Внеклассное мероприятие "Святки-колядки"
методическая разработка на тему

Кузьменок Ольга Сергеевна

Внеклассное мероприятие посвящено зимним святочным праздникам.

Учащиеся знакомятся с историей возникновения колядования и сами становятся участниками действа. Мероприятие способствует созданию благоприятных условий для формирования у обучающихся положжительного отношения к народным традициям, а также побуждает детей к участию в традиционных святочных праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._meropriyatie._svyatki.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

города Суража Брянской области

Внеклассное мероприятие

«Святки-колядки»

Выполнила

учитель русского языка

и литературы

Кузьменок О.С.

               

Сураж

2017

Внеклассное мероприятие «Святки-колядки»

Цели:

Организовать знакомство с историей колядования, создать благоприятные условия для формирования у обучающихся положительного  отношения к народным традициям, побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.

I. Вступительное слово:

1. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер

2. Календарь деньки считает,
Снова праздник наступает
С озорными святками,
Щедрыми колядками.

         

  1. Праздник этот самый длинный

         Он весёлый и старинный,

          Наши прабабушки и  прадедушки

          Веселились две недели.

         

  1. От Рождества и до Крещения,

          Приготовив угощенье,

          Пели разные колядки,

          По дворам ходили в Святки.

          Наряжались и шутили,

          Праздник ждали и любили. 

II. Беседа:

-В преддверии какого праздника мы сегодня собрались?

            - Когда отмечается Рождество? (В ночь с 6 на 7 января.)

- Какой событие лежит в основе этого праздника? (Рождение Христа в Вифлееме.)

- Какие чудеса сопровождали это событие? (На небе зажглась звезда, волхвы принесли дары.)

- В какой великой книге впервые было описано это событие? (В Библии.)

- Как называется та часть Библии, в которой описывается Рождество Иисуса Христа? (Евангелие.)

- Когда православные встречают старый Новый год? (В ночь с 13 на 14 января.)

- Когда празднуют Крещение? (19 января.)

- Каким словом можно объединить все три праздника? (Святки.)

Вот и святки пришли,

Зиму в дом привели.

В сани коней запрягли,

В путь-дорожку вывели.

Белый снег заледенили,

Лед на речке замостили,

Ребят в санки усадили,

                                 По колядкам покатили.

Пришел Новый год –

Выходи, народ,

Солнышко встречать,

                     Мороз прогонять!  

- Что значит колядовать?

III. Сообщение

Колядование - это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни по домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.

После принятия христианства зимний языческий праздник Коляды совпал с Рождеством Христовым. И колядовщики стали петь рождественские колядки, прославляющие Иисуса Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.

Таким образом, колядовать - значит петь на праздничной рождественской неделе.

IV. Сценка «Спроси у бабушки»

Ведущий. Итак, прежде чем идти колядовать, мы узнаем, как раньше колядовали наши бабушки. Мы дали задание Тане, чтобы она все разузнала у своей бабушки Арины.

Таня. Бабушка, а мы под Новый год с ребятами колядовать идем!

Бабушка. Да кто ж сейчас колядует? Еще ж до Рождества целых семь дней!

Таня. А когда можно колядовать?

Бабушка. Скоро все православные будут праздновать великий светлый праздник - Рождество Христово. Канун этого праздника называется Сочельник. Знаешь, почему он так называется?

Таня. Ой, знала, да забыла уже!

Бабушка. Тогда слушай да на ус наматывай. В день перед Рождеством, 6 января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво - кашу с сушеными ягодами и медом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси и начинали колядовать.

Таня. Ой, значит, и мы пойдем колядовать в Сочельник! А как вы колядовали?

Бабушка. Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили, славили Христа.

Таня. Значит, под Новый год колядовать нельзя? А у нас ребята ходят...

Бабушка. Можно колядовать только под старый Новый год. Он наступает через неделю после Рождества, в ночь с 13 на 14 января.

Таня. Ой, страшно ночью по дворам ходить. А утром нельзя колядовать?

Бабушка. У нас в деревне считалось, что в старый Новый год первым должен в дом войти мужчина. Поэтому утром, до рассвета, ребята обходили все дворы и посевали овсом, чтоб был достаток в доме.

Таня. А хозяева вас угощали?

Бабушка. Ну, конечно, в этот вечер люди не скупились, ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрый». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряников, конфет, пирогов собирали полные мешки.

Таня. И куда вы девали столько еды.

Бабушка. Потом собирались в какой-нибудь избе и устраивали посиделки, там и поедали все угощение.

Таня. Ой, бабушка, побегу я во двор, всем ребятам расскажу, как и когда нужно колядовать.

Бабушка. И будет у всех праздничное настроение, себе и людям в утешение!

V. Ролевая игра «Колядование»

Ведущий. Давайте и мы, ребята, попробуем колядовать!

Заканчивается Рождественский пост. В доме все прибрано, хозяйка напекла пирогов, наготовила всякой снеди.

Ночью хозяева пойдут в церковь на всенощную службу. А сейчас - самое время встречать колядовщиков!

Раздается стук в дверь.

Колядовщик 1. Эй, хозяева, пустите колядовать!

Ведущий. Заходите, люди добрые!

Колядовщики входят в класс.

  1. Коляда, коляда,
    Отворяйте ворота,
    Доставайте сундучки,
    Подавайте пяточки.
    Хоть рубль,
    Хоть пятак,
    Не уйдём из дома так!

  1. Пришла коляда накануне рождества,
    Отворяй ворота, давай пирога,
    А не дашь пирога – мы корову за рога,
    Телку за холку,
    Быка за рога,
    Уведем на мороз!

  1. Дайте нам конфетку,
    А можно и монетку.
    Не жалейте ничего –
    Накануне рождество!

  1. Колядин – колядин!
    Я у батьки один!
    Коротенький кожушок,
    Дайте грошей мешок!
    Если грошей мало –
    Подавайте сало,
    Если сала нема –
    Подавайте пирога!

                                                                                                                                                                                         

  1. Коляда-маляда, уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте,

 Малым детям раздавайте. 

  1. Нынче Ангел к нам спустился
    И пропел: “Христос родился!”.
    Мы пришли Христа прославить,
    А вас с праздником поздравить.

  1. Сеем, веем, подсеваем,
    С Новым годом поздравляем!
    Открывайте сундучок,
    Доставайте пятачок!

  1. Колядую, колядую
    Я зайду в избу любую.
    Попрошу хозяйку
    Сладостей давай-ка.
    И печенья, и конфет,
    И с орехами щербет,
    И халву, и шоколад,
    Пастилу и мармелад,
    Вкусное пирожное,
    Сладкое мороженое.
    Мы и сами будем есть
    И друг друга угощать,
    А хозяйку, а хозяйку
    Добрым словом поминать!

  2. Мы не сами идем – мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

  1. Идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

  1. Где ты, козочка, ходила,

        Где ты, белая, бродила?

Коза.

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Устала. (Коза падает.)

Ведущий: Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

11.  Решето овса, поверх него – колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

(Хозяева одаривают  Козу мешочком со сладостям. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать.)

  1. Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов,

Румяных блинов!

  1. Доброго здоровья!

Молочка коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

VI. Конкурс «Загадки»

Ведущий: - Гости дорогие, имейте терпение,

Будет и от нас вам щедрое угощение.

А пока - рассаживайтесь по лавочкам,

Мы угостим вас загадочкой.

  1. Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке — щетинка. (Поросенок).

  1. Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (Петух).

  1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает! (Воробей)

  1. Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

  1. Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался! (Коромысло).

  1.  В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу — топ-топ.

(Балалайка).

  1.  Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомого встречу,

Соскочу - привечу. (Шапка.)

 8. 5 чуланов, 1 дверь. (Перчатки.)

9.  2 брюшка, 4 ушка. (Подушка.)

10.  Черный конь скачет в огонь. (Кочерга.)

VII. Конкурс тараторок «Скороговорки»

 Ведущий: А теперь пусть тараторки повторят скороговорки (повторяются по три раза).

Сыворотка из-под простокваши.

Добры бобры идут в боры.

На дворе трава, на траве дрова.

Ведущий:

- Зря вы время не теряли,

Все загадки разгадали.

- С праздником, люди добрые!

Вот вам угощенье:

Плюшки да печенье,

Пряники, конфетки –

Покушайте, детки!

VIII. Чаепитие

IX. Игра «Новогодние пожелания» (ребята достают листок с пожеланием-предсказанием  на новый год):

Удача в школе будет исключительной,

Порадуешь оценками родителей!

Тебе завидуют – не злись,

Лучше счастьем поделись!

Если лить не будешь слез,
Денег будет целый воз.



Твой удел не так уж прост,
Ждёт тебя карьерный рост.

О, чудо, судьба приготовит сюрприз,
Пакуй чемоданы, поедешь в круиз.

Ждать осталось самую малость:
Скоро в Ваш дом заглянет радость.

С Вами случится что-то удивительное.

Жизнь всегда даёт второй шанс. Он называется «завтра».

Любовь, время и терпение - три великих врача. Всегда помните об этом!


Каждый день и каждый час  кто-то думает о Вас!

Пряники да сладости, будет много радости.

Появится скоро вдруг  у тебя самый лучший друг.

Счастливые новости уже на пути к тебе.


Если Вы проявите инициативу, успех не заставит себя ждать.

Ваши надежды и планы сбудутся сверх всяких ожиданий.

Ведите обычную жизнь необычным способом.

Пришло время закончить старое и начать новое.

Наслаждайтесь удачей и делитесь ею с окружающими Вас людьми.

Кто смотрит веселей вперед, того богатство ждет.

Следуй за мечтой!

Нужно быть всегда готовым, повезет Вам скоро снова.

Не теряйте время зря, ожидают перемены Вас в начале января.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...