Разработка внеклассного мероприятия. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 105-летию Павла Николаевича Васильева.
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Данный материал предназначен для внеклассных мероприятий по литературе. Сценарий и презентация посвящены изучению творчества поэта П.Н.Васильева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie._stsenariy._nemerknushchee_imya._p.n.vasilev.doc | 92 КБ |
pavel_vasilev.pptx | 1.79 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор: Манерова П.В., учитель русского языка и литературы,
Место работы: г.Бердск, МАОУ Ш-И «Лицей-интернат №7».
Разработка внеклассного мероприятия.
Литературно-музыкальная композиция,
посвящённая 105-летию Павла Николаевича Васильева.
«Немеркнущее имя»
Сценарий мероприятия.
Цели:
• Проследить жизненную судьбу поэта, осмыслить неразрывное единство его непростой биографии и мужественной поэзии;
• привитие интереса учащихся к творчеству П.Н.Васильева, обогатить своё представление о личности поэта;
• развитие познавательной деятельности учащихся;
• совершенствование навыка выразительного чтения.
Оборудование: интерактивная доска, презентации к уроку, выставка произведений П.Васильева, работы учащихся.
Оформление сцены зала или кабинета: портрет, стенд с книгами, ёлка искусственная с игрушками, стол (скатерть кружевная, свечи, часы под старину, зелёный конверт).
Участники: ученики из разных классов, разных возрастов, библиотекарь, исполнитель романса на гитаре.
Слайд 1
Музыкальное вступление. Звучит романс «Иртыш» (слова Ивана Веттера, музыка Александра Алябьева).
Чтец Стихотвоения Игоря Тюленева «Памяти Павла Васильева».
Памяти Павла Васильева
Здесь пролетел степной орёл,
Большая раненая птица.
Как молот – русский стих тяжел,
Иль боевая рукавица.
Могли поэта уберечь,
Но не смогли иль не сумели.
Осталась нам степная речь
И псы – живущие доселе.
Кучум скулит исподтишка,
И лает на людей по-лисьи.
Ермак с далёка бережка
Глаза прищуривает рысьи.
Здесь, вынырнув из Иртыша,
Шмыгнула за Урал столица.
Блуждает в ельнике душа
На хвойных лапах, как царица.
То рыжим пеплом зверь мелькнёт,
И промельк отразит водица,
Что вкруг корней петлю совьёт –
Густую синь разрубит птица.
Степную и лесную Русь
Смешала омская криница.
По небу ночи, словно гусь,
Осенний месяц вдаль стремится.
Янтарная блестит слеза
В ладошке девушки Сибири.
Поэта потчуют друзья
Его товарищи меньшие.
Пусть пуля-дура в грудь летит,
Столбы сшибая верстовые.
Россия продолжает жить
И песни слушает степные.
Ведущий
Здравствуйте, уважаемые гости, родители, учащиеся, учителя. Сегодняшний вечер мы посвящаем 105-летию со Дня рождения великого русского поэта Павла Николаевича Васильева.
Не случайно мы начали нашу встречу с песни об Иртыше и со стихотворения поэта Игоря Тюленева. Вся поэзия Павла Васильева насыщена красками, запахами и звуками родного ему Прииртышья.
Слайд 2
(картина степи и портрет поэта)
Чтец Стихотворение П.Васильева «Родительница степь…»
Ведущий
«Объяснять большого поэта, а в данном случае очень большого поэта – это все равно, что попытаться ладошками вычерпать океан…», - писал соратник П.Васильева Сергей Островой. Конечно, сегодня мы не сможем рассказать всю биографию поэта, прочитать со сцены все его стихи. «Мы попытаемся нарисовать какие-то человеческие штрихи, штрихи его характера», чтобы перед вами предстал человек, создавший великую поэзию.
Слайд 3
Библиотекарь (стоит рядом со стендом, представляет сборники биографии и произведений П.Васильева).
Павел Васильев певец казахстанских и сибирских просторов, проживший всего 26 лет; был репрессирован и расстрелян в страшном 1937 году. За ним закрепилась клеймо «враг народа». По отдельным строкам, письмам друзей, воспоминаниям родных восстанавливалась биография П.Васильева. Книги нашей библиотеки познакомят вас, ребята, с биографией поэта, помогут представить его неуёмный характер, интересы.
В 1927 в Новосибирске были опубликованы стихи Васильева из тетрадки стихотворений, которую он привез с ленских приисков. Книги его очерков "В золотой разведке" и "Люди в тайге" увидели свет в 1930 уже в Москве, куда Васильев переехал в 1928 и поступил в Высший литературно-художественный институт им. В.Я.Брюсова. Много и упорно работает над стихами и поэмами, печатая их в разных газетах и журналах. Не прерывает связей и с журналом "Сибирские огни", в 1928 предоставившим свои страницы наиболее ярким главам из поэмы "Песни о гибели казачьего войска", полностью не увидевшей свет при жизни поэта.
В 1933 в журнале "Новый мир" появляется поэма "Соляной столб", в 1934 - поэма "Синицын и Ко", продолжающие тему сибирского казачества. Откликаясь на коллективизацию в сибирской деревне, Васильев пишет поэму "Кулаки" (напечатана в 1936).
Поэзию Васильева отличает сочный язык, близкий народно-песенному творчеству, и использование фольклорных мотивов. Последняя поэма "Христолюбовские ситцы", над которой он работал в 1935 - 36, не была закончена и при жизни поэта не публиковалась (опубликована в 1956).
В 1936 году Васильев был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.
Сборники стихов П.Васильева откроют вам мир необычной поэзии, ярких образов, мир казахской степи.
Слайд 4-5
(фотографии родителей П.Васильева, его портреты в кругу друзей, однокурсников).
Звучит тихая спокойная мелодия.
На сцену по очереди выходят выступающие в роли Павла (ребёнка – учащийся 3 класса, подростка – учащийся 8 класса; желательно найти ребят внешне похожих на П.Васильева).
Ведущий
Родился Павел Васильев в 1909 году в городе Зайсане, Семипалатинской области. Детство и отрочество поэта прошло в г.Павлодаре. не случайно Казахстан занимает видное место в творчестве поэта.
Отец Павла был заведующим Павлодарской школы, прекрасным математиком, но человеком крутого нрава. Мать и дед Матвей приучали детей к книгам, развивали тягу к знаниям. Первые книги – это сказки Г.Х.Андерсена и А.С.Пушкина.
В школе Павел Васильев полюбил уроки литературы. Его поэтический дар проявился впервые в 1920 году. Ираида Пшеницына вспоминает: «К ёлке вышел ученик 3 класса»…
Учащийся 3 класса в роли П.Васильева читает басню «Орел и пчела».
(пауза).
Ведущий
И учителя и родители высказали тогда восхищение смелостью и выразительным чтением Павла.
(на сцене стоит учащийся 8 класса, в кепке, белой рубашке, одна нога на сиденье стула,
в руке блокнот, он что-то записывает, не обращая внимания на присутствующих, мимо него, смеясь и разговаривая, проходят девушки и парни)
Ведущий
В 13 лет Павел вместе с классом совершил поездку по Иртышу (от Павлодара до озера Зайсан) в пути Павел ежедневно вел дневник, где записывал не только описания природы, пристани, городов, но и стихи.
(на сцену выходит ученица 10 класса в роли Евгении Стэнман, на плечи накинут платок, она медленно берёт со стола зелёный конверт, вынимает письмо)
Учащаяся в роли Е.Стэнман
После окончания 8 класса я уехала в Омск (вспоминала Евгения Стэнман), Павел прислал мне письмо, написанное стихами. Послание было в большом зелёном конверте и написано зелеными чернилами: у Павла было пристрастие к зеленым чернилам. Письмо начиналось так:
Образы, мысли желания былого
Втиснуть легко ли в зеленый конверт,
Сколько далекого и дорогого,
Сколько промчавшихся лет…
В 1938 году я узнала, что Павел был арестован, и, по-видимому, погиб. Жаль, что он так рано ушел из жизни.
Слайд 6-8
Ведущий
«Мятежный, дерзновенный, вызывающе яркий…», - так отзываются о таланте Павла Васильева певцы казахстанских и сибирских просторов. С ним в поэзию пришла Азия, веселая и мужественная, звонкая и яркая. Такой изобразил на своих картинах Азию художник Виктор Поликарпов из г.Павлодара.
Слайд 9-11
П. Васильев был человеком могучего, хотя и противоречивого таланта. Большинство его стихотворных произведений настолько своеобразны по рисунку и звучанию, что узнаются буквально по нескольким строчкам. Оригинальность васильевской поэзии связана с близостью к сибирскому народному слову и устному творчеству прииртышских казаков и казахов, которые поэт, выросший в многонациональном Прииртышье, впитал с детства. Стихи и поэмы П. Васильева пронизаны фольклорно-сказочными образами и мотивами. Отчетлив во многих его стихах и романтическо-революционный пафос. Поэзии П. Васильева свойственна большая эмоциональная энергия, оригинальная образность, контрасты, сложные ритмические рисунки. Глубокое влияние на него оказала поэзия Н. Гумилева, С. Есенина. П. Васильев — поэт эпического склада, наиболее ярко раскрывшийся в десяти своих поэмах, отличающихся тематическим и жанровым разнообразием и новым поворотом художественной мысли. Лучшая из поэм — «Соляной бунт» (1933), рассказывающая о жестоком усмирении бунта киргизов, возмущенных каторжными условиями труда на соляном прииске, — стала крупным событием в литературе 1930-х и заставила говорить о П. Васильеве как о художнике огромного дарования и потенциала. Но П. Васильеву не суждено было до конца раскрыться и реализоваться. Лишь после посмертной реабилитации в 1950-х его стали издавать и переиздавать.
Давайте послушаем стихотворения Павла Васильева в исполнении учащихся старших классов.
Чтецы (стихи П.Васильева). Можно раздать любые по усмотрению учителя.
«Иртыш»
«Тройка»
«Родительница степь…»
«Азиат»
«Мню я быть мастером»
«Я тебя, моя забава…»
Ведущий
Павел Васильев и представить себе не мог, что его стихи будут изучать в школе, многие из его произведений будут положены на музыку.
«Стихи в честь Натальи»
(исполнение песни под гитару)
Слайд 12
Ведущий
Учащиеся 5 класса хотят познакомить вас с произведением П.Н.Васильева «Легенда о Серке». Давайте посмотрим сценку в исполнении учащихся 5 класса.
(сценка из произведения)
Слайд 13-15
Ведущий
В городе Павлодаре в 1994 году состоялось открытие дома-музея Павла Василева. Здесь же установлен и бюст поэта алмаатинским архитектором. Это единственный в мире музей Павла Васильева. Большинство экспонатов дома-музея были переданы женой поэта Еленой Вяловой, дочерью Н.Фурман, братом Виктором Васильевым, проживающим в России.
В Москве установена мемориальная доска П.Васильеву, певцу Сибири, по улице 4-ой Тверской-Ямской. В одной из квартир этого дома поэт некоторое время жил. Мемориальная доска есть и в г.Омске (по улице Бударина).
Слайд 16-17
Заключение.
Чтец
И пронеслась,
Сверкнув звездой падучей,
В степной глуши взращенная душа…
Мятежный, неприрученный, могучий,
Неистовый детёныш Иртыша!
Ведущий и чтецы по очереди
- Ежегодно проводятся в Павлодаре «Васильевские чтения».
В канун столетия удалось создать 2-х томное собрание сочинений поэта.
- В г.Омске учреждена Всероссийская литературная премия имени Павла Васильева.
- В доме-музее Павла Васильева в г.Павлодаре не удивляются, когда их просят отправить сборник стихотворений, например, в Великобританию. Директор музея Любовь Кашина рассказывает, что за рубежом творчество П.Васильева очень ценится. Музей ведет переписку с Германией, Израилем, Италией, Великобританией.
- Имя Павла Васильева будет жить, новое время, новые надежды говорят о том, что духовность и человечность побеждают. Стихи Васильева переведены на многие языки мира.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.К.Васильев – отец поэта. Г.М.Васильева – мать поэта.
Выпускники школы водного транспорта Во втором ряду третий слева - Павел. г. Павлодар. Одноклассники Павла Васильева. Третья слева – Евгения Стэнман .
Над пёстрою кошмой степей Заря поднимет бубен алый. Где ветер плещет гибким талом, Мы оседлаем лошадей.
«Расставанье» Восславляю светлую Наталью, Славлю жизнь с улыбкой и печалью . . .
Виктор Поликарпов г . Павлодар Я рисую не собственно иллюстрации к его поэзии, а своё чувство причастности к вечному, до которого меня возвышает его чудотворное поэтическое слово.
«Тройка» «…Вонзая в быстроту копыта Полмира тащат на вожжах…»
«…В степях немятый снег дымится, Но мне в сугробах не пропасть…»
«Иртыш» «…Приветственный погуливает рёв – Бродячий сын компаний пароходных…»
Г. Павлодар Дом – музей Павла Васильева
Увековечен в памяти народа: в стихах, и в графике, и в бронзе, и в граните . . .
И пронеслась, сверкнув звездой падучей, в степной глуши взращенная душа. Мятежный, неприрученный, могучий, неистовый детеныш Иртыша !
Ой и долог путь к человеку, люди, Но страна вся в зелени – по колени травы. Будет вам помилование, люди, будет, Про меня ж, бедового, спойте вы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие литературно- музыкальная композиция "Моя малая родина"
Внеклассное меоприятие "Моя малая родина" разработана на основе личного исследовательско-краеведческого материала об истории, становлении, развитии родного села Чувашское Бурнаево. Также использовала ...
Сценарий внеклассного мероприятия (литературно-музыкальная композиция) "Памятник вечной любви"
Литературно-музыкальная композиция "Памятникт вечной любви" содержит рассказы женщинах, которые прославлены благодаря их способности любить и быть любимыми. Эти истории дают материал для обсужде...
Внеклассное мероприятие. Литературно–музыкальная композиция «Прекрасен наш союз… » (для учащихся 6 класса)
Это мероприятие направлено на расширение знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина, огромном значении лицейского периода в жизни поэта....
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»
Данное мероприятие было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...
. Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкальная композиция "Прерванный полёт"
Творческий вечер - дань памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Памяти русского поэта, певца, актёра, барда Владимира Высоцкого ...
Внеклассное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения А.К. Толстого "Широкой он души человек..."
Литературно-музыкальная композиция "Широкой он души человек..." (С. Есенин) посвящена жизни и творчеству замечательного русского поэта, писателя, драматурга А.К. Толстого....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...