Внеклассное мероприятие "Святки-колядки"
методическая разработка на тему
Внеклассное мероприятие посвящено зимним святочным праздникам.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения колядования и сами становятся участниками действа. Мероприятие способствует созданию благоприятных условий для формирования у обучающихся положжительного отношения к народным традициям, а также побуждает детей к участию в традиционных святочных праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._meropriyatie._svyatki.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
города Суража Брянской области
Внеклассное мероприятие
«Святки-колядки»
Выполнила
учитель русского языка
и литературы
Кузьменок О.С.
Сураж
2017
Внеклассное мероприятие «Святки-колядки»
Цели:
Организовать знакомство с историей колядования, создать благоприятные условия для формирования у обучающихся положительного отношения к народным традициям, побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.
I. Вступительное слово:
1. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
2. Календарь деньки считает,
Снова праздник наступает
С озорными святками,
Щедрыми колядками.
- Праздник этот самый длинный
Он весёлый и старинный,
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели.
- От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
II. Беседа:
-В преддверии какого праздника мы сегодня собрались?
- Когда отмечается Рождество? (В ночь с 6 на 7 января.)
- Какой событие лежит в основе этого праздника? (Рождение Христа в Вифлееме.)
- Какие чудеса сопровождали это событие? (На небе зажглась звезда, волхвы принесли дары.)
- В какой великой книге впервые было описано это событие? (В Библии.)
- Как называется та часть Библии, в которой описывается Рождество Иисуса Христа? (Евангелие.)
- Когда православные встречают старый Новый год? (В ночь с 13 на 14 января.)
- Когда празднуют Крещение? (19 января.)
- Каким словом можно объединить все три праздника? (Святки.)
Вот и святки пришли,
Зиму в дом привели.
В сани коней запрягли,
В путь-дорожку вывели.
Белый снег заледенили,
Лед на речке замостили,
Ребят в санки усадили,
По колядкам покатили.
Пришел Новый год –
Выходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
- Что значит колядовать?
III. Сообщение
Колядование - это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни по домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.
После принятия христианства зимний языческий праздник Коляды совпал с Рождеством Христовым. И колядовщики стали петь рождественские колядки, прославляющие Иисуса Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Таким образом, колядовать - значит петь на праздничной рождественской неделе.
IV. Сценка «Спроси у бабушки»
Ведущий. Итак, прежде чем идти колядовать, мы узнаем, как раньше колядовали наши бабушки. Мы дали задание Тане, чтобы она все разузнала у своей бабушки Арины.
Таня. Бабушка, а мы под Новый год с ребятами колядовать идем!
Бабушка. Да кто ж сейчас колядует? Еще ж до Рождества целых семь дней!
Таня. А когда можно колядовать?
Бабушка. Скоро все православные будут праздновать великий светлый праздник - Рождество Христово. Канун этого праздника называется Сочельник. Знаешь, почему он так называется?
Таня. Ой, знала, да забыла уже!
Бабушка. Тогда слушай да на ус наматывай. В день перед Рождеством, 6 января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво - кашу с сушеными ягодами и медом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси и начинали колядовать.
Таня. Ой, значит, и мы пойдем колядовать в Сочельник! А как вы колядовали?
Бабушка. Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили, славили Христа.
Таня. Значит, под Новый год колядовать нельзя? А у нас ребята ходят...
Бабушка. Можно колядовать только под старый Новый год. Он наступает через неделю после Рождества, в ночь с 13 на 14 января.
Таня. Ой, страшно ночью по дворам ходить. А утром нельзя колядовать?
Бабушка. У нас в деревне считалось, что в старый Новый год первым должен в дом войти мужчина. Поэтому утром, до рассвета, ребята обходили все дворы и посевали овсом, чтоб был достаток в доме.
Таня. А хозяева вас угощали?
Бабушка. Ну, конечно, в этот вечер люди не скупились, ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрый». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряников, конфет, пирогов собирали полные мешки.
Таня. И куда вы девали столько еды.
Бабушка. Потом собирались в какой-нибудь избе и устраивали посиделки, там и поедали все угощение.
Таня. Ой, бабушка, побегу я во двор, всем ребятам расскажу, как и когда нужно колядовать.
Бабушка. И будет у всех праздничное настроение, себе и людям в утешение!
V. Ролевая игра «Колядование»
Ведущий. Давайте и мы, ребята, попробуем колядовать!
Заканчивается Рождественский пост. В доме все прибрано, хозяйка напекла пирогов, наготовила всякой снеди.
Ночью хозяева пойдут в церковь на всенощную службу. А сейчас - самое время встречать колядовщиков!
Раздается стук в дверь.
Колядовщик 1. Эй, хозяева, пустите колядовать!
Ведущий. Заходите, люди добрые!
Колядовщики входят в класс.
- Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пяточки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
- Пришла коляда накануне рождества,
Отворяй ворота, давай пирога,
А не дашь пирога – мы корову за рога,
Телку за холку,
Быка за рога,
Уведем на мороз!
- Дайте нам конфетку,
А можно и монетку.
Не жалейте ничего –
Накануне рождество!
- Колядин – колядин!
Я у батьки один!
Коротенький кожушок,
Дайте грошей мешок!
Если грошей мало –
Подавайте сало,
Если сала нема –
Подавайте пирога!
- Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте.
- Нынче Ангел к нам спустился
И пропел: “Христос родился!”.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
- Сеем, веем, подсеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
- Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое.
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать,
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать! - Мы не сами идем – мы козу ведем.
Где коза ходит, там пшеница родит,
Где коза хвостом, там жито кустом,
Где коза ногою, там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом.
- Идет в гости коза,
К вам коза-дереза.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
- Где ты, козочка, ходила,
Где ты, белая, бродила?
Коза.
Ходила коза по темным лесам,
По сырым борам,
Устала. (Коза падает.)
Ведущий: Что же вашей козочке надо? Что же она любит?
11. Решето овса, поверх него – колбаса.
Да три куска сала, чтобы коза встала!
(Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостям. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать.)
- Всем людям добрым
Желаем добра, золота, серебра!
Пышных пирогов,
Румяных блинов!
- Доброго здоровья!
Молочка коровья!
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
VI. Конкурс «Загадки»
Ведущий: - Гости дорогие, имейте терпение,
Будет и от нас вам щедрое угощение.
А пока - рассаживайтесь по лавочкам,
Мы угостим вас загадочкой.
- Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке — щетинка. (Поросенок).
- Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух).
- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает! (Воробей)
- Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
- Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался! (Коромысло).
- В лесу тук-тук,
В избе ляп-ляп,
В руках дзынь-дзынь,
На полу — топ-топ.
(Балалайка).
- Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомого встречу,
Соскочу - привечу. (Шапка.)
8. 5 чуланов, 1 дверь. (Перчатки.)
9. 2 брюшка, 4 ушка. (Подушка.)
10. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга.)
VII. Конкурс тараторок «Скороговорки»
Ведущий: А теперь пусть тараторки повторят скороговорки (повторяются по три раза).
Сыворотка из-под простокваши.
Добры бобры идут в боры.
На дворе трава, на траве дрова.
Ведущий:
- Зря вы время не теряли,
Все загадки разгадали.
- С праздником, люди добрые!
Вот вам угощенье:
Плюшки да печенье,
Пряники, конфетки –
Покушайте, детки!
VIII. Чаепитие
IX. Игра «Новогодние пожелания» (ребята достают листок с пожеланием-предсказанием на новый год):
Удача в школе будет исключительной,
Порадуешь оценками родителей!
Тебе завидуют – не злись,
Лучше счастьем поделись!
Если лить не будешь слез,
Денег будет целый воз.
Твой удел не так уж прост,
Ждёт тебя карьерный рост.
О, чудо, судьба приготовит сюрприз,
Пакуй чемоданы, поедешь в круиз.
Ждать осталось самую малость:
Скоро в Ваш дом заглянет радость.
С Вами случится что-то удивительное.
Жизнь всегда даёт второй шанс. Он называется «завтра».
Любовь, время и терпение - три великих врача. Всегда помните об этом!
Каждый день и каждый час кто-то думает о Вас!
Пряники да сладости, будет много радости.
Появится скоро вдруг у тебя самый лучший друг.
Счастливые новости уже на пути к тебе.
Если Вы проявите инициативу, успех не заставит себя ждать.
Ваши надежды и планы сбудутся сверх всяких ожиданий.
Ведите обычную жизнь необычным способом.
Пришло время закончить старое и начать новое.
Наслаждайтесь удачей и делитесь ею с окружающими Вас людьми.
Кто смотрит веселей вперед, того богатство ждет.
Следуй за мечтой!
Нужно быть всегда готовым, повезет Вам скоро снова.
Не теряйте время зря, ожидают перемены Вас в начале января.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...