темперамент, нужен этот сложный, странный, надорванный, казалось уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав.

Когда он запевал, страшно становилось за него. Он бледнел, лоб покрывался испариной, вены вздувались на лбу, горло напрягалось, на нём выступали жилы. Казалось, горло вот- вот перервётся, он рвался изо всех сил, изо всех сухожилий.

 «Белое безмолвие» (Видиоклип) (слайд 26)

Ученик2(слайд27) Жарким июльским днём страна узнала о том, что Высоцкого не стало. Сначала узнали его друзья. Узнали, конечно, не по радио, не из газет, а из телефонных звонков, телеграмм, от знакомых.

Узнали и пошли к театру на Таганке, оцепленному милицией и дружинниками, сквозь строй которых приходилось прорываться, чтобы в последний раз взглянуть на успокоившееся лицо того, кого при жизни привыкли видеть таким взрывным и подвижным.

На фоне песни «Кони привередливые »  чтение стихотворения «Россия ахнула от боли…» (слайд 28)

Ученик9: Россия ахнула от боли, не Гамлета – себя сыграл,

Когда почти по доброй воле в зените славы умирал.

Россия, бедная Россия, каких сынов теряешь ты!

Ушли от нас навек шальные Есенины и Шукшины.

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла.

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле.

Ты сын России с колыбели, зажатый в рамки и тиски,

Но умер ты в своей постели от русской водки и тоски.

Пылали восковые свечи, и пел торжественный хорал.

И очень чувственные речи герой труда провозглашал.

Ах, нам бы чуточку добрее, когда ты жил, мечтал, страдал.

Когда в Париж хотел быстрее, в Читу иль Гомель попадал.

Теперь не надо унижений, ни виз, ни званий – ничего!

Ты выше этих низвержений, как символ или божество.

Но привередливые кони тебя умчали на погост,

Была знакомая до боли дорога чистых горьких слёз.

Иди, артист, судьба-шалунья тебя теперь благословит,

И сероглазая колдунья к тебе на «Боинге» летит.

Вся олимпийская столица склонилась скорбно пред тобой.

И белый гроб парит, как птица, над обескровленной толпой.

Но вот и всё, по божьей воле, Орфей теперь спокойно спит.

И одинокая до боли гитара у дверей стоит.

Никита Михалков написал стихотворение

«Памяти Высоцкого».

Он не допел, не досказал

Всего,

Что было пульсом и в душе звучало,

И сердце отказало оттого,

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдёт

Так просто, вместе с тем и так достойно…

Он умер. Да,

И всё же он поёт…

И песни не дадут нам

Жить спокойно.

Ученик 19.

Я – снова я, и вы теперь мне верьте, –

Я немного прошу взамен бессмертья –

Широкий трак, холит друга на коне

Прошу покорно, голову склоняя,

Побойтесь бога, если не меня,-

Не плачьте вслед, во имя Милосердия!

Песня «О друге» исполняют все

Видео «Райские яблоки».

Используемая литература:

  1. Высоцкий В. Сочинения: В 2т.- Екатеринбург; У - Фактория, 1996.
  2. Высоцкий В. Жизнь без сна. Сочинения; В 2т.-т.2 – М.; Худ. лит., 1991.
  3. Высоцкий В. Ощущать вдохновение: Интервью даёт Владимир Высоцкий //Живая жизнь; Штрихи к биографии Владимира Высоцкого – М.; Москва, рабочий, 1998.
  4. Высоцкий о Гамлете // Менестрель. – 1982.№1.

Интернет – ресурсы:

  1. http://muz-color.ru/?s=владимир+высоцкий
  2. http://mp3ostrov.com/?string\
  3. http://visockiy.ucoz.ru/
  4. http://vshansone.ru/vvisockii/
  5. http://www.youtube.com/watch
  6. http://www.youtube.com/watch?v=ztYN5UuNKt4
  7. http://my.mail.ru/mail/nikolaev2905/video/1024/3291.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Литературное кафе "Зимние напевы"

Работа представляет собой сценарий литературного праздника для учащихся 6-7 классов . Содержит в себе подборку разных игровых моментов для праздника. Так же представлена презентация ученицы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».

Данный литературный вечер проводится в рамках методической работы ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является открытым мероприятием цикловой комиссии.Основные цели данного ве...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 10 класса. Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения Роберта Бернса.

Организация внеклассной работы является одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку.Внеклассная работа по английскому языку в нашей школе имеет большое общеобразовательное, во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»

Данное мероприятие  было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...

Разработка внеклассного мероприятия. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 105-летию Павла Николаевича Васильева.

Данный материал предназначен для внеклассных мероприятий по литературе. Сценарий и презентация посвящены изучению творчества поэта П.Н.Васильева...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Литературная гостиная «Открывая книг страницы»

В современном обществе среди молодежи все большее место занимают «элетронные преподаватели»; телевидение и компьютер стали наиболее распространенным способом проведения досуга, а чтение ух...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Литературная гостиная «Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог и детский писатель»

2023 год был объявлен  годом педагога и наставника, благодаря знаменательной дате в истории Российской педагогике – 200-летие К.Д. Ушинского. Данное мероприятие дает объективное представлен...